Сегодня все больше родителей жалуются, что дети не любят и не хотят читать. И нередко это встречается в читающих семьях и даже семьях писателей. Статистика тоже выдает пугающие цифры: современные школьники читают не больше 3 книг в год! И то — из-под палки. Взрослые винят в этом школу, гаджеты, видео-игры, хотя, на мой взгляд, изменить ситуацию по силам любому родителю. Я сама, как мама, столкнулась с тем, что сын, любознательный мальчуган, не слишком любил читать к 7 годам. Мы с мужем перепробовали разные способы, и сейчас, в 11 лет, Гриша не расстается с книгами. Что же важно?
Во-первых, не спешить! В нашем обществе почему-то считается, что чем раньше ребенок освоит чтение, тем лучше. Иногда развитие детей можно сравнить со скачками: у кого раньше, быстрее, лучше. Родители стремятся усадить детей за букварь буквально в 2-3-4 года. Конечно, есть малыши, которые сами в 3 года проявляют интерес к чтению, но большинство детей дозревают гораздо позже — лет в 6-7. И самое главное, что механическое воспроизведение текста — это еще не чтение! Для осмысленного чтения и получения эстетического удовольствия от книги важно уловить смысл, проанализировать поступки героев, но это — непростая задача.
Вспомните, как тяжело читать первое время на иностранном языке. Нудно и совершенно неинтересно! Пока дочитаешь до конца строки, уже забываешь, что было в начале. Точно такой же механизм действует при чтении на родном языке у маленьких детей. Поэтому даже когда ребенок освоит механику процесса, не торопитесь прекращать читать ему книжку на ночь! Причем продолжать читать вместе стоит до тех пор, пока ребенок не влюбился в книги! Да и позже. Ведь семейные чтения — это не только про то, как научить ребенка читать, это еще и разговоры о поступках, мотивах героев, размышления, дискуссии. В такие моменты мы чувствуем близость с ребенком и обсуждаем не только книги, но и свои душевные переживания, и ценности. Все это объединяет семью и дарит невероятно теплые воспоминания. Я до сих пор помню, как папа читал мне «Волшебник изумрудного города», а мама открыла мне пьесы Шекспира. Поэтому и своему сыну я стараюсь выделить время для совместного чтения, несмотря на то, что он уже давно и много читает самостоятельно. Ведь наши посиделки с чаем за Диккенсом — это настоящее маленькое семейное торжество...
Всего 15-20 минут в день вот так — бок о бок на диване — помогают сохранять любящие отношения и позволяют понять, что творится в жизни и душе твоего ребенка.
20 апреля. О проповеди святого Серапиона Синдонита
Сегодня 20 апреля. День памяти Преподобного Серапиона Синдонита.
О проповеди святого, — священник Августин Соколовски.
20 апреля. Об истории акафиста Пресвятой Богородицы
Сегодня 20 апреля. Похвала Пресвятой Богородицы. В храмах читается Акафист Божьей Матери.
Об истории акафиста, — игумен Лука Степанов.
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 322 зач., IX, 24-28.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Христианская традиция существует уже около двух тысяч лет. Для её изучения созданы целые институты. Как же простому человеку, который хочет жить в согласии с правилами Православной веры, не потеряться в этом объёме информации? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к евреям, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 9.
24 Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие,
25 и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью;
26 иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею.
27 И как человекам положено однажды умереть, а потом суд,
28 так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел сравнивает Иисуса Христа с ветхозаветным первосвященником. Однако служение Спасителя качественно отличается от того, что делает при помощи религиозного ритуала человек. Если священник входит для совершения жертвоприношения в рукотворный храм, то Спаситель, по слову апостола Павла, вошёл в самое небо. То есть совершённые Христом действия имели мгновенный отклик от Бога-Отца. Хотя были совершены вне храмовой постройки. Всё, что сделал Господь, происходило в присутствии Небесного Родителя, с Которым у Иисуса Христа была теснейшая связь. Если священник приносил в жертву кровь животных, то Спаситель окропил жертвенник собственной кровью. Наконец, если священник по закону Моисееву был вынужден совершать жертвенный обряд каждый год, то жертва, принесённая Христом, совершилась один раз. И этого было достаточно, чтобы искупить грехи всех людей, которые когда-либо жили и будут жить на этом свете. На Голгофе Спаситель вновь открыл человеку путь к Богу. Открыл его раз и навсегда. Теперь дело только за нами. Мы призваны принять этот дар, чтобы благодать спасения и любви Божией поселилась в нашем сердце.
Весь вопрос — как это сделать? Казалось бы, ничего проще: вступи в церковную общину, посещай богослужения, принимай участие в таинствах Церкви, молись, держи пост, одним словом, соблюдай церковный устав, не отступай от благочестивых обычаев. Однако бывает, что даже самое дотошное исполнение этих очевидных предписаний, которые освящены временем и авторитетом православной традиции, не даёт сердцу удовлетворения. Будто что-то важное, чем обладали святые, ускользает от нас. Будто в общей картине нашей религиозной жизни постоянно не хватает какого-то важного пазла. Всё делаю, а покой на сердце не приходит. И бывает даже так, что традиция благочестия ложится на меня тяжким грузом, а порой и невыносимым бременем. Что же это за недостающая деталь?
Приглядимся к образу Спасителя. Он не просто Небесный Первосвященник, для Которого существует мир и Который правит Вселенной. Он вместе с этим и смиренный служитель, Который существует для мира и является нашим Вечным Слугой. Нам кажется это странным, парадоксальным. Но в этом-то и беда. Ведь это означает, что у нас просто нет опыта подобного служения. Если мы служим, то или по необходимости, словно тянем лямку, или преследуя свои собственные цели и увлечённые собственными идеями. Евангелие же говорит нам, что дар спасения усваивает тот, кто всю свою жизнь организует так, чтобы служить Богу и людям. Бескорыстно. Во всех своих делах. В любых ситуациях. На ежедневной основе. Это и есть та самая недостающая деталь. Именно сознательное и бескомпромиссное служение — тот ключ, который запускает весь сложный, формировавшийся столетиями комплекс, который мы именуем церковная традиция. Для того, кто служит, она оживает. Она становится лёгкой и прозрачной. Всё в ней оказывается на своём месте. Не важно, кто я и какой у меня опыт, она очень органично усваивается моим умом, моими чувствами и моими сердцем. Во мне словно открывается источник благодати. И душа обретает долгожданные мир и покой.