
Николай Конюхов
В нашей студии был клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста в Москве священник Николай Конюхов.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Деян.11:19-26, 29-30) и Евангельского (Ин. 4:5-42) чтений в 5-е воскресенье по Пасхе, именуемое «О самарянке», о днях памяти праведного Иова Многострадального, Перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари, равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских.
Ведущая: Марина Борисова
Марина Борисова
— Добрый вечер, дорогие друзья. В эфире Радио ВЕРА наша еженедельная субботняя программа «Седмица», в которой мы говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели. В студии Марина Борисова. Сегодня наш гость клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста в Москве священник Николай Конюхов.
Священник Николай Конюхов
— Здравствуйте.
Марина Борисова
— С его помощью мы постараемся разобраться, что ждет нас в церкви завтра, в пятое воскресенье после Пасхи, в воскресенье о самарянке, и на предстоящей седмице. Собственно, наш ключ к пониманию следующей недели и непосредственно наступающего воскресенья, как правило, это те отрывки из апостольских посланий, из Деяний и Евангелия, которые прозвучат завтра в храме за Божественной литургией. Завтра мы услышим отрывок из Деяний святых апостолов, первой проповеди апостолов не перед иудеями. Случилось это в Антиохии, попал туда апостол Варнава, потом к нему присоединился апостол Павел. Причем, проповедь их была столь успешна, что масса язычников, уверовав, решила, что это олимпийские боги. Варнава покрупнее был, он наверняка был Зевс, а апостол Павел сошел, не помню сейчас, не то за Дионисия, не то за Аполлона, в общем, за кого-то из богов помельче. Это к тому, как странно отзывается наше слово, бывает реакция успешная, но направленная совершенно в противоположную сторону. Евангельский отрывок, отрывок из Евангелия от Иоанна из 4-й главы, стихи с 5-го по 32-й о том же. Разговор с женщиной самарянкой — это тоже разговор с человеком, который, казалось бы, не должен был услышать проповедь. Но мало того, что услышал, так еще и понял гораздо лучше, чем апостолы. О чем, собственно говоря, завтрашнее воскресенье?
Священник Николай Конюхов
— Это воскресенье, которое названо воскресенье о самаряныне или о самарянке, раскрывает для нас глубину учения Христа. Этот эпизод очень подробный, он огромный, и обычно диакона: о, сегодня нужно будет Евангелие это читать. Оно многосюжетное, интересное, мы в первый раз слышим настолько большую проповедь Христа, беседу с одним человеком. Есть еще беседа Христа с Никодимом похожая, но тут она еще больше. Там в ней много чего удивительного и поучительного для нас. Например, то, что Господь не должен был с ним говорить, а Он говорит. Она самарянка...
Марина Борисова
— И женщина еще.
Священник Николай Конюхов
— Еще и женщина. И с самарянами нельзя было общаться, потому что от них можно было научиться испорченной вере, и с женщинами вообще не надо общаться, потому что это неприлично, в иудейском обществе было нельзя первому заговаривать с женщиной, еще и с самарянкой. Господь нарушает оба эти запрета и обращается к ней. Как же, Господи, мы же благочестивые такие, ходим в храм и не самаряне, но Господь взял и явился кому-то совершенно другому. Еще и тот Его понял. Самарянка поняла какие-то такие вещи, которые даже до апостолов не доходили. Апостолы еще не понимали, Кто перед ними, пророк или, может быть, царь Израильский будущий. А самарянка поняла, что это истинный Господь. И удивительно, какие эпизоды, каких персонажей для нас фиксирует Евангелие. Мария Магдалина, «из нее же изгна седмь бесов»; какая-то женщина, блудница, которая помазала ноги Иисуса миром; еще одна блудница, которую привели побить камнями, а Господь ее не осудил; Матфей, мытарь, с которыми вообще не разговаривали; Закхей старший мытарь, взяточник, который неправедно нажил имущество. Вот это герои Христа, Он с ними общается, Он к ним обращается с проповедью. И мы видим, что это успешно. Мы, такие воспитанные, благочестивые, приходим в храм, и к нам Господь обращается с проповедью, говорит нам про воду живую, про свои слова. До нас это доходит? Мы меняем так же свою жизнь, как Закхей, который сказал, пол-имущества моего отдам нищим, и кого чем обидел, возвращу в четыре раза больше? Как самарянка, которая бежит...
Марина Борисова
— Водонос кинула.
Священник Николай Конюхов
— Бросила воду, за которой пришла, и стала апостолом, буквально, она же равноапостольная, она бежит и проповедует Христа. Та, у которой было пять мужей, которая непонятно какой у нее... как-то у нее трагично складывалась судьба женская, становится преданной ученицей Христа. Потом в историю церковного предания она вошла как мученица Фотиния, потому что она пострадала за свою веру. Всё не то, чем кажется для нас, Христос смотрит не на фасад, а в суть, в глубину человека. Он видит некий ПР. Как я недавно своим прихожанам рассказывал, что есть некий ПР — потенциал развития, который Господь видит в каждом человеке. Что он готов, рассказать красивые вещи, он готов как-то чувственно отреагировать? Я с женщиной недавно общался, она говорит: батюшка, мне говорили, что на исповеди должны быть слезы. Если человек приходит на исповедь, плачет, значит, он кается. Я говорю: дорогая моя, не обязательно. У меня было несколько эпизодов в жизни, когда люди прямо на исповеди рыдали, у меня ряса была такая, что ее выжимать можно было в тазик. Это ничуть не мешало людям потом идти и в следующий раз на исповедь приходить с теми же грехами, только еще в худшем размере, и опять рыдать. То есть сама по себе эмоциональная составляющая не является чем-то подлинным, чем-то стопроцентно описывающим реально происходящие процессы. Это может быть просто эмоциональный фон.
Марина Борисова
— То есть дар слез, о которых мы читаем у святых отцов — это совершенно другие слезы.
Священник Николай Конюхов
— Это не эмоциональная история. Многие люди плачут, я сам это знаю, по себе могу судить, даже никого не обвиняя, что очень часто мы плачем от жалости к самому себе. Что просто невероятно себя жалко.
Марина Борисова
— Конечно, себя-то любимого жалко.
Священник Николай Конюхов
— В том числе на исповеди. Начинаешь говорить про исповедь, еще упомянул, что муж обидел или жена достала, и что-то так жалко себя стало, и заплакал. Батюшка такой: вот какой подвижник, как искренне кается. И сам про себя думаешь: вот, я плачу, о грехах своих плачу, а этот зараза меня еще что-то осуждал. Это я про мужа, а не про батюшку. Господь смотрит не на это. Пришла эта самарянка с какой-то водой, пять мужей. А какой у нее ПР высокий, ей не хватало буквально, чтобы с ней кто-нибудь поговорил, и Господь делает этот шаг. А все остальные будут: фу, пять мужей, да всё мы за тебя знаем, эта-то Танька-то наша, да что с ней разговаривать-то, она вообще ничего не способна. Вот я молодец, пощусь два раза в неделю, десятину даю на церковь и вообще молодец большой. Боже, благодарю Тебя, и прочие безумные глаголы. Это для нас очень поучительная история, которая должна сподвигнуть нас тоже уметь — знаете еще что? — задавать вопросы. Самарянка тоже очень интересно себя ведет, она начинает выспрашивать Христа. Вот встретились мы с Христом, что мы будем у Него спрашивать? Господи, а какой курс будет доллара или евро через пять лет? Что, мне сейчас вложиться и приобрести богатство? Что мы у Него спросим? Когда я, наконец, выйду замуж? Или что? Какой нас вопрос поинтересует? Она спросила: Господи, мы тут кланяемся, в один храм ходим, а люди говорят, что только в том храме можно Богу поклоняться, так где мне Богу поклоняться? Слышали от женщины вопрос? Женщины, которые приходят в храм, с какими вопросами приходят к Христу? Господи, муж пьет, сын играет, у меня что-то не получается, работа достала. Всё понятно, Господь и с этими вопросами принимает. Но самарянка спрашивает, как мне искренне и правильно поклоняться Богу? Вот это я понимаю.
Марина Борисова
— Напоминаю нашим радиослушателям, сегодня, как всегда по субботам, в эфире Радио ВЕРА программа «Седмица», в которой мы говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели. С вами Марина Борисова и наш сегодняшний гость, клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста в Москве священник Николай Конюхов. Помимо того, что она задавала правильные вопросы, она еще получала ответы, которые потом становились темой для целых диссертаций ученых богословов. Как поклоняться в духе и истине? Вот как?
Священник Николай Конюхов
— Он говорит, что иудеи поклоняются и думают, что они правильно поклоняются, а вы, типа, неправильно. Но приходит время другое. Не то, что ты в специальное место приехал, и там считается, а тут не считается. То есть только в храме можно помолиться, а дома если ты помолишься, Бог не примет молитву. Или только нужно определенные действия сделать, прочитать определенные молитвы, а если своими словами, то, извини, Бог не понимает, что ты говоришь своими словами. Это не так. Получается по-другому. Если человек обращается искренне ко Христу, неважно где, может быть, он еще даже не крещен, но он от сердца возопил к Богу: Господи, что со мной происходит, где я нахожусь, что мне делать? Истина, некая подлинность, некая, может быть, честность со стороны человека — вот это важно Богу. Что мы перестали играть, что действительно хотим поговорить именно с Ним. Тоже большая проблема, что мы часто говорим не с Богом, а с воображаемым Богом. То есть некое представление о волшебнике, который прилетит в голубом вертолете и бесплатно покажет кино и еще мороженое насыплет нам в котомку. Это же неправильное представление, но я-то ему молюсь, волшебнику, который решит мои проблемы и который завтра поможет мне какие-то конкретные вещи реализовать. А тут же Живой Бог, Который настолько интересен. Когда читаешь, особенно пророческие книги, как Бог разговаривает с пророками, насколько это интересно, насколько Живой Бог виден через эти страницы Священного Писания. Когда ты читаешь Евангелие, ты видишь, что Христос — Живой Бог. И ты с Живым Богом общаешься, ты к Нему обращаешься. Подожди, я же к Нему правильно обратился, прочел акафист? Мне сказали сорок дней считать акафист, я же прочел сорок дней акафист. Но само по себе число, место, количество, какие-то формулы, для Бога важно другое. Поэтому Он и говорит самарянке, что не надо тебе бежать в Иерусалим, чтобы по-настоящему поговорить с Богом, ты уже сейчас говоришь с Богом. То есть ты сейчас беседуешь с Ним. Интересно, что Господь часто обращается к нам... мы-то хотим чтобы напрямую было. Недавно с прихожанами тоже это обсуждали, что нам всем хочется быть, как у апостола Павла, чтобы Господь напрямую с облака мне явился и сказал: Маша, Маша, что-то ты не то делаешь? Или: отец Николай...
Марина Борисова
— А они готовы потом заплатить ту же цену?
Священник Николай Конюхов
— Я говорю, он же ослеп после этого. Они такие: нет, ну просто. Мы вопрошаем что-то у Господа и хотим, чтобы нам был глас с неба или в сонном видении сошли херувимы и серафимы шестокрылатые многоочитые и возвышающиеся пернатые и Господь говорит: вот, Василий из 37-й квартиры, у тебя завтра будет то-то, пятое-десятое, а жениться тебе нужно в следующем году. Нам вот так хочется. Почему? По гордыни, мы себе представляем так. А Господь хочет нам ответить, но Он часто это делает через других людей. Знаменитая притча, как мужик Господа в гости звал. И к нему приходили по очереди женщина с ребенком, и какой-то больной, и какой-то старик, и он всех прогонял, говорил: подождите, я Господа в гости жду. И он так и не дождался, говорит: Господи, Ты же обещал? — Так Я к тебе три раза приходил, ты три раза Меня прогонял. Поэтому и к нам может обратиться какой-то человек незнакомый или знакомый, но от которого мы не хотим принимать свидетельство. Тоже поразительно, люди, которые ближе всего к нам живут, наши близкие домашние, через которых Господь и может явить нам Свою волю, мы меньше всего готовы их слушать. Как Христос приходил к Себе в город, где Он вырос, и сказано, что Он там даже не совершил множество чудес, потому что они не верили. Еще говорили: э, Он же Сын плотника, что это Он тут говорит? И Господь сказал эту горькую фразу: нет пророка в своем отечестве. Это правда. Обычно от близких людей люди не готовы принимать какую-то информацию, ходят на специальные сессии, платят деньги для того, чтобы получить информацию о себе, хотя вот она, у тебя рядом. Люди с тобой живут, они тебе лучше всего расскажут, как с тобой живется, а как не живется. Вот эта возможность, что кто-то к нам подойдет и около колодца, около какой-то бензоколонки с нами поговорит, и что Господь может вот так явить нам Свою волю, от этого тоже не надо закрываться. А то: нет, пускай мне будет сонное видение. Тебе будет сонное видение, только тебе там ничего не понравится, и будешь потом сонники читать, что это значит, что я видела батюшку злого и под дождем. Ко мне недавно прихожанка подходила и говорит: батюшка, мне сегодня приснилось, к чему это? Я говорю: к большим деньгам.
Марина Борисова
— Какая у вас жизнь насыщенная, прямо позавидуешь. Возвращаясь к истории с самарянкой и разговору ее со Спасителем. Мне всегда было интересно, почему так получилось. Мы читаем Евангелие для того, чтобы убедиться, отработанный путь ветхозаветного избранного народа неправильный. Он завел совершенно не туда, в результате Бога распяли. В голове не умещается, чего понаделали.
Священник Николай Конюхов
— Да, но это не совсем правильно, потому что этот же путь привел к Богородице. Из этого же иудейского общества выросли Иоаким и Анна. Их выгоняли из храма, но это уже... понятно. Но Богородица-то где появилась? Это, кстати, очень важно. Это была истинная вера. Иудаизм до пришествия в мир Спасителя — это была единственная истинная вера. Другой вопрос, что люди неправильно ее исполняли.
Марина Борисова
— Получается, что мы читаем этот отрывок из Евангелия от Иоанна для того, чтобы лишний раз напомнить себе, как сказано, «блюдите, как опасно ходите». Что повторить этот путь мы запросто можем.
Священник Николай Конюхов
— Сто процентов.
Марина Борисова
— И собственно говоря, почти не замечая этого, делаем это постоянно.
Священник Николай Конюхов
— У меня было несколько таких скорбных бесед, потому что эта убежденность: мы русские, с нами Бог. Прекрасная фраза. Или допустим: кто русский, тот и православный. И вот, мы Москва Третий Рим, а Четвертому не бывать. И вся эта история. Всё замечательно, самосознание национальное, национальная идентичность. Но Господь из камней может сделать себе детей Авраама. Если мы будем в полной убежденности, что наше дело правое и, как у иудеев тогда, что они точно знают, как правильно. Они даже забывают Бога спросить: Господи, а мы правильно всё делаем или, может, мы ошибаемся? К ним приходят пророки и говорят им, что Господь говорит, вы не то делаете, вы в целом начали правильно, но потом пошли не туда. Они, бац, и убили этого пророка. Христос говорит: на вас вся кровь праведная низойдет, от Авеля, убитого Каином, до Захарии, которого убили между алтарем и жертвенником. Если начинается национальная гордыня, что нет, Господь... Он может потом взять, и китайцы будут богоизбранный народ. Или в каком-нибудь Южном Судане или еще где-то. Что вы думаете, Господь не найдет себе верных чад? Найдет. Я недавно видел эпизоды из миссии, которую совершает митрополит Константин (Островский) в Африке. И множество священников там трудятся, отец Георгий Максимов, много других. Там такая миссия активная, на Африканском континенте, и там столько людей крестится, священников много уже, приходы образуются. Там они выкладывают видео с крещений, с литургий. И там какая-то подлинная радость у этих людей, они во время литургии, ну, просто.... Я иногда выхожу во время литургии на амвон сказать людям «мир всем» и вижу, кто-то еще смотрит на батюшку, у кого-то какой-то молитвенный взгляд. Но у многих людей какое-то недовольство, кто-то смотрит на часы, кто-то вообще отвлекся и с кем-то болтает, то, на что в свое время Иоанн Златоуст ругался. А там такая подлинная радость. Для нас литургия — ну, подумаешь литургия. Пришли, что-то сегодня хор не то спел, что нам нравится обычно, что-то сегодня батюшка затянул немножко. А для них — ура, литургия, и они вообще в полном восторге, танцуют после этого. На митрополита Константина цветы надели. У них такая детская радость. А Христос говорит: если не будете, как дети, не войдете в Царствие Божие. Мне кажется, мы иногда это теряем. И эта наша самоуверенность: мы русские, Бог от нас никуда не денется. Да мы от Него можем пропасть, мы можем уйти. И так же, как иудеи, стать просто исполнителями каких-то правил, не получая обратной информации. Поэтому так важно просить у Господа: скорректируй наш путь, если мы что-то делаем неправильно, скажи нам, если мы молимся неправильно, если мы начинаем осуждать, Ты же говорил, не суди, если я начинаю осуждать, явно я иду не туда. Если апостол говорил: всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за всё благодарите, а у меня нет ни молитвы, ни радости, ни благодарности, то уж, наверное, куда-то не туда иду. И то, что я русский и со мной Бог, может быть, в приговоре у меня написано, а не то, что меня защитит.
Марина Борисова
— В эфире Радио ВЕРА программа «Седмица». С вами Марина Борисова и клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста в Москве священник Николай Конюхов. Мы ненадолго прервемся, вернемся к вам буквально через минуту. Не переключайтесь.
Марина Борисова
— Еще раз здравствуйте, дорогие друзья. Продолжаем нашу еженедельную субботнюю программу «Седмица», в которой мы говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели. У микрофона Марина Борисова и клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста в Москве священник Николая Конюхов. Неделя у нас выдалась насыщенная смыслами, поэтому сразу хочу предложить подумать о смысле нашего воспоминания праведного Иова Многострадального 19 числа. Многие, я думаю, наши радиослушатели знают, что Иов Многострадальный был любимым святым императора Николая II, который, так уж было ему суждено, во многом повторил судьбу Иова. Почему так для христианина важно внимательно читать и перечитывать эту ветхозаветную книгу?
Священник Николай Конюхов
— Потому что люди сейчас стали очень практичными, и эта наша практичность должна разбиться об эту книгу и разлететься на осколки. Практичность в плане хозяйства, в плане бизнеса, в плане предпринимательства — это хорошая вещь. Но когда мы подходим к религии с этими же категориями, то может быть фиаско. Сейчас многие люди: ну, батюшка, хорошо, ну, сходил я в храм, ну, прочитал, что мне с этого будет? Что мне конкретно нужно сделать, чтобы здоровье было, чтобы удача была? Удача или здоровье или исполнение быстрое моих желаний, если мы именно это берем как категорию того, что Господь меня любит и слышит, то мы можем очень сильно проиграть. Именно об этом книга Иова. Она была революционной. В Ветхом Завете это была революция.
Марина Борисова
— Так это и сейчас революция.
Священник Николай Конюхов
— Это и сейчас революция. Потому что, ну как так? В Ветхом Завете соблюдаешь Закон — у тебя благоденствие. Нарушаешь Закон — тебе прилетает по башке. Всё, четкая схема. И у протестантов у многих сейчас такая же: кто благочестив, тот и богат. А если ты беден, значит, ты не благочестив. Но оно же не всегда так бывает, разные эпизоды в жизни человека случаются. Что цена твоей вере, если дьявол, это же его идея, говорит: он Тебя любит только потому, что Ты ему всё даешь. Отними от него то, что Ты ему даешь, и всё. А вообще этот эпизод мне хотелось бы копнуть с точки зрения любви. У нас какая история? Я, допустим, люблю жену или люблю своего мужа. Что это значит? Я спрашиваю, а почему вы любите своего мужа? — Он меня защищает, он меня обеспечивает, он дарит мне подарки, он приносит мне цветы не только на 8 марта, но и периодически. То есть это всё про то, что мне. Хорошо, а допустим, если он не будет приносить цветы, дарить подарки, перестанет закрывать ипотеку, что будет с вашей любовью? Скорей всего смысла не будет вкладываться. Скорей всего, говорит, чувства эти пропадут. Я говорю: а как же апостол Павел говорит, что любовь не перестает? Что любовь не зависит от того, вкладывается в тебя другой человек или нет? Дает он тебе что-то или нет, какая тебе разница? Если ты — любовь, то ты любовь в любом случае. Ну, как это? Ладно, хорошо, муж вкладывается в тебя, то дает, пятое-десятое, и вдруг ты узнаешь, что часть денег он тратит на благотворительность или в храм отдает. Почему это он им отдает, в семье у нас не хватает, лучше мы бы еще что-нибудь докупили? Платье сколько прошу, не допрошусь, а он кому-то еще помог. Так подожди, если он любовь, он любовь не только к тебе, он и к тем, и к этим, и к этим, ко всем любовь. Нет, пускай, он будет любовь, но только ко мне. Так тоже не бывает. Мы, когда говорим, я люблю Бога, это не означает, что я люблю у Бога забирать. То есть, это именно это и означает в нашей ситуации. Я люблю Бога потому, что Он мне дает вот это, вот это. Но если Господь вдруг передумает и неожиданно перестанет мне давать по списку, то я уже, может быть, и не буду любить Бога.
Марина Борисова
— В книге Иова испытание идет и дальше, потому что это не только испытание любви отъемом материальных и других благ. Это еще испытание позором. Помимо проказы, помимо физических страданий это еще и позор, это обличение порока. Человек прожил безусловно беспорочную жизнь, и на него ставится клеймо, что он страшный грешник и отвратительный человек. Посмотрите, там все наши зафиксированы шаги в данном случае. Что советуют люди, которые Иова любят? У него жена, которая его любит, у него друзья, которые его любят. Что говорит жена? Она говорит: похули Бога, тебя тут гром и молния разразят. Это как эвтаназия.
Священник Николай Конюхов
— Быстрый конец.
Марина Борисова
— Сделай смертельную инъекцию и уже отмучайся раз и навсегда. Друзья предполагают, что у него какие-то скрытые грешки и надо бы покаяться еще. То есть все хотят ему добра. Он до такой степени сам пребывает в недоумении по поводу того, что происходит, что уже начинает спорить с Богом, он требует ответа у Бога. Это всегда точка, как сейчас говорят, бифуркации. Я могу прийти на исповедь, я могу плакать или не плакать — это другой вопрос. Но я внутренне ощущаю, что я не права по многим пунктам. А тут человек требует от Бога, вынь и положь, ответь, что Ты со мной делаешь, как Ты можешь? И самое-то удивительное, что Господь отвечает. Это вот все, что содержится в книге Иова, мне кажется, это революция для каждого из нас в отношении в принципе к тому, что ты чувствуешь по отношению к Богу, как ты выстраиваешь с Ним хоть какой-то контакт. На что ты можешь дерзать и чего ты не можешь. Тут совершенно полная переоценка ценностей происходит.
Священник Николай Конюхов
— Вы говорите, чего ты не можешь. Господь говорит, что если ты даже похулишь Сына человеческого, тебе простится. Если даже человек в какой-то момент...
Марина Борисова
— Но не Духа Святого.
Священник Николай Конюхов
— Но не Духа Святого. Дух Святой — это когда человек уже сознательно идет на сознательное противление Богу, зная, что Он есть. Да Он сейчас делает то, что тебе не нравится, это очень часто бывает. У меня в личном моем опыте несколько случаев было, когда я говорю: Господи, зачем Ты это делаешь? Буквально с возмущением. Я Тебя просил одно, а Ты совсем не то делаешь, что я Тебя просил. Это как в «Вокзале для двоих»: я тебя просил дыни стеречь, а ты что сделал? И у меня были некоторые эпизоды, я не мог понять, зачем Господь делает то или другое. И тут, как мы видим в книге Иова, можно испросить у Бога и сказать, что мне больно, страшно, я не понимаю. В этом нет ничего плохого, что ты с дерзновением спрашиваешь у Господа. Но вопрос: ты хочешь, чтобы Он сказал ответ, который тебя устроит или все-таки правду узнать? Вам шашечки или ехать? Вам что важно? Да, Господь сказал: «Дерзай, дщи, вера твоя спасет тя». Некое дерзновение обязательно присутствует в наших отношениях с Богом. Если мы будем в себе замалчивать и просто сидеть обижаться на Него... Иов мог бы избрать именно такую тактику, у нас таких людей полно. Знаете, такие нытики: вот, Бог меня не любит, Он отобрал, у меня не получилось, бизнес разрушился, жена ушла. Тихонечко пьют свою горькую и всё, и ноют. А Иов хочет докопаться до истины, он находит эту истину и восстанавливает полностью свою жизнь, Господь помогает ему восстановить эту жизнь. А вот если бы он просто сидел в глубокой обиде на Бога, что ему и говорят. Как бы он стал обзываться на Бога, похули Бога, пообзывайся на Него. Если бы он обиделся на Бога, это привело бы его в раздражение, а потом в гнев, а в гневе человек неадекват. Он бы просто начал ругаться со своим Творцом. А он все-таки не стал впадать в детскую историю обиды, а стал просто говорить: Господи, мне больно, плохо, ответь мне, пожалуйста, расскажи мне, что случилось с моей жизнью, я же знаю, что я не сделал такого, что достойно таких последствий. И он докапывается до истины, Господь ему отвечает, как вы правильно сказали. Он должен был пройти всё это и выйти из этого более сильным, более взрослым, более праведным, чем был до этого.
Марина Борисова
— Но ведь в ответе Господа есть еще другой смысловой акцент. Что нельзя нашим человеческим умом полностью охватить логику действий Всевышнего. Почему появляются эти два образа бегемот и левиафан? Символ изначального хаоса. Но для нас изначальный или не изначальный хаос — это плохо, это страшно и неизвестно, чем закончится. А Господь творил мир и каждый раз говорил, что это хорошо.
Священник Николай Конюхов
— Проблема в том, что мы хотим контролировать. У нас контроль создает иллюзию безопасности. Я звоню ребенку, он говорит, через час буду. Я вроде как его контролирую и успокаиваю свою совесть, свое сердце, я могу сейчас не переживать, потому что я отконтролировал ситуацию. А приедет он через час или нет? Может быть, он уехал в другой конец Москвы со своими друзьями, а мне соврал? Я уже не знаю, я просто свою совесть успокоил, я страх отогнал. Но проблема в том, что контроль это иллюзия, ты ничего не контролируешь. Христос говорит: ты не можешь одного черного или белого волоса себе прибавить на голове. Какой контроль, дорогой? Но мы уверены, что мы контролируем ситуацию. Нам так хочется и нам так проще. Когда мы начинаем общаться с Богом, мы вдруг понимаем, что никакого контроля не существует. Промысл Божий не умещается в понятие нашего контроля. Да, это нужно иметь такую веру серьезную, именно веру как доверие к Богу, что я понимаю масштаб Твоего видения ситуации. Я вижу ситуацию такую, из такого окошечка маленького, как в танке, там есть такая дырочка небольшая, чтобы снаряд не залетел, там очень узкая дырочка. Вот мы в нее видим вот столько. И мы, исходя из этой картины мира, говорим, что происходи сейчас в Южной Африке, хотя ты видишь сам маленький прямоугольничек света. А Господь видит вообще всё, Он всеведущий, всезнающий, Он видит, что происходит с этим, с этим, с тем, пятое-десятое. Но это для нас тяжелое знание, мы не всегда готовы отказаться от контроля, особенно у очень тревожных людей, у мам, которые пытаются детей своих контролировать, у мужчин, которые тоже пытаются. Нужно сразу просто понять, что это иллюзия. И как только ты это понимаешь, ты начинаешь, во-первых, быть поспокойнее, менее тревожным, гораздо меньше всех достаешь, и у тебя есть шанс открыть свое сердце к Богу и сказать: Господи, Ты Царь, Ты Господь, а не я. Это сложная мысль когда-нибудь должна прийти в нашу светлую голову.
Марина Борисова
— Напоминаю нашим радиослушателям, в эфире Радио ВЕРА еженедельная субботняя программа «Седмица», в которой мы говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели. С вами Марина Борисова и клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста в Москве священник Николай Конюхов. Неделька у нас радостная, праздников много, святых, которых мы хорошо знаем всю свою христианскую жизнь и очень любим и почитаем, тоже очень много вспоминается на этой неделе. Конечно, 22 мая, день перенесения мощей святителя Николая Мирликийского, Никола Вешний. И память равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей словенских, 24 мая. Ну, тут уж, все праздники в один соединенные, поскольку патриарх у нас Кирилл, так что, у нас сугубый праздник. Что касается праздника 22 мая, меня всегда интересовал вопрос. Нет никаких вопросов по поводу самого святителя Николая, было бы странно их задавать. Но повод для празднования какой-то очень сомнительный.
Священник Николай Конюхов
— Украли мощи?
Марина Борисова
— Да. Были времена, когда за мощами целые экспедиции отправлялись, велись какие-то интриги и столкновения по поводу, кому они принадлежали. Тут венецианцы развернули бурную деятельность по поводу приобретения мощей. Собственно, перенесение мощей святителя Николая в Бари — это завершение венецианской эпопеи похищения мощей святителя Николая. Почему мы это так радостно празднуем? Какое это имеет отношение к нам?
Священник Николай Конюхов
— Потому что у Бога тысяча рук, и Господь действует даже через людей злонамеренных. Как есть эпизод в Евангелии, притча, которая очень тяжело воспринимается многими людьми, они приходят ко мне и предъявляют претензии: ну, батюшка, зачем Христос так сказал? По поводу домоправителя неправедного, который приобрел друзей богатством неправедным. Господь иногда даже неправедные вещи, какой-то неправедный навык может направить в пользу. Тут такой был Промысл удивительный, потому что там же наступали турки, приближалась история мусульманского завоевания, она всё ближе подходила. Уже империя была к тому времени чахлой, уже немного что оставалось, просто бы эти мощи были завоеваны иноверцами. Господь так промыслил, святитель Николай так решил, что он не хочет здесь лежать, под османами, а будет лежать в другом месте, в городе Бари, где больше христиан смогут прийти помолиться перед этой святыней. Но это не воспринималось так, монахи сопротивлялись, их связали, украли эти мощи. Там осталась небольшая часть, говорят, не все останки вывезли, какая-то часть останков была ниже, и там остались какие-то косточки, в Демре. Я, кстати, там был, в том месте, где украли, соответственно, показывают гробницу расколотую, откуда снизу достали эти мощи. Если спросить у тех монахов, в греческом календаре до сих пор нет этого праздника, для них это несчастье, они потеряли мощи. А для всего христианского Запада и для людей, в том числе для русских паломников, которые бесконечно туда ездят, это праздник. В доступе оказался Николай Чудотворец. Эта история похожа на первое, второе, третье, четвертое обретение главы Иоанна Предтечи.
Марина Борисова
— Да.
Священник Николай Конюхов
— Много аз ее теряли, кто-то в мешке ее куда-то переносил, потом в кувшин ее спрятали.
Марина Борисова
— Как она в Абхазии оказалась, вообще загадка.
Священник Николай Конюхов
— Как она уходила от людей, потом приходила. Недостойный какой-то священник ее нашел, потерял эту святыню, она лежала, открылась другому, чтобы достойный. Бывает так. Нам это не очень нравится, мы хотим приватизировать себе, мой Николай Чудотворец, будешь здесь лежать. Нет. Это к вопросу, опять же, о нашей иллюзии контроля. Всё, мощи его здесь будут лежать до скончания века. Ничего подобного. Очень удивишься, но через сто лет они могут лежать в Китае или еще где-то, в Австралии, на каком-нибудь острове. Мы не знаем. Этот эпизод приучает нас ценить то, что у нас есть, не присваивать себе то, что нам не принадлежит. «Моё, — сказал Онегин грозно». Да, кто тебе сказал, что это твоё? Мы, когда говорим моё, это означает, что принадлежит мне, то есть приватизировал. У нас почему-то нет в голове такой идеи, что моё, значит, я буду в это вкладываться. Мой муж — значит, я буду в него вкладываться, даже он не будет вкладываться, а я буду. Моя жена, мой приход. Прихожане говорят, это мой приход. Что значит? Я прихожу, хор красиво поет для меня, так всё красиво устроено, такие вкусные просфорки нам дают после причастия, батюшка нас балует, конфетками кормит, на праздники столы нам делает. Подожди, если это твое, это означает, что ты вкладываешься в это. То есть мой приход — это там, где я мою окна, где я думаю, как батюшка заплатит за коммунальные услуги, как бы кого покормить, чем помочь. Вот что значит мой приход, но мы-то так не мыслим. Мой — значит я забираю. Мой святитель Николай, который вот здесь лежит, и это мой святитель Николай, он же угодник, он исполняет мои желания. А то, что он может строго сказать, что, знаешь, друг, вообще-то есть заповеди Божии, которые надо соблюдать. Он же был не только «образом кротости», но «правилом веры». Я помню, была икона, она и есть, в Сретенском монастыре, перед которой я, будучи семинаристом молился. Я по совести иногда прекрасно осознавал, что накосячил, как студент любой что-то не то сделал. Я часто к этой иконе подходил: святой Николай, благослови экзамен, помоги то, пятое-десятое. А иногда я подходил бочком, боялся поднять глаза на него: я знаю, я знаю, что сейчас скажешь, пожалуйста, не бей меня сильно. Я честно ему исповедовался, говорил: ты же священник, ты никому не расскажешь, ты же не будешь драться. Не поднимая глаз, прикладывался головой к нему, говорю: прости меня, пожалуйста, и шел. Нужно не забывать, что мой — это в том числе, кому я хочу отдать. Если эти мощи нужны сейчас где-то в другом месте, я не буду вопить дурным голосом, значит, так Господь решил.
Марина Борисова
— Мне еще, как человеку, который много лет отдал переводу с одного языка на другой, очень дороги Кирилл и Мефодий, равно как и Стефан Великопермский, и Иннокентий Московский — люди, которые искали общий язык. Этот поиск общего языка — это так трудно, как выясняется, когда начинаешь пробовать сделать что-то в этом направлении. А ведь то, что делали они, это еще, и, как правило, колоссальная подготовительная работа. Человек очень рано в жизни своей ставит цель. Это невозможно сделать по наитию между другими какими-то занятиями, придумать на пустом месте азбуку для других народов — это такой подвиг, такое удивительное чудо, послужить которому могут, перечислить можно по пальцам одной руки, кому удавалось это сделать. В истории Кирилла и Мефодия мне еще всегда было интересно, что результаты — нам хочется же видеть результаты своего труда — а здесь получилось так, что они были отложены на целую жизнь. Практически была моравская миссия, где-то лучше шли у нее дела, где-то хуже, когда Мефодий остался один, когда Кирилл умер, что-то у него получалось вполне неплохо. Но там постоянные были какие-то политические интриги, там вечно вклинивались немецкие епископы. Одним словом, закончилось всё печально. Поскольку партия, которая была принципиально против переводов, тем более на какие-то славянские наречия, победила.
Священник Николай Конюхов
— Варварские.
Марина Борисова
— И вся эта деятельность просветителей, казалось бы, заглохла. Но получилось так, что последнее значимое событие — это было крещение болгарского царя, его соответственно двора и дружины. К нам эта азбука вместе с проповедью Евангелия пришла из Болгарии. То есть это непросчитываемые результаты, результаты, которые невозможно предвидеть.
Священник Николай Конюхов
— Тут была не история про эгоизм. Я перевожу на другой язык зачем? Чтобы свою книжку издать миллионным тиражом? Или я все-таки хочу донести слово Божие и передать некую истину? У них была очень высокая цель. И эта высокая цель выходила за рамки их жизни. Пожалуй, самое главное, что они сделали — многие говорят, подождите, они придумали не тот алфавит, которым мы сейчас пользуемся, у них там своя была глаголица, а потом только получилась кириллица — самое главное, они создали школу. Понимая, что их жизни мало для осуществления всех их задумок, они не стали думать: так, нам должны памятник поставить и там должно быть написано — Кирилл и Мефодий. Такой памятник сейчас есть, но они об это не думали, они не хотели прославить свое имя, они дело хотели сделать. Поэтому он создали школу, начали привлекать людей. И эта школа Кирилла и Мефодия выдала все те переводы, все те труды, которыми, в том числе, пользуемся и мы. Это потенциал потрясающий, когда люди не только могут сами что-то сделать, но и научить других. Почему мы их называем великие равноапостольные учителя? Они смогли не только сами обрести удивительный навык, умение донесения слова Божия через другой язык и труды по распространению. Но они смогли научить, вдохновить еще и других людей. Допустим, иногда человек очень молится духовно, но ни одного человека вокруг себя не научил этому, зажал немножко свой дар и всё. А подвиг этих равноапостольных учителей как раз в том, что они смогли научить свое окружение, смогли дать целую россыпь других учеников, которые продолжили потом их дело. Мы же с вами не вечные, мы прекрасно знаем, Господь может призвать в любой момент. И Кирилл и Мефодий действительно подвергались гонениям, их миссия не так долго продлилась. Но благодаря тому, что они были такие дальновидные в хорошем плане, что не заботились только о своих проектах, они о деле радели. И это привело к таким богатым плодам. Для нас это хороший урок, чтобы и мы тоже не думали, что я сам должен всё сделать. У меня было такое по молодости, меня рукоположили в священники, сразу мне доверили быть старостой, заниматься хозяйственной деятельностью в храме, много всяких послушаний было. И у меня было такое ощущение, что мне и это нужно сделать, и то нужно сделать, и это успеть, и это я лучше сам сделаю, потому что никто не справится. У меня было ощущение, когда я первый раз уезжал в отпуск или во второй, что храм развалится, я не могу уехать. Я уже должен уезжать, приходил в храм: а точно всё в порядке, ты понял что делать? — Да, понял, батюшка. — А ты? — Да, хорошо, езжайте уже вы в свой отпуск, батюшка. А я прямо не мог, мне казалось, сейчас всё рухнет. И вот ты всё на себя завязываешь. Это эгоизм, это гордыня. А мудрый человек наоборот понимает, я не вечен, незаменимых людей нет, поэтому я этому что-то доверю, этому что-то доверю, создам команду. Это схема менее прославит тебя, но ты же хочешь, чтобы только твое имя на плакате было. Когда ты работаешь командой, ты успешнее, ты сделаешь гораздо больше, чем в одиночку. Вот с чем смысл.
Марина Борисова
— Спасибо огромное за эту беседу. Вы слушали программу «Седмица». С вами были Марина Борисова и клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста в Москве священник Николай Конюхов. Слушайте нас каждую субботу. До свиданья. До новых встреч.
Священник Николай Конюхов
— До свиданья.
Все выпуски программы Седмица
Псалом 89. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В какой-то момент люди решили, что «человек звучит гордо». Да, сама эта фраза появилась чуть более ста лет назад, однако она стала выражением того процесса, который начался задолго до появления на свете её автора — Максима Горького. Звучащий гордо человек — это манифест гуманизма, предполагающего, что, как сказал древнегреческий философ Протагор, человек — это мера всех вещей. Библия не согласна ни с Протагором, ни с Горьким. У Библии свой взгляд, и он выражен, к примеру, в звучащем сегодня в православных храмах во время богослужения 89-м псалме. Давайте его послушаем.
Псалом 89.
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь:
«возвратитесь, сыны человеческие!»
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошёл, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они — как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветёт и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоём; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твоё и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
Только что прозвучавший псалом имеет надписание, говорящее, что его автором был не кто иной, как Моисей. Конечно, в авторстве Моисея можно было бы усомниться хотя бы по той причине, что в псалме сказано о продолжительности жизни человека в «семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет», тогда как сам Моисей прожил значительно дольше. Однако мы не знаем, в какой период своей жизни Моисей мог составить этот псалом, да и сама его жизнь была настолько исключительной, что о ней не стоит говорить как о среднестатистической, тогда как именно о таком человеке говорит псалом.
В псалме совершенно ясно и недвусмысленно выражена идея абсолютного превосходства Бога: Бог всегда, везде и над всеми, человек же обретает свою ценность лишь во взаимоотношениях с Богом, без Бога же человек — лишь прах, который на небольшое время появляется из небытия и снова в него возвращается.
Означает ли такое положение дел, что человек должен ходить с поникшим лицом, ощущая себя под гнётом всемогущей непредсказуемой силы? Или, может, оно означает, что человеку необходимо стремиться освободиться от подавляющего его Бога?
Вполне естественно, что псалом на оба эти вопроса отвечает резко отрицательно, псалом предлагает поступать иначе: войти во общение с Богом и не пытаться себя Ему противопоставлять. Собственно, именно общением является и сам псалом, ведь он обращается не к человеку, а к Богу, и начинается с утверждения, что Бог для любящих и чтущих Его людей — «прибежище в род и род». Если так относиться к Богу, если жить с молитвой и благоговением, то исчезнет само стремление каким-то образом показывать свою отделённость от Бога, и вместо этого придёт понимание, что полнота нашей жизни — в Боге, а не в мнимом удалении от Него.
Псалом 89. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 89. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 89. На струнах Псалтири
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты - Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: "возвратитесь, сыны человеческие!"
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они - как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоем; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет; и самая лучшая пора их - труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твое и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
2 июля. О подвиге Мученика Зосимы Аполлониадского

Сегодня 2 июля. День памяти Мученика Зосимы Аполлониадского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Зосима происходил из города Аполлония во Фракии. В исторической области Анатолии, в Писидии, он служил в римской армии. Тогда на него составили донос по обвинению в исповедании христианства.
К тому времени язычники научились отличать христиан от иудеев. По римским законам последние считались древней религией, а христианство — новой, а потому недозволенной. Христиан преследовали, на них постоянно доносили, подвергали дознанию, пытали, убивали. Часто это происходило просто потому, что язычники хотели занять их место, особенно в армии.
Правитель по имени Домициан семь раз уговаривал святого принести жертву языческим божествам. Семь раз он получал отказ и каждый раз пытал и мучил святого так, что становилось очевидным: только сверхъестественная сила могла сохранять его живым.
В итоге Зосиму препроводили в город Каманы и, как римского гражданина, обезглавили. Имя святого впоследствии было внесено в древние месяцесловы на греческом, латинском и грузинском языках. Память его празднуется церковью 2 июля. Он пострадал за Христа при императоре Траяне.
Апостольский символ веры говорит о том, что святые пребывают в общении. Это общение с Богом, общение взаимное и ходатайство за верных. Так в жизнь церкви вошла практика призывать мучеников во время богослужения, зная, что их ходатайство в соединении с Евхаристией поистине всесильно.
Все выпуски программы Актуальная тема