Иван Крамской. «За чтением. Портрет Софьи Николаевны Крамской, жены художника» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Иван Крамской. «За чтением. Портрет Софьи Николаевны Крамской, жены художника»

* Поделиться

«За чтением. Портрет Софьи Николаевны Крамской, жены художника» Иван Крамской, 1863 г.. Из собрания Третьяковской галереи

Маргарита Константиновна в Третьяковской галерее с десятиклассником Иваном.

— На сегодня занятие окончено. Спасибо тебе Ваня, за горячий интерес к живописи. В следующий раз встречаемся во вторник здесь же, в Третьяковской галерее.

— Вам спасибо, Маргарита Константиновна. Можно я вас ещё немного задержу? Хотел с вами посоветоваться.

— Конечно, Ваня! Тебе по учёбе нужен совет? Требуется какая-то дополнительная информация по мировой художественной культуре?

— Нет, это личное.

— Личное? Право, не знаю, смогу ли я помочь. Но постараюсь, конечно. Слушаю тебя внимательно.

— Вы знаете, что я в следующем году оканчиваю школу — и общеобразовательную, и художественную. И преподаватель живописи рекомендовал мне поступать в художественную академию. А я сомневаюсь. Ведь настоящий художник должен посвятить искусству всего себя, без остатка. А личные отношения — с невестой, потом с женой, могут отвлекать от главного, помешают добиться успеха. А мне так хочется создать дружную семью!

— Что ты, Ванечка, занятия живописью вовсе не препятствие для брака! Многие успешные художники были счастливы в семейной жизни. И долго искать примеры не нужно. Мы с тобой очень кстати стоим перед портретом Софьи Николаевны Крамской — горячо любимой жены Ивана Крамского. В этой работе — она называется «За чтением» — художник отразил своё чувство.

— Софья Николаевна такая красивая! И не только чертами лица, а... одухотворённостью облика! Сидит на скамейке в парке с книгой в руках, погрузилась в чтение. Невозможно усомниться, что она — человек творческий, с чуткой душой.

— Именно эти качества супруги и хотел подчеркнуть художник. Он поместил свою модель в романтическую, далёкую от повседневности обстановку: за спиной у неё тёмный таинственный парк, под рукой — мраморная тумба, увитая плющом. Всё вокруг погружено в сумрак, а страницы книги и лицо женщины озарены светом. Мы словно вместе с Софьей Николаевной погружаемся в роман о добре, о любви, о подвигах.

— И догадываемся, что она переживает возвышенные чувства.

— Да, Софье Крамской было свойственно тонкое восприятие не только литературы, но и жизни в целом.

— А сколько Софье Николаевне лет на портрете?

— Крамской писал картину три года, с 1866 по 1869-ый. Когда работа была готова, модели исполнилось двадцать девять лет. К этому моменту у супругов уже родилось трое детей, позднее появились на свет ещё трое.

— И семья не мешала Крамскому создавать шедевры?

— Наоборот, помогала. Он писал в дневнике: «Я люблю всеми силами души и чувствую себя способным если не на подвиги, то, по крайней мере, на серьёзный труд». И Софья Николаевна содействовала всем его начинаниям.

— Каким начинаниям?

— В 1863 году Крамской создал Артель художников — первое в истории русского изобразительного искусства независимое объединение. Это была настоящая коммуна. Её участники совместно снимали несколько комнат, организовали общее хозяйство. И вела его Софья Николаевна. Кроме того, благодаря её деликатности и тактичности все конфликты между коммунарами гасли, едва начавшись. Помогала она мужу и в создании знаменитого Товарищества передвижных художественных выставок.

— А как помогала?

— Вдохновляла, поддерживала. Молилась за него. Иван Николаевич непременно обращался к супруге: «Перекрести меня, благослови на труд». Она была его крыльями в творческом полёте.

— Спасибо вам, Маргарита Константиновна! Вы помогли мне понять, что хорошая жена — дар Божий для художника. А картина Ивана Крамского «За чтением» подтверждает эту добрую мысль.

«Программа подготовлена в рамках поддержки национального проекта „Культура“»

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем