В один из майских вечеров тысяча триста тридцать девятого года московский князь Иван Данилович Калита по обыкновению молился в Успенском соборе Московского Кремля. Медленно, напевно читал вслух митрополит Киевский и Всея Руси Пётр Священное Писание: «Посему, царь, да будет благоугоден тебе совет мой: искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным; вот чем может продлиться мир твой». Библейская книга пророка Даниила была одной из любимых книг великого князя Ивана. Для Калиты было особенно важно, что здесь правда и милосердие указываются как основные достоинства богобоязненного правителя. Князь был убеждён, что только таким путём можно спастись правителю и его народу. Ибо «каков правитель народа, таковы и служащие при нём; и каков начальствующий над городом, таковы и все живущие в нём», как сказано в библейской книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова.
Нищелюбие, проявление милосердия к нуждающимся приняли особенное значение с появлением на Руси татаро-монгольского ига, когда татарские баскаки грабили народ и количество бедных увеличивалось с каждым годом. Князь Иван Данилович запомнился современникам своей добротой и состраданием к чужой нужде. Он получил своё прозвище «Калита» (что означает мешок с деньгами) за обыкновение постоянно носить с собой мешочек с серебряными монетами и раздавать из него милостыню. Подданные называли своего князя Иваном Добрым. Также Иван Данилович был справедлив: он стремился наладить на Руси праведный и неподкупный суд, чем заслужил большое уважение в народе. В приписке к Сийскому Евангелию, написанному по распоряжению Калиты для Антониево-Сийского монастыря Архангельской губернии, образно сказано о князе так: «он сирым в бедах помощник, изымает вдов от насильников как из пасти льва». Князь Иван хотел построить государство правды, понимая под этим словом, прежде всего, правду Божию. Основным ориентиром в этом непростом деле для него являлось Священное Писание. Иван Данилович часто выкупал за личные средства пленников у татарских вельмож и отправлял выкупленных на поселение в своё княжество; так под Москвой возникали целые сёла бывших татарских рабов.
Благочестивый князь Иван Калита строил на Руси храмы и монастыри. Благодаря ему в Москве появились несколько выдающихся по своим архитектурным достоинствам соборов, радующих нас своей красотой до сих пор. По его инициативе митрополит Пётр перенёс Киевскую кафедру из Владимира в Москву. В тысяча триста двадцать шестом году был заложен Успенский собор московского Кремля — первый каменный храм в Москве. Год спустя неподалёку от Успенского возвели церковь во имя Иоанна Лествичника. В тысяча триста тридцать третьем году началось строительство ещё одного кремлевского собора — в честь Михаила Архангела. Он стал родовой усыпальницей московских князей. На княжеском дворе деревянную церковь Спаса Преображения заменили каменной и основали Спасо-Преображенский монастырь. Иван Данилович украсил храм росписью и церковной утварью, а обитель обогатил своими вкладами.
Перед смертью великий князь постригся в монахи с именем Ананий. Иван Калита завещал церкви немалую часть своего имущества: несколько сёл оставил Успенскому монастырю в Переяславле, большую сумму денег повелел раздать различным храмам.
Множество людей пришли проводить в последний путь своего защитника и покровителя — московского князя Ивана Даниловича Калиту. Собиратель Руси, Иван Добрый, запомнился русским людям как один из самых милосердных и нищелюбивых великих князей.
20 апреля. О Христе
В 9-й главе Послания апостола Павла к евреям есть слова: «Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лицом Божиим».
О Христе, — епископ Черняховский и Славский Николай.
20 апреля. О проповеди святого Серапиона Синдонита
Сегодня 20 апреля. День памяти Преподобного Серапиона Синдонита.
О проповеди святого, — священник Августин Соколовски.
20 апреля. Об истории акафиста Пресвятой Богородицы
Сегодня 20 апреля. Похвала Пресвятой Богородицы. В храмах читается Акафист Божьей Матери.
Об истории акафиста, — игумен Лука Степанов.