
Деян., 18 зач., VIII, 5-17.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В Священном Писании содержится очень много описаний прямого вмешательства Бога в жизнь человека, такие вмешательства воспринимаются человеческим сознанием как чудеса. Однако в своей повседневной жизни мы, как правило, не встречаемся с чудесами, наш мир в этом смысле понятен и прост, он подчинён естественнонаучным законам. Если же это так, то как можно совместить библейские рассказы и опыт нашей жизни? Да и вообще: как нам стоит относиться к свидетельствам Священного Писания? Давайте послушаем звучащий сегодня во время литургии в православных храмах отрывок из 8-й главы книги Деяний святых апостолов. В этом отрывке речь пойдёт о чудесах, и апостольский рассказ поможет нам с ответом на наши вопросы.
Глава 8.
5 Так Филипп пришел в город Самарийский и проповедовал им Христа.
6 Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, слыша и видя, какие он творил чудеса.
7 Ибо нечистые духи из многих, одержимых ими, выходили с великим воплем, а многие расслабленные и хромые исцелялись.
8 И была радость великая в том городе.
9 Находился же в городе некоторый муж, именем Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого.
10 Ему внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия.
11 А внимали ему потому, что он немалое время изумлял их волхвованиями.
12 Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины.
13 Уверовал и сам Симон и, крестившись, не отходил от Филиппа; и, видя совершающиеся великие силы и знамения, изумлялся.
14 Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна,
15 которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго.
16 Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса.
17 Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго.
Только что услышанный нами отрывок книги Деяний был сосредоточен вокруг проповеди апостола Филиппа в Самарии. Однако акцент здесь сделан не на проповеди как таковой, а на чудесах, которыми она сопровождалась. В частности, сказано, что именно чудеса стали причиной внимания к словам апостола: люди видели, что Филипп изгоняет нечистых духов из одержимых, что он исцеляет паралитиков и хромых, всё это привлекало внимание к сути апостольской проповеди. Люди радовались словам и действиям апостола. Картина практически идиллическая.
Здесь же было сказано и о некоем Симоне: этот человек тоже изумлял людей, но изумлял он их не чудесами Божиими, а волхованиями. Книга Деяний не даёт описания того, что представляли собой волхования Симона, скорее всего, речь идёт о своего рода фокусах — о том, что производит чрезвычайное впечатление, но при этом не имеет никакой практической ценности. В этом отличие действий Божиих от действий волхвов: Бог помогает людям в их невзгодах, действия Бога имеют совершенно очевидную конечную цель — спасение души человека, действия же волхвов могут лишь изумлять, практической пользы в них нет, и уж тем более они не способны привести к познанию Бога.
Интересно же в свидетельстве книги Деяний вот что: эффект, который на людей производили чудеса апостола Филиппа и волхования Симона, был идентичным — люди приходили в воодушевление, ведь люди во все времена жаждут увидеть нечто необычные. Необычными же были и апостол Филипп, и Симон. Однако в конечном итоге проповедь Филиппа оказалась убедительнее волхований Симона, и многие люди уверовали во Христа.
Но давайте вернёмся к сопоставлению чудес Божиих и волхования. Самое важное, что нам позволяет сказать услышанный нами отрывок книги Деяний, можно сформулировать так: и первое, и второе поражает воображение, но первое ведёт к вере во Христа и ко спасению, а второе — нет. Впрочем, Евангелие убедительно доказывает, что даже и те чудеса, которые от Бога, далеко не всех способны привести ко Христу, ярчайший пример здесь — бывший апостол Иуда, и те иудеи, которых чудо воскрешения Спасителем Лазаря лишь ещё сильнее озлобило. Получается, что чудо — это отнюдь не самый надёжный путь ко Христу, более того, за чудо можно принять и то, что им не является, — именно так было с волхованиями Симона — и прийти вовсе не ко Христу, а к кому-то совсем иному. От чего да сохранит нас всех Господь!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 54. Богослужебные чтения

Предательство — это не только подлость и преступление, это ещё и тяжкий грех. Невыносимым бременем он ложится на душу самого предателя и наносит неизлечимую рану тому, кого предали. Как же уберечь себя от этого негативного опыта и что делать, если подобное произошло в нашей жизни? Свой ответ на этот вопрос мы находим в 54-м псалме пророка и царя Давида, который звучит сегодня в православных храмах за богослужением. Давайте послушаем.
Псалом 54.
1 Начальнику хора.
На струнных орудиях. Учение Давида.
2 Услышь, Боже, молитву мою и не скрывайся от моления моего;
3 внемли мне и услышь меня; я стенаю в горести моей, и смущаюсь
4 от голоса врага, от притеснения нечестивого, ибо они возводят на меня беззаконие и в гневе враждуют против меня.
5 Сердце моё трепещет во мне, и смертные ужасы напали на меня;
6 страх и трепет нашёл на меня, и ужас объял меня.
7 И я сказал: «кто дал бы мне крылья, как у голубя? я улетел бы и успокоился бы;
8 далеко удалился бы я, и оставался бы в пустыне;
9 поспешил бы укрыться от вихря, от бури».
10 Расстрой, Господи, и раздели языки их, ибо я вижу насилие и распри в городе;
11 днём и ночью ходят они кругом по стенам его; злодеяния и бедствие посреди его;
12 посреди его пагуба; обман и коварство не сходят с улиц его:
13 ибо не враг поносит меня, — это я перенёс бы; не ненавистник мой величается надо мною, — от него я укрылся бы;
14 но ты, который был для меня то же, что я, друг мой и близкий мой,
15 с которым мы разделяли искренние беседы и ходили вместе в дом Божий.
16 Да найдёт на них смерть; да сойдут они живыми в ад, ибо злодейство в жилищах их, посреди их.
17 Я же воззову к Богу, и Господь спасёт меня.
18 Вечером и утром и в полдень буду умолять и вопиять, и Он услышит голос мой,
19 избавит в мире душу мою от восстающих на меня, ибо их много у меня;
20 услышит Бог, и смирит их от века Живущий, потому что нет в них перемены; они не боятся Бога,
21 простёрли руки свои на тех, которые с ними в мире, нарушили союз свой;
22 уста их мягче масла, а в сердце их вражда; слова их нежнее елея, но они суть обнажённые мечи.
23 Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя. Никогда не даст Он поколебаться праведнику.
24 Ты, Боже, низведёшь их в ров погибели; кровожадные и коварные не доживут и до половины дней своих. А я на Тебя, Господи, уповаю.
Есть предположение, что только что прозвучавший псалом Давид написал, когда спасался бегством в пустыне Иудейской от царя Саула. Первоначально между юным Давидом и Саулом были очень близкие, дружеские отношения. Однако из-за одержимости царя, которого терзал дух подозрительности, мнительности и ревности, из друга Давид стал соперником и врагом. А потому и сетует псалмопевец: «Не враг строит мне козни, превозносится надо мной и ненавидит меня. От врага можно убежать и скрыться. Мне строится козни тот, кого я воспринимал как самого себя, мой самый близкий друг, с которым я был предельно искренен».
Действительно, если тебя преследует враг, то вся проблема в том, чтобы спрятаться от него где-нибудь подальше. Но невозможно скрыться от той боли, которую своим предательством тебе нанёс самый близкий человек. Ведь другу мы максимально открылись. Мы поведали ему самое сокровенное. Впустили его в самое средоточие своей души. И теперь всё происходящее мы воспринимаем близко к сердцу. Мы бы и рады относиться к предателю как к врагу. Как к постороннему. Но не можем. Мешает память и чувства. А потому эта заноза крепко сидит в нас. И от этой боли никуда не скрыться. Многим эта ситуация хорошо знакома по личному опыту. А потому весьма полезно будет приглядеться к тому, как решает эту проблему Давид.
Пожалуй, самое важное, — это то, что свою боль он не держит в себе. Он не пытается никого оправдать. Или доказать себе, что ему показалось. Перед лицом Бога предательство он называет предательством. Подлые поступки называет подлостью. В нём нет никакого желания возвращаться к общению с обидчиками. «Держи этих людей от меня подальше, Господи», — так можно понимать его слова. И это весьма мудрое решение. Ведь Давид говорит, что «нет в них переме́ны; они́ не боя́тся Бо́га, простёрли ру́ки свои́ на тех, кото́рые с ни́ми в ми́ре, нару́шили сою́з свой». А потому вести себя с ними по принципу «давай забудем всё, что было между нами плохого, и вернём былые добрые времена», не получится. Любой контакт с вероломными людьми, в которых нет и тени покаяния, опасен как для телесного, так и душевного здоровья.
Но вместе с этим в Давиде нет злобы. Он не сыпет проклятиями. В своём сердце он обретает покой. Ведь все эти скорби открывают ему фундаментальную истину: «Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя. Никогда не даст Он поколебаться праведнику». Только Богу во всей полноте может быть открыто наше сердце. Только Он — наша единственная опора и утешение. Лишь Ему мы можем довериться в полноте и положиться на Него. Да, это понимание мы приобретаем, получив опыт боли и разочарований. Но нередко лишь так мы становимся теми, через кого Бог действует в этом мире, и люди получают поддержку, силы и надежду.
Псалом 54. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 23. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 54. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. На струнных орудиях. Учение Давида.
2 Услышь, Боже, молитву мою и не скрывайся от моления моего;
3 внемли мне и услышь меня; я стенаю в горести моей, и смущаюсь
4 от голоса врага, от притеснения нечестивого, ибо они возводят на меня беззаконие и в гневе враждуют против меня.
5 Сердце мое трепещет во мне, и смертные ужасы напали на меня;
6 страх и трепет нашел на меня, и ужас объял меня.
7 И я сказал: "кто дал бы мне крылья, как у голубя? я улетел бы и успокоился бы;
8 далеко удалился бы я, и оставался бы в пустыне;
9 поспешил бы укрыться от вихря, от бури".
10 Расстрой, Господи, и раздели языки их, ибо я вижу насилие и распри в городе;
11 днем и ночью ходят они кругом по стенам его; злодеяния и бедствие посреди его;
12 посреди его пагуба; обман и коварство не сходят с улиц его:
13 ибо не враг поносит меня,- это я перенес бы; не ненавистник мой величается надо мною,- от него я укрылся бы;
14 но ты, который был для меня то же, что я, друг мой и близкий мой,
15 с которым мы разделяли искренние беседы и ходили вместе в дом Божий.
16 Да найдет на них смерть; да сойдут они живыми в ад, ибо злодейство в жилищах их, посреди их.
17 Я же воззову к Богу, и Господь спасет меня.
18 Вечером и утром и в полдень буду умолять и вопиять, и Он услышит голос мой,
19 избавит в мире душу мою от восстающих на меня, ибо их много у меня;
20 услышит Бог, и смирит их от века Живущий, потому что нет в них перемены; они не боятся Бога,
21 простерли руки свои на тех, которые с ними в мире, нарушили союз свой;
22 уста их мягче масла, а в сердце их вражда; слова их нежнее елея, но они суть обнаженные мечи.
23 Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя. Никогда не даст Он поколебаться праведнику.
24 Ты, Боже, низведешь их в ров погибели; кровожадные и коварные не доживут и до половины дней своих. А я на Тебя, [Господи,] уповаю.
6 мая. О важности воспитания молодёжи в православной вере

4 мая Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборе во имя святых Жён-мироносиц в городе Баку.
На проповеди по завершении богослужения Святейший Патриарх говорил о важности воспитания молодёжи в православной вере.
Церковь — это не прибежище неудачников, это не прибежище никчемных людей. Это прибежище тех людей, которые в своей жизни вдохновляются и управляются самым главным — верой в Господа и Спасителя, того, кто является действительно господином истории, в руках которого жизнь каждого человека, и человеческих обществ, и человеческих государств. Вот почему всегда с радостью совершаю воскресное богослужение. И посещая храмы, вижу, как все с каждым годом больше и больше людей приходит, причем людей разного возраста, разного положения. Другими словами, мы с вами сейчас живем в условиях наиболее благоприятных, по крайней мере, вот на моей памяти, самых благоприятных времен для того, чтобы жить по-христиански, посещать храм Божий, молиться, воспитывать своих детей и внуков. Но кому больше дано, с того больше и спросится. С моих ровесников, я думаю, мало что спросится, потому что жили в условиях тотального атеизма, государственного атеизма. А вот с нынешнего поколения родителей, дедушек и бабушек очень даже спросятся, если дети в храм не ходят, если по каким-то причинам кто-то не крестил ребенка. И ответственность родителей, дедушек, бабушек, в первую очередь должна в отношении детей касаться необходимости их воспитания в вере. Вот, пожалуйста, воспримите эти слова Патриарха не как свидетельство о каком-то там 10 или 20 деле вашей жизни, а как о самом важном деле — воспитании детей и внуков в вере православной.
Все выпуски программы Актуальная тема