Картина Исаака Левитана «Внутри Петропавловской церкви в Плёсе, на Волге» родилась благодаря его путешествию в Ивановскую область. Старинный храм был давно закрыт, но живописцу удалось попасть в него и передать его таинственную атмосферу.
— Когда я смотрю на картину Левитана «Над вечным покоем», мне всегда хочется войти в церквушку, что стоит над Волгой на высоком холме. А вам, Маргарита Константиновна, интересно, что там внутри?
— Конечно, Ваня! И мы с тобой можем туда заглянуть!
— Как это? Вы шутите?
— Вовсе нет! Летом 1888 года Исаак Левитан побывал в этом храме и написал картину, которая так и называется — «Внутри Петропавловской церкви в Плёсе, на Волге». Она тоже выставлена здесь, в Третьяковской галерее. Вот, смотри.
— Какая картина... Таинственная! В церкви никого. Деревянные стены, низкие своды. Полумрак. Солнечные лучи играют бликами на золоте иконостаса, на окладах древних икон. И кажется, что слышен запах ладана.
— Левитан — мастер доносить до зрителя ощущения, которые, казалось бы, невозможно передать через изображение. Его картины настолько живые, что ты полностью погружаешься в их атмосферу. Церковь Петра и Павла в Плёсе, маленьком городке Ивановской губернии, поразила художника своей таинственностью не меньше, чем тебя сейчас.
— Левитан оставил воспоминания об этом?
— Не он, а его спутница, художница Софья Кувшинникова. В её дневнике сохранился рассказ о том, как они с Исааком Ильичом смогли попасть внутрь Петропавловской церкви. Сделать это было непросто — храм уже долгое время стоял закрытым.
— А почему?
— Из-за ветхости. В конце девятнадцатого века старинная церковь нуждалась в ремонте. Художники нашли священника, у которого хранились ключи. Батюшка не только согласился отрыть храм для гостей, но и отслужил молебен. Во время богослужения Левитан был необычайно сосредоточен и взволнован. Софья Петровна заметила слёзы у него на глазах.
— А после службы художники зарисовали церковь изнутри?
— Да, гостеприимный хозяин позволил Левитану и Кувшинниковой сделать несколько эскизов. Благодаря этому мы имеем представление, какой Петропавловская церковь была внутри.
— Была?
— К сожалению. Храм Петра и Павла сгорел от удара молнии в 1903 году, через три года после смерти Левитана.
— Значит, нет больше маленькой деревянной церквушки на высоком холме над Волгой, над вечным покоем?
— Есть, Ваня. Почти восемьдесят лет холм пустовал. А в 1982 году в Плёс перевезли деревянную церковь семнадцатого века из Ивановской области — Храм Воскресения Христова. Он очень похож на сгоревший, Петропавловский. Те же бревенчатые стены, остроконечная двускатная кровля, маленький купол-луковка.
— Если доведётся побывать в Плёсе, непременно схожу в Воскресенскую церковь. Должно быть, под её сводами так же красиво, как в храме на полотне Исаака Левитана. Спасибо вам, Маргарита Константиновна, что открыли мне ещё один шедевр Третьяковской галереи — картину «Внутри Петропавловской церкви в Плёсе, на Волге».
22 января. Об эпохе пророчества пророка Самея
Сегодня 22 января. Память святого пророка Самея, жившего в Х веке до Р. Х.
Об эпохе его пророчества — священник Николай Дубинин.
Пророк Самей жил в сложную эпоху с точки зрения политического устройства Ветхозаветного Израиля. А именно в то время, когда он жил, сын царя Соломона Ровоам разделил царство на северное и южное. И одно из царств продолжило поклонение единому Богу, а второе уклонилось в язычество. И сам царь Ровоам предпринимает попытку вернуть вторую половину своего же разделенного царства. Однако пророк Самей выступает против. И он говорит о том, что это Божья воля. Так Богу было угодно. От меня это было. То есть не вступай в конфронтацию с самим Господом. Потому что, видимо, состояние народов, живущих на территории Израиля, племен израильских, я бы сказал, таково, что кто-то хотел продолжать поклоняться в вере отцов, а кто-то начал с языческими богами блудодействовать по выражению Священного Писания. И вот эта измена разделила народ на два царства. И пророк Самей говорит удивительную вещь. Иногда, чтобы все царство не погибло или все общество не деградировало, лучше часть этого общества отделить и изолировать. Вот об этом пророчествовал пророк Самей.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 января. О трудах Павла Флоренского
Сегодня 22 января. В этот день в 1882 году родился русский религиозный философ Павел Флоренский.
О его трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Наш гениальный соотечественник, литературное наследие которого, ученая деятельность которого, нравственный и религиозный подвиг которого, с трудом могут быть сравнимы с кем бы то ни было из его предшественников. Он стал мучеником за веру, нося в душе приличествующую христианскому священнику кротость и любовь. При том, что сочетал скромность с гигантским объемом знаний, проявив себя и как физик, и естествоиспытатель, и библиограф, и культуролог, и историк, и религиозный мыслитель. Искусствоведы знают ценность его труда, обратные перспективы и иконостас. Те, кто изучают историю ГОЭЛРО, ведают вклад отца Павла Флоренского в этот проект, задуманный еще государем Николаем Александровичем II и грехом пополам, мало-помалу реализованный в советское время.
Мы благодарны и обязаны отцу Павлу Флоренскому за раскрытие смысла древнерусской иконы Святой Троицы, которая нынче возвратилась в отчий дом.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 января. О личности Ивана III
Сегодня 22 января. В этот день в 1440 году родился царь Иван III, государь всея Руси.
О его личности — протоиерей Игорь Филяновский.
Московский князь и государь всей Руси Иван III Васильевич не зря прозван великим. В годы его правления Русь окончательно избавилась от монгольской зависимости, длившейся несколько веков. В этот период завершился и процесс централизации русских княжеств, а Москва окончательно утвердилась в статусе столицы. Брак с Софией Палеолог породнил Русь с Византией. У государства появляется новый герб — двуглавый орел и новый титул великого князя — «Всея Руси самодержец». Именно в эпоху Ивана III зарождаются те идеи, которые позже составят официальную идеологию московского государства.
Большой шаг вперед при Иване III сделало русское зодчество. Символом Москвы как столицы стало строительство в 1479 году уникального для того времени по красоте и размеру кафедрального собора Русской Православной Церкви — Успенского собора. Через несколько веков в Великом Новгороде в 1868 году будет воздвигнут памятник тысячелетию Руси. Фигуры среднего ряда памятника олицетворяют шесть эпох российского государства. Среди них почетное место принадлежит Ивану III Васильевичу, объединителю русских земель вокруг Москвы и основателю самодержавного русского царства.
Все выпуски программы Актуальная тема