
В один из майских вечеров тысяча триста тридцать девятого года московский князь Иван Данилович Калита по обыкновению молился в Успенском соборе Московского Кремля. Медленно, напевно читал вслух митрополит Киевский и Всея Руси Пётр Священное Писание: «Посему, царь, да будет благоугоден тебе совет мой: искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным; вот чем может продлиться мир твой». Библейская книга пророка Даниила была одной из любимых книг великого князя Ивана. Для Калиты было особенно важно, что здесь правда и милосердие указываются как основные достоинства богобоязненного правителя. Князь был убеждён, что только таким путём можно спастись правителю и его народу. Ибо «каков правитель народа, таковы и служащие при нём; и каков начальствующий над городом, таковы и все живущие в нём», как сказано в библейской книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова.
Нищелюбие, проявление милосердия к нуждающимся приняли особенное значение с появлением на Руси татаро-монгольского ига, когда татарские баскаки грабили народ и количество бедных увеличивалось с каждым годом. Князь Иван Данилович запомнился современникам своей добротой и состраданием к чужой нужде. Он получил своё прозвище «Калита» (что означает мешок с деньгами) за обыкновение постоянно носить с собой мешочек с серебряными монетами и раздавать из него милостыню. Подданные называли своего князя Иваном Добрым. Также Иван Данилович был справедлив: он стремился наладить на Руси праведный и неподкупный суд, чем заслужил большое уважение в народе. В приписке к Сийскому Евангелию, написанному по распоряжению Калиты для Антониево-Сийского монастыря Архангельской губернии, образно сказано о князе так: «он сирым в бедах помощник, изымает вдов от насильников как из пасти льва». Князь Иван хотел построить государство правды, понимая под этим словом, прежде всего, правду Божию. Основным ориентиром в этом непростом деле для него являлось Священное Писание. Иван Данилович часто выкупал за личные средства пленников у татарских вельмож и отправлял выкупленных на поселение в своё княжество; так под Москвой возникали целые сёла бывших татарских рабов.
Благочестивый князь Иван Калита строил на Руси храмы и монастыри. Благодаря ему в Москве появились несколько выдающихся по своим архитектурным достоинствам соборов, радующих нас своей красотой до сих пор. По его инициативе митрополит Пётр перенёс Киевскую кафедру из Владимира в Москву. В тысяча триста двадцать шестом году был заложен Успенский собор московского Кремля — первый каменный храм в Москве. Год спустя неподалёку от Успенского возвели церковь во имя Иоанна Лествичника. В тысяча триста тридцать третьем году началось строительство ещё одного кремлевского собора — в честь Михаила Архангела. Он стал родовой усыпальницей московских князей. На княжеском дворе деревянную церковь Спаса Преображения заменили каменной и основали Спасо-Преображенский монастырь. Иван Данилович украсил храм росписью и церковной утварью, а обитель обогатил своими вкладами.
Перед смертью великий князь постригся в монахи с именем Ананий. Иван Калита завещал церкви немалую часть своего имущества: несколько сёл оставил Успенскому монастырю в Переяславле, большую сумму денег повелел раздать различным храмам.
Множество людей пришли проводить в последний путь своего защитника и покровителя — московского князя Ивана Даниловича Калиту. Собиратель Руси, Иван Добрый, запомнился русским людям как один из самых милосердных и нищелюбивых великих князей.
Чтобы Грише подобрали нужное лечение

Грише Муратову 12 лет, он очень любознательный — настоящий исследователь мира. Правда вот уже два года он видит его только из окна больничной палаты, потому что у него онкологическое заболевание.
Обнаружилось всё случайно — воспалились лимфоузлы. В деревне, где Гриша жил вместе с дедушкой и бабушкой, не было нужной диагностики, но всё же врач заподозрил неладное и отправил подростка в областную больницу на обследование. Там опасения подтвердились, и Гришу направили в Москву.
В больнице подросток не унывает: из книг, обучающих видеороликов, школьной программы — он черпает огромную массу знаний, ему всё интересно. А недавно он приступил к написанию фантастического детектива.
В перерывах между обучением и творчеством Гриша проходит лечение — курсы химио и лучевой терапии, операции. Однако болезнь не спешит отступать.
Сейчас Грише назначили редкое и дорогостоящее исследование. Оно позволит провести углублённую и точную диагностику. Это даст возможность врачам скорректировать лечение, а значит сделать его более эффективным.
Оплатить процедуру самостоятельно семья Гриши не может, поэтому обратилась в благотворительный фонд «Жизнь». На сайте фонда вы можете прочитать полную историю Гриши Муратова и поддержать его.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Митрополит Антоний Сурожский о болезнях и страдании». Фредерика де Грааф

У нас в студии была врач рефлексотерапевт, сотрудница фонда «Вера», духовная дочь митрополита Антония Сурожского Фредерика де Грааф.
Наша гостья рассказала о своем общении с владыкой Антонием и о его размышлениях о болезнях, скорбях и их преодолении. О его словах, о том, как важно быть рядом с человеком, хранить тишину и молчаливо молиться, чтобы разделить с ним присутствие во Христе. Фредерика говорит о том, что больные особенно тонко чувствуют тех, кто рядом, так же, как дети, — и именно искренность и открытость сердца становятся настоящей поддержкой для страдающего.
Особое место занимает тема ухода близких. Фредерика делится опытом работы в хосписе, вспоминает детей и взрослых пациентов, которые перед смертью свидетельствовали о встрече с вечной жизнью. Она говорит о готовности отпускать тех, кто уходит, и о том, что смерть для христианина — не конец, а переход к Богу и встреча в любви.
В завершение звучат слова о надежде, которая побеждает страх разлуки: Христос — реальность, Его любовь — живая истина, и потому «разлуки не будет».
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед, посвященных личности и размышлениям митрополита Антония Сурожского.
Первая беседа с епископом Переславским и Угличским Феоктистом была посвящена размышлениям вл.Антония о вере и сомнениях (эфир 08.09.2025).
Вторая беседа с Петром Михайловым была посвящена размышлениям вл.Антония о Церкве и Символе веры (эфир 09.09.2025)
Третья беседа с Борисом Братусем была посвящена психологии в богословии владыки Антония (эфир 10.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер
«XIV Елисаветинский крестный ход». Священник Дионисий Казанцев, Андрей Миланович

У нас в гостях были настоятель Спасского храма в селе Усово священник Дионисий Казанцев и директор Православного просветительского центра «Усово-Спасское» Андрей Миланович.
Мы говорили о сохранении памяти о семье императора Николая II, о великом князе Сергее Александровиче и преподобномученице великой княгине Елизавете Фёдоровне, а также о ежегодном Елисаветинском крестном ходе, который проходит в подмосковном Усово.
Все выпуски программы Светлый вечер