«Всякий могущий говорить об Истине и не говорящий о Ней будет осужден Богом» — так в своих сочинениях размышлял раннехристианский святой, один из Отцов Церкви Иустин Великий или Иустин Философ.
Мученик Иустин жил во втором веке в городе Сихем на Западном берегу реки Иордан, в исторической области Самария — сегодня это территория Палестинской автономии. Семья Иустина принадлежала к высшему и состоятельному кругу провинциальной аристократии. Юный Иустин смог получить солидное образование. С юных лет он стремился к истине, хотел познать смысл бытия. Пытаясь удовлетворить это стремление, юный Иустин занялся философией. Он изучил древнегреческих философов, в том числе труды Платона, но не удовлетворился ими. Духовные поиски привели его в город Эфес, где столетием раньше трудились апостолы, и с самого начала христианства существовала община, о которой упоминает в своём послании апостол Павел. В Эфесе Иустин принял христианство. Всю свою дальнейшую жизнь святой Иустин посвятил миссионерству. Обретя, как он писал «единственную, твердую и полезную философию» — христианскую веру и он стал истинным «любомудром». Именно так называл себя святой Иустин. Главной целью свой жизни Иустин сделал проповедь Евангелия.
Святой Иустин много путешествовал и побывал, в частности, в Александрии. Последние годы свой жизни Иустин Философ провел в Риме. В «столицу мира» он приехал, чтобы проповедовать Священное Писание. Здесь он открыл одну из первых христианских школ. Не будучи посвященным в сан, то есть, оставаясь мирянином, святой Иустин стал ярким образцом подлинного христианского учителя и миссионера. Талантливый и начитанный, мастерски владеющий словом, он привлек к себе немало учеников, из которых вскоре выделился сплоченный кружок ревнителей Христовых. Один из его учеников — Татиан — называет своего учителя «дивным Иустином, достойным великого изумления». Вокруг школы Иустина Философа объединилась в основном образованная молодежь Рима. Подобная популярность этого великого христианского проповедника и учителя не могла не вызвать протеста со стороны язычников. Главным противником святого Иустина стал философ кинической школы КресцЕнт. Впрочем, святой Иустин не считал его достойным носить наименование «философ», называя Кресцента «любителем шума», ведь он, нападая на христиан, не соизволил даже самым поверхностным образом ознакомиться с учением. Миссионерская деятельность святого Иустина вызывала недовольство многих язычников, и в итоге Иустин вместе с шестью учениками был арестован по доносу и казнен.
Святой Иустин в древнехристианской Церкви был известен не только как миссионер и учитель, но и как выдающийся писатель. Его литературная деятельность была достаточно активной. Не все его творения дошли до нас, но среди сохранившихся самым масштабным является сочинение «Разговор с Трифоном иудеем». В диалоге святой Иустин сумел четко оттенить столкновение двух религиозных мировоззрений — христианства и иудаизма. И этот литературный труд — еще один яркий пример миссионерского труда святого Иустина Философа.
7 февраля. О грехе ненависти
![Люди со смартфонами](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/11/Aktualnaja-tema-1280-720.jpg)
Сегодня 7 февраля. День памяти Святителя Григория Богослова, архиепископа Константинопольского, жившего в четвёртом веке. Он наставлял: «Не питай ненависти, и притом без причины, к брату своему, за которого Христос умер и, будучи Богом и Владыкой, стал твоим братом».
О грехе ненависти — протоиерей Василий Гелеван.
Ненависть — это такое злодеяние, которое происходит сразу из нескольких источников. И основа всему, как всегда, гордыня. Гордость дает человеку право осуждать других. А вслед за осуждением есть непрощение. Ведь и гордость можно вылечить, и от осуждения можно отказаться. Об этом и Господь Иисус Христос учит: «Не осуждайте, не судите, да не судимы будете. Каким судом мерите, таким и вам отмерено будет». Но если человек не может простить, тогда нужно вспомнить молитву перед причащением, где сказано: «Прежде причастия, примирись с опечалившим тебя». С опечалившим тебя, а тут ты сам опечалил, ты сам ненавидишь. Причем интересно, часто тот, кого ненавидит, даже и не подозревает об этом. То есть это проблема сугубо внутренняя самого человека, который ненавидит, который осуждает и не прощает. И, пожалуй, самым убедительным аргументом к тому, чтобы отказаться от ненависти, является одна простая аналогия. Ангел, сотворенный Богом, возненавидел все вокруг и вечно ненавидит всех. Имя ему — Сатана. И когда ты ненавидишь, ты уподобляешься ему, а не Богу.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 февраля. О личности и жизни Петра Струве
![Люди со смартфонами](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/11/Aktualnaja-tema-1280-720-1024x576.jpg)
Сегодня 7 февраля. В этот день в 1870 году родился общественный и политический деятель России Пётр Струве.
О его личности и жизни — протоиерей Артемий Владимиров.
Его биография вкратце очень типична для представителей русской интеллигенции. Когда знакомишься с ней, то думаешь: может быть, это об отце Сергии Булгакове идет речь? Тоже марксист, тоже экономист, тоже принимает участие в оппозиции в отношении государственного царского строя в России. Пишет личные записки государю Николаю Александровичу II, извещает его о том, что они на разных сторонах баррикад. Но вот революция. Вынужденная эмиграция. Годы идут, и протестное состояние у этого образованнейшего русского человека сменяется поиском глубины. Это глубина религиозного самосознания. Так что конец его творческой деятельности уже сопряжён с молитвой о возрождении, религиозном возрождении в России. Он осмысляет для себя понятие русской нации как носителей духовного начала, государственности как внешних скреп, которые помогают церкви утверждать на земле проповедь Евангелия. Говорит о личности и личностном начале, без которого человек может превратиться в животное.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 февраля. О звании и избрании
![Люди со смартфонами](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/11/Aktualnaja-tema-1280-720-1024x576.jpg)
В 1-й главе 2-го Соборного Послания апостола Петра есть слова: «Более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнётесь».
О звании и избрании — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Как замечает апостол Павел, чтобы никто из нас не хвалился какими-либо добродетелями или делами, уничтожая гордость, источник всех зол на корню, он сказал: «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное, и незнатное мира, и уничижённое, и ничего незначащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом». Таким образом, избрание зависит от Бога. Действительно, с одной стороны, Творец объективно знает, что мы своей силой не смогли бы преодолеть грех в собственной природе, поэтому Он простирает нам руку помощи и приходит в этот мир. С другой стороны, чтобы исцелённый от греха человек не вздумал себе приписать победу, и тем самым не натворив ещё хуже своих прародителей Адама и Евы, Христос обращается к своим ученикам и говорит: «Не вы меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод». Ценность же выбора человека в том, что он свободно откликается на призыв Спасителя идти за ним. Поэтому апостол Пётр увещевает первых христиан, чтобы они не потеряли достоинства избранных учеников Господа и, утверждаясь в делах благочестия, ещё крепче держались выбранного пути.
Все выпуски программы Актуальная тема