
В октябре тысяча восемьсот девяносто восьмого года небольшой уездный город Павлоград (сегодня это территория Днепропетровской области Украины) был переполнен паломниками со всей России: не хватало гостиниц и квартир, чтобы расселить всех желающих. Люди ночевали даже на улице, ожидая приезда всеми любимого в России пастыря: протоиерея Иоанна Кронштадтского. Отец Иоанн прибыл четырнадцатого октября на освящение Спасского собора. Вот как описывали это событие очевидцы: «Яркое солнечное утро, торжественный звон колоколов, стройное пение громадного хора, красочное облачение духовенства производили неизгладимое впечатление и навсегда остались в памяти у всех тех, кому посчастливилось присутствовать на торжестве освящения храма...» Единственное, о чём сожалели те, кто был на открытии и освящении Спасского собора, так это о том, что всего лишь год не дожил до этого радостного события сам инициатор строительства храма — купец и меценат Яков Фёдорович Голубицкий.
Родился Яков Голубицкий в тысяча восемьсот пятнадцатом году в семье павлоградского купца. Честность, трудолюбие, смекалка — именно благодаря этим качествам Яков Фёдорович умело вёл коммерческие дела отца и приобрёл солидное состояние. Он был не только способным, предприимчивым бизнесменом, но и очень добрым и отзывчивым человеком. Голубицкий охотно выделял средства на благие начинания, был членом многих благотворительных и общественных организаций. Яков Фёдорович пожертвовал немалую сумму на расширение больницы для бедных и положил в Павлоградский банк сто рублей золотом, на проценты с которых она содержалась. Яков Фёдорович помогал многим нуждающимся павлоградцам: одним выделял деньги на постройку дома или на покупку скота, другим давал уголь, продукты, одежду и обувь, а некоторым выплачивал ежемесячные пособия. Также он щедро жертвовал учебным заведениям средства на оказание помощи учащимся из бедных семей. Голубицкий заслужил всеобщее уважение своими милосердными делами: его избирали неоднократно депутатом городской думы и дважды городским головой.
В тысяча восемьсот девяносто втором году Яков Голубицкий, будучи уже в преклонных летах, занемог. Ему хотелось завершить свою жизнь значительным богоугодным делом. Голубицкий остановился на проекте строительства нового храма: в Павлограде была всего лишь один собор, который в праздники не вмещал всех желающих присутствовать на службе горожан. Церковь заложили в день рождения Якова Фёдоровича в память о чудесном спасении семьи императора Александра Третьего во время крушения поезда в тысяча восемьсот восемьдесят восьмом году. Яков Фёдорович решил воздвигнуть храм в честь Спасо-Нерукотворного Образа — эта икона осталась совершенно целой в почти полностью разрушенном царском вагоне. Позже образ был признан чудотворным и его стали почитать. Каждый год семнадцатого октября, в день чудесного спасения царской семьи, стали совершать богослужения в честь этого образа. Вдовствующая императрица Мария Фёдоровна передала в Спасский собор Павлограда его точную копию.
К сожалению, Яков Голубицкий не дожил до окончания строительства Спасского храма. Завершил постройку церкви и стал первым её старостой любимый племянник Голубицкого — Доментий Пантелеевич Конжуков.
На свои средства Доментий Пантелеевич содержал в Спасской церкви замечательный церковный хор. А в тысяча девятьсот четвёртом году открыл при храме церковно-приходскую школу.
Жители Павлограда с благодарностью вспоминают Якова Фёдоровича Голубицкого и его племянника Доментия Конжукова. В народе до сих пор Спасский собор называют церковью Голубицкого.
Все выпуски программы Имена милосердия
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема