Принято считать, что простой крестьянин не может стать императором. Также принято считать, что бывшая гетера не способна раскаяться и всю оставшуюся жизнь вести благочестивую жизнь. И уж совсем невозможно, чтобы два таких человека встретились и полюбили друг друга. Однако это случилось в VI веке в Константинополе, столице Византии.
Юстиниан шел по улицам Константинополя, раздумывая о быстротечности жизни. Ему исполнилось почти 40 лет, и все эти годы он потратил на то, чтобы добиться высокого положения в обществе. Карьера его была стремительной – он родился простым крестьянином, а теперь стал военачальником и мог надеяться на то, что скоро его назначат наследником трона! Конечно, Юстиниан радовался, но его счастье было бы большим, если бы он мог его разделить с женой.
Насмотревшись на пустых знатных дам, занятых только собой и придворными интригами, умный и образованный ЮстиниАн не желал связывать свою судьбу с одной из них. Он не чурался девушек низкого происхождения – кому, как не ему, было знать, что оно ничего не значит. Но женщины больше интересовались его деньгами, чем им самим…
Такими тяжелыми думами была полна голова ЮстиниАна, когда он поднял взгляд от земли и случайно заметил в окне прекраснейшую из девушек, которых он когда-либо видел. Красавица склонилась над веретеном и сучила нить, не обращая внимания на то, что творится на улице. Поглощённая работой, она не заметила мужчину, который долго и восхищённо ее рассматривал.
Юстиниан решил познакомиться с ней, притворившись, будто интересуется пряжей. С первых же слов Феодоры – так звали прядильщицу – становилось ясно, что она остроумна и неплохо образована, а главное – благочестива. Она чётко и понятно отвечала на все вопросы, как будто бы не замечая восторженного мужского взгляда. Юстиниан был поражён тем, что молодая незамужняя девушка, видя перед собой богатого мужчину, не пытается с ним заигрывать. Вот такую жену он себе искал все эти годы!
Он стал посещать Феодору всё чаще и скоро понял, что не может и дня без неё прожить. Смущало ЮстиниАна только одно – его возлюбленная когда-то была гетерой. Это было серьезным пятном на репутации. Однако мужчина, узнав горькую историю Феодоры и услышав о её раскаянии, простил девушке её прошлое.
В детстве она вместе с двумя сестрами лишилась отца - служащего в цирке. Вдова не могла прокормить детей, и с раннего возраста девочкам пришлось зарабатывать танцами и игрой на музыкальных инструментах. Юстиниан, который хорошо представлял себе цирковую публику, только качал головой. Легко ли в таком месте удержаться от того, чтобы не впасть в грех! Вскоре судьба завела юную Феодору в Александрию – центр культуры и науки тех лет. Там девушка, которая отчаялась найти свое место в жизни, услышала христианские проповеди, обращенные к женщинам. Это изменило Феодору, она решила вернуться в Константинополь и заняться честной работой. И уже ничто не могло сбить её с избранного пути.
Сначала Юстиниан боялся, что Феодора может обмануть его. Однако всё время девушка была занята прядением, чтобы заработать себе на жизнь, и ни разу не дала повода усомниться в своем поведении. ЮстиниАна она встречала с улыбкой и была искренне рада его видеть. Никто и никогда больше не видел её в обществе других мужчин. Убедившись в чувствах Феодоры, военачальник принял решение. Любовь и счастливый брак значили для него больше, чем возможные насмешки. И переступив через все предрассудки, Юстиниан предложил Феодоре руку и сердце.
Он не ошибся. Феодора до конца жизни хранила верность мужу. Она стала настоящей поддержкой Юстиниану, когда он наследовал трон и стал императором. Не раз его спасал острый ум жены и её чутьё. Во время крупного восстания, когда Юстиниан уже хотел бежать из города, именно Феодора остановила его от опрометчивого поступка. Только благодаря жене императору удалось сохранить тогда свою власть. Феодора была тонким политиком, и муж доверял ей настолько, что прислушивался к ее мнению по каждому вопросу. Советы императрицы касались всех сторон государственной жизни – отношений с другими странами, законов, морали. Ее имя даже ввели в присягу, которую давали военачальники, префекты, правители провинций и епископы. Занималась Феодора и благотворительностью. Она способствовала распространению христианства на границах империи и построила монастырь для девушек, которых из-за бедности обманом заставили торговать собой.
Ни разу за все годы, прожитые с Феодорой, Юстиниан не пожалел, что женился на ней. Никакие родословные и чистейшие репутации не смогли бы заменить нежного взгляда искренне любящей женщины.
История Феодоры и Юстиниана стала красноречивым свидетельством того, что исключения из правил существуют. Любовь соединила людей, которым, казалось бы, не суждено быть вместе, и возвела их обоих на трон. Феодора и Юстиниан многое сделали для жителей Византийской империи и стали образцом супружеской верности. Сегодня их почитают в лике святых Православной церкви. Более того, Феодора своим благочестием и покаянием на протяжении всей жизни омылась от прежних грехов и явила пример действенности Божественной благодати, целиком обновляющей человека, каким бы ни была его прежняя жизнь.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер