У трёх евангелистов — Матфея, Марка и Луки — есть особый рассказ. После крещения от Иоанна на Иордане Христос удалился в пустыню, где провёл в посте сорок дней и напоследок проголодался. И тогда приступил к Нему «искуситель» — дьявол. Как бы пытаясь убедиться, вправду ли Иисус есть Сын Божий, дьявол предлагает Ему три искушения: превратить камни в хлебы, чтобы насытиться, броситься с крыши Иерусалимского храма, чтобы на глазах у всех ангелы спасли Его, и, наконец, поклониться ему, сатане, чтобы получить от него власть над всем миром.
Никто, кроме Самого Иисуса и духа зла, при этих искушениях, конечно, не присутствовал. Откуда евангелисты узнали о них? Придумать такое сами они никак не могли. Во-первых, ничего подобного в предшествующей ветхозаветной традиции нет. А во-вторых, история эта резко отличается от всех последующих столкновений Христа с тёмной силой. Обычно бесы трепещут перед Ним, покорны любому Его слову, а не беседуют как бы на равных. Очевидно, что этот эпизод рассказал ученикам Сам Христос, посчитав его важным для них и для нас.
Каков же смысл этих искушений? Помимо попыток выяснить, кто же на самом деле Иисус Христос, дьявол предлагает Ему весь спектр порочных, ложных способов привлечь к Себе людей. Конечно, люди пойдут за тем, кто даст им хлеб, накормит их или, если понимать это искушение шире, удовлетворит их материальные потребности. Превознесут они и того, кто поразит их небывалым эффектным знамением. При этом «чудо», которое дьявол предлагает Иисусу — прыжок с крыши храма! — абсолютно пустое и бессмысленное. А напоследок дьявол обещает просто заставить людей подчиниться Христу: «Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю её».
Иисус Христос отверг все эти искушения в самом начале Своего пути. И всем Своим дальнейшим служением Он показал, что привлечь людей в Царство Небесное подобными способами и недопустимо, и невозможно.
Программа подготовлена по материалам проекта «Ступени веры» издательства «Никея».
16 июня. О заботах человека

В 6-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем».
О заботах человека — священник Алексий Дудин.
Мы все с вами прекрасно знаем, что человек — это не бабочка-однодневка, и заботиться о будущем для человека — естественно. Он, безусловно, должен думать о будущем себя самого. Он должен думать о будущем своей семьи, должен думать о будущем своей церкви, должен думать о будущем своего Отечества.
Так почему же Христос сказал именно эти слова и именно таким образом? А это объясняется следующим образом: человеку свойственно подменять тяжелое более легким, и заботу о небесном и духовном подменять заботой о земном. Поэтому для того, чтобы человек не скатывался в постоянную заботу о земном, Господь провёл такую духовную границу безопасности.
Господь, во-первых, знает и говорит нам о том, что все благое, что мы творим на этой земле, мы можем сделать только с помощью Божией. И человек, опытно знающий об этом, всегда просит Бога, чтобы Господь благословил его дела. Без этого благословения не получится ничего доброго.
Не нужно излишне заботиться о завтрашнем дне, но в каждом своем деле помнить, что успех человека зависит не только от его собственного произволения, но зависит от этого произволения и того благословения, которое должен дать Бог. И в этой формуле это благословение является решающим фактором.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 июня. О словах из послания Апостола Павла к римлянам

В 3-й главе Послания Апостола Павла к римлянам есть слова: «Нет делающего добро, нет ни одного».
О понимании этих слов — игумен Назарий (Рыпин).
Святой апостол Павел говорит о том, что никто не оправдывается перед законом. И хотя закон дан был иудеям — они тоже не исполняли закон. Именно закон духовный прежде всего. Закон больше дан для того, чтобы явился грех, как говорит апостол. Но не оправдываются законом ни иудеи, ни эллины. И как раз в свидетельство того, что все под грехом, он и приводит эти слова и много других слов, цитируя Священное Писание Ветхого Завета.
Говоря о том, что мы оправдываемся только верой в Иисуса Христа, который искупил человеческий род, который взял вину наших прегрешений на себя. И именно верой в Него мы оправдываемся, чтобы человек не надеялся лишь на собственные дела.
И, конечно же, состояние духовное не только современников апостола Павла, но и нас с вами, и во все времена, не самое лучшее, потому что человек так или иначе согрешает. Церковь — это не собрание святых, а толпа кающихся грешников.
Поэтому, безусловно, мы уповаем не на собственные дела, не на то, что мы делаем перед Богом, но на ту веру, исходя из которой мы эти дела совершаем, безусловно. Потому что вера без дел тоже мертва, но всё же мы не надеемся только на свои дела. То есть нужна вера, которая является действенным началом, руководящим началом к нашей деятельной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 июня. О духовном смысле Апостольского поста

Сегодня 16 июня. Начало Апостольского поста.
О его духовном смысле — священник Родион Петриков.
Сегодня начинается Апостольский пост. Время, когда Церковь призывает нас пройти вслед за учениками Христа, которые постились перед тем, как отправиться на проповедь по всему миру.
Но что делает этот пост таким особенным? Конечно, это не только просто традиции или пищевые ограничения. Апостольский пост — это школа внутренней свободы, где мы учимся подчинять тело духу, а шум повседневности — тишине молитвы.
В Нагорной проповеди Христос говорит нам: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры». То есть важно не превратить пост в формальность, а наполнить его смыслом. Истинный пост — это не только отказ от скоромного, но и активная любовь,прощение обид, помощь ближнему и борьба со своим эгоизмом.
В мире, где все мгновенно — от еды до информации,— пост становится противоядием от поверхностного отношения к жизни. Пост замедляет нас, чтобы мы могли услышать Бога, ближних и самих себя. Как апостолы готовились к служению через пост и молитву, так и мы через эти дни можем стать ближе к тем, кто страдает, и яснее понять свое призвание.
Пусть этот Апостольский пост станет для нас не тяжкой обязанностью, а дорогой к духовной радости, той, что рождается, когда мы жертвуем малым ради великого: временем ради молитвы, комфортом ради милосердия и гордыней ради смирения.
Все выпуски программы Актуальная тема