— Алла, у тебя опять глаза на мокром месте. В любом музее мира найдётся полотно, которое растрогает тебя до слез. И Приморская картинная галерея не стала исключением.
— Андрюша, но как тут не заплакать? Ты только посмотри на картину Карла Лемоха «Выздоравливающая». Крестьянская изба, бедная и неприбранная. Девочка, которая недавно тяжело болела, и всё ещё плохо себя чувствует, лежит прямо на полу на каких-то матрасах. Жалко её!
— Алла, чужую жизнь не измерить своим аршином. И у малышки, которой ты так горячо сочувствуешь, в жизни есть свои радости. Мама заботливо кормит её с ложечки, а старшая сестра и маленький братишка с нежностью смотрят на это. Девочка выздоравливает, скоро дети смогут играть все вместе.
— Да, детей в этой семье мал мала меньше. На коленях у мамы ещё и грудничок. А в доме при этом такой хаос.
— Где ты видишь хаос? Разве что солома на полу. Так это, возможно, постелили для маленького ягнёнка или поросёнка. Новорождённых животных крестьяне держали в избе, пока те не окрепнут.
— Вещи не на своих местах. На полу стоит кувшин, тут же старая корзина и веник.
— Полагаю, мама оставила текущие дела, увидев, что девочка проснулась, и бросилась её кормить. И вообще, сестрёнка, есть такая пословица: «Прежде чем кого-то судить, надень его обувь и пройди его путь». Нам, горожанам двадцать первого века, трудно представить, каково приходилось крестьянам в далёком 1889 году, когда была написана картина «Выздоравливающая».
— Но Карл Лемох так подробно передал обстановку в крестьянской избе, что кажется, я там побывала и всё увидела своими глазами. Интересно, он что, вошёл с мольбертом в дом, где болеет ребенок, и рисовал с натуры? Это похоже на то, как сейчас снимают происшествия на камеру телефона.
— По-моему, подобная аналогия здесь неуместна. Сцену, которую мы видим на картине «Выздоравливающая», Карл Викентьевич наблюдал лично, но писал позже в мастерской. Художник устроил что-то вроде студии в избе, которую купил специально для творчества в подмосковном селе Ховрино. Создавая жанровые картины о сельских буднях, Лемох воспроизводил нужную обстановку в своём доме и приглашал крестьян позировать.
— Карл Лемох платил своим натурщикам?
— И очень щедро! Лемох был состоятельным, поскольку хорошо зарабатывал. Большую часть года он жил в Санкт-Петербурге и давал частные уроки рисования. Среди его учеников были даже дети царя, Александра Третьего. А летом в Ховрине художник активно тратил заработанные средства на благотворительность.
— На благотворительность?
— Да. Он нанял работников, чтобы вырыть в деревне колодец, помогал строить дома погорельцам. И к нуждам тех, кто приходил позировать, относился очень внимательно. Например, у главной героини картины «Выздоравливающая» художник выведал, что она давно не пила молока. И на воскресной ярмарке в соседнем селе купил её родителям корову.
— И всё-таки мне интересно, с какими чувствами Карл Лемох писал правдивые сцены из сельской жизни? Разве в своей картине «Выздоравливающая» он не хотел обличить крестьянку? В неумении организовать быт, создать условия для детей...
— А что тут обличать? Бедность, тяжкий труд? Нет, это исключено. И потом, Карл Лемох имел замечательное свойство характера — он никогда никого не судил. Если в разговоре сквозила хоть тень осуждения, художник мягко, но решительно переменял тему. Все его полотна — это форма сочувствия. Он радуется, что маленькая героиня картины «Выздоравливающая» пошла на поправку, сострадает тяготам женщины-крестьянки, любуется её ребятишками. И сердечно любит их всех.
4 ноября. О творчестве Николая Дубова

Сегодня 4 ноября. В этот день в 1910 году родился писатель Николай Дубов.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Писатель, о котором мы сегодня с вами говорим, хотя и был человеком своего времени и советской закалки, однако, родившись ещё за семь лет до революции, был человеком русской культуры. И более всего для него значили в творчестве понятия чести и долга, добро как естественная стихия русского сердца.
Его произведения, в своё время печатавшиеся тысячными тиражами, утверждали идеалы веры в любовь, учили делать правильный выбор, то есть содействовали нравственному воспитанию соотечественников.
Сегодня, может быть, эти известные некогда произведения «На краю земли», «Огни на реке» покажутся современникам наивными, однако факт остаётся фактом — важен результат. Важно, чтобы творчество писателя действительно отзывалось в душе добром, как говорил Александр Сергеевич Пушкин: «Лирою своею, он считал необходимым пробуждать чувства добрые».
И поэтому мы с благодарностью воспоминаем писателей советской эпохи, особенно раба Божьего Николая, человека, крещённого ещё в дореволюционную пору и отошедшего в вечность с сознанием выполненного долга.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 ноября. О духовном смысле праздника Дня народного единства

Сегодня 4 ноября. День народного единства.
О духовном смысле праздника — протоиерей Андрей Ефанов.
Не может государство быть сильным, если нет единства в народе, нет солидарности среди народов, составляющих федерацию, отсутствует единение, полнота нации. К чему приводит разрозненность народов, мы неоднократно видели на исторических примерах нашей Родины.
И сегодняшний день как память преодоления Смутного времени учит нас тому, что в единстве своём мы непобедимы. Однако только то единство можно назвать непобедимым, когда оно основано на глубокой вере народов в Бога, в исполнении Его заповедей.
В таком случае исполняется Божий замысел о нас, и Его покровительство укрепляет нацию в едином созидательном стремлении, которое направлено не только на укрепление государственности, но и на исполнение Божьего завета как на частном уровне, так и на государственном.
С праздником Казанской иконы Пресвятой Богородицы и Днём народного единства!
Все выпуски программы Актуальная тема
4 ноября. О всенародном почитании Казанской иконы Божьей Матери
                                    
Сегодня 4 ноября. Празднование Казанской иконе Божьей Матери.
О всенародном почитании этой иконы — священник Родион Петриков.
Что значит почитать икону? Можно отметить три грани почитания Казанской иконы.
Во-первых, это благодарность за историю. В 1612 году эта икона вдохновила ополченцев Минина и Пожарского. И не меч победил смуту, а единство народа перед её ликом. Как писал Патриарх Гермоген, Матерь Божия взяла русский народ под свой омофор.
Во-вторых, это доверие в испытаниях. В блокадном Ленинграде икону носили по улицам, и люди, терявшие силы, находили надежду. В их сердцах рождалось терпение сквозь отчаяние. И, как показала история, это терпение не было посрамлено.
Семейные заветы. Многие передают Казанскую икону Божией Матери из поколения в поколение. Это напоминание, что Матерь Божия будет всегда с нами. И в радости, и в горечи.
Седьмой Вселенский Собор учит: честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу. Вот в чём смысл иконопочитания. Икона — это живая связь со святыней, со святым и Пресвятой Богородицей, изображённой на иконе. Это окно в небо, а не амулет.
Пусть Божия Матерь научит нас вручать нашу великую страну Россию, наши семьи и души Её заступничеству. Радуйся, Заступница усердная рода христианского!
Все выпуски программы Актуальная тема



 



