
Поэт, прозаик, переводчик и ревностный бытописатель старой Москвы — Иван Алексеевич Белоусов родился в семье портного в 1863 году, и сам по молодости (тайно сочиняя стихи) — усердно портняжил; услугами Белоусовых пользовались, например, братья Чеховы — Михаил и Антон. Они, кстати, приводили к молодому поэту и художника Левитана, вместе спорили об искусстве. После смерти отца, Иван получил хорошее наследство и с головой отдался литературе: писал во всех жанрах, переводил, поддерживал писателей-самоучек, руководил литературно-музыкальным кружком (на стихи Белоусова созданы десятки песен, в том числе для детских хоров), и даже благословил на творчество — юного Сергея Есенина...
Молитвенная тема в стихах Ивана Алексеевича — звучала всегда, о чём бы он ни писал.
Помню — в детстве мы ходили
В церковь с нянею «к страстям»,
И с зажжёнными свечами
Мы стояли долго там.
Поздним вечером из церкви
Возвращались мы домой,
Пламя свечки я от ветра
Загораживал рукой:
Мне хотелось, чтобы свечка
Не загасла на пути, —
И старался осторожно
По дороге я идти...
Шли года... Другие свечи
Загорелись предо мной, —
Свечи правды, свечи знанья,
Свечи истины святой...
Ах, когда бы эти свечи
По тернистому пути
До последнего приюта
С детской верой донести!..
Иван Белоусов, «Помню, в детстве мы ходили...», 1890-е годы
Иван Алексеевич был и замечательным детским писателем: его сборники «Малыши» или «Моим деткам. Рассказы и стихи» выдержали не одно издание. Многажды переиздавались и его переводы: в начале прошлого века сборники переложений из Тараса Шевченко были оценены современниками весьма высоко.
Приведу здесь, пользуясь случаем, переложение Иваном Белоусовым стихотворного этюда пера великого армянского поэта Ованеса Туманяна:
Звёздное небо висит над землёй;
Звёзд и великих и малых в нём много.
Землю оно покрывает собой
И говорит о величии Бога...
Внемля ему, засыпает земля.
И перед сном боязливо, смиренно
Горы и нивы, леса и поля
Славят Владыку вселенной...
Славя созданье, молитву мою
Я вместе с природой пою...
Иван Белоусов, из Ованеса Туманяна
Вослед Тютчеву, Фету и Ивану Бунину, Иван Алексеевич всегда одухотворял природу в своих поэтических трудах. Это отражалось, как слышим, и в переводах.
Писатель прожил долгую жизнь: до начала 1930 года. Оставил — помимо прочего — ряд чудесных трудов об исторической Москве и воспоминания о своих добрых знакомых — Толстом, Чехове, Короленко... Я бережно храню его предсмертную книгу «Писательские гнёзда» и с грустью думаю о том, что на месте древнего московского кладбища «Семёновское», где он упокоился, — давно стоят современные блочные дома, в одном из которых жил когда-то и я...
Под вечер, на заре, я колокола звуки
Люблю послушать в тишине, —
Как будто мне кто на голову руки
Кладет — родные, милые, — уста целует мне
И говорит, как в детстве: спи спокойно, —
Христос с тобой, мой мальчик, до утра.
И забываются года, прожитые нестройно,
Волнений и обид тяжёлая пора...
Как будто вновь ребёнок я. Родимой ласки
Как будто вновь вернулися ко мне.
Мать, наклоняясь, тихо шепчет сказки,
А звон гудит и льётся в тишине...
Все выпуски программы Рифмы жизни
24 июня. О страшных днях начала Великой Отечественной войны

22 июня, в праздник Всех святых, в земле Русской просиявших, и в 84-ю годовщину начала Великой Отечественной войны, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил храм священномученика Власия Севастийского, в Старой Конюшенной Слободе в Москве.
По окончании Божественной литургии в новоосвященном храме Святейший Патриарх говорил о страшных днях начала Великой Отечественной войны и нашей победе.
Начались эти первые дни страшной войны. Просто каток прокатился по европейской части России. Дошли до Питера, тогдашнего Ленинграда, дошли до Москвы и вышли к берегам Волги. Ну и что? Победили-то мы.
И вот если эту победу только относить за счёт способности полководцев, которые, несомненно, внесли огромный вклад в победу, если это относить только за счёт мужества народа, хотя мужество сыграло огромную роль в победе, но если упустить из этого анализа непостижимое: нашу победу над многократно превосходящим нас противником, то всёэто выглядело как Божье чудо. Господь с нами. И с нами Он не потому, что мы такие благочестивые, такие мудрые, такие просвещённые, но потому, что за нами великий сонм святых людей, в земле нашей просиявших, великий сонм мучеников, исповедников, которые кровью своей запечатлели верность Господу и Церкви. А разве эта жертва могла пройти мимо очей Божьих?
Вот ответ на всё на это — и победы, и изменения просто чудесные, изменения всего строя жизни нашего народа и нашей страны. Вот говорю о том и говорю так, чтобы никто не забывал прошлого, чтобы у каждого из нас хватало сил благодарить Господа за настоящее, чтобы в какой-то трудный момент нашей личной жизни или сомнений в том, что что-то так или не так происходит в стране, взирая на этот исторический опыт, сказать: «Слава Тебе, Господи, за всё!» И этими словами не только благодарить Бога за настоящее, но благодарить Его за весь тот тяжелейший исторический путь, который прошла наша страна и наша Церковь.
Ну а мы, люди XXI века, родившиеся в благополучное время, живущие пока, надеюсь, в благополучное время, посещающие храмы, мы должны молиться за себя и за наше предшествующее поколение, за наш благочестивый народ, который, несмотря ни на что, сохранился как православный народ, и Церковь, наша мученица-исповедница, сохранилась и сохраняет способность осуществлять свою спасительную миссию среди наших людей.
Все выпуски программы Актуальная тема
24 июня. О личности Патриарха Филарета

Сегодня 24 июня. В этот день в 1619 году митрополит Филарет, долгое время находившийся в польском плену, возведён в Патриархи Всея Руси.
О личности Патриарха Филарета — протоиерей Михаил Самохин.
В 21 февраля 1613 года, в Неделю православия, был избран на царство Михаил Фёдорович, первый царь из династии Романовых, сын митрополита Филарета.2 мая он торжественно вошёл в Москву и вступил на царский престол.
Одной из главных забот царя Михаила Фёдоровича с самого избрания его было освобождение из плена своего отца, митрополита Филарета. Только через два года переговоры действительно начались, но не привели к желанной цели, и ещё через три года, к концу 1618 года, они закончились заключением перемирия. Обмен пленными последовал только 1 июня 1619 года. Таким образом, митрополит Филарет пробыл в плену 8 лет, полтора месяца и два дня. Этот плен чрезвычайно возвысил его в глазах всех сынов России. На него смотрели как на мученика, пострадавшего за Отечество и Православие.
14 июня 1619 года Москва встречала митрополита Филарета. Столица торжествовала, а уже через 10 дней совершилось поставление митрополита Филарета в Патриарха Московского и всея Руси. Торжественное поставление совершили в Успенском соборе Московского Кремля иерусалимский Патриарх Феофан и русские иерархи.
Как отец юного царя и человек государственного ума и опыта, он пользовался большим авторитетом и влиянием. С его именем связаны государственные и дворцовые события, происходившие в Москве с 1619 по 1633 год. Он был истинным представителем окрепшей, его трудами, государственной власти и устроителем государственного порядка. По инициативе Патриарха Филарета была проведена перепись населения. Он в делах церковных всячески поддерживал чистоту православия и продолжил исправление церковных книг.
После тяжелых лет смуты Русское государство и Церковь оправились и смогли продолжить самостоятельное существование. Роль личности святителя Филарета в сохранении нашего Отечества в сложный момент трудно переоценить.
Святителю отче Филарете, моли Бога о нас!
Все выпуски программы Актуальная тема
24 июня. О мире

В 10-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему».
О мире — протоиерей Василий Гелеван.
Мир — это состояние души, это состояние общения человека с Творцом. Мирное, покойное состояние — это такое состояние, к которому призывает Церковь с самых первых минут литургии, когда священник-диакон возглашает «миром Господу помолимся», то есть в состоянии покоя и мира с ближним.
А вот ещё на литургии мы слышим «станем добре», «станем со страхом», «вонмем». Святое возношение «в мире приносите». «Мир Мой даю вам», — говорит Господь. «Мир желаю вам». Нужно быть в состоянии покоя и мира по отношению к ближним. «Мир всем», — говорит священник-епископ, когда благословляет народ. «Мир всем» — вслед за приветствием, которое Господь обратил к Фоме и ко всем апостолам.
Это совсем не значит, что мы никогда не будем воевать, потому что, к сожалению, мир возле лежит, и мир поглощён грехом. А задача христианина — быть солью земли и своим мирным состоянием растворять вокруг себя все конфликты своей молитвой, своим умиротворением и своим внутренним духовным миром.
Все выпуски программы Актуальная тема