Карл Лемох. «Выздоравливающая» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Карл Лемох. «Выздоравливающая»

Поделиться Поделиться

— Алла, у тебя опять глаза на мокром месте. В любом музее мира найдётся полотно, которое растрогает тебя до слез. И Приморская картинная галерея не стала исключением.

— Андрюша, но как тут не заплакать? Ты только посмотри на картину Карла Лемоха «Выздоравливающая». Крестьянская изба, бедная и неприбранная. Девочка, которая недавно тяжело болела, и всё ещё плохо себя чувствует, лежит прямо на полу на каких-то матрасах. Жалко её!

— Алла, чужую жизнь не измерить своим аршином. И у малышки, которой ты так горячо сочувствуешь, в жизни есть свои радости. Мама заботливо кормит её с ложечки, а старшая сестра и маленький братишка с нежностью смотрят на это. Девочка выздоравливает, скоро дети смогут играть все вместе.

— Да, детей в этой семье мал мала меньше. На коленях у мамы ещё и грудничок. А в доме при этом такой хаос.

— Где ты видишь хаос? Разве что солома на полу. Так это, возможно, постелили для маленького ягнёнка или поросёнка. Новорождённых животных крестьяне держали в избе, пока те не окрепнут.

— Вещи не на своих местах. На полу стоит кувшин, тут же старая корзина и веник.

— Полагаю, мама оставила текущие дела, увидев, что девочка проснулась, и бросилась её кормить. И вообще, сестрёнка, есть такая пословица: «Прежде чем кого-то судить, надень его обувь и пройди его путь». Нам, горожанам двадцать первого века, трудно представить, каково приходилось крестьянам в далёком 1889 году, когда была написана картина «Выздоравливающая».

— Но Карл Лемох так подробно передал обстановку в крестьянской избе, что кажется, я там побывала и всё увидела своими глазами. Интересно, он что, вошёл с мольбертом в дом, где болеет ребенок, и рисовал с натуры? Это похоже на то, как сейчас снимают происшествия на камеру телефона.

— По-моему, подобная аналогия здесь неуместна. Сцену, которую мы видим на картине «Выздоравливающая», Карл Викентьевич наблюдал лично, но писал позже в мастерской. Художник устроил что-то вроде студии в избе, которую купил специально для творчества в подмосковном селе Ховрино. Создавая жанровые картины о сельских буднях, Лемох воспроизводил нужную обстановку в своём доме и приглашал крестьян позировать.

— Карл Лемох платил своим натурщикам?

— И очень щедро! Лемох был состоятельным, поскольку хорошо зарабатывал. Большую часть года он жил в Санкт-Петербурге и давал частные уроки рисования. Среди его учеников были даже дети царя, Александра Третьего. А летом в Ховрине художник активно тратил заработанные средства на благотворительность.

— На благотворительность?

— Да. Он нанял работников, чтобы вырыть в деревне колодец, помогал строить дома погорельцам. И к нуждам тех, кто приходил позировать, относился очень внимательно. Например, у главной героини картины «Выздоравливающая» художник выведал, что она давно не пила молока. И на воскресной ярмарке в соседнем селе купил её родителям корову.

— И всё-таки мне интересно, с какими чувствами Карл Лемох писал правдивые сцены из сельской жизни? Разве в своей картине «Выздоравливающая» он не хотел обличить крестьянку? В неумении организовать быт, создать условия для детей...

— А что тут обличать? Бедность, тяжкий труд? Нет, это исключено. И потом, Карл Лемох имел замечательное свойство характера — он никогда никого не судил. Если в разговоре сквозила хоть тень осуждения, художник мягко, но решительно переменял тему. Все его полотна — это форма сочувствия. Он радуется, что маленькая героиня картины «Выздоравливающая» пошла на поправку, сострадает тяготам женщины-крестьянки, любуется её ребятишками. И сердечно любит их всех.

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем