
Вечером третьего октября тысяча восемьсот восемьдесят третьего года жители города Шуя занимались своими обычными делами и не предвидели никаких неожиданностей. В жилом доме неподалёку от Торговой площади семья сидела за ужином. Вдруг маленький мальчик, указывая в окно, залепетал:
— Мама, там огонь!
Взрослые в тревоге выглянули на улицу. Действительно, прямо в центре площади пылало строение. Ужин был забыт — родители стали спешно одевать сына, чтобы как можно скорее покинуть дом. Огонь был слишком близко и в любой момент мог перекинуться на их жилище. Однако когда люди вышли на улицу, они с изумлением обнаружили, что никакого пожара уже нет. Здание на Торговой площади, залитое водой, лишь слегка обгорело. Довольные пожарные убирали брандспойты.
— А вот, случись этот пожар тремя днями раньше, беда была бы, — заметил один из огнеборцев, вытирая платком с лица следы от копоти.
И он был совершенно прав. Дело в том, что как раз ровно три дня назад в Шуе заработал водопровод! По всему городу установили водозаборные колонки, так что и жители могли в любое время получать чистую, свежую воду, и пожарным больше не нужно было бегать с вёдрами к реке. Раньше пожары тушили часами, воды не хватало, и редко когда здание удавалось спасти. С этим — справились за считанные минуты, воды было сколько угодно, и строение осталось целым.
— Спаси Господь Ивана Ивановича Попова, благодетеля нашего! — перекрестилась какая-то старушка из толпы на купола стоящей неподалёку Покровской церкви.
Иван Иванович Попов, благодаря которому в Шуе появился водопровод, происходил из весьма известной купеческой династии. Известной, прежде всего, тем, что на протяжении нескольких поколений её представители неустанно заботились о любимом городе и о людях, которые жили в нём рядом с ними. Дед Попова, Фёдор Герасимович, всю жизнь жертвовал на храмы; отец, Иван Фёдорович, за свой счёт снабжал провиантом русские войска во время Крымской войны тысяча восемьсот пятьдесят третьего года. И от того, и от другого, Ваня часто слышал одни и те же слова: «Блаженнее давать, нежели принимать». Мальчик знал, что так говорил Христос в Евангелии. Став самостоятельным, Иван Иванович продолжил добрую семейную традицию. Он стал постоянным жертвователем Шуйских храмов и монастырей; а в Покровской церкви на Торговой площади нёс обязанности старосты.
Двадцать восьмого октября тысяча восемьсот шестьдесят восьмого года в Шуе при большом стечении народа торжественно открылась железнодорожная станция. Однако поначалу планы у Министерства путей сообщения были совсем другими. Проводить ветку «Иваново-Вознесенск-Новки» именно через Шую никто не собирался. Но в дело вмешался Иван Иванович Попов. Он убедил транспортное начальство в важности открытия станции в Шуе, а кроме того, взялся финансировать этот проект. Впоследствии Попов вложил средства в устройство в городе железнодорожного училища и больницы.
А ровно через двадцать лет, когда появились новые технические возможности, Иван Иванович с таким же рвением взялся за строительство водопровода. Чтобы понять, с какой серьёзностью Попов приступил к делу, достаточно сказать, что для строительства водонапорной башни он пригласил московского архитектора Владимира Шервуда — того самого, по проекту которого было возведено здание Исторического музея на Красной площади.
Она и сегодня возвышается на территории шуйского Центрального рынка. Стоит и здание вокзала на станции «Шуя». Двадцать восьмого октября две тысячи пятнадцатого года на нём появилась мемориальная доска в честь Ивана Ивановича Попова — неравнодушного человека с добрым сердцем.
Все выпуски программы Имена милосердия
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Рим., 79 зач. (от полу́), I, 7-12.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Какую роль на моём пути к Богу должны играть другие верующие люди? В какой степени я могу впустить их в свою жизнь? Достаточно ли просто их знать по именам и здороваться при встрече? Ответ на эти вопросы содержится в отрывке из 1-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
7 всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
8 Прежде всего благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире.
9 Свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его, что непрестанно воспоминаю о вас,
10 всегда прося в молитвах моих, чтобы воля Божия когда-нибудь благопоспешила мне прийти к вам,
11 ибо я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему,
12 то есть утешиться с вами верою общею, вашею и моею.
Перед нами вступление послания апостола Павла к христианам города Рима. Помимо стандартных приветственных формул, которые мы можем увидеть и в других письмах апостола, здесь говорится об очень неформальном и личном. Апостол благодарит Бога не только за то, что благодаря римским христианам вера распространяется по империи. Он наполнен благодарностью за то, что Господь дал ему этих людей. Ведь он ощущает с ними подлинное единство. Переживает его на самом глубинном, духовом уровне. Поэтому и пишет он, что постоянно вспоминает о них, поэтому и просит Бога устроить их встречу.
Чувства апостола можно понять. Мир языческого Рима был далеко не монолитным. В религиозном отношении он напоминал огромный котёл, в который свалили всё, что под руку попалось. Найти в этом компоте единомышленников было не так-то просто. Если это удавалось, то это было действительно подарком Неба, великой отрадой и утешением. Поэтому и пишет апостол, что желает утешиться общей верой вместе с ними. Он мог не только делиться с этими людьми своим духовным опытом, но и получать через них необходимую для своей миссии поддержку.
Во многом наша ситуация отлична от той, в которой жили первые христиане. Даже с неверующими и некрещёными людьми мы можем говорить о главном на общем языке просто по факту того, что все выросли и воспитаны в европейской культурной традиции. А это традиция, которая в своей основе имеет Евангелие. Наш мир — это в целом мир христианский. Однако в каком-то смысле и мы сейчас находимся в ситуации апостола. Ведь даже если мы разделяем с человеком общие ценности, даже если у нас общие представления о Боге, это не означает, что мы единодушны. Бывает, что мы годами ходим в храм, а людей, которые нас окружают, едва ли знаем по именам. Да и они особо нас не примечают. В этом смысле мы одиночки. И это не норма церковной жизни. Не норма, что мы не можем найти тех, с кем могли бы сблизиться так, как сближаются люди в детстве и юности. Но чтобы это уже было не просто беззаботное времяпровождение, а новое единство, на основе общей веры во Христа, скреплённое силой церковных таинств.
Поэтому счастлив тот, кто может подобно апостолу Павлу искренне, от всего сердца поблагодарить Бога за то, что Тот помог ему найти своих. Тех, кто принимает нас безусловно, такими, какие мы есть. И кого мы принимаем таким же образом. Тех, к кому я хочу вернуться, чтобы поделиться своими достижениями, своими неудачами, своим духовным опытом и получить поддержку и духовный опыт самому. В таком единстве Бог открывается полноценно и действует беспрепятственно. Как Сам Он говорит, «где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них». И это есть Церковь, Тело Христово. И спасаемся мы, лишь будучи участниками этого Тела. А потому каждый из нас призван такое единство найти. Для полноценной духовной жизни — это вопрос принципиальный. Всё, что для этого требуется, — молить об этом Спасителя и прилагать к этому поиску собственные усилия.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Занятия в свечной мастерской для Саши и других людей с ментальными нарушениями

Саше 26 лет, и у него ментальные нарушения. Это выражается в его поведении, мышлении и способности взаимодействовать с другими. Тем не менее он — жизнерадостный и активный. Молодой человек не привык сидеть сложа руки, ему важно куда-то направлять свою энергию. Но придумать себе занятие сам он не может, поэтому ему необходима поддержка и чуткое руководство. Всё это он находит в московском центре социальной реабилитации для особенных людей «Турмалин». Здесь Саша вот уже пять лет с удовольствием трудится в свечной и столярной мастерских.
Этапы изготовления свечей особенно пришлись ему по душе. Он совершает определённые действия и тут же видит результат, что для него очень важно. Но и работа с деревом Саше тоже нравится. В столярной мастерской он вместе с мастером шлифует крупные предметы и забивает гвозди.
Посещение таких мастерских для особенного молодого человека — это прежде всего социальная адаптация, а ещё возможность общаться в радостной, дружелюбной и поддерживающей среде.
Благодаря центру социальной реабилитации «Турмалин» люди с инвалидностью обретают своё место в жизни, становятся гораздо увереннее и общительнее, раскрывают свои таланты.
Поддержите проект, очень нужный особенным людям. Сейчас на сайте центра «Турмалин» идёт сбор на организацию занятий в свечной мастерской для Саши и других людей с ментальными нарушениями. Вы можете принять в нём участие, оставив любой благотворительный взнос.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Историческое наследие Новгорода». Сергей Брюн
У нас в студии был генеральный директор Новгородского государственного музея заповедника Сергей Брюн.
Разговор шел об истории Великого Новгорода и о сохранении культурного и исторического наследия этого города.
Этой программой мы завершаем цикл из пяти бесед, посвященных истории, культуре и святыням Великого Новгорода.
Первая беседа с Натальей Шашковой и Анатолием Оксенюком была посвящена восстановлению новгородских храмов после ВОВ; (эфир 09.06.2025)
Вторая беседа с Натальей Шашковой и Анатолием Оксенюком была посвящена особенностям исторического городского пространства Новгорода; (эфир 10.06.2025)
Третья беседа с Анатолием Оксенюком была посвящена святыням Новгорода; (эфир 11.06.2025)
Четвертая беседа с Юлией Ратомской была посвящена архитектуре Новгорода. (эфир 12.06.2025)
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер