Огромные состояния миллионеров прошлого наживались тяжёлым трудом. Обман и плутовство ни в какие времена не приветствовались. Но даже их могли простить. Не прощали только одного: нежелания помогать бедным. Недаром одно из правил богатых людей гласило: «не жалеть доли для тех, кто в нужде».
Братья Рукавишниковы – Иван, Николай и Константин были наследниками громадного капитала. Их отец владел золотыми приисками на Урале. А мама жертвовала деньги на благие дела и прививала сыновьям любовь к Богу. Они с детства усвоили, что нельзя, имея возможность, не накормить, не подать и не приютить тех, кто в этом нуждается. Благотворительность стала делом жизни братьев. И это было особая благотворительность - детская.
Иван начал с того, что открыл в Петербурге частную школу. Он не нашёл подходящего учебного заведения для своих сыновей и решив учить их дома, пригласил к ним лучших профессоров. А потом собрал двадцать мальчиков из бедных семей и предложил им несколько лет бесплатного обучения в своём доме. Позже Иван Васильевич купил имение в селе Рождествено. Там было народное училище. Рукавишников перестроил его и создал новое учебное заведение.
Второй брат Николай прославился на весь мир как педагог и директор первого в России приюта для малолетних преступников. Когда Николай - по образованию горный инженер - явился домой с известием, что он будет работать в приюте, отец назвал это блажью и попытался отговорить сына. 25-летний Николай ответил: «Жить для себя, как живут другие, я не могу».
Исправительное заведение Рукавишникова ничем не напоминало тюрьму: это был уютный дом с мезонином. На окнах никаких решёток, вместо камер – просторные, чистые комнаты. Мастерские: столярная, переплётная, сапожная и портняжная. Везде кипела работа, всюду мелькали весёлые мальчики. Их перевоспитывали только трудом, дисциплиной и порядком. Всё, что воспитанники производили, продавалось. А деньги перечислялись на их личные счета. К слову, во время проведения в Москве Всемирного тюремного конгресса, один испанский делегат заказал стол и кресла для своего дома в Барселоне у воспитанников Рукавишникова.
Кроме профессии мальчиков учили общеобразовательным наукам. Обязательным предметом был Закон Божий. Детей возили на экскурсии. У них даже свой оркестр имелся. Атмосфера в приюте сложилась замечательная. А в директоре Николае Васильевиче дети просто души не чаяли. Он проводил с ними дни и ночи, вникал во все дела. Его боялись огорчить даже самые непослушные. Как-то в приют приехал английский проповедник Стенлей. Он познакомился с Рукавишниковым, а вернувшись в Англию сказал: «Я видел святого».
Николай Васильевич возглавлял приют всего пять лет. Он умер внезапно от пневмонии. А через несколько лет в римской галерее «Знаменитые люди 19-ого века» установили мраморный бюст Николая Рукавишникова. На памятнике было написано: «первому гуманисту мира».
После смерти Николая опеку над приютом взял на себя младший брат Константин. 25 лет он был попечителем этого заведения. Пожертвовал на его содержание 430 тысяч рублей. Воспитанников с каждым годом становилось всё больше и Константин купил соседнее с приютом здание, в котором поселил детей. Выстроил при нём храм. А в Московской губернии открыл филиал приюта - колонию с земледельческим уклоном. В руках Константина Васильевича, которому активно помогал и старший брат Иван, приют стал процветающим исправительным учреждением. И даже в далёком Рио-де-Жанейро построили учебное заведение по типу Рукавишниковского.
Братья Рукавишниковы были не просто богатыми, а очень богатыми людьми. Но знаменитыми их сделали не деньги, а желание помогать детям с ранеными душами. Помогать мягким обращением, состраданием и побуждением к добрым делам.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер