Картина Исаака Левитана «Внутри Петропавловской церкви в Плёсе, на Волге» родилась благодаря его путешествию в Ивановскую область. Старинный храм был давно закрыт, но живописцу удалось попасть в него и передать его таинственную атмосферу.

— Когда я смотрю на картину Левитана «Над вечным покоем», мне всегда хочется войти в церквушку, что стоит над Волгой на высоком холме. А вам, Маргарита Константиновна, интересно, что там внутри?
— Конечно, Ваня! И мы с тобой можем туда заглянуть!
— Как это? Вы шутите?
— Вовсе нет! Летом 1888 года Исаак Левитан побывал в этом храме и написал картину, которая так и называется — «Внутри Петропавловской церкви в Плёсе, на Волге». Она тоже выставлена здесь, в Третьяковской галерее. Вот, смотри.
— Какая картина... Таинственная! В церкви никого. Деревянные стены, низкие своды. Полумрак. Солнечные лучи играют бликами на золоте иконостаса, на окладах древних икон. И кажется, что слышен запах ладана.
— Левитан — мастер доносить до зрителя ощущения, которые, казалось бы, невозможно передать через изображение. Его картины настолько живые, что ты полностью погружаешься в их атмосферу. Церковь Петра и Павла в Плёсе, маленьком городке Ивановской губернии, поразила художника своей таинственностью не меньше, чем тебя сейчас.
— Левитан оставил воспоминания об этом?
— Не он, а его спутница, художница Софья Кувшинникова. В её дневнике сохранился рассказ о том, как они с Исааком Ильичом смогли попасть внутрь Петропавловской церкви. Сделать это было непросто — храм уже долгое время стоял закрытым.
— А почему?
— Из-за ветхости. В конце девятнадцатого века старинная церковь нуждалась в ремонте. Художники нашли священника, у которого хранились ключи. Батюшка не только согласился отрыть храм для гостей, но и отслужил молебен. Во время богослужения Левитан был необычайно сосредоточен и взволнован. Софья Петровна заметила слёзы у него на глазах.
— А после службы художники зарисовали церковь изнутри?
— Да, гостеприимный хозяин позволил Левитану и Кувшинниковой сделать несколько эскизов. Благодаря этому мы имеем представление, какой Петропавловская церковь была внутри.
— Была?
— К сожалению. Храм Петра и Павла сгорел от удара молнии в 1903 году, через три года после смерти Левитана.
— Значит, нет больше маленькой деревянной церквушки на высоком холме над Волгой, над вечным покоем?
— Есть, Ваня. Почти восемьдесят лет холм пустовал. А в 1982 году в Плёс перевезли деревянную церковь семнадцатого века из Ивановской области — Храм Воскресения Христова. Он очень похож на сгоревший, Петропавловский. Те же бревенчатые стены, остроконечная двускатная кровля, маленький купол-луковка.
— Если доведётся побывать в Плёсе, непременно схожу в Воскресенскую церковь. Должно быть, под её сводами так же красиво, как в храме на полотне Исаака Левитана. Спасибо вам, Маргарита Константиновна, что открыли мне ещё один шедевр Третьяковской галереи — картину «Внутри Петропавловской церкви в Плёсе, на Волге».
14 октября. О Святом храме Божьем как о лечебнице человеческих душ

12 октября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную Литургию в новоосвящённом храме Святой Троицы в селе Саввино в Егорьевском районе Московской области.
На проповеди после богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви говорил о Святом храме Божьем как о лечебнице человеческих душ.
Переходя в порог Храма Божьего, каждый из нас должен осознавать, что он пришёл в лечебницу, он пришёл в больницу, в ту самую больницу, где его ждут, кто от него не потребует ничего. Если есть возможность пожертвовать — пожертвуйте что-то, а нет возможностей, никто тебе даже об этом не напомнит. Потому что Храм Божий — это есть лечебница, освобождающая нас от наших внутренних недугов. А каждый человек таким недугом страдает.
А лекарством в этой больнице является наша молитва и таинства. В первую очередь, таинство Святой Евхаристии — это причащение Тела и Крови Господа и Спасителя нашего, которому предшествовать должна исповедь. Исповедь в наших грехах.
Почему? Да потому что в злохудожную душу, как говорит Слово Божие, не входит премудрость, и она не обитает в теле, повинном в грехе. Поэтому, если душа злохудожная, если грех не раскаян, если всё это не переосмыслено, то требовать от Господа помощи несправедливо.
Конечно, справедливость божественная — это не то, что человеческая справедливость. И Господь прощает нам, грешным, наши грехи. Потому что Бог есть любовь.
Но в ответ на Божью любовь, ведь мы должны чем-то Ему отвечать, хотя бы самым малым: в храм ходить почаще. Но наступает воскресный день, и не к телевизору припадать с утра, а перекреститься, в храм пойти, взять детей с собой, супругу, если таковая есть, пойти помолиться и спросить у Господа помощи и прощения за свои грехи.
И с каким чувством обычно люди выходят из храма? Это с радостным, светлым. Никогда посещение храма не оставляет тяжелых чувств, за исключением, когда пришёл человек с плохими мыслями, искушать Бога: «Ну-ну, я вот сейчас помолюсь, посмотрим, ты поможешь мне или не поможешь?» Выходит и говорит: «Не помог, значит, и Бога нет». Вот если так, то ничего не получится.
А если мы со смирением, с любовью, с верой к Господу обращаемся и просим Его, даже иногда в мелочах (простите), но если эти мелочи для нас важны, то Господь в ответ на молитву и эти мелочи помогает исцелить.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 октября. О встрече праведной Елисаветы и Богородицы

В 1-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её».
О встрече праведной Елисаветы и Богородицы — протоиерей Владимир Быстрый.
После Благовещения, после явления Архангела Гавриила с Благой Вестью, Пресвятая Дева Мария с поспешностью идёт в Нагорную страну, чтобы посетить свою родственницу Елизавету. Она несёт в себе величайшую тайну и идёт не только для служения, но и чтобы узреть знамение веры: беременность престарелой Елизаветы.
И вот на пороге дома Захарии происходит чудо, которое потрясает до основания: при одном лишь звуке приветствия Марии младенец взыграл во чреве Елизаветы. И это не простое движение, это пророческий лик ещё не рождённого Иоанна Предтечи, который духом уже узрел пришедшего в мир Христа. Сама Елизавета, исполнившись Святого Духа, провозглашает: «Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?»
Святитель Иоанн Златоуст обращает наше внимание на суть этого прославления. Елизавета ублажает Деву не только за то, что она зачала, но и за то, что уверовала. В этих словах блаженно уверовавшей — ключ ко всему.
Здесь, в смиренном доме, человеческая воля в лице Девы Марии даёт полный и радостный ответ на призыв Божий, открывая тем самым врата спасения для всего мира. Этот ответ «се, Раба Господня» становится для нас образом подлинного избранничества.
Быть избранником Божиим — это не путь к безмятежному покою, но сочетание верха блаженства с тяжестью креста. Это призвание к служению, которое потребует всей нашей жизни, всех душевных сил.
Истинное блаженство, как показала нам Богородица, рождается не в бегстве от скорбей, но в благоговейном приятии воли Божьей, которая одна только и делает нас причастниками вечной радости.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 октября. Об истории Псково-Покровской иконы Богородицы

Сегодня 14 октября. Церковь чтит Псково-Покровскую икону Богородицы.
О её истории — протоиерей Василий Гелеван.
Псково-Покровская икона Божией Матери явилась в 1581 году, и её чудесное явление связано с именем старца Дорофея. Дело было так, что возле городских стен уже стояли вражеские ополчения во главе со Стефаном Баторием, и, в общем, неминуемо угрожала городу гибель.
Когда что-то подобное происходило с Москвой, к примеру, люди сразу прибегали к молитве. Смоленск, Москва, Рязань, любые города — люди сразу прибегали к молитве Божьей Матери о заступлении. Потому и Россия называется уделом Божьей Матери, потому что есть потрясающий опыт, веками проверенный. Мы сразу молимся, и Богородица откликается, что есть эта обратная связь.
И вот тогда, в далёком XVI веке, в далёком от Москвы Пскове, люди русские пришли и помолились, причём начиная от архиереев и заканчивая вот этим кузнецом старцем Дорофеем. Люди искренне припали к Божьей Матери, со слезами просили избавления и получили его.
Матерь Божья, согласно видению, вошла в Покровскую церковь, потому и название иконы такое — Псково-Покровская икона Божией Матери.
Печерский монастырь мы все хорошо знаем. Уже оттуда пришла икона умиления, опять же, Божьей Матери, как подтверждение присутствия Матери Божьей и избавления.
Этот механизм работает и сегодня, и во все времена. Когда мы искренне просим Богородицу, она отзывается, приходит и помогает.
Все выпуски программы Актуальная тема