
Эта история произошла в самом начале моего воцерковления. Я часто приезжала в Городецкий Феодоровский мужской монастырь.
В тот раз приехала, чтобы помочь в подготовке одного молодежного форума. Участники и основная команда организаторов собрались в актовом зале. Я как дежурная осталась в одном из кабинетов 1 этажа, где хранился реквизит.
Буквально через 15 минут дежурства мое одиночество нарушила не званная гостья. Маленькая серенькая мышка неторопливо перемещалась по кабинету. Она подходила то к одному столу, то к другому. А потом попыталась прошмыгнуть прямо возле моих ног!
От испуга я взвизгнула и подняла ноги на системный блок, стоящий под столом. А мышка — наоборот — не боялась ничего. Не обращала внимание ни на топанья, ни на хлопания, ни на уговоры незамедлительно покинуть кабинет!
Ничего не оставалось, кроме как позвонить ответственному за решение организационно-хозяйственных вопросов в монастыре иноку Евмению и попросить как можно скорее принести в тот кабинет мышеловку. Я пылко объясняла, что нахальную мышь нужно срочно поймать и обезвредить!
Но ответ меня обескуражил. Отец Евмений объяснил, что в монастыре нет ни одной мышеловки. И вообще в монастырях в подобных ситуациях на протяжении многих сотен лет принято бороться с грызунами другими не менее действенными способами. Он предложил мне почитать акафист святому мученику Трифону. Этот святой неоднократно силой своей молитвы заставлял уходить вредных насекомых, истреблявших хлебные злаки и опустошавших поля.
Честно говоря, я немного растерялась от такого ответа, но, поблагодарила за совет и положила трубку, продолжив думать, где же можно все-таки раздобыть мышеловку.
Вышла в коридор и встретила эконома монастыря отца Андрея. Изложила ему суть проблемы и мой вариант ее решения. Но отец Андрей также не порадовал своим ответом. Он сказал, что на такой случай в монастыре вместо мышеловки есть кот.
Признаюсь честно, тогда все предложенные решения мне показались очень странным. Ну, вариант с котом — еще реальный. А вот акафист... Вроде бы такие взрослые люди, а верят в какие-то там акафисты...
Тот день до самого вечера мы провели в кабинете вдвоем с мышью...
Утром, вернувшись в кабинет, я ее там не обнаружила. И все последующие дни, недели, годы моего трудничества в этом помещении, я не встречала больше мышей.
Скажу честно, я тогда не понимала, что такое акафист. Так его и не прочитала. Но мышь ушла. И я верю, что это произошло по молитвам отцов, которые не поддержали мои методы решения проблемы с помощью мышеловки. Молитва. Что может быть сильнее? Вот такой я тогда получила урок. Ведь сказано — «По вере Вашей да будет Вам!»
Автор: Екатерина Гилева
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер