Принято считать, что простой крестьянин не может стать императором. Также принято считать, что бывшая гетера не способна раскаяться и всю оставшуюся жизнь вести благочестивую жизнь. И уж совсем невозможно, чтобы два таких человека встретились и полюбили друг друга. Однако это случилось в VI веке в Константинополе, столице Византии.
Юстиниан шел по улицам Константинополя, раздумывая о быстротечности жизни. Ему исполнилось почти 40 лет, и все эти годы он потратил на то, чтобы добиться высокого положения в обществе. Карьера его была стремительной – он родился простым крестьянином, а теперь стал военачальником и мог надеяться на то, что скоро его назначат наследником трона! Конечно, Юстиниан радовался, но его счастье было бы большим, если бы он мог его разделить с женой.
Насмотревшись на пустых знатных дам, занятых только собой и придворными интригами, умный и образованный ЮстиниАн не желал связывать свою судьбу с одной из них. Он не чурался девушек низкого происхождения – кому, как не ему, было знать, что оно ничего не значит. Но женщины больше интересовались его деньгами, чем им самим…
Такими тяжелыми думами была полна голова ЮстиниАна, когда он поднял взгляд от земли и случайно заметил в окне прекраснейшую из девушек, которых он когда-либо видел. Красавица склонилась над веретеном и сучила нить, не обращая внимания на то, что творится на улице. Поглощённая работой, она не заметила мужчину, который долго и восхищённо ее рассматривал.
Юстиниан решил познакомиться с ней, притворившись, будто интересуется пряжей. С первых же слов Феодоры – так звали прядильщицу – становилось ясно, что она остроумна и неплохо образована, а главное – благочестива. Она чётко и понятно отвечала на все вопросы, как будто бы не замечая восторженного мужского взгляда. Юстиниан был поражён тем, что молодая незамужняя девушка, видя перед собой богатого мужчину, не пытается с ним заигрывать. Вот такую жену он себе искал все эти годы!
Он стал посещать Феодору всё чаще и скоро понял, что не может и дня без неё прожить. Смущало ЮстиниАна только одно – его возлюбленная когда-то была гетерой. Это было серьезным пятном на репутации. Однако мужчина, узнав горькую историю Феодоры и услышав о её раскаянии, простил девушке её прошлое.
В детстве она вместе с двумя сестрами лишилась отца - служащего в цирке. Вдова не могла прокормить детей, и с раннего возраста девочкам пришлось зарабатывать танцами и игрой на музыкальных инструментах. Юстиниан, который хорошо представлял себе цирковую публику, только качал головой. Легко ли в таком месте удержаться от того, чтобы не впасть в грех! Вскоре судьба завела юную Феодору в Александрию – центр культуры и науки тех лет. Там девушка, которая отчаялась найти свое место в жизни, услышала христианские проповеди, обращенные к женщинам. Это изменило Феодору, она решила вернуться в Константинополь и заняться честной работой. И уже ничто не могло сбить её с избранного пути.
Сначала Юстиниан боялся, что Феодора может обмануть его. Однако всё время девушка была занята прядением, чтобы заработать себе на жизнь, и ни разу не дала повода усомниться в своем поведении. ЮстиниАна она встречала с улыбкой и была искренне рада его видеть. Никто и никогда больше не видел её в обществе других мужчин. Убедившись в чувствах Феодоры, военачальник принял решение. Любовь и счастливый брак значили для него больше, чем возможные насмешки. И переступив через все предрассудки, Юстиниан предложил Феодоре руку и сердце.
Он не ошибся. Феодора до конца жизни хранила верность мужу. Она стала настоящей поддержкой Юстиниану, когда он наследовал трон и стал императором. Не раз его спасал острый ум жены и её чутьё. Во время крупного восстания, когда Юстиниан уже хотел бежать из города, именно Феодора остановила его от опрометчивого поступка. Только благодаря жене императору удалось сохранить тогда свою власть. Феодора была тонким политиком, и муж доверял ей настолько, что прислушивался к ее мнению по каждому вопросу. Советы императрицы касались всех сторон государственной жизни – отношений с другими странами, законов, морали. Ее имя даже ввели в присягу, которую давали военачальники, префекты, правители провинций и епископы. Занималась Феодора и благотворительностью. Она способствовала распространению христианства на границах империи и построила монастырь для девушек, которых из-за бедности обманом заставили торговать собой.
Ни разу за все годы, прожитые с Феодорой, Юстиниан не пожалел, что женился на ней. Никакие родословные и чистейшие репутации не смогли бы заменить нежного взгляда искренне любящей женщины.
История Феодоры и Юстиниана стала красноречивым свидетельством того, что исключения из правил существуют. Любовь соединила людей, которым, казалось бы, не суждено быть вместе, и возвела их обоих на трон. Феодора и Юстиниан многое сделали для жителей Византийской империи и стали образцом супружеской верности. Сегодня их почитают в лике святых Православной церкви. Более того, Феодора своим благочестием и покаянием на протяжении всей жизни омылась от прежних грехов и явила пример действенности Божественной благодати, целиком обновляющей человека, каким бы ни была его прежняя жизнь.
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.