
В октябре тысяча восемьсот девяносто восьмого года небольшой уездный город Павлоград (сегодня это территория Днепропетровской области Украины) был переполнен паломниками со всей России: не хватало гостиниц и квартир, чтобы расселить всех желающих. Люди ночевали даже на улице, ожидая приезда всеми любимого в России пастыря: протоиерея Иоанна Кронштадтского. Отец Иоанн прибыл четырнадцатого октября на освящение Спасского собора. Вот как описывали это событие очевидцы: «Яркое солнечное утро, торжественный звон колоколов, стройное пение громадного хора, красочное облачение духовенства производили неизгладимое впечатление и навсегда остались в памяти у всех тех, кому посчастливилось присутствовать на торжестве освящения храма...» Единственное, о чём сожалели те, кто был на открытии и освящении Спасского собора, так это о том, что всего лишь год не дожил до этого радостного события сам инициатор строительства храма — купец и меценат Яков Фёдорович Голубицкий.
Родился Яков Голубицкий в тысяча восемьсот пятнадцатом году в семье павлоградского купца. Честность, трудолюбие, смекалка — именно благодаря этим качествам Яков Фёдорович умело вёл коммерческие дела отца и приобрёл солидное состояние. Он был не только способным, предприимчивым бизнесменом, но и очень добрым и отзывчивым человеком. Голубицкий охотно выделял средства на благие начинания, был членом многих благотворительных и общественных организаций. Яков Фёдорович пожертвовал немалую сумму на расширение больницы для бедных и положил в Павлоградский банк сто рублей золотом, на проценты с которых она содержалась. Яков Фёдорович помогал многим нуждающимся павлоградцам: одним выделял деньги на постройку дома или на покупку скота, другим давал уголь, продукты, одежду и обувь, а некоторым выплачивал ежемесячные пособия. Также он щедро жертвовал учебным заведениям средства на оказание помощи учащимся из бедных семей. Голубицкий заслужил всеобщее уважение своими милосердными делами: его избирали неоднократно депутатом городской думы и дважды городским головой.
В тысяча восемьсот девяносто втором году Яков Голубицкий, будучи уже в преклонных летах, занемог. Ему хотелось завершить свою жизнь значительным богоугодным делом. Голубицкий остановился на проекте строительства нового храма: в Павлограде была всего лишь один собор, который в праздники не вмещал всех желающих присутствовать на службе горожан. Церковь заложили в день рождения Якова Фёдоровича в память о чудесном спасении семьи императора Александра Третьего во время крушения поезда в тысяча восемьсот восемьдесят восьмом году. Яков Фёдорович решил воздвигнуть храм в честь Спасо-Нерукотворного Образа — эта икона осталась совершенно целой в почти полностью разрушенном царском вагоне. Позже образ был признан чудотворным и его стали почитать. Каждый год семнадцатого октября, в день чудесного спасения царской семьи, стали совершать богослужения в честь этого образа. Вдовствующая императрица Мария Фёдоровна передала в Спасский собор Павлограда его точную копию.
К сожалению, Яков Голубицкий не дожил до окончания строительства Спасского храма. Завершил постройку церкви и стал первым её старостой любимый племянник Голубицкого — Доментий Пантелеевич Конжуков.
На свои средства Доментий Пантелеевич содержал в Спасской церкви замечательный церковный хор. А в тысяча девятьсот четвёртом году открыл при храме церковно-приходскую школу.
Жители Павлограда с благодарностью вспоминают Якова Фёдоровича Голубицкого и его племянника Доментия Конжукова. В народе до сих пор Спасский собор называют церковью Голубицкого.
Все выпуски программы Имена милосердия
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Хранители детства» помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии и пройти стажировки

Фонд «Хранители детства» более 10 лет поддерживает молодых людей из уязвимых групп: сирот, ребят с инвалидностью, подростков из приёмных, опекунских и кризисных семей. Фонд помогает им осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить необходимые знания и первый трудовой опыт под руководством наставников.
Максиму 16 лет, родителей у него нет. Молодой человек живёт и обучается в подмосковном Православном центре образования имени Преподобного Сергия Радонежского.
В прошлом году при участии фонда «Хранители детства» парень прошёл тестирование на профориентацию, а затем обучение и стажировку в Музее архитектуры в миниатюре. Он посвящён православным достопримечательностям Золотого кольца России. Максим участвовал в организации экскурсий и сам побывал в роли экскурсовода. За три недели наставники, подготовленные фондом, помогли ему раскрыть творческий потенциал, выявить профессиональные качества и определиться, куда двигаться дальше.
Фонд «Хранители детства» работает в 20 регионах России. Он знакомит молодёжь с современными, востребованными профессиями и устраивает на стажировки в различные партнёрские организации. Благодаря этому ребята из детских домов, приёмных, опекунских и кризисных семей, а также подростки с инвалидностью обретают уверенность, самостоятельность и могут попробовать себя в профессии.
Поучаствовать в проекте фонда «Хранители детства» можете и вы. Например, в качестве наставника рассказать ребятам о своей профессии, либо организовать для них стажировку. Подробнее об участии делами тут.
Кроме того, есть возможность поддержать проект и его подопечных финансово на сайте фонда «Хранители детства».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова

У нас в студии была заместитель генерального директора Государственного исторического музея Марина Чистякова.
Разговор шел об истории Новодевичьего монастыря в Москве, о взаимодействии монастыря и Исторического музея, а также о выставке, посвященной 500-летию Новодевичьей обители.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер