— Алла, у тебя опять глаза на мокром месте. В любом музее мира найдётся полотно, которое растрогает тебя до слез. И Приморская картинная галерея не стала исключением.
— Андрюша, но как тут не заплакать? Ты только посмотри на картину Карла Лемоха «Выздоравливающая». Крестьянская изба, бедная и неприбранная. Девочка, которая недавно тяжело болела, и всё ещё плохо себя чувствует, лежит прямо на полу на каких-то матрасах. Жалко её!
— Алла, чужую жизнь не измерить своим аршином. И у малышки, которой ты так горячо сочувствуешь, в жизни есть свои радости. Мама заботливо кормит её с ложечки, а старшая сестра и маленький братишка с нежностью смотрят на это. Девочка выздоравливает, скоро дети смогут играть все вместе.
— Да, детей в этой семье мал мала меньше. На коленях у мамы ещё и грудничок. А в доме при этом такой хаос.
— Где ты видишь хаос? Разве что солома на полу. Так это, возможно, постелили для маленького ягнёнка или поросёнка. Новорождённых животных крестьяне держали в избе, пока те не окрепнут.
— Вещи не на своих местах. На полу стоит кувшин, тут же старая корзина и веник.
— Полагаю, мама оставила текущие дела, увидев, что девочка проснулась, и бросилась её кормить. И вообще, сестрёнка, есть такая пословица: «Прежде чем кого-то судить, надень его обувь и пройди его путь». Нам, горожанам двадцать первого века, трудно представить, каково приходилось крестьянам в далёком 1889 году, когда была написана картина «Выздоравливающая».
— Но Карл Лемох так подробно передал обстановку в крестьянской избе, что кажется, я там побывала и всё увидела своими глазами. Интересно, он что, вошёл с мольбертом в дом, где болеет ребенок, и рисовал с натуры? Это похоже на то, как сейчас снимают происшествия на камеру телефона.
— По-моему, подобная аналогия здесь неуместна. Сцену, которую мы видим на картине «Выздоравливающая», Карл Викентьевич наблюдал лично, но писал позже в мастерской. Художник устроил что-то вроде студии в избе, которую купил специально для творчества в подмосковном селе Ховрино. Создавая жанровые картины о сельских буднях, Лемох воспроизводил нужную обстановку в своём доме и приглашал крестьян позировать.
— Карл Лемох платил своим натурщикам?
— И очень щедро! Лемох был состоятельным, поскольку хорошо зарабатывал. Большую часть года он жил в Санкт-Петербурге и давал частные уроки рисования. Среди его учеников были даже дети царя, Александра Третьего. А летом в Ховрине художник активно тратил заработанные средства на благотворительность.
— На благотворительность?
— Да. Он нанял работников, чтобы вырыть в деревне колодец, помогал строить дома погорельцам. И к нуждам тех, кто приходил позировать, относился очень внимательно. Например, у главной героини картины «Выздоравливающая» художник выведал, что она давно не пила молока. И на воскресной ярмарке в соседнем селе купил её родителям корову.
— И всё-таки мне интересно, с какими чувствами Карл Лемох писал правдивые сцены из сельской жизни? Разве в своей картине «Выздоравливающая» он не хотел обличить крестьянку? В неумении организовать быт, создать условия для детей...
— А что тут обличать? Бедность, тяжкий труд? Нет, это исключено. И потом, Карл Лемох имел замечательное свойство характера — он никогда никого не судил. Если в разговоре сквозила хоть тень осуждения, художник мягко, но решительно переменял тему. Все его полотна — это форма сочувствия. Он радуется, что маленькая героиня картины «Выздоравливающая» пошла на поправку, сострадает тяготам женщины-крестьянки, любуется её ребятишками. И сердечно любит их всех.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (04.12.2024)
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 320 зач., IX, 1-7.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Каждый, кто когда-нибудь посещал ту или иную достопримечательность и бывал в каких-нибудь особенных местах, видел людей, которые, находясь поблизости от всей этой красоты, не трепетали от восторга, потому что для них это было частью естественного пейзажа, ведь они были местными. Но означает ли это, что они привыкли и уже не любят того, что их окружает? И можно ли привыкнуть к Богу, перестать чувствовать трепет перед Ним и даже перестать Его любить? Ответ на этот вопрос можно дать, обратившись к отрывку из 9-й главы послания апостола Павла к Евреям, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное:
2 ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется Святое.
3 За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых,
4 имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета,
5 а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно.
6 При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение;
7 а во вторую — однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.
Помню, как в детстве, приезжая на море, я удивлялся тому, что местные жители воспринимают его с гораздо меньшим энтузиазмом. Потом, будучи студентом, я будто бы впервые увидел рыбаков, которые ловили рыбу стоя спиной к Московскому Кремлю, совершенно не обращая на него внимания. Снова и снова меня посещал один и тот же вопрос: «Почему эти люди не испытывают тех же эмоций, что испытывают путешественники или туристы, которые впервые видят нечто особенное?» И самое главное, означает ли это, что они, как местные, не испытывают к своей малой родине и её красоте особенных чувств? С возрастом, общаясь с самыми разными людьми, пожив в разных городах, я понял, что чувства могут быть разными. Человек может не охать и не ахать от восторга, но только вернувшись домой, оказавшись рядом с какой-то своей, может быть на взгляд всех других, ничем не примечательной красотой, он чувствует, что он дома, рядом с чем-то дорогим и очень важным. И это не временные восторги, но глубокое и искреннее чувство родства.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол Павел перечисляет предметы, связанные с главной иудейской святыней — ковчегом завета. Своим присутствием ковчег делал помещение, в котором находился, совершенно особенной частью храма. Ведь если в пространство, называемое Святое, священники входили регулярно, во Святое Святых как место нахождения ковчега главный иудейский священник, или первосвященник, входил единожды в год. Мера приближения к святыне может говорить о том, что к наиболее святому пространству, как и к наиболее святым предметам относились с наибольшими благоговением и трепетом. Но чем большее благоговение предполагалось, чем более святым являлся предмет, тем дальше грешный человек должен был от него находиться.
Но как же эти предметы стали восприниматься в христианстве? Они стали восприниматься как прообразы или символы Богородицы, Той Жены и Девы, через Которую бесконечный Бог стал человеком, видимым и слышимым, осязаемым настолько, что Его стало возможно убить. Бог — такой далёкий, для кого-то страшный, для кого-то загадочный, вдруг становится таким же, как мы. Для кого-то всё это будет выглядеть самым настоящим понижением Его статуса, ведь одно дело Бог, а другое дело — обычный человек. Однако на самом деле это не понижение... Воплощение меняет наше отношение к Богу, но изменения оказываются связаны не пренебрежением, а ощущением близости и родства. В них чувствуется невероятная ответственность, но и невероятное доверие Творца человеку. Опыт первой встречи, человека с Богом, который сопровождался трепетом и восторгом, уходит, однако при правильном подходе он сменяется не пренебрежением и забвением, он сменяется опытом события и соприсутствия, в котором Божие снисхождение к людям открывает им дорогу восхождения к Нему.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Сохранение культурного и исторического наследия в городах». Виталий Калашников
У нас в гостях был историк, москвовед, журналист Виталий Калашников.
Разговор шел о сохранении культурного и исторического наследия в городах, а также о значении небольших деталей и элементов в архитектуре, которые даже не всегда заметны, но играют свою важную роль.
Все выпуски программы Светлый вечер