Книги американкой романистки Карен Кингсбери пользуются большим успехом у читателей во всём мире. Кингсбери называют христианской писательницей, сама же она говорит, что никогда не пыталась намеренно подгонять свои произведения под какое-либо определение и создаёт яркие, увлекательные и, как говорят, необыкновенно читабельные тексты, в которые невероятно органично вплетает подлинно христианскую мораль. Например, такие, как книга «Возвращённый из плена».
На её сюжет автора натолкнула сама жизнь. Однажды, забирая детей из школы, Кингсбери заметила очень странного ребёнка. Он сидел с глубоко отстранённым видом, словно пребывая в каком-то замкнутом мире. Карен узнала, что у мальчика — аутизм. Именно больной аутизмом подросток-старшеклассник по имени Холден Харрис и стал главным героем романа Карен Кингсберри «Возвращённый из плена».
Досконально изучив непростую тему, писательница кажется, совершила маленькое чудо. Как написать о человеке, который, в силу своего необычного заболевания, не может выражать эмоций, который, словно в раковине, замкнут внутри себя? Но герой получился настолько выразительным, что, пожалуй, затмил всех остальных. По крайней мере, для другой главной героини по имени Элла Рэйнольдс, ученицы той же школы, куда ходил на занятия Холден. Их встреча коренным образом изменила жизнь юноши, на выздоровление которого уже почти не возлагали надежд.
Так вкратце можно описать основной стержень сюжета, который по ходу повествования стремительно развивается, принимает неожиданные повороты, разветвляется, показывая читателю судьбу всех героев повествования, чтобы вновь соединиться в далеко не таком предсказуемом, как может на первый взгляд показаться, финале.
Надо отдать автору должное — рассказывая о вещах непростых, она не позволяет себе скатиться в трагизм. Напротив, пытается показать, насколько удивительным может быт внутренний мир больного аутизмом. Невероятны моменты, когда писательница ведёт повествование как бы от лица Холдена, и мы видим его глазами, читаем его мысли, слышим его молитвы. И даже кажется, что многие герои романа живут в куда более тяжёлом плену, чем Холден — в плену погони за богатством, ускользающей молодостью, славой...
Но, к счастью, все они, в конце концов, оказываются способными победить свой плен — в этом им помогает сила любви и молитвы. В жизни каждого из героев романа Карен Кингсбери происходит настоящее чудо переосмысления, катарсиса — словом, чувство Возвращённого из плена которое, наверняка, закрыв последнюю страницу книги, ощутят и читатели.
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
Старец Силуан провёл всю жизнь на Афоне. В записках он вспоминает, как на протяжении четырнадцати лет молился о том, чтобы Бог дал ему почувствовать Своё присутствие. И наступил момент, когда отчаяние пересилило веру. Тогда во время очередной многочасовой молитвы монах воскликнул Богу: «Ты неумолим!..» И в это мгновение он вдруг ощутил присутствие Христа. Инок почувствовал такую любовь, такое сострадание, что понял — можно прожить всю жизнь ради Господа. Впоследствии, утешая отчаявшихся братьев, старец Силуан Афонский рассказывал о том, каким ему открылся Бог:
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца и говорит: „Ах, какой у нас Господь!“. Грешная душа, которая не знает Господа, боится смерти, думает, что Господь не простит ей грехов её. Но это потому, что душа не знает Господа и как много Он нас любит. А если бы знали люди, то ни один человек не отчаялся бы. Господь Сам есть одна Любовь».
Все выпуски программы Слова Святых
«Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал»
Монах Анастасий Синаит жил во второй половине VII века. Он нёс иноческий подвиг в Синайском монастыре великомученицы Екатерины в Египте. Его духовным руководителем был настоятель монастыря Иоанн Лествичник, прославленный православной Церковью в чине преподобных. После кончины учителя, монах Анастасий занял его место — стал игуменом, возглавил обитель. Всю свою жизнь он провёл в молитвах и подвижнических трудах. Сохранилось большое количество творений синайского игумена Анастасия, также прославленного Церковью в чине преподобных. В них он призывает человека быть очень внимательным к своим словам и мыслям. Обличая тяжкий грех памятозлобия, преподобный пишет:
«Многие, не раз согрешившие явно, тайно горячо покаялись, а мы видим, как они грешат, но не знаем ничего об их покаянии и обращении. Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал».
Все выпуски программы Слова Святых
Взгляд с иконы. Наталья Сазонова
Как-то я проводила урок в воскресной школе. Подросток лет 15-16-ти спросил:
«А как вы пришли к Богу»?
Стала рассказывать.
В то время мне тоже было 16. Росла я в самой обыкновенной советской семье. Крещённых среди нас не было. Однажды мама сказала нам с сестрой: «Девочки, надо креститься. В выходные мы поедем загород. На разговор к одному батюшке». Вот это было неожиданно!
«А ты же сама не крещённая. Ты что, в Бога веришь?» — спросили мы маму. И тут выяснилось, что мама уже год, как крестилась, верит в Бога и ходит в храм. Она была строгая, а мы послушные. Да и что, я-подросток, могла сказать против? Разве только: «Почему, если Бог есть, то не защищал крестьян от помещиков?» Очень я переживала об этом. Сейчас уже не помню, что ответила мне тогда мама. Но через неделю мы отправились в далёкий от Москвы приход. В то время, в середине 80-х крещение в Москве было нежелательным. Могли начаться проблемы с органами.
Итак, все вместе, поехали на встречу с батюшкой. Дорога длинная. Времени подумать много. Окончательного согласия креститься я ещё не дала. В электричке всё переживала: «А кто такой этот батюшка и что мне ему говорить? А как всё будет проходить и зачем я вообще согласилась поехать? Да ещё в такую даль! А точно Бог есть? И наконец: А верю ли я в Него? И честно самой себе: Я не знаю, есть ли Он, чтобы верить в Него. Нет! Я не верю». Но что-то подсказывало мне сделать этот шаг. Шаг навстречу...
И вот мы на месте. Тот вечер помню хорошо. Батюшка ждал нас в своей сторожке. Звали его отец Дмитрий Дудко. Это потом я узнала, что жил он в Москве, а служил очень далеко от дома. Так и ездил по 4 часа в один конец. За проповеди власти перевели его на приход подальше от Столицы. Проповедовать священнику в советское время строго запрещалась.
Тогда я увидела перед собой человека небольшого роста. К шестидесяти, совсем седого. Он встретил нас приветливо, как будто знал давно. Усадил с собой за стол поужинать. Стали знакомиться. После ужина, с каждой из нас по отдельности беседовал в своем кабинете.
Подошла моя очередь. Вошла. Волнуюсь. Первое, что вижу — икона. Большая, в старинном киоте. Теперь уже знаю, это был Спас Нерукотворный. Перед иконой горят свечи. В комнате пахнет воском. Батюшкин голос: «Наташенька, ты уже взрослая. А взрослые люди перед крещением должны покаяться в своих грехах перед Богом». Сказал и посмотрел на ту икону. Я тоже посмотрела на Того, Кто на ней изображён, потом на батюшку... и вдруг увидела один и тот же взгляд! Взгляд полный любви. Этот взгляд располагал к доверию. «Покаяться в грехах»- прозвучало в голове. И я вдруг впервые осознала, что хочу доверить всё, что было на совести, Богу.
Батюшка выслушал мою исповедь. Первую, искреннюю. На следующий день мы с сестрой крестились.
Когда ехали домой, я уже не спрашивала себя, верю ли в Бога? Я точно знала, что верю. знала, что Он есть.
А на вопрос: как пришла к Богу, отвечаю просто. Это не я пришла к Нему. Это Бог пришёл ко мне! Просто надо сделать самому шаг навстречу.
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение