Полотно «Над вечным покоем» Лев Толстой назвал «молитвой немой души». Исаак Левитан без слов смог выразить и страдание человека от мысли о смерти, и надежду на помощь Бога. Сам художник признавался: «Я весь в этой картине, со всем своим содержанием».

— Как я рада, Наташенька, что ты стала часто бывать у нас в Третьяковской галерее.
— Признаюсь вам, Маргарита Константиновна, я открыла для себя Левитана. Здесь такая богатая коллекция, и каждая картина — шедевр. Вот вам какая больше всех нравится?
— Здесь нельзя сделать однозначный выбор, как между яблоком и грушей. В определённые периоды душа откликается на то или иное произведение. Сейчас моему настроению созвучно полотно «Над вечным покоем».
— Как неожиданно! Вы, такой жизнерадостный человек, и вдруг выбрали довольно печальную картину. Панорама здесь выглядит хотя и торжественно, но сурово. Громадное озеро, подёрнутое холодной рябью, нависшее над водой свинцовое небо. Темные тучи клубятся, предвещая бурю. Ветхая деревянная церквушка замерла на краю утёса, кресты заброшенного кладбища покосились. У меня всё это создает ощущение безысходности.
— На первый взгляд картина действительно может произвести гнетущее впечатление. Можно подумать, что Левитан хотел убедить зрителя в бренности и бессмысленности человеческой жизни.
— А разве это не так? Я где-то читала, что художник очень боялся смерти как предельного конца, за которым ничего нет.
— Да, боялся. В письме к Чехову Исаак Ильич признавался, что его ужасает поток веков, в котором исчезли миллиарды людей. Но картина «Над вечным покоем» — это не согласие с торжеством смерти, а противостояние ему. Ты верно заметила, что общий колорит полотна — тёмный и холодный. Но обрати внимание на вкрапление тёплых тонов в эту палитру — на золото солнечного света, пробивающееся сквозь тучи, песчаную тропинку, ведущую к деревянному храму. А самая теплая, самая живая точка на картине — жёлто-оранжевый огонёк в церковном окошке.
— Но он же едва заметный!
— Однако, этот крошечный источник света меняет весь строй картины. Он как маяк, который подаёт сигналы, что трагедия смерти и страх перед ней преодолевается в Боге.
— Левитан был верующим?
— Исаак Ильич не придерживался церковного строя жизни, но очень любил православные богослужения. Писатель и богослов Сергей Дурылин, близко знакомый с Левитаном, в своих воспоминаниях отмечал, что тот часто приходил в церковь на вечернюю службу. Художник любил огни лампад, тихое пение, тонкие струйки ладана, поднимающиеся под купол храма.
— Наверное, это были скорее эстетические переживания, чем религиозные?
— В этом была вера. Левитан говорил, что в красоте присутствует Божественное начало. И остро переживал тайну мироздания — кто мы такие, зачем пришли в этот мир, почему умираем?
— Картина «Над вечным покоем» — ответ на эти вопросы?
— По крайней мере, попытка ответа. Лев Толстой метко назвал полотно «Над вечным покоем» «молитвой немой души». Без слов, лишь с помощью кисти и красок, Левитан смог выразить и страдание человека от мысли о смерти, и надежду на помощь Бога.
— А как сам художник относился к своему произведению?
— Исаак Ильич признавался: «Я весь в этой картине, со всем своим содержанием». Он радовался, как ребёнок, узнав, что Павел Третьяков покупает пейзаж «Над вечным покоем» для своего собрания. Художнику было важно поделиться с людьми сокровенными мыслями, запечатленными на холсте.
— И ему это удалось! Хочется вновь и вновь приходить в Третьяковскую галерею, чтобы поразмышлять над картинами Исаака Левитана. А полотно «Над вечным покоем» стало для меня настоящим открытием.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Онежский Крестный монастырь (Архангельская область, остров Кий)
Одна из жемчужин Русского Севера — остров Кий. Он находится в заливе Белого моря юго-западнее Архангельска, в восьми километрах от Онежского полуострова. Кий в переводе с карельского языка означает камень и остров полностью соответствует своему названию — это гранитная плита, поросшая мхом. Её площадь — три километра в длину, пятьсот метров в ширину. Здесь нет проезжих дорог. Северные сосны цепляются крепкими корнями за скалы, в небе парят серебристые чайки и над всем царит глубокая тишина.
В южной части безлюдного острова расположен храмовый комплекс семнадцатого века. История его создания связана с именем патриарха Никона. В юности святитель подвизался монахом на Соловках. Из-за разногласий с настоятелем он покинул обитель на лодке. На море разыгрался шторм и молодой инок едва не погиб. Буря выбросила его на скалистый берег острова Кий. Никон установил на месте спасения памятный крест. А в 1656 году, уже будучи патриархом, вернулся сюда и основал монашескую обитель — Онежский Крестный монастырь.
Святитель не только лично выбрал место для строительства, но и принимал участие в проектировании церковного комплекса. Архитектурный ансамбль, похожий на крепость, органично вписался в суровый ландшафт острова. До наших дней здесь сохранилось несколько зданий: это мощный Крестовоздвиженский собор, церковь в честь Происхождения честных древ Креста Господня, с примыкающими к ней братскими кельями, двухъярусный храм Рождества Богородицы с массивной колокольней, а также несколько деревянных построек.
Удалённый от цивилизации Онежский Крестный монастырь служил молитвенным прибежищем для нескольких поколений иноков. Чтимой святыней обители почти три столетия оставался трёхметровый поклонный крест. В Распятие, изготовленное из кипариса, по велению патриарха Никона поместили частицы мощей православных подвижников и камни со Святой земли. Крест украсили иконами, написанными на Афоне, с изображением двенадцати главных христианских праздников.
Святыня находилась в Крестовоздвиженском соборе Онежского Крестного монастыря до 1923 года. Когда безбожники захватили власть в России и закрыли обитель, Кийский крест стал экспонатом Исторического музея в Москве. В 1991 году реликвию передали в столичный храм Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках, там она хранится и поныне.
Онежский Крестный монастырь до сих пор остается недействующим. Однако, в 1991 году власти позволили православным освятить Крестовоздвиженский собор, в 2016-м под его сводами совершилась первая после долгого перерыва литургия. Верующие надеются, что когда-нибудь обитель, основанная патриархом Никоном на острове Кий в Белом море, возродится.
Все выпуски программы ПроСтранствия
26 октября. О важности хранения православной веры

26 октября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин обновления храма Успения Пресвятой Богородицы Новодевичьего монастыря в Москве.
После завершения Божественной литургии в обновленном храме Святейший Патриарх обратился к пастве с Первосвятительским словом, в котором говорил о важности хранения православной веры.
С Богом невозможно бороться. Те, кто борется с Богом, всегда являются неудачниками. Их Господь побеждает, может быть, не сразу, не мгновенно, чтобы не создавать иллюзии некоего фокуса, а постепенно, чтобы быть невидимой, рука Божья действует. Но действует так, что каждый, изучая историю и внимательно взирая на окружающую нас жизнь, может сказать: «Господи, Ты еси Бог, творяй чудеса един».
Вот мы, наше поколение, особенно старшее, вот эти слова можем и должны очень часто произносить и вслух, и в проповедях в храме, потому что это действительно те слова, которые отображают совершенно потрясающий религиозный опыт нашего народа в самые страшные, наверное, за всю историю человечества, включая даже языческие времена, времена гонений.
Всё в прошлом. А теперь нет никаких притеснений, никаких гонений. У власти люди православные, и кажется, что мы вошли в такой очень благоприятный исторический период. И это так. Но ещё раз повторю, кому дано больше, с того больше и спросится.
Сегодня мы должны служить за тех, кто не смог в полной мере отдать долг Господу и Церкви, за наших старших собратьев: архипастырей, пастырей и монашествующих, но которые сделали самое главное — сохранили веру православную, воспитали в этой вере часть нашего народа, что помогло всему нашему народу православному пройти через эти тяжелые исторические испытания.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 октября. О ложном стыде

В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда придёт во славе Своей и Отца, и святых Ангелов».
О ложном стыде — игумен Лука (Степанов).
Малодушному бывает свойственно испугаться и, представив своё отчуждение от современников, решить, что вряд ли стоит ему продолжать своёдвижение по пути ко Христу, если оказываешься тыне любимчиком, а, напротив, изгоем среди подобных себе.
Это вынужденное отчуждение бывает почти неизбежно при воцерковлении человека. Он расстаётся с бывшими друзьями и участниками всяких развлечений своих. Ему высказывают свои недовольства и родственники о том, что не так, как прежде, он соответствует их понятиям о правильном и весёлом проводимом времени жизни.
И объяснить что-либо бывает очень трудно, поскольку мотивация для того, кто изменяется в христианских законах бытия, связана с его верой. Только тогда, когда к самому человеку прикасается Христос и избирает сердце его к жизни покаянной, тогда может и признать в своём близком человеке, обратившемся, действительно, те мотивы справедливыми, которые прежде вызывали недоумение.
Так что надлежит вооружаться некоторой решимостью потерпеть отчуждение от близких всякому, кто встаёт на путь спасения.
Все выпуски программы Актуальная тема







