
— Алла, у тебя опять глаза на мокром месте. В любом музее мира найдётся полотно, которое растрогает тебя до слез. И Приморская картинная галерея не стала исключением.
— Андрюша, но как тут не заплакать? Ты только посмотри на картину Карла Лемоха «Выздоравливающая». Крестьянская изба, бедная и неприбранная. Девочка, которая недавно тяжело болела, и всё ещё плохо себя чувствует, лежит прямо на полу на каких-то матрасах. Жалко её!
— Алла, чужую жизнь не измерить своим аршином. И у малышки, которой ты так горячо сочувствуешь, в жизни есть свои радости. Мама заботливо кормит её с ложечки, а старшая сестра и маленький братишка с нежностью смотрят на это. Девочка выздоравливает, скоро дети смогут играть все вместе.
— Да, детей в этой семье мал мала меньше. На коленях у мамы ещё и грудничок. А в доме при этом такой хаос.
— Где ты видишь хаос? Разве что солома на полу. Так это, возможно, постелили для маленького ягнёнка или поросёнка. Новорождённых животных крестьяне держали в избе, пока те не окрепнут.
— Вещи не на своих местах. На полу стоит кувшин, тут же старая корзина и веник.
— Полагаю, мама оставила текущие дела, увидев, что девочка проснулась, и бросилась её кормить. И вообще, сестрёнка, есть такая пословица: «Прежде чем кого-то судить, надень его обувь и пройди его путь». Нам, горожанам двадцать первого века, трудно представить, каково приходилось крестьянам в далёком 1889 году, когда была написана картина «Выздоравливающая».
— Но Карл Лемох так подробно передал обстановку в крестьянской избе, что кажется, я там побывала и всё увидела своими глазами. Интересно, он что, вошёл с мольбертом в дом, где болеет ребенок, и рисовал с натуры? Это похоже на то, как сейчас снимают происшествия на камеру телефона.
— По-моему, подобная аналогия здесь неуместна. Сцену, которую мы видим на картине «Выздоравливающая», Карл Викентьевич наблюдал лично, но писал позже в мастерской. Художник устроил что-то вроде студии в избе, которую купил специально для творчества в подмосковном селе Ховрино. Создавая жанровые картины о сельских буднях, Лемох воспроизводил нужную обстановку в своём доме и приглашал крестьян позировать.
— Карл Лемох платил своим натурщикам?
— И очень щедро! Лемох был состоятельным, поскольку хорошо зарабатывал. Большую часть года он жил в Санкт-Петербурге и давал частные уроки рисования. Среди его учеников были даже дети царя, Александра Третьего. А летом в Ховрине художник активно тратил заработанные средства на благотворительность.
— На благотворительность?
— Да. Он нанял работников, чтобы вырыть в деревне колодец, помогал строить дома погорельцам. И к нуждам тех, кто приходил позировать, относился очень внимательно. Например, у главной героини картины «Выздоравливающая» художник выведал, что она давно не пила молока. И на воскресной ярмарке в соседнем селе купил её родителям корову.
— И всё-таки мне интересно, с какими чувствами Карл Лемох писал правдивые сцены из сельской жизни? Разве в своей картине «Выздоравливающая» он не хотел обличить крестьянку? В неумении организовать быт, создать условия для детей...
— А что тут обличать? Бедность, тяжкий труд? Нет, это исключено. И потом, Карл Лемох имел замечательное свойство характера — он никогда никого не судил. Если в разговоре сквозила хоть тень осуждения, художник мягко, но решительно переменял тему. Все его полотна — это форма сочувствия. Он радуется, что маленькая героиня картины «Выздоравливающая» пошла на поправку, сострадает тяготам женщины-крестьянки, любуется её ребятишками. И сердечно любит их всех.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 112 зач., XIII, 11 - XIV, 4.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Ограничение в пище, строгий пост вплоть до отказа от еды, всегда и во многих религиозных традициях рассматривались как признак и условие активной и насыщенной духовной жизни. Христианская вера не исключение. Нередко, если мы видим человека, который следует строгим гастрономическим ограничениям, мы проникаемся к нему уважением. Ведь для нас это свидетельство крепости его веры. Однако, отрывок из 13-й и 14-й глав послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах, говорит о том, что это не всегда так. Давайте послушаем.
Глава 13.
11 Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали.
12 Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света.
13 Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти;
14 но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти.
Глава 14.
1 Немощного в вере принимайте без споров о мнениях.
2 Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи.
3 Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его.
4 Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.
Как мы видим, в римской общине христиан среди верующих отношение к еде было неоднородным. Кто-то ел всё, что Бог послал, и не придерживался относительно пищи строгих запретов. Кто-то, напротив, был очень щепетилен в этом вопросе, воздерживался от употребления мяса и ел только овощи. Другими словами, в церковной общине Рима было строгое направление и более свободное. Обращает на себя внимание то, что именно строгих постников апостол Павел называет немощными в вере. «Как же так?» — спросим мы, — «А как же святые подвижники и аскеты, рацион которых был очень скудным?».
Дело в том, что особое отношение к еде практиковалось и у иудеев, и у язычников того времени. В еврейских священных книгах были целые списки чистых и нечистых животных. В пищу годились только чистые. Мясо нечистых оскверняло и лишало человека права принимать участие в богослужении. Подобное мы видим и в многочисленных языческих сектах. Так, например, последователи Пифагора верили, что любое проявление телесности — это скверна. А потому задача человека путём строгой дисциплины скинуть с себя путы материи и выйти в мир духа. И воздержание от мяса было важным условием достижения успеха.
Люди, которые приходили в Церковь в то время, нередко приносили с собой багаж этих предрассудков. Они ещё не знали, как верно организовать свою духовную жизнь. Всё их внимание было сосредоточено на внешних действиях. И пищевые ограничения, как самые очевидные, они ставили во главу угла. А потому совершенно игнорировали то, о чём учил Христос. А Он в Евангелии чётко говорит: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека... ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления».
Вот почему Павел называет таких строгих ревнителей немощными. Им ещё не знакомо то состояние, которое он называет «свободой во Христе». Это такой образ мысли и чувств, когда человек руководствуется в своей деятельности не столько внешними правилами, не ритуальным уставом. Он в большей степени доверяет духовной интуиции, которая поселилась в его сердце в результате исполнения евангельских заповедей о любви, милости и снисхождении к людям ради Христа. Такой человек — не анархист, он не отвергает букву закона. Просто его ведёт Дух Божий, Который подсказывает, как именно ему применить эту букву в той или иной ситуации. В том числе, какие пищевые ограничения на себя наложить, а где сделать послабление.
Воздержание в пище святых отцов-аскетов имеет в своей основе именно этот духовный мотив. Именно за свой подвиг евангельского братолюбия они получили от Бога привилегию и силы для совершенного воздержания. Чтобы в ещё больше степени очистить своё сердце, в ещё большей степени вместить в него Духа Божия и в ещё большей степени проявлять любовь к окружающим.
Поэтому и делает Павел акцент не на внешней форме поста, а на внутреннем делании. Он призывает к умеренности. «Заботу о плоти не превращайте в похоти», — говорит он. Павла в большей степени интересует не аскеза ради аскезы, а добрые, мирные отношения между людьми в общине. Поэтому и призывает он не превозноситься друг над другом и снисходить к опыту ближних. «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест», — говорит он. У каждого свой путь и своя мера.
Дай же и нам, Господи, силы и разума в первую очередь исполнять Твои заповеди по отношению к нашим ближним. Чтобы Твой Дух наполнил наше сердце и указал, как именно нам идти по пути ко спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Видеоувеличитель поможет Андрею и Феде развиваться

Андрей и Фёдор — братья. Первому 9 лет, второму — 6. У обоих инвалидность по зрению. Они не различают цвета́, то есть видят мир в сером цвете. Кроме этого, у ребят снижена острота зрения. Андрей может не узнать родных даже с расстояния 10 шагов, пока не услышит их голос. Федя видит немного лучше, но совсем не различает светлые полутона. Несмотря на эту патологию братья живут активно и представляют, кем станут в будущем. Андрей интересуется профессиями космонавта и инженера. А Федя хочет быть поваром или программистом. Дружная семья поддерживает мальчишек во многих стремлениях и делает всё, чтобы их жизнь была интересной и насыщенной.
Старший из братьев, Андрей, хорошо ориентируется в пространстве, занимается вольной борьбой, плаванием и учится играть на фортепиано. Младший, Федя, тоже ходит в бассейн, осваивает игру на фортепиано и занимается танцами. Вот только осваивать чтение и письмо ребята могут с трудом. Чтобы разглядеть буквы, мелкие детали или картинки, мальчишкам приходится практически вплотную склоняться к книгам и предметам. Настало время, когда без специализированного оборудования им просто не справиться.
Братьям необходим видеоувеличитель. Этот прибор создан специально для людей с нарушениями зрения. Он станет для Андрея и Феди незаменимым помощником в учёбе и в жизни. Собрать средства на дорогое оборудование семье Галочкиных, в которой растут трое детей, помогает фонд «Люди — маяки». Поучаствовать в добром деле можете и вы, для этого переходите на сайт фонда и сделайте любой благотворительный взнос. Подарим Андрею и Феде возможность учиться и развиваться!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Серафим (Соболев)». Глеб Елисеев

Гостем программы «Исторический час» был кандидат исторических наук Глеб Елисеев.
Разговор шел о жизни святителя Серафима (Соболева), о его епископском служении в эмиграции после революции в России, о роли в создании Русской Православной Церкви Заграницей и о последующем возвращении в Московский Патриархат.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Святитель Серафим (Соболев)». Глеб Елисеев
- «Адмирал Андрей Августович Эбергард». Константин Залесский
- «Великая Отечественная война и танкостроение». Александр Музафаров
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов