На перешейке между Северной и Южной Америкой расположено крошечное государство под названием Белиз. Площадь Белиза составляет всего 516 квадратных километров. Здесь проживает около 300 тысяч человек. Белиз сегодня сочетает в своей национальной традиции элементы индейской, испанской и британской культур – все потому, что территория Белиза поочередно контролировалась индейцами майя, а затем испанскими и британскими колонистами.
Православная Церковь образовалась в Белизе в 90-х годах 20-го века. Случилось это так. Православные миссионеры прибыли в Белиз в еще в 70-х годах и представляли монастырь святой Ирины, расположенный в городе Астория (США). Монастырь святой Ирины в то время находился в расколе, то есть принадлежал к сообществу, не состоящему в общении с каноническими, законными Православными Церквями. В 1998 году монастырь святой Ирины вышел из раскола и стал частью Константинопольской Православной Церкви, а в Белизе благодаря этому образовалась местная Православная Церковь – тоже как часть Константинопольской.
Центром Православия в Белизе является мужской монастырь святого Архангела Михаила. На территории государства есть еще несколько православных храмов. И монастырь, и православные приходы Белиза живут по старому календарю, активно занимаются миссионерством и выпускают просветительский журнал.
Любопытно – в 1998 году, фактически сразу после вхождения в состав Константинопольского Патриархата Православная Церковь Белиза спасла старейшее музыкальное учебного заведение США – Американскую консерваторию музыки. Американская консерватория музыки была создана в 1886 году в городе Чикаго Джоном Хаттстедом. В ее стенах проходили обучение многие известные в США композиторы и музыканты. Например, среди выпускников школы имеется пять обладателей престижной Пулитцеровской премии в области музыки.
В 1991 году Консерватория стала испытывать финансовые трудности. Группа из выпускников и почитателей Консерватории попытались спасти ее от банкротства – но тщетно. В 1998 году Консерватория должна была прекратить свое существование… если бы не монастырь святого Архангела Михаила в Белизе. Обитель решила выступить поручителем Консерватории и благодаря помощи греческого прихода святого Димитрия в городе Хаммонд штат Индиана ей удалось спасти учебное заведение.
Название Консерватории было сохранено, но ей пришлось переехать – из Чикаго в Хаммонд, где она была зарегистрирована как религиозная организация. Формально являясь уже другим учреждением, Консерватория в Хаммонде фактически продолжает традиции чикагской Консерватории и старается поддерживать прежний уровень, выпуская из своих стен талантливых композиторов и музыкантов… уже с благословения Православной Церкви.
«Святой архипелаг»

«Святой архипелаг». Россия, режиссёр Сергея Дебижев
— Соловки до революции — вот так вот сложилось, что они смогли запечатлеть и в архитектуре, и в укладе, и в образе жизни, который здесь был, идеал человека.
— Соловки — это одно из таких мест, в которых люди имеют возможность понять, что есть вечность, и мы в каком-то соотношении с этой вечностью находимся.
Вечность в каждом кадре. Так в двух словах можно описать картину Сергея Дебижева «Святой архипелаг». Фрагмент из неё только что прозвучал. Режиссёру удалось невероятное: перенести на экран духовную атмосферу Соловецких островов — архипелага в Белом море, к юго-западу от Архангельска — молитвенную, светлую, наполненную любовью к Богу. Кино документальное, однако оно в самом полном смысле слова — картина, произведение искусства.
Лента вышла на экраны в 2022-м году, завоевала множество фестивальных наград, среди которых — серебряный Святой Георгий 44-го Московского кинофестиваля и приз Китайской академии документального кино в номинации «Лучшая операторская работа». Но главной наградой для всей съёмочной группы стал зрительский интерес к фильму. По словам Сергея Дебижева, многим сегодня, наконец, становится ясно, что материальная сторона жизни — отнюдь не главенствующая. Картина «Святой архипелаг» в каком-то смысле стала ответом на духовные запросы современного кинозрителя. Возможностью увидеть мир, выходящий за рамки нашей повседневной будничной гонки. Мир, где в каждом окружающем звуке и глотке воздуха ощущается его полнота и радость.
Практически каждый кадр документального фильма «Святой архипелаг» зрелищный и запоминающийся. Мы видим, как монахи Соловецкого монастыря пекут просфоры, кормят птиц прямо из рук, плавают на лодке по Белому морю, а вокруг них играет стая белух. И, конечно же, молятся. Над монастырём, над морем и островами не умолкает монашеская молитва.
И всё же режиссёр Сергей Дебижев утверждает: фильм не просто о Соловках, Соловецком монастыре и его монахах. Он — о смысле и течении жизни. О том, какой она становится, когда каждая её минута наполняется Богом. Именно об этом размышляет один из героев картины, руководитель плотницкой мастерской Соловецкого монастыря, в которой вырезают поклонные кресты, Георгий Кожокарь.
— Остановитесь вот перед любым камнем, перед любой травинкой, локоном леса, природы, воды — невозможно не услышать голос Божий: Аз Есмь. То есть, здесь. Вот, Я тут. Я тут — сейчас.
Смотришь на экран, а там в бескрайнем море вокруг Соловецкого монастыря отражается бездонное небо. И не видно границы между ними. И не знаешь, на небе ты, или на земле. Это ощущение усиливает музыка, которую написал для фильма «Святой Архипелаг» музыкант и композитор Вячеслав Бутусов. Впрочем, по словам режиссёра Сергея Дебижева, настроение фильма запечатлевалось по мере работы над ним, словно само по себе. А точнее — по воле Божьей. Как живут по воле Божьей уже шесть веков святые Соловки. И неугасимой лампадой светят миру.
Кирсанов (путешествие по городу)

Кирсанов — город в Центрально-Чернозёмном районе России, на востоке Тамбовской области. Его история началась в конце семнадцатого века со строительства железоделательного завода. Первым при производстве поселился крестьянин Хрисанф Зубахин, в народном произношении — Кирсан. Его имя и дало название селению. Железоделательный завод вскоре закрылся, а Кирсанов продолжал существовать — сначала как посёлок, а с 1779 года — как уездный город. Он успешно развивался за счёт удачного географического положения. Через Кирсанов проходили тракты, ведущие в Воронеж, Камышин и Пензу. В 1875 году здесь появилась станция железной дороги, соединявшей Тамбов и Саратов. Всё это способствовало торговле. Неудивительно, что значительную часть городского населения составляли купцы. В традициях этого сословия всегда были благотворительность и строительство храмов. К началу двадцатого века в Кирсанове действовали восемь церквей. До наших дней сохранилось две из них — бессребреников Космы и Дамиана и Тихвинской иконы Божией Матери. В этих храмах — память о прошлом и надежда на будущее Кирсанова.
Радио ВЕРА в Кирсанове можно слушать на частоте 102,2 FM
18 июля. Об истории Иконы Божией Матери «Домостроительница»

Сегодня 18 июля. Церковь чтит Икону Божией Матери «Домостроительница».
О её истории — священник Захарий Савельев.
Образ Божией Матери Домостроительницы восходит к X веку. Связано это с примером того, как некий инок, некий святой на горе Афон остался один в своей обители, удалился из этой лавры. И, уже странствуя к другому духовному пристанищу, ему на дороге встретилась женщина. Он удивился, потому что на горе Афон, как мы знаем, не бывает женщин.
Но вместо того чтобы задать ей вопрос, она задала ему вопрос: «Куда ты идёшь?» Он удивился и сказал: «Как ты сюда попала? Женщинам здесь нельзя появляться». На это она ответила, что она Пресвятая Богородица и Матерь Господа, которому он служит. Монах начал дознаваться, точно ли перед ним Пресвятая Владычица Богородица, или же это наваждение бесовское. И Божия Матерь совершила чудо.
Но главное, что этот инок вернулся в обитель, и эта обитель прославилась ещё больше. И по сей день это лавра святого Афанасия. Там нет эконома. Там есть подэконом или помощник эконома, потому что сама эта должность как бы занята Пресвятой Богородицей.
Пресвятая Богородица-Домостроительница — Домостроительница нашего спасения, Матерь Господа, ну и самая главная помощница в наших делах, скорбях и сложных обстоятельствах.
Все выпуски программы Актуальная тема