«Как помогая не навредить?». Прот. Александр Борисов - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Как помогая не навредить?». Прот. Александр Борисов

* Поделиться

У нас в гостях был настоятель московского храма святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине протоиерей Александр Борисов.

Мы говорили о том, в каких случаях помощь другому человеку может быть не во благо, и как помогая не навредить — что об этом говорится в Евангелии, и как быть, если призыв Иисуса Христа к совершению добрых дел не удаётся в полной мере воплотить в жизнь. Также отец Александр размышлял о том, почему не стоит огорчаться, когда человека ругают за сделанное им добро.

Ведущий: Константин Мацан


Константин Мацан:

— «Светлый вечер» на радио «Вера». Здравствуйте, уважаемые друзья, в студии моя коллега — Марина Борисова.

Марина Борисова:

— И Константин Мацан.

Константин Мацан:

— Добрый вечер, в гостях у нас сегодня протоиерей Александр Борисов, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине. Добрый вечер.

Протоиерей Александр Борисов:

— Добрый вечер.

Марина Борисова:

— Отец Александр, многие из нас сталкиваются с проблемой, которую очень трудно самому разрешить. Евангелие велит нам помогать ближнему, невзирая ни на лица, ни на состояние, вот кто рядом оказался, кто нуждается в помощи, тому и помогать. Но как ни странно, этот, казалось бы, чистый порыв в жизни в реальной часто оказывается палкой о двух концах. Мы хотим блага тем, кто с нашей точки зрения нуждается в помощи, а наша помощь иногда бывает им во зло, и примеров тому очень много, но они как бы из разных плоскостей. Когда на улице очевидно либо нетрезвому человеку, либо находящемуся в каком-то другом опьянении, даешь деньги, которые он просит, ты, в общем, понимаешь на какое дело они ему нужны. Вряд ли они ему нужны на пропитание, скорее всего, на усугубление его вот этого состояния. А с другой стороны, бывает так, что мы видим человека в горе, бросаемся ему на помощь, а человек либо не нуждается в нашей помощи, ему нужно сосредоточиться в себе и найти в себе внутренние силы для борьбы со своим горем. Или же он привыкает к тому, что мы долгое время ему помогаем, и когда мы вынуждены уже, мы же не можем всю жизнь нести ответственность за чужого для нас человека, тем более если он взрослый, мы отступаем на какую-то дистанцию, и он оказывается в ситуации ещё худшей, чем, когда мы начинали ему помогать, потому что он привык к тому, что вот рядом есть какая-то опора. Таких ситуаций в жизни очень много, и как разрешать их христианину ещё, в общем, чтобы остаться в мире с самим собой, и чтобы не мучиться угрызениями собственной совести?

Протоиерей Александр Борисов:

Знаете, здесь, как и в большинстве евангельских заповедей, мы встречаемся, конечно, всё время с такими явным противоречиями и тем, что нам даются некие принципы, но не рецепты. В отношении помощи нуждающимся, нищим здесь сразу вспоминается известный евангельский эпизод, когда за несколько дней до входа в Иерусалим или тогда вход в Иерусалим уже был, но так или иначе за несколько дней последних служения Господа Иисуса, земного служения, некая женщина, по разным толкованиям, некоторые говорят, что это Мария Магдалина, кто-то что это Мария сестра Лазаря, но так или иначе обливает миром ноги Иисуса и отирает волосами, и ученики ропщут: зачем такая трата мира драгоценного? Можно было его продать, Иуда даже оценивает, сколько это могло бы стоить, 300 динариев, большая сумма, это примерно годовая оплата работника обычного, раздать нищим и так далее. А Господь отвечает, что та, которая это сделала, приготовила меня к погребению. И где бы ни было проповедано Евангелие, везде где будет проповедано Евангелие, всегда будет упоминаться о том, что она сделала, а нищих всегда будете иметь с собою. Вот это как раз яркий пример того, что случаи бывают разные. И то, что нищих всегда будете иметь с собою, говорит нам о том, что всегда будут люди, которые, по разным причинам окажутся в такой крайней нужде. Многие из этих людей больны, психологические недуги и так далее, кто-то становится, так сказать, профессиональными попрошайками, вот у нас в храме есть женщина, с самого начала, 30 лет она у храма ходит, просит. Как-то она у дежурных спросила: сколько вы получаете? Они называют сумму какую-то, ну там 5-10 тысяч в месяц зарплату. «Ха, да я за один день столько набираю!» Так что разные есть люди, и тут поэтому всегда надо размышлять, как сердце подсказывает. Понимаете? Я вот по Тверской прохожу, на службу даже, бывает, что в мороз стоит какой-то человек более-менее интеллигентного вида, шапку снимает, стоит на коленях, тут у него такая надпись на груди: «Помогите, дочь умирает от рака». Я его вижу на протяжении лет 10 или 15, так что трудно представить, поверить, что это так. Ну кто видит в первый раз, помогает, а кто проходит мимо него 15 лет, то уже какие-то сомнения. А другой человек сидит где-то на скамеечке, бумажный стаканчик, там мелочь у него какая-то лежит и бумажка с такой надписью корявой: «Помогите на хлеб». Так что тут помогать, ну как сердце подсказывает. И когда многие на исповеди каются, что я не всем подаю, я говорю: «Всем подать невозможно». Так что, ну как подсказывает сердце, не подали, кто-нибудь другой подаст. Ничего страшного. Другое дело, что вот действительно близкие люди, где в семье происходит какое-то печальное событие, ну там похороны, они сейчас безумные деньги стоят. Так что прихожане, конечно, собирают на такое дело, очень хорошо помогают, слава Богу. Так что это такой момент, когда мы каждый раз как бы спрашиваем Господа, как сердце подсказывает. В сущности, так.

Константин Мацан:

— Ну вот в вопросе Марины, как мне показалось, был один существенный акцент на том, что может ли помощь и наш благой порыв в итоге привести к плохим последствиям?

Протоиерей Александр Борисов:

— Конечно, могут, конечно, поэтому нужно всегда у Господа просить мудрости. Особенно в таких ситуациях, когда просят большие суммы. Тут всегда надо постараться узнать, какая причина такой просьбы. Апостол Павел в одном из посланий пишет: «Помогайте всем, а наипаче своим по вере». Значит всё-таки подчёркивает, что членам своего прихода, не только потому что мы отделяем их от других людей, а потому что их обстоятельства мы знаем, что с человеком происходит. И в храм тоже приходят люди регулярно, какие-то суммы просят небольшие, это всегда проблема очень трудная, она всегда, так сказать, будет с нами. И способы помощи разные, вот как раз при нашем храме лет 10-15 назад создалась община " Ной«, Емельян Сосинский директор этой общины. Вот мне кажется, это очень хорошее дело, они руководствуются опытом отца Иоанна Кронштадтского, он говорил, и это их лозунг, не просто просящему дать денег на улице, а там неизвестно, что он с ними будет делать: купит хлеб или будет выпивать, а дать ему крышу над головой и работу. И вот у них так всё организовано. Община «Ной», у них несколько, около десятка, домов, они принимают около тысячи людей. Причём половина — люди, которые могут работать. Конечно, большая часть — это алкогольнозависимые. Они работают, половину денег они получают, половину отдают на содержание общины, в особенности тех людей, которые тяжёлые инвалиды, не работают. Там есть матери-одиночки с детьми, оказавшиеся на улице. Вот такая благородная работа, очень хорошая, конечно. Но надо сказать, что большинство бездомных не хотят идти к Емельяну, они знают Емельяна, практически все бездомные в Москве знают про «Ной», про Емельяна, но говорят, что там тяжёлая работа и так далее, но причина не в этом, а в том, что там дисциплина. Там не разрешают пить, там не разрешают развратничать. Но многим людям это как раз помогает, из опыта так называемых 12-шаговых групп: анонимные алкоголики, анонимные наркоманы, очень хорошо видно, на протяжении многих лет эти группы существуют, что людям легче избавиться от зависимости, когда они в группе. Они делятся своими проблемами, своими эпизодами так сказать, говоря в группе об этом, они слышат свои внутренние проблемы. В общем, это очень эффективный способ освобождения от зависимости, эффективность порядка 60 — 70 %, это высокий процент. Не всем, но тут, конечно, тоже зависит от самого человека, от его желания. Вот эти 12 — шаговые группы, там у них разработан, что я алкоголик, что я сам справиться не могу, и по этому образцу собираются другие зависимые: и сексоголики, когда людей тянет на разврат, просмотр порнофильмов. И те, кто это осознаёт как недостаток свой, они там получают помощь. У меня просто есть пример людей, которые там находятся уже 3-4-5 лет, они освободились от зависимости, которая, так сказать, принуждала совершать такие безнравственные поступки.

Марина Борисова:

— Но тот же Емельян в одном из своих интервью жаловался на то, что значительное число их подопечных возвращаются на улицу, несмотря то, что они восстанавливают им документы, они приводят их физически в порядок, они стараются их социально адаптировать, но люди уже настолько внутренне трансформированы, что они возвращаются к тому образу жизни из которого, казалось бы, им помогают уйти. И иногда бывает, по словам Емельяна, по евангельской притче: в очищенный дом возвращаются семь злейших бесов, и человеку бывает ещё хуже.

Протоиерей Александр Борисов:

— Да, к сожалению, это так. Ведь человек свободен в своём выборе, Кто желает от этого уйти — уходят, а кто предпочитает жить по своим страстям, тут ничего не поделаешь. Вот эти слова, это как раз к этому относятся слова Господа: «Нищих всегда будете иметь с собою», всегда есть болезни, и даже болезни неизлечимые, или человек не так лечится и не выходит из неё и так далее, свобода выбора человека.

Константин Мацан:

— Протоиерей Александр Борисов, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер». Я думаю, что для кого-то ваши слова о том, что Евангелие даёт принципы, но не даёт рецептов, покажутся неожиданными. Потому что мы нередко даже в православной среде как-то обсуждаем вещи и цитаты из Евангелия берём, употребляем как прямое руководство к действию. Я знаю случай, когда человек внутренне искал ответ на вопрос: «Ну как, если сказано: „Просящему у тебя дай“, как я могу не подавать каждому нищему, который попадается мне на улице? »

Протоиерей Александр Борисов:

— Ну знаете, также сказано и: «Давайте взаймы, не ожидая получить обратно». Мало кто сможет из нас так поступать.

Константин Мацан:

— Ну ещё сказано «вырви глаз», но немного что-то среди нас одноглазых.

Протоиерей Александр Борисов:

— Нет, речь там идёт, конечно, не о физическом глазе, а о том, что нам близко и дорого, очень нравится, ну самый такой примитивный пример: возникает какой-то роман у человека, а он женат, там дети, ах такая вот настоящая любовь пришла, вот к этому как раз и относится. Вот вырви это, чтобы сохранить свою душу, семью и так далее. Иногда приходится наступать на горло таким чувствам, потому что при всей их понятности, увлечённости, они неправедны, они разрушительны.

Константин Мацан:

— Ну вот смотрите, давайте попробуем то, о чём мы говорим на примере представить, мы говорим сегодня, вы много примеров приводите. Я знаю такой случай, когда есть рядом с храмом, как вы тоже описали, такой нищий бездомный, который уже много, ну, может быть, не лет, а месяцев у храма живёт, просит милостыню у всех. С настоятелем очень сложные отношения, потому что он видит, что милостыня вредит ему, человек берёт деньги, пропивает, потом опять приходит. Вот люди идут в храм, у кого-то сердце сжимается, кто-то ему подаёт, кто-то так трезво, мудро рассуждает: нет, это будет ему не во благо, а нищий не уходит, он живёт. Вот как в этой ситуации быть? Как не испытывать, условно говоря, мук совести тому, кто не подаёт, а другие подадут? Вот я сейчас не подам, а тот ему всё равно подаст, он всё равно будет пить. Понятно, что в идеале, нужно взять его и отвести, например, в «Ной» или в такой же аналогичный коллектив, где бы ему помогли.

Марина Борисова:

— А он не хочет.

Константин Мацан:

— А он не хочет, а у меня не хватает решимости взять с человека и куда-то повести. Как на практике в такой ситуации быть?

Протоиерей Александр Борисов:

— Ну а повести его некуда, я могу сказать, что это нерешаемая проблема. Потому что человек свободен, могут быть разные варианты, ну допустим, такой самый радикальный вариант, государство решает создать для таких вот людей ну что-то типа такой облегчённой тюрьмы, вот туда их. Нарушение прав человека. Я же знаю, что к Емельяну многие приходят только на зиму, когда морозы начинаются, на улице плохо жить, а наступает весна, они уходят на улицу, потому что они не разрешают им просить. В некоторых домах Емельяна, в социальных домах, берут женщин с улицы, несчастных, они начинают ходить в соседний храм просить, настоятель недоволен, что 10 −15 женщин появляются возле храма. Поэтому люди там не особо у Емельяна и живут, потому что они предпочитают вести свободный образ жизни, а им не разрешается ходить в храм и просить, довольствуйся тем, что в доме обеспечено. Еда есть, одежда есть, сейчас всё это, слава Богу, по храмам собирается, не проблема. А люди вот не хотят, но это уже болезнь, наверное, даже не столько душевная, сколько духовная болезнь человека. Это неизбежно, также как неизбежно, что всегда будут преступники, тюрьмы.

Марина Борисовна:

— Но им всё равно надо помогать.

Протоиерей Александр Борисов:

— Ну немножко надо помогать, конечно. Но не сокрушаться, что не всем подали, всем подать невозможно. Это также как грех всегда в нашем сердце живет пока мы в этом мире, где будут новое небо и новая земля, там всего этого уже не будет. Но мы пока туда движемся только.

Марина Борисова:

— Наше стремление помочь не всегда чисто материально, но вот самая распространённая история — это взаимоотношения родителей и детей. В большинстве семей родители хотят добра своим детям. И вот это их стремление дать добро, иногда приводит к тяжелейшим трагедиям и конфликтам внутри семьи, потому что с точки зрения ребёнка или подростка, это родительское добро для него зло. Он не хочет такого добра, и что тут делать? Родителям не заботиться о собственном ребёнке?

Протоиерей Александр Борисов:

— Ну у меня такая же проблема с дочкой, внучкой. Я всё время молюсь: «Господи, дай мудрости и терпения ». Потому что здесь, конечно, всё время приходится искать мудрости, как правильно ребёнку сказать. Слишком жесткое воспитание тоже, наверное, не поможет. Ребёнок будет сильно огорчён, стресс и так далее. Главное, конечно, просить Господа: «Дай мне мудрости и любви к ребенку». Вот это самое главное. Наверное, тоже хорошо консультироваться с хорошим психологом подростковым, эти проблемы не новые, могут быть хорошие советы. Это всегда, понимаете, нам Господь даёт простор для нашего творчества. И даже вот эта помощь бедным на улице —это тоже вопрос нашего человеческого творчества. Ведь творчество — это не только писать прекрасные картины, романы и стихи, а это вот как поступить. Это тоже мы должны спрашивать и слышать ответ.

Константин Мацан:

— Кажется, есть ещё один аспект, мы о нём так прикровенно говорим в нашей программе, может быть, его нужно вывести на свет. Ведь мы часто считаем нужным, важным помочь, как-то поучаствовать в чьей судьбе, будь это нищий на улице или непосредственно наши дети, за которых мы несём ответственность. В принципе, ради своего собственного спокойствия: я хороший отец, я ребёнка не запустил, я ему дал то,то,то,то. Я подаю нищим — я хороший христианин, если я этого не буду делать, я буду плохим христианином, у меня будет чувство вины, мне будет плохо. Если ребёнок двойки приносит, а не пятёрки, значит я плохой родитель, буду себя обвинять. Вот как вы на это смотрите? Вы наверняка с этим сталкиваетесь просто как пастырь, к которому с такими переживаниями, духовными в том числе, люди приходят?

Протоиерей Александр Борисов:

— Ну вы знаете, тут следует избегать обе крайности. Первая крайность: ах, я плохой родитель, у меня ничего не получается, я хуже всех и так далее, не нужно. Нужно понимать, что мы всегда нуждаемся в помощи Божьей, мы всегда нуждаемся в поддержке, мы всегда нуждаемся в смирении, но очень хорошо, что в Библии это слово употребляется чаще всего с другим словом: смиренномудрие. «Смиренномудренно ходить пред Богом твоим». В книге пророка Михея очень хорошо говорится: «О, человек, что требует от тебя Господь, чтобы ты поступал справедливо, любил дела милосердия и смиренномудренно ходил перед Богом твоим». Вот это вот самое главное. Вот обратите внимание, что Библия с самого начала повествования вроде такой сказочной формы 1, 2 и 3 главы, ну это же составлялось для странствующих кочевников, для людей, которые не читали книг, в такой вот форме. Но между тем излагаются два очень важных наставления для человека, когда «Сотворим человека по образу и подобию нашему», — говорит Господь, — да владычествует над гадами морскими, над всем, над всем«. Человек ставится во главу всех, а это значит ответственность. А во второй главе книги Бытия подчёркивается, поместил Бог Адама в Эдем, в эдемский сад, прекрасно, хорошо, множество картин, которые фантазия человеческая расписывает, как там было всё прекрасно и удивительно. Но замечательные слова: возделывать и хранить. То есть использовать это для своих человеческих нужд, возделывать и хранить, тоже продолжение ответственности, а вот далее описание грехопадения многими людьми понимается превратно, потому что там такие ветхозаветные идиомы языка, когда Адам призывается, так сказать, его побуждение к тому, чтобы познать добро и зло. Это совершенно не имеет отношения к рациональному познанию чего-то, многие обвиняют Библию, что вот как же так, препятствие к знанию чего-либо. Познать означает владеть, «и познал Адам Еву, жену свою». Овладение, познание, такой оборот слова. Добро и зло — это не то, что это хорошо, а это плохо. Добро и зло — это как плюс и минус, это значит всё. Познание добра и зла — это власть над всем миром. И дьявол искушает: вот вкусите от этого плода древа добра и зла и будете как боги. Вкушают и сразу разрушаются между ними отношения, когда Господь Бог спрашивает Адама: «Где ты, Адам?» «Я спрятался, я закрылся, я нагой». «Почему ты узнал, что ты нагой?» — Бог спрашивает. Конечно, Бог это знает, Он спрашивает, даёт Адаму шанс покаяться, попросить прощения, за то, что он нарушил заповедь Божью: " Не вкушай от этого дерева, чтобы тебе не умереть«. Ну а Адам что говорит? «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне, и я ел», то есть Ты виноват во всём. Вот так и мы часто: Бог мне то сделал, то сделал. В этом эпизоде говорится, во-первых, об ответственности надо всем миром, хранить и возделывать мир, а второе — смирение, можно добавить смиренномудрие, слушать, что Бог тебе говорит и не стараться быть как Бог, у тебя всё равно из этого ничего не получится, а это будет бунт против Бога. Значит смиренно слушай, что тебе Бог говорит. А Бог говорит народу израильскому, который приходит в Землю обетованную, обещанное: «Два пути перед тобой — благословение и проклятие, зачем тебе избирать проклятие? Избери благословение». Свобода человека не нарушается, он избирает, а для этого даются заповеди, это делай, а это не делай. «Возлюбиши Господа Бога твоего всею душой, всем сердцем...», ты будешь любить, а не превозноситься: я сам всему хозяин. Ну с этого и начинается материализм, и революция, и прочее. Карл Маркс и Энгельс они как раз и говорили: философы стараются объяснить мир, понять, а его надо переделать, сделать по-своему образцу, как мы считаем нужным, ну это тоже такое типичное познание добра и зла, грех Адама, и мы видим последствия этой утопии.

Константин Мацан:

— Мы вернемся к этому разговору после небольшой паузы. Я напомню, что сегодня с вами и с нами в программе «Светлый вечер» протоиерей Александр Борисов, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине. В студии также моя коллега Марина Борисова и я Константин Мацан, не переключайтесь.

«Светлый вечер» на радио «Вера» продолжается. Количество людей в студии с фамилией Борисов сегодня концентрировано.

Протоиерей Александр Борисов:

— Мы не родственники, мы однофамильцы.

Марина Борисовна:

—Да, можешь загадывать желание.

Константин Мацан:

— На православном радио не сбудется.

Марина Борисова:

— Да, не сбудется. Отец Александр, вот Костя затронул такую тему, на которую мне бы хотелось обратить более пристальное внимание. Это наше внутреннее самоощущение, когда мы кому-то помогаем. Смотрите, как много в последнее время желающих помогать детским домам. Это и какие-то волонтерские организации, и благотворительные фонды, и частные благотворители. И совершенно независимо от их мировоззрения и вероисповедания, при этом я что-то не слышала о таком большом количестве желающих помогать домам престарелых. Просто, когда человек помогает детскому дому, когда он там бывает, он видит детей, у него состояние радости от того, что он помогает, оно, в общем, может быть, для него гораздо более значимым, чем ощущения, что он приносит какую-то пользу. А что в доме престарелых? В доме престарелых несчастные, больные люди, которые могут тебя вообще не узнать. Ты вот им помогаешь, помогаешь, а он на тебя смотрит каждый раз, как будто в первый раз в жизни видит, и никакой от него благодарности, никакого взаимного тёплого чувства. А в то же время, я думаю, что помощь больным старым людям может быть более ценна даже чем детям в детских домах.

Протоиерей Александр Борисов:

— Ну я думаю, что здесь не следует сравнивать, что больше, что меньше. Писание нам не говорит специально кому больше нужно помогать престарелым или... Но подчёркивает: не обижай сироту и пришельца. Это прежде всего. То есть человек, который по каким-то обстоятельствам оказался в чужой стране. Сироту тоже понятно, одинокий ребёнок, тоже помогать надо. Ну и престарелых тоже, «чти отца своего и мать свою», это тоже относится как раз к людям пожилым. Это интересно, потому что сейчас в Москве много приезжих из мусульманских республик, азиатских, в метро, как правило, уступают место молодые люди азиатского вида, наши гораздо реже, если совсем не уступают. Я как человек немолодой нередко на себе это испытываю. Я думаю, что уважение к старшим, конечно, очень важная составляющая нашего морального облика. Это важно, потому что каждый из нас будет заканчивать так или иначе свою жизнь биологическую, конечно, будет нуждаться в помощи и внимании, в добром отношении. Так что здесь уже как складывается. Господь нам часто обстоятельства какие-то подсказывает даёт эти обстоятельства кому-то помогать, конечно, важно видеть то, что Господь нам даёт, какой вид помощи от нас ожидает, если это родственник, если это член нашего прихода, пожилой человек на улице, конечно, надо постараться помочь, чем можем. Ну а детям, конечно, и детским домам. Ну вот интересно, что это ещё и характеристика нравственного состояния общества. Заметьте, что в Европе практически нет детских домов, детей этих сразу усыновляют, а дома престарелых есть. Но в этих домах престарелых практически нет стариков из арабских семей, зато из европейских очень много. Говорят, там хорошо, там ухаживают за ними. Да, действительно, внешние обстоятельства жизни очень хорошие, но всё равно ведь, даже престарелому человеку хорошо быть у себя дома среди близких и родных, хотя, может, чисто рационально рассуждают: там и помощь, там чисто, хорошо. В каких-то, наверное, случаях это действительно неизбежно и правильно, но, наверное, в большинстве случаев лучше, когда пожилые люди со своими детьми и внуками у себя дома. Когда они чувствуют, что их любят, что им признательны, что о них заботятся.

Константин Мацан:

— Ну вот в вопросе Марины, мне кажется, та ситуация, которую Марина описывает, в чём там заключается или может заключаться для человека внутренний конфликт, ну или какое-то внутреннее сомнение. Предположим, я испытываю в себе или понимаю рационально важность добрых дел, что нужно в какой-то проект включиться, чтобы тоже участвовать в помощи другим. Конечно, как справедливо Марина отмечает, наибольшая эмоциональная отдача, предположим, что это так, приходит от помощи детишкам. Должен ли я сказать себе нет, это слишком лёгкий путь, я должен идти по пути более тяжёлому, туда, где будет меньшая эмоциональной отдача: заключённым, к старикам, вот должен ли я такую операцию логическую в себе провести? Как вам кажется?

Протоиерей Александр Борисов:

— Я думаю, что тут нужно по обстоятельствам, я всё время призываю наших прихожан к переписке с заключёнными. Это тоже дело очень непростое, но для них это очень важная поддержка. Потому что человек оказывается вне нормальной жизни, и как раз осуждённые, это те люди, которые наиболее нуждаются в евангельской проповеди. Многие из них наиболее восприимчивы. Я несколько лет посещал колонию, где люди пожизненно лишены свободы. И люди по-настоящему глубоко обращаются, конечно, не сразу. Они 10-15 лет уже побыли, но они действительно глубоко обращаются, потому что другой жизни у них нет. А тут происходит встреча с Богом и молитва, любовь к слову Божьему возникает, то есть действительно человек меняется. Ну то же самое к людям, приговоренным к разным срокам лишения свободы. Конечно, многие начинают эксплуатировать, целый список присылают, что им надо в посылке прислать. Так что к этому тоже нужно относиться с разумением. Не всё подряд посылать, потому что потом начинают у кого сроки 5-10 лет торговать этими вещами, так что здесь тоже нужно разумно это делать. Разные виды помощи есть, я думаю, что главное христианину быть в приходе, смотреть, какие виды помощи оказывает приход и в этом участвовать по мере сил и возможности. Конечно, посылать всем невозможно, но, когда смотришь по телефону, например, просят помочь ребёнку на лечение, нужны какие-то огромные деньги, ну 300-500 рублей послать, это не так много, но поскольку слушателей много, глядишь, нужная сумма и наберётся, слава Богу. Вот и с вашего радио бывают такие просьбы, это правильно, и каждый человек решает в соответствии со своими возможностями. Немножко помочь можно, именно как из небольших ручейков собираются большие реки, так и из маленькой нашей помощи будет собираться что-то существенное. Но не корить себя, что ах я вот там... Есть такие люди, есть две крайности: желание подать всем или некоторые говорят: я нищим никогда не подаю. Это тоже неправильно, лучше кому-то подать, ничего страшного. Ну уж если явно видишь, что человеку нужно на выпивку, не подавать.

Марина Борисова:

— Если вернуться к вопросу помощи заключённым, если вспомнить легендарного доктора Гааза, я думаю большинство из наших радиослушателей встречались с этим именем, это доктор, который в 19 веке колоссальные труды положил на улучшение жизни арестантов и в тюрьмах, и на этапах. Он, когда приходил к своим подопечным, он ведь с ними общался, и когда он обходил тюремные больницы, он требовал, чтобы при обходе с ним был и медперсонал, и священники. И он чуть ли не к каждому своему подопечному садился на кровать и с ним разговаривал. То есть люди нуждаются в помощи не только в денежном каком-то выражении или в чём-то материальном, им просто элементарно не хватает человеческого тепла. Его подать в нашем мире, в нашей жизни, в ритме мегаполиса, когда у каждого человека миллион всяких обязательств, хлопот и забот, труднее всего. Это, оказывается, более дефицитно, чем помощь денежная.

Протоиерей Александр Борисов:

— Да, конечно. Надо стараться по возможности и так.

Марина Борисова:

— Но тут очень трудно для себя определить. То есть тебе кажется, что ты сейчас поговоришь, и человеку будет лучше. Но часто бывает, что одного разговора мало, а включаться в его жизнь ты не готов. И что тут лучше: просто не дразнить его своим одноразовым участием или всё-таки это одноразовое участие проявить?

Протоиерей Александр Борисов:

Я думаю, что лучше второй вариант. Потому что даже небольшая помощь, это уже хорошо. Это сразу напоминает евангельский эпизод: лепта вдовицы. Там богатые люди клали в сокровищницу храма много от своего богатства, а она всего две лепты положила, всё состояние, которое имела. Поэтому если у человека мало времени, мало возможностей, даже то малое, что он сделает, пусть не сразу, но для человека это будет всё равно значимо.

Марина Борисова:

— Есть ещё такая проблема. Я думаю, с ней сталкивалось подавляющее большинство людей, которые нас слушают. Когда ты делаешь что-то, что на твой взгляд соответствует евангельским заповедям, ты моментально себя хвалишь внутри. Так или иначе, ты всё равно чувствуешь, что ты молодец. И от этого опять, если исходить из евангельского текста, ты сразу всё это сводишь на нет,

Протоиерей Александр Борисов:

— Да, не надо здесь превозноситься, себе сказать — слава Богу, что есть возможность помочь, Господь ведь нам говорит, что если сделаете всё, что вам повелели, не говорите: ах какой я, не гордитесь, говорите: мы рабы ничего не стоящие, сделали то, что должны были сделать. Так что всегда себя удерживайте от превозношения, иначе будете наносить огромный вред душе. Вот то самое смиренномудрие, о котором говорит пророк Михей: смиренномудренно ходи пред Богом твоим, не забывать об этом. Это очень важно, особенно когда человек достигает каких-то успехов, высокого положения, всё-всё-всё. Всегда очень важно об этом помнить: Господи, я лишь только твой служитель, всё.

Марина Борисовна:

— Есть ещё один вид помощи, который, я думаю, очень остро необходимость оказывать такую помощь переживали люди не в православных семьях родившиеся и выросшие, а пришедшие в сознательном состоянии в церковь. Я имею в виду состояние неофита, когда он горит вот этой открывшейся ему Вселенной новой, совершенно удивительной жизни, он хочет со всеми этой жизнью поделиться. И он начинает как-бы миссионерствовать, начиная с собственной семьи. Иногда приводя к очень тяжёлым последствиям всех окружающих. Вот эта ревность не по разуму она свойственна всем нам независимо от нашего возраста физического и духовного. Почему я привела в пример неофитство, потому что он очень яркий. Потому что почти на 100% неофит всегда хватает всех за полы костюма и кричит: вы что, вы с ума сошли, надо верить в Бога, пошли, я всем покажу тут светлый путь. Такого рода помощь оборачивается иногда отторжением, потому что люди не готовые к такому порыву, они слушают в ужасе и они, может быть, и интересовались, и стояли на пороге храма, а от этого натиска они говорят: «Да отстаньте вы от меня раз и навсегда». То есть вот это та самая помощь, то самое желание добра, которое приводит к обратному результату.

Протоиерей Александр Борисов:

— Ну здесь, я думаю, ответственность главным образом лежит не на самом этом неофите, а на людях, близких к нему, которые ему так или иначе помогают прийти к вере. Это может быть священник, это может быть катехизатор, это может быть радио «Вера». Когда об этом говорят, нужно действительно помнить, что каждый человек свободен и не нарушать свободу другого человека, не навязывать ему, а открывать перед ним эту возможность. Не его обличая, наставляя, прежде всего, самому быть таким. Потому что наша проповедь идёт не только от того, что мы говорим, что мы делаем, а какие мы сами внутри себя. Так что помните об этом смиренномудрии всегда. И в этом отношении как раз очень важно наши утренние и вечерние молитвы, где нам всё время напоминается о нашем недостоинстве, нашем несовершенстве, лучше так сказать, несовершенстве каждого человека, что мы лишь только на пути. И когда мы читаем эти молитвы с пониманием, нужно всё время это понимание углублять, спрашивать у священника, катехизатора. Это будет некой охраной от проявления нашей горячности, нашей радости веры.

Константин Мацан:

— Протоиерей Александр Борисов, настоятель храма бессребреников Космы и Дамиана в Шубине сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер», общая наша тема сегодня, как помогать нашим ближним, дальним или неважно. Так, чтоб это было с каким-то здравым смыслом, трезвомыслием, смиренномудрием. Вот мы сегодня уже много об этом сказали, известно, что в храме, где вы настоятель, проводится большая социальная работа, она уже много лет ведётся, а вот были лично для вас какие-то моменты переосмысления, изменений, ну не кризисов, конечно, отношения к вот этой социальной деятельности? Ну когда вы понимали, что вот так мы делали, было неправильно, а так вот правильно. Я вот приводил примеры храма, который я наблюдаю, где настоятель действительно для себя находится в поиске, как помогать, не навредив? Вовсе не давать, вовсе не замечать просящего? Тоже неправильно. Помогаешь — идёт во вред, человек искал для себя пути и был в некотором моменте переосмысления. Вот был ли какой-то у вас путь, в чём ваш взгляд на эту ситуацию сегодня не равен вашему взгляду на эту ситуацию 10 лет назад или 20?

Протоиерей Александра Борисов:

— Да нет, как-то таких изменений особых я не замечал. Ну как-то по-прежнему призываем людей и переписываться с осужденными, посещать больных, и, слава Богу, есть и люди, которые добровольно во время начавшегося коронавируса развозили лекарства, продукты и так далее. Ну конечно, сейчас это немножко снизилось, я думаю, что очень важно, чтобы на приходе были вот такие вот группы, вот как группы евангельские. Раз в неделю встречаются люди, читают Священное Писание. Человек знакомится с приходом, у него появляются знакомые более близкие, чем остальные. Я встречался до пандемии ежемесячно с руководителями этих групп, есть группы анонимные наркоманы, анонимные алкоголики, есть группы родственники алкоголиков встречаются, есть группа людей, переживших какое-то горе, психологические группы. Очень важно чтобы, человек не просто вот пришёл, ушёл, стоит никого не знает, я всё время стараюсь подключать к каким-то группам людей, вновь пришедших, чтобы они имели какое-то своё место в приходе, и думаю, что очень важно особенно для евангельской группы и вообще для всех храмов, и даже святейший Патриарх к этому призывал несколько лет назад, чтобы были в приходе группы по изучению Священного Писания. Это вещь достаточно новая, но необходимая. Я просто знаю ещё по жизни Александра Меня, у него эти евангельские группы существовали практически с самого начала служения, с начала шестидесятых годов. Мы вместе собирались, изучали Евангелие, чай вместе пили, это шло и дальше. И это очень важно для людей — иметь круг вот таких знакомых, это не отделяет его от других знакомых по работе, по учёбе, ну вот именно вокруг Слова.

Константин Мацан:

— Мы часто слышим, что помощь ближним, дальним, просто помощь в отдании себя, очень много даёт тому человеку, кто помогает. Не только кому помогают, но и тому, кто эту помощь оказывает. Это какое-то значение имеет для внутренней, духовной жизни человека? Вот как вы это наблюдаете? Наблюдаете ли вы, что люди, которые в эту работу включаются, меняются внутренне, как люди, как христиане, вы наверняка с ними общаетесь. Какую пользу в духовной жизни приносит участие в социальном проекте?

Протоиерей Александр Борисов:

— Ну, во-первых, люди знакомятся с окружающим миром, с другими людьми, с их проблемами, то есть расширяется кругозор, и отношение к своим собственным трудностям, проблемам уже совершенно другое. Появляется больше возможностей благодарить за то хорошее, что у меня есть. Слава богу, есть кровать, здесь тепло, мягко, а вот есть люди, которые сейчас в метро или около метро, какой ужас, я вот недавно подумал, как люди во время войны, телеканал «Спас» показывает эпизоды военных действий: ночь не ночь, мороз не мороз — в атаку. Так что появляется повод благодарить Бога за те элементарные вещи, что мы имеем в быту, понимать, что это есть далеко не у всех, и далеко не всегда. Что это тоже есть благо, это тоже есть дар каждому из нас, за который надо благодарить. Ну и на других людях я тоже вижу, что люди более зрелыми становятся, действительно свои проблемы сопоставляют с проблемами заключённых, с проблемами бедных, это очень важно, чтобы любить мир вокруг себя, не замыкаться. Потому что христианство — это такая открытая система, пустынники, когда они уходили для молитвы, для одиночества, потом, когда они набирали духовные богатства, они делились. Серафим Саровский — наиболее яркий пример такой жизни, чтобы мы действительно отдавали. Замечательные слова Максимилиана Волошина: «Вы отдали: и этим вы богаты, но вы рабы всего, что жаль отдать». Сейчас, слава Богу, люди приносят вещи, ну, поношенные, неновые, но действительно это кому-то помогает, дело очень хорошее.

Марина Борисова:

— Вы говорите о прекрасной, замечательной перспективе для каждого, кто занимается помощью. Но есть народная мудрость, которая совершенно противоречит Евангелию, она гласит: «Не делай добра, не получишь зла». Мы очень часто попадаем в ситуацию, когда нас не благодарят за нашу помощь, а ругают. Когда нет никакой отдачи, и ты остаёшься обескураженным и думаешь: «Что же это было такое и правильно ли я поступал и как в этой ситуации благодарить Бога?» Где здесь польза для души христианина?

Протоиерей Александр Борисов:

— Вы знаете, я должен сказать, что вот эта пословица: «Не делай добра, не получишь зла», она очень далека от христианской позиции.

Марина Борисова:

— Но она исходит из житейского опыта.

Протоиерей Александр Борисов:

— Это такая типичная эгоистическая мудрость. Потому что, когда человек делает добро, он идёт на контакт с другими людьми, всякие контакты всегда небезопасны, он может быть удачным, а может быть и нет. Так что эту пословицу можно отнести к бесовской мудрости. Так же как и пословицу: «Милые ругаются, только тешатся, женятся — переменятся». Ничего не переменится. Если он пил, то он и будет пить, когда женится. И то, что ругаются — тешатся, от ругани потехи никакой не может быть. Русские народные пословицы родились в языческом обществе, так что к ним нужно относиться, так сказать, с рассмотрением и не принимать каждую. Это оправдание собственного эгоизма.

Марина Борисова:

— Но вопрос-то не в этом. Вопрос в том, если ты делаешь человеку добро и встречаешь в лучшем случае равнодушное принятие: ну сделал и хорошо, бывает случаи, когда тебя потом упрекают, зачем ты это сделал. И ты не понимаешь, как ты внутри себя должен к этому относиться. Вот когда тебе говорят «спасибо», ты потом с чистой совестью благодаришь Бога, что так сложилась ситуация, что ты смог человеку помочь, а когда человек на твою помощь говорит: «Зачем ты ко мне пристал со своей помощью? Мне от этого только хуже», вот тут как Бога благодарить за это? Или что вообще?

Протоиерей Александр Борисов:

Ну благодарите, потому что Господь даёт нам повод задуматься, может, мы это действительно сделали как-то бестактно, нехорошо. Знаете, недавно, один такой пример, мне кто-то прислал СМСкой, это человек пишет из Соединённых Штатов, он с дочерью и сыном стоит в очереди в цирк, а перед ним большая семья, там трое или четверо детей, и вдруг та семья, которая перед ними стоит, обнаруживает, что цена билета слишком большая. Получается, что детям придётся отказать, они рассчитывают, как подешевле купить, ничего у них не получается. А этот человек стоит за ними. И мальчик вспоминает, что его отец вынимает из кармана 20-долларовую бумажку и бросает на землю, а потом говорит тому человеку: «Сэр, вы уронили деньги. Посмотрите, пожалуйста ». То есть такая замечательная форма, он не просто ему даёт, а делает вид, что тот потерял.

Константин Мацан:

— В этом примере, который вы приводите, речь идёт о том, что человек не просто хочет помочь, а хочет проявить деликатность, чтобы это не выглядело снисхождением. Как бы от своих щедрот я тебе даю, я лучше, я богаче, я успешнее, очень такое ещё сохранение личности, уважение к человеку.

Протоиерей Александр Борисов:

— Митрополит Антоний очень часто об этом говорит, чтобы наша помощь не была унизительной, не унижала того человека. Это тоже относится к нашему смиренномудрию.

Константин Мацан:

— Мне кажется, это самое сложное. Найти те самые слова, ту форму, то настроение внутреннее, ту форму обращения, ту интонацию даже, с которой к другому обратиться. Идёт ли речь о нищем, о богатом, о ближнем, о дальнем, о коллеге, о друге.

Протоиерей Александр Борисов:

— Есть один эпизод: один человек, у них был прекрасный учитель в школе, и он решает сам стать учителем. И через много лет он встречает своего бывшего учителя и говорит: «Здравствуйте, вы не помните, я был вашим учеником?» «Нет, — отвечает, — я не помню». «Ну как же, а вот помните, был такой эпизод, я вам так благодарен ». «Какой же?» «Моему соседу по парте родители купили замечательные часы, а мне очень хотелось такие же и я их просто-напросто украл, положил в карман и всё». Мальчик обнаружил пропажу и сказал учителю, что у него украли часы. Учитель закрывает дверь и говорит: «Стройтесь, сейчас я буду каждого обыскивать, только закройте все глаза ». Все построились, все закрыли глаза. «И вы дошли до меня, вынули те часы, отдали этому мальчику и сказали всем садиться. Неужели вы меня не помните? » «А я был тоже с закрытыми глазами, когда вас обыскивал», — отвечает учитель. И мальчику, который украл часы, это так запомнилось, он не знал, что учитель с закрытыми глазами был, у него у самого глаза были закрыты, но так запомнилось, что учитель не обличил его.

Константин Мацан:

— Ох, спасибо за нашу сегодняшнюю беседу. Для меня вот таким эпиграфом или послесловием, наверное, лейтмотивом встали замечательные слова Максимилиана Волошина: «Вы отдали: и этим вы богаты, но вы рабы всего, что жаль отдать». Спасибо огромное на нашу сегодняшнюю беседу ещё раз. Протоиерей Александр Борисов, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине был сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер», у микрофонов были моя коллега Марина Борисова и я —Константин Мацан. До свидания.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
****
Другие программы
Мой Крым
Мой Крым
Алушта и Ялта, Феодосия и Севастополь, известные маршруты и тайный тропы Крымской земли. «Мой Крым» - это путешествие по знаменитому полуострову и знакомство с его историей, климатом и достопримечательностями.
Частное мнение
Частное мнение
Разные люди, интересные точки зрения, соглашаться необязательно. Это — частное мнение — мысли наших авторов о жизни и обо всем, что нас окружает.
Моя Вятка
Моя Вятка
Вятка – древняя земля. И сегодня, попадая на улицы города Кирова, неизбежно понимаешь, как мало мы знаем об этом крае! «Моя Вятка» - это рассказ о Вятской земле, виртуальное путешествие по городам и селам Кировской области.
Светлый вечер
Светлый вечер
Программа «Светлый вечер» - это душевная беседа ведущих и гостей в студии Радио ВЕРА. Разговор идет не о событиях, а о людях и смыслах. В качестве гостей в нашу студию приходят священники, актеры, музыканты, общественные деятели, ученые, писатели, деятели культуры и искусства.

Также рекомендуем