
«Камилла и вор», студия: Penelope Film AS, режиссёр: Грете Саломонсон
— Так больше не может продолжаться! С ребёнком нужно что-то предпринять.
— Что ты имеешь в виду?
— Она совсем меня не слушается. Я с ней не справляюсь. Давай отправим её в какой-нибудь интернат. Ты только взгляни на неё! Она опять мечтает. Камилла! Ешь свой суп или сейчас же отправляйся в свою комнату!
У шестилетней Камиллы умерли родители. Родной дядя взял сироту на воспитание. Но его жена, кажется, не очень довольна присутствием девочки в доме. И хотя малышка вовсе не шалит сверх меры, а просто играет, как и все дети, суровая тётя мечтает от неё избавиться. И однажды дядя находит выход из положения. У Камиллы есть старшая сестра Софи, которая работает на ферме где-то в сельской местности. Дядя отправляет девушке деньги на покупку небольшого домика, где она сможет жить со своей младшей сестрёнкой. И через некоторое время отвозит Камиллу на вокзал. Девочке остаётся сесть на поезд, добраться до Софи и начать вместе с нею новую жизнь. Так начинается художественный фильм «Камилла и вор». Фрагмент из него мы с вами услышали в начале нашей программы. Фильм вышел на экраны в 1988 году. Сняла его норвежский режиссёр Грета Саломонсен. Картина получилась семейной во всех смыслах. Помимо того, что режиссёр адресует её и детям, и их родителям, Саломонсен работала над лентой вместе с мужем, продюсером Оддом Хыннеклейвом. В 1989 году их совместная работа получила высокую оценку жюри Международного кинофестиваля Джиффони — крупнейшего европейского конкурса фильмов для детей и юношества, который проводится в Италии.
«Камилла и вор — определённо, самый добрый фильм, который вы когда-либо видели», — писала норвежская пресса после того, как картина с аншлагом прошла в кинотеатрах. Такого большого успеха не ожидали даже сами создатели фильма. Грета Саломонсен рассказывала в интервью о том, что, когда ей с мужем пришла в голову идея экранизировать повесть известной норвежской писательницы Кари Винье, они долго не могли найти финансирование для своего проекта, и большую часть съёмок осуществили на собственные средства. Фильм «Камилла и вор» супруги называют своим детищем.
История, действительно очень увлекательная. Как только маленькая Камилла осталась на вокзале в одиночестве, ожидая свой поезд, к ней привязалась ватага ребят. Намерения у них оказались не самые добрые — они решили отобрать у Камиллы её вещи, а главное — серебряные часы, единственное, что осталось у девочки от матери. И тут появился он — приятный молодой человек по имени Себастьян в соломенной шляпе и светлом костюме «с иголочки». Он быстро разобрался с хулиганами, и, узнав, что Камилла собирается путешествовать совсем одна, решил взять над ней опеку. Однако вышло так, что на поезд они опоздали. И Себастьян предложил девочке пойти к её сестре... пешком. Путь предстоял долгий, но Камилла с радостью согласилась — ведь она ещё не знала, что Себастьян — вор. Накануне он ограбил хозяина фабрики, на которой работал.
Может ли человек совершить дурной поступок и быть при этом хорошим и добрым? Может ли страдать оттого, что ведёт нечестную жизнь? Способен ли раскаяться в этом и измениться? Такие серьёзные вопросы ставит перед зрителями фильм «Камилла и вор». В одном из его эпизодов появляется надежда на то, что с Себастьяном происходят духовные перемены. Это происходит, когда ему в руки попадает Библия, которую он сам же и покупает Камилле по пути.
— Камилла! Ты вчера забыла тут Библию. Я рад, что почитал её.
— В эту ночь я стал новым Себастьяном Куком.
— Новым Себастьяном Куком? Теперь ты перестанешь воровать?
— Да. Я больше не буду красть.
Но как быть с тем, что Себастьян уже совершил преступление? Окажется ли молодой человек способным ответить за свои деяния, или решит начать с чистого листа, скрывшись от правосудия? Развязку этой непростой дилеммы мы с вами и увидим в замечательном фильме Греты Саломонсен «Камилла и вор». Вместе с его героями нас ждут увлекательные и опасные приключения. А напоследок хотелось бы сказать несколько слов об актёрах. Камиллу сыграла шестилетняя Вероника Флаат. Её непосредственная, искренняя игра не раз заставит зрителей улыбнуться. А одну из второстепенных ролей исполнил популярный норвежский певец Мортен Харкет. Он также написал и исполнил песню для фильма. Его словами о картине мне и хотелось бы завершить нашу программу. В одном из интервью Мортен Харкет говорит, что фильм напомнил ему о духовных ценностях, которыми жили люди во все времена, о том, как важна сама жизнь, и всё что в ней есть.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 120 зач., XVI, 1-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Одна из глубоких истин, которую сообщило людям христианство, заключается в том, что Бог — это любовь, которая не может оставаться в стороне, видя страдания человека. А потому Бог любит нас не издалека. Он действует. Он идёт на крест. К подобной любви Христос призывает и Своих учеников. Как же сформировать любовь в самом себе и в окружающих людях? Замечательный способ нам предлагает отрывок из 16-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 16.
1 Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской.
2 Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому.
3 Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе
4 (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь.
5 Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа.
6 Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас.
7 Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.
8 Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе.
9 Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне.
10 Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова.
11 Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе.
12 Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.
13 Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою.
14 Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев.
15 Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.
16 Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.
Ещё древнегреческие мудрецы заметили, что любовь и ненависть можно целенаправленно взращивать как в самом себе, так и в окружающих людях. Античная риторика утверждала, что эта работа начинается уже на уровне нашего повседневного общения. Иначе говоря, любовь и ненависть можно формировать словом. И ораторы Древней Греции и Рима досконально изучали, как это можно сделать технически.
Так, например, если интонация моей речи тороплива и монотонна, если я излагаю материал на птичьем, непонятном для слушателей языке, если мои истории полны логических нестыковок и противоречий, если я говорю больше или меньше, чем от меня ожидают, не к месту и не ко времени, если в моей речи много сухой теории, сумбур, мало примеров, если она вызывает неприятные ассоциации, если я слишком назойлив в своих поучениях, или, напротив, сваливаюсь с ними на голову слушателям один раз в год — во всех этих случаях всё, что я говорю, вызывает негатив вплоть до ненависти и отвращения. Причём не любить будут не только меня. Слушатели невольно будут испытывать неприязнь и к тому предмету, о котором я говорю.
Апостол Павел получил замечательное классическое образование. Он прекрасно владел ораторским искусством. А потому избегал этих ошибок в деле проповеди Евангелия. Он знал, как именно при помощи слова формировать в людях верные чувства и эмоции. И прозвучавший отрывок — яркий тому пример. Павел поимённо перечисляет ключевых участников Римской общины. Причём не только называет их имена, но и сопровождает каждое имя каким-то тёплым комментарием. Чтобы никто не почувствовал себя обделённым. Чтобы каждый ощутил ту заботу, которой пронизано это краткое письмо.
Подобная речевая стратегия сама по себе очень эффективна. Она открывала людей апостолу. Более того, в самой общине это создавало атмосферу доверия и взаимопонимания. Слово Павла помогало людям ощущать себя братьями и сёстрами. Будучи внимательным к тому, как и что он говорит, апостол показывал, какой должна быть норма внутрицерковных отношений. Это братство, семья, в которой люди призваны быть открытыми друг ко другу, в которой не может быть места для подозрительности, соперничества или превозношения. Но самое главное — Бог скреплял это слово Павла Своей благодатью. Он видел усердие Своего апостола, видел, как он старается даже в своей речи быть работником Его Евангелия, и давал этим человеческим словам нечеловеческую силу.
Это пример и для каждого из нас. Не стоит недооценивать то, что мы делаем своим словом. Всё то, что мы говорим, понуждая себя проявить любовь и заботу к ближним, хорошо уже само по себе. Уже само по себе такое слово несёт тепло и объединяет. Если же всё это мы произносим с мыслью послужить людям ради Христа, наши слова приобретают силу свыше. Дух Божий действует через них. И нам самим, и тем, к кому мы обращаемся, Он приносит великое утешение и тихую радость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религиозная философия К.Н. Леонтьева». Юрий Пущаев

У нас в студии был старший научный сотрудник философского факультета МГУ Юрий Пущаев.
Разговор шел об известном религиозном мыслителе 19го века — Константине Леонтьеве, в частности о его размышлениях о том, что такое «страх Божий» и чем, по его мнению, опасно так называемое «розовое христианство».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Первая беседа с заведующим кафедрой философии и религиоведения Свято-Тихоновского университета Константином Антоновым была посвящена Алексею Хомякову и Ивану Киреевскому;
Вторая беседа с доцентом философского факультета МГУ Борисом Межуевым шла о Федоре Михайловиче Достоевском, как о религиозном мыслителе;
Третья беседа с деканом философского факультета МГУ Алексеем Козыревым была посвящена известному религиозному мыслителю Владимиру Соловьеву.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вера и дело». Мирослава Сергеенко

Гостьей рубрики «Вера и дело» была учредитель и президент благотворительного фонда «Онкологика» Мирослава Сергеенко.
Наша гостья рассказала о том, как сама прошла через борьбу с тяжелой болезнью, и как сейчас строит работу фонда, чтобы оказываемая помощь была наиболее эффективна и полезна.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело