Иван Крамской был счастлив в браке. Любовь супруги окрыляла живописца, придавала ему силы творить свои шедевры. В картину «За чтением. Портрет Софьи Николаевны Крамской, жены художника» он вложил самые нежные чувства к своей избраннице.

«За чтением. Портрет Софьи Николаевны Крамской, жены художника» Иван Крамской, 1863 г.. Из собрания Третьяковской галереи
Маргарита Константиновна в Третьяковской галерее с десятиклассником Иваном.
— На сегодня занятие окончено. Спасибо тебе Ваня, за горячий интерес к живописи. В следующий раз встречаемся во вторник здесь же, в Третьяковской галерее.
— Вам спасибо, Маргарита Константиновна. Можно я вас ещё немного задержу? Хотел с вами посоветоваться.
— Конечно, Ваня! Тебе по учёбе нужен совет? Требуется какая-то дополнительная информация по мировой художественной культуре?
— Нет, это личное.
— Личное? Право, не знаю, смогу ли я помочь. Но постараюсь, конечно. Слушаю тебя внимательно.
— Вы знаете, что я в следующем году оканчиваю школу — и общеобразовательную, и художественную. И преподаватель живописи рекомендовал мне поступать в художественную академию. А я сомневаюсь. Ведь настоящий художник должен посвятить искусству всего себя, без остатка. А личные отношения — с невестой, потом с женой, могут отвлекать от главного, помешают добиться успеха. А мне так хочется создать дружную семью!
— Что ты, Ванечка, занятия живописью вовсе не препятствие для брака! Многие успешные художники были счастливы в семейной жизни. И долго искать примеры не нужно. Мы с тобой очень кстати стоим перед портретом Софьи Николаевны Крамской — горячо любимой жены Ивана Крамского. В этой работе — она называется «За чтением» — художник отразил своё чувство.
— Софья Николаевна такая красивая! И не только чертами лица, а... одухотворённостью облика! Сидит на скамейке в парке с книгой в руках, погрузилась в чтение. Невозможно усомниться, что она — человек творческий, с чуткой душой.
— Именно эти качества супруги и хотел подчеркнуть художник. Он поместил свою модель в романтическую, далёкую от повседневности обстановку: за спиной у неё тёмный таинственный парк, под рукой — мраморная тумба, увитая плющом. Всё вокруг погружено в сумрак, а страницы книги и лицо женщины озарены светом. Мы словно вместе с Софьей Николаевной погружаемся в роман о добре, о любви, о подвигах.
— И догадываемся, что она переживает возвышенные чувства.
— Да, Софье Крамской было свойственно тонкое восприятие не только литературы, но и жизни в целом.
— А сколько Софье Николаевне лет на портрете?
— Крамской писал картину три года, с 1866 по 1869-ый. Когда работа была готова, модели исполнилось двадцать девять лет. К этому моменту у супругов уже родилось трое детей, позднее появились на свет ещё трое.
— И семья не мешала Крамскому создавать шедевры?
— Наоборот, помогала. Он писал в дневнике: «Я люблю всеми силами души и чувствую себя способным если не на подвиги, то, по крайней мере, на серьёзный труд». И Софья Николаевна содействовала всем его начинаниям.
— Каким начинаниям?
— В 1863 году Крамской создал Артель художников — первое в истории русского изобразительного искусства независимое объединение. Это была настоящая коммуна. Её участники совместно снимали несколько комнат, организовали общее хозяйство. И вела его Софья Николаевна. Кроме того, благодаря её деликатности и тактичности все конфликты между коммунарами гасли, едва начавшись. Помогала она мужу и в создании знаменитого Товарищества передвижных художественных выставок.
— А как помогала?
— Вдохновляла, поддерживала. Молилась за него. Иван Николаевич непременно обращался к супруге: «Перекрести меня, благослови на труд». Она была его крыльями в творческом полёте.
— Спасибо вам, Маргарита Константиновна! Вы помогли мне понять, что хорошая жена — дар Божий для художника. А картина Ивана Крамского «За чтением» подтверждает эту добрую мысль.
«Программа подготовлена в рамках поддержки национального проекта „Культура“»
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 122 зач., I, 1-9.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. У религиозной жизни много специфических черт, которые отличают её от жизни светской. Какова же важнейшая черта жизни христианской? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы первого послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
1 Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат,
2 церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас:
3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
4 Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе,
5 потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием,
6 ибо свидетельство Христово утвердилось в вас,
7 так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа,
8 Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа.
9 Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.
Как известно у всякого человека есть свой вкус, некоторая внутренняя расположенность, рационально объяснить которую можно с большим трудом. Объяснения, конечно, возможны, но всегда чувствуется, что дело глубже, чем любые слова. Как-то мне довелось попасть в одну молитвенную комнату и, надо сказать, я не сразу понял, представители какой религии в ней собираются. Я, конечно, несколько утрирую, потому что по множеству дополнительных признаков прекрасно понимал, что говорю с христианами, но какими-то своеобразными, потому что молитвенное пространство было организовано так, что собственно Христу места в нём практически не нашлось. Скажу проще: я долго и внимательно осматривал стены и не нашёл ни одной иконы Спасителя. Несколько позже, присмотревшись, обнаружил лежащую где-то на подоконнике икону Богородицы, у которой на руках был младенец Иисус. Передо мной были христиане, но был ли Христос центром их жизни, мне оставалось лишь догадываться.
Отрывок, который мы сегодня услышали, — это буквально первые строки первого же послания к Коринфянам. В нём на протяжении всего нескольких предложений имя Иисус Христос встречается девять раз. Кому-то это может показаться избыточным, кто-то обвинит апостола в ненужных повторах и несовершенной стилистике. Но мне кажется, что Павел прекрасно понимал, что делал. Сложной и раздираемой противоречиями общине, людям, которые делились на партии в зависимости от избранного пастыря и учителя, он указывал на главное: они христиане. Апостол отмечает, что, как сам он, так и люди, к которым он обращается, призваны и освящены в Иисусе Христе, имя Которого они призывают в молитвах. Даже говоря о Боге-Отце, апостол не просто называет Его Отцом, но подчёркивает, что Он Отец не только наш, но и Господа Иисуса Христа. Иными словами, он делает то, что на первый взгляд может показаться очень странным, напоминает христианам, что в центре их религиозной жизни должна быть личность Богочеловека Христа. Им стоит помнить, что благодать Божия дарована им не за их заслуги, не за набожность или молитвы... Она дана им во Христе, потому что только войдя в общение с Ним, они примирились с Отцом и стали способны к благодатной жизни. Город Коринф был богатым и известным культурным центром, и члены местной общины порой очень высоко себя ставили. Понимая это, апостол с самого начала напоминает им, что именно через Иисуса Христа они обогатились всем, всяким словом и всяким познанием. У них естественно были человеческие ресурсы, но спасение было для них возможно только в общении со Христом.
И вот со времени написания послания в Коринф прошло почти две тысячи лет, а многим из нас до сих пор приходится напоминать элементарную вещь — христианской нашу жизнь делает не специфический язык, не внешний вид, не набожность, не соблюдение нравственных принципов. Всё это, очевидно, есть в жизни всех верующих людей, к какой бы религиозной традиции они ни принадлежали. Христианской нашу жизнь в первую очередь делает вера в Иисуса Христа как в Сына Божьего.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем Марусе справиться с последствиями химиотерапии

Марусе Гадаскиной из Воронежской области скоро исполнится 2 года. Летние дни она проводит с семьёй в деревне, ест ароматные ягоды, играет с собакой и с интересом собирает полевые цветы. И если бы не помощь фонда «ДоброСвет» и отзывчивых людей, этих радостных моментов в жизни малышки могло и не быть.
У Маруси онкологическое заболевание — рак крови. Много времени она провела в больнице. «Мы всей семьей восхищаемся её рвением к жизни. Тем, как она переживала все трудности и боролась за каждый новый день», — делится мама. Маруся выдержала три блока химиотерапии. Однако после лечения возникли осложнения, затронувшие лёгкие.
При участии фонда «ДоброСвет» удалось приобрести лекарство, которое вовремя поддержало организм малышки. Сегодня она чувствует себя хорошо и может находится не в больничной палате, а дома, среди близких. У неё есть возможность развиваться и проживать своё детство весело. Но проблемы со здоровьем у Маруси всё ещё остаются. Каждый месяц ей необходимо приезжать к врачам на осмотр и ежедневно принимать дорогостоящее лекарство, которое помогает ей справляться с последствиями химиотерапии. Поэтому фонд продолжает поддерживать семью из Воронежской области и вновь ведёт сбор на несколько упаковок лекарства для двухгодовалой Маруси.
Если и вы хотите поддержать маленькую героиню, которая отважно противостоит всем невзгодам, переходите на сайт фонда «ДоброСвет» и сделайте любой благотворительный взнос. Пусть Маруся и дальше продолжает радоваться жизни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о сеятеле». Протоиерей Павел Великанов

У нас в студии был настоятель московского храма Покрова Богородицы на Городне в Южном Чертанове протоиерей Павел Великанов.
Мы говорили о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о сеятеле, о ее главных образах и о том, как сохранить и взрастить в себе посеянное слово Божие и принести достойный плод.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер