«Пойди и подумай над своим поведением» — я помню эту фразу из детства. Она тяжестью отзывается в душе. Надо было идти в угол или просто к себе в комнату и обдумывать, что я сделала не так. Нужно было осознать свою вину.
Потом предстоял разговор с родителями. Так я его всегда боялась. Вроде, ничего страшного, но я чувствовала напряжение, когда шла просить прощения и излагать, в чем конкретно себя осознала виноватой. Так это все было тяжело! Нужно пережить эти моменты, пока хмурые, строгие лица родителей, наигранные, разумеется, в воспитательных целях, не станут снова добрыми и радостными.
Такая модель отношений была для меня единственной известной, привычной, и вполне рабочей. Я не могла даже представить себе какой-то другой формат. Его я и спроецировала на отношения с Богом.
И вот, уже будучи взрослой, совершив тот или иной грех, я шла уединялась, чтобы осознать свою вину перед Небесным Отцом. И потом... потом нужно было заставить себя идти мириться. И снова это тяжело. Я по привычке ощущала, что и Господь, подобно моим родителям, как бы хмуро смотрит на меня. И надо осознавать, осознавать свою вину.
И чем более тяжелее грех, тем, вероятно, мрачнее на меня смотрит Отец Небесный. И тем страшнее идти на примирение.
Но, Слава Богу, в какой-то момент я поняла, что этот сценарий совершенно не работает и не только по отношению к Богу. Родители любят всегда! Что бы я ни совершила. И Он любит! Лишь я сама могу отлучить себя от любви Господа. В том числе вот такими иллюзиями про отношение Бога ко мне.
Даже когда человек совершит что-то страшное, стоит лишь искренне заплакать об этом грехе, как Господь спасет, вытащит, повернёт все к лучшему. Нет никаких длительных примирительных процедур. Бог всегда любит! Он неизменен!
Христос умер на кресте, распяв все наши грехи. И теперь все, что нужно человеку, — это искреннее покаяние и исповедь, чтобы все наши грехи превратились в ничто. Грех, наш поступок, наши иллюзии отворачивают нас От Бога. А Он — всегда обращен к Нам, Он — всегда любящий!
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение
Антон Чехов «Три сестры» — «Искусное притворство»

Фото: Piqsels
Самообман бывает очень искусным. Особенно, когда обманываемся мы насчёт своих собственных душевных качеств. Антон Павлович Чехов в пьесе «Три сестры» дал иллюстрацию подобному душевному камуфляжу.
Главные героини пьесы — сёстры Ирина, Маша и Ольга, тонкие, умные, чуткие девушки, живут мечтой уехать из провинциального городка в Москву. Их брат Андрей недавно женился на Наташе, которая исподволь старается выжить сестёр из дома. Казалось бы, всё просто. Сёстры — хорошие, Наташа — плохая. Но вот один из эпизодов пьесы «Три сестры» побуждает задуматься.
Старая няня Анфиса, устав, присаживается. Наташа гневно кричит: «При мне не смей сидеть! Встань! Ступай отсюда!» Няня выходит, Ольга взволнованно говорит: «Наташа, ты сейчас так грубо обошлась с няней. Пойми, милая... я не переношу этого. Подобное отношение угнетает меня, я заболеваю...». Няню Ольга упоминает лишь вскользь. Монолог — весь про саму Ольгу, про её переживания. Но, возможно, трагедия трёх сестёр заключается не в том, что им не удаётся уехать в Москву? Не скрываются ли под их тонкой душевностью самые обыкновенные чёрствость и душевная глухота? А если преодолеть эту чёрствость, то может и свой родной провинциальный городок покажется раем?
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
26 октября. О почитании святой великомученицы Златы

Сегодня 26 октября. Воспоминание чуда великомученицы Златы в Скопье в 1912 году.
О почитании святой — священник Стахий Колотвин.
Нередко в истории церкви бывает, что посмертные чудеса святых людей — они больше запоминаются, более масштабны, чем чудеса прижизненные. Более того, при жизни и чудес может никаких не быть сверхъестественных. Просто человек в своей жизни приблизился ко Христу, наследовал Царствие Небесное, и, уже оказавшись там, ходатайствует за своих близких, за тех, кто обращается к нему с просьбами, и Господь посылает чудеса уже только после смерти.
Одним из этих случаев является мученический подвиг простой сербской — или, болгары считают, болгарской, македонцы считают, что македонской, — девушки, которую звали Злата. Причём тоже можно встретить, что её звали Хриса. Ну, Хриса — это всего лишь Злата на греческий манер, а греки, как мы помним, тоже соседствовали рядом с этими тремя балканскими славянскими народами.
И вот эта простая девушка, дочка небогатого крестьянина, которая прославилась, по сути, тем, что решила не соглашаться (даже ради богатого, сытого замужества за иноверцем, но ради которого нужно было отречься от Христа) перейти в ислам, и поэтому была страшно умучена, и прославилась она как раз этим мученическим подвигом. А чудес никаких не было.
Но спустя 100 лет, когда начались балканские войны, и в союзе православные маленькие государства, которые бросили вызов могучей Османской империи, освобождали свои родные земли, то уже над столицей нынешней Македонии — Скопье — явилась девушка, которая направила сербские войска, и османские войска в страхе бежали. Родные земли были освобождены, и в храмах снова стала совершаться Божественная литургия, вплоть до наших дней.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 октября. О Христе, объединяющем всех его учеников

В 1-й главе послания апостола Павла к галатам есть слова: «Ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. Другого же из апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня».
О Христе, объединяющем всех его учеников — священник Николай Дубинин.
Апостол Павел пишет, как он посещает Иерусалим и как он пробыл в гостях у апостола Петра, также видел и апостола Иакова. И это свидетельствует о том, что очень разные люди, которые друг друга не знали, являются единым целым в очах Господа. И они составляют вот это единое пространство, составляют единую Церковь того времени.
И вот это очень важно осознать, что люди, которые находились в разных уголках тогдашнего мира, люди, которые друг друга мало знали, ощущали себя единым целым для служения Христу и Его Царству.
Так и мы сегодня, находясь в Церкви Христовой, несмотря на то, что мало можем знать друг друга, даже в одном приходе, мы все — одно целое. И потому мы не случайно называем друг друга братьями и сестрами.
И дай Бог, чтобы мы это не просто формально осознавали, но и через призму своей души и сердца, относясь друг к другу действительно как братья и сестры во Христе Иисусе.
Все выпуски программы Актуальная тема







