
Деян., 18 зач., VIII, 5-17.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В Священном Писании содержится очень много описаний прямого вмешательства Бога в жизнь человека, такие вмешательства воспринимаются человеческим сознанием как чудеса. Однако в своей повседневной жизни мы, как правило, не встречаемся с чудесами, наш мир в этом смысле понятен и прост, он подчинён естественнонаучным законам. Если же это так, то как можно совместить библейские рассказы и опыт нашей жизни? Да и вообще: как нам стоит относиться к свидетельствам Священного Писания? Давайте послушаем звучащий сегодня во время литургии в православных храмах отрывок из 8-й главы книги Деяний святых апостолов. В этом отрывке речь пойдёт о чудесах, и апостольский рассказ поможет нам с ответом на наши вопросы.
Глава 8.
5 Так Филипп пришел в город Самарийский и проповедовал им Христа.
6 Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, слыша и видя, какие он творил чудеса.
7 Ибо нечистые духи из многих, одержимых ими, выходили с великим воплем, а многие расслабленные и хромые исцелялись.
8 И была радость великая в том городе.
9 Находился же в городе некоторый муж, именем Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого.
10 Ему внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия.
11 А внимали ему потому, что он немалое время изумлял их волхвованиями.
12 Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины.
13 Уверовал и сам Симон и, крестившись, не отходил от Филиппа; и, видя совершающиеся великие силы и знамения, изумлялся.
14 Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна,
15 которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго.
16 Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса.
17 Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго.
Только что услышанный нами отрывок книги Деяний был сосредоточен вокруг проповеди апостола Филиппа в Самарии. Однако акцент здесь сделан не на проповеди как таковой, а на чудесах, которыми она сопровождалась. В частности, сказано, что именно чудеса стали причиной внимания к словам апостола: люди видели, что Филипп изгоняет нечистых духов из одержимых, что он исцеляет паралитиков и хромых, всё это привлекало внимание к сути апостольской проповеди. Люди радовались словам и действиям апостола. Картина практически идиллическая.
Здесь же было сказано и о некоем Симоне: этот человек тоже изумлял людей, но изумлял он их не чудесами Божиими, а волхованиями. Книга Деяний не даёт описания того, что представляли собой волхования Симона, скорее всего, речь идёт о своего рода фокусах — о том, что производит чрезвычайное впечатление, но при этом не имеет никакой практической ценности. В этом отличие действий Божиих от действий волхвов: Бог помогает людям в их невзгодах, действия Бога имеют совершенно очевидную конечную цель — спасение души человека, действия же волхвов могут лишь изумлять, практической пользы в них нет, и уж тем более они не способны привести к познанию Бога.
Интересно же в свидетельстве книги Деяний вот что: эффект, который на людей производили чудеса апостола Филиппа и волхования Симона, был идентичным — люди приходили в воодушевление, ведь люди во все времена жаждут увидеть нечто необычные. Необычными же были и апостол Филипп, и Симон. Однако в конечном итоге проповедь Филиппа оказалась убедительнее волхований Симона, и многие люди уверовали во Христа.
Но давайте вернёмся к сопоставлению чудес Божиих и волхования. Самое важное, что нам позволяет сказать услышанный нами отрывок книги Деяний, можно сформулировать так: и первое, и второе поражает воображение, но первое ведёт к вере во Христа и ко спасению, а второе — нет. Впрочем, Евангелие убедительно доказывает, что даже и те чудеса, которые от Бога, далеко не всех способны привести ко Христу, ярчайший пример здесь — бывший апостол Иуда, и те иудеи, которых чудо воскрешения Спасителем Лазаря лишь ещё сильнее озлобило. Получается, что чудо — это отнюдь не самый надёжный путь ко Христу, более того, за чудо можно принять и то, что им не является, — именно так было с волхованиями Симона — и прийти вовсе не ко Христу, а к кому-то совсем иному. От чего да сохранит нас всех Господь!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Культура как способ разговора о вере». Игумен Лука (Степанов)

У нас в гостях был настоятель Спасо-Преображенского Пронского мужского монастыря в Рязанской области, заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета отец Лука, игумен, монах (Степанов).
Мы говорили о том, как через культуру можно говорить с современными молодыми людьми о вере и нравственных ценностях.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Светлый вечер
Поможем Ольге восстановиться после аварии

Ольга Максименко из небольшого города в Луганской области. Это женщина с удивительной силой духа. Три года она стремится вернуться к полноценной жизни. Ольгу сбил грузовик. За плечами у неё несколько операций, успехи в восстановлении и провалы. Два раза ей приходилось заново учиться ходить. А через год после травмы она потеряла мужа, он погиб. Но несмотря на все потрясения, женщина продолжает бороться за жизнь. Рядом с ней её близкие – мама и взрослая дочь, друзья и бывшие коллеги, которые регулярно навещают и подбадривают Ольгу.
Больше 30 лет она трудилась в Центре занятости, проявляя искреннее участие к людям. За это многие её полюбили. «Маму все знают как жизнерадостного и светлого человека, она всегда была готова прийти на помощь другим, как словом, так и делом», — делится её дочь Мария.
За три года восстановления, благодаря поддержке близких, Ольга побывала на многочисленных реабилитациях. Она встала на ноги, начала заниматься плаванием и готовить простые блюда. Но после очередной операции, женщина сильно ослабла. И сейчас с трудом передвигается по квартире, неважно ориентируется в пространстве и плохо говорит.
«Маме важно обрести уверенность в своих силах: в общении, в самостоятельном выборе и уходе за собой», — отмечает Мария. Для этого необходима реабилитация, в которую входят ежедневные занятия со специалистами. Однако оплатить дорогостоящий курс семья уже не в состоянии. Все сбережения ушли на длительное лечение.
Сегодня у нас есть возможность поддержать Ольгу Максименко из Луганской области и помочь ей отправиться в медицинский центр, который находится в Подмосковье. Сделать это можно на сайте фонда «Мои друзья», оставив любой благотворительный взнос.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Не мой святой»
В этом выпуске ведущие Радио ВЕРА Алексей Пичугин, Марина Борисова, Константин Мацан, а также наш гость — игумен Введенской Макарьевской Жабынской пустыни в Тульской области иеромонах Назарий (Рыпин) — поделились cвоими воспоминаниями о том, как для человека какой-то святой был не близок и, возможно, даже как-то отрицательно воспринимался. Но в определенный момент именно через него пришла помощь или поддержка.
Ведущие: Константин Мацан, Марина Борисова, Алексей Пичугин.
Все выпуски программы Светлые истории