То, что делали на ниве благотворительности артисты 19 века никто не считал подвигом. Для интеллигенции того времени милосердие было естественно. А об отзывчивом сердце певца Леонида Собинова знала вся России. Он не мыслил себя без помощи людям. И по-иному его песня не пелась.
Защищать униженных и оскорблённых Леонид мечтал с юности. Поэтому и поступил в Московский университет на юридический факультет, а по его окончании работал адвокатом, параллельно занимаясь вокалом в филармоническом училище и делая большие успехи.
Громких судебных дел Собинову не поручали, но был в его послужном списке один процесс, которым он гордился. На железной дороге погибли два извозчика. Их вдовы стали судиться с владельцами дороги. Те – люди влиятельные и богатые, сделали всё возможное, чтобы избежать ответственности. Но возмущённый обстоятельствами дела и искренне жалеющий вдов Собинов, выиграл процесс. Более того, он сумел возбудить уголовное дело против самих виновников трагедии.
Леонид успешно работал в судах, но любовь к опере становилась всё острее. После удачного дебюта в Большом театре, ему предложили ни много ни мало партию Ленского в «Евгении Онегине». Такого Ленского Москва ещё не знала. Роль прославила молодого певца, и он оставил юриспруденцию. В Москве шутили, что мир потерял неплохого адвоката, зато приобрёл великого лирического тенора. Вся Европа восторженно аплодировала Собинову. На его спектаклях, забыв об оркестре, рыдали даже дирижёры.
Хоть адвокатура и ушла в прошлое, но стремление Леонида защищать людей не исчезло. Однажды произошёл курьёзный случай. 31 декабря Фёдор Шаляпин, спев оперу «Мефистофель», убежал на встречу Нового года, забыв разгримироваться и переодеться. Певец нанял извозчика, торопил его всю дорогу, а когда пришло время расплачиваться, обнаружил, что денег у него нет. Тогда Шаляпин расхохотался на всю улицу страшным мефистофельским хохотом. Потом ещё и распахнул шубу, явив извозчику свой сценический костюм. Бедный возница умчался, теряя на ходу рукавицы. А Шаляпин явился в гости, где был и Собинов и рассказал эту историю. Все веселились и лишь один Леонид объяснил Фёдору Ивановичу, что тот на самом деле наделал: напугал человека, лишил его денег и праздника. Собинов убедил Шаляпина найти этого извозчика, извиниться перед ним, компенсировать ущерб и пригласить в театр.
Москва гордилась Собиновым. Не только певцом, но и благотворителем. О его доброте и щедрости ходили легенды. Леонид Витальевич без конца давал благотворительные концерты, и как член Общества нуждающихся студентов, передавал гонорары талантливой молодёжи из бедных семей, помогая юным дарованиям получить образование. Таких подопечных у Собинова были сотни. Он пожертвовал им своими концертами 45 тысяч рублей золотом.
Певец занимался благотворительностью весело, радушно и приветливо. Про него говорили, что он делает богатые подарки с такой же лёгкостью, как другие дарят цветы. Такие разговоры появились после того, как Леонид Витальевич прислал киевской школе для слепых детей в подарок рояль.
Когда началась Первая мировая война, Собинов открыл в своём доме госпиталь, а сам уехал в большой концертный тур по России. На афишах было написано: «Собинов в пользу больных и раненых воинов». В одном только 15 году Собинов побывал в 22-х городах, давая благотворительные концерты перед солдатами. Артист, которого узнавали все уличные мальчишки, не стеснялся стоять с кружкой для сбора средств на нужды раненых даже в самом центре Москвы.
Конечно, успехи Собинова в искусстве известнее его благотворительной деятельности. Но как писал Корней Чуковский: «Он не был бы великим артистом, приносившим столько счастья любому из нас, если бы ему не было свойственно такое щедрое благожелательство к людям».
28 июня. О личности и трудах Сергея Платонова

Сегодня 28 июня. В этот день в 1860 году родился историк Сергей Платонов.
О его личности и трудах — протоиерей Василий Гелеван.
Центральной темой его работ было изучение историко-литературных рукописей, особенно периода Смутного времени. Ученый исследовал сказания, летописи, жития святых. Его особенно интересовали нравственные поучения, проповеди. Платонов ввёл в научный оборот множество доселе неизведанных рукописей.
Он получил степень магистра истории, защитил диссертацию на тему «Древнерусские повести и сказания о Смутном времени XVII века». Вместе с глубиной и фундаментальным подходом к его изысканиям, Платонов проявил себя ещё и как замечательный преподаватель.
Он практиковал такую своеобразную, очень увлекательную манеру подачи материала. Он был не учителем, а другом, рассказчиком, таким живым и очень ярким. И это довольно редкое совмещение.
Чаще всего мы видим выдающегося литератора, но при этом лишённого риторических способностей. Или наоборот, человека, в общем-то, поверхностного, но который может очень красиво подать.
Сергей Фёдорович Платонов — это редкое исключение, которого и читать интересно, и слушать. И яркость, и образность того материала, который он излагал, была не только в лекциях, и не только на страницах, но и во всех его выступлениях живых. Этим он запомнился своим современникам и студентам.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 июня. О молодых людях как о будущем нашей страны

Сегодня 28 июня. День молодежи России.
О молодых людях как о будущем нашей страны — священник Захарий Савельев.
По мысли людей, работающих на местах педагогов, преподавателей, и по мысли политиков, по мысли великих государственных деятелей в нашем будущем, молодёжь — это всегда будущее нации, страны, народа, целого мира. И вот какое будущее у нас будет, зависит сейчас от нас и зависит от молодых людей. Зависит сначала от людей, уже умудрённых опытом, и заканчивается на тех людях, которые сегодня готовятся формировать наше будущее.
И вот Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл особое значение уделяет именно молодым людям. Как мы с вами знаем, как мы видим, Святейший Патриарх поддерживает молодёжные проекты внутри Русской Православной Церкви, ведёт диалог со студенческой средой и преподавательской, которая формирует эту молодёжную среду.
Главный Святейший Патриарх привлекает молодых людей как на богослужения, так и на служение Церкви в целом, создавая новые горизонты у нашей Церкви, к которым мы все призваны тоже прийти, чтобы Церковь наполнялась не только людьми, которые на опыте познали скорбь и тесноту, о которых писал апостол Павел, но и наполнялись храмы теми молодыми лицами, которые ещё не столкнулись в полной мере с последствиями тех ошибок, которые допустили некоторые из нас в своей молодости.
В исторической перспективе побеждают не военачальники и солдаты, а побеждают педагоги и священники, которые лицом к лицу сталкиваются сначала с детишками, потом с молодыми людьми, а потом уже этих людей ведут во взрослую жизнь.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Евреям святого апостола Павла

Евр., 318 зач., VII, 26 - VIII, 2.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Церковная жизнь у многих ассоциируется с деятельностью духовенства. Что вполне объяснимо. Священство — так сказать, витрина церковной жизни. О значении служения духовенства и корнях этого служения рассуждает апостол Павел в отрывке из 7-й и 8-й глав послания к Евреям, что читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 7.
26 Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес,
27 Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого.
28 Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, на веки совершенного.
Глава 8.
1 Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах
2 и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек.
Богослужение в храме Соломона в Иерусалиме совершали ветхозаветные священники. Все они, без исключения, принадлежали к одному роду-колену, восходящему к сыну праотца Иакова, Левию. Такова была воля Господня. Иудейский первосвященник, высшая степень религиозного служения в древнем Израиле, тоже являлся потомком Левия, но обязан был также иметь родство с праотцем Аароном — братом пророка Моисея. Аарон — первый в истории ветхозаветный первосвященник. Вместе с Моисеем Аарон вывел еврейский народ из Египта. Во время путешествия по Синайской пустыне он совершал богослужение в Скинии — переносном храме.
Веками служение первосвященника было пожизненным. Однако ко времени Рождества Христова всё изменилось. Жестокий царь Ирод, боясь потерять власть, видел в собственных подданных врагов. В том числе он опасался того общественного авторитета, что имелся у первосвященника. Поэтому Ирод сделал так, чтобы в Израиле имелось сразу несколько первосвященников. Они сменяли друг друга либо по установленной череде, либо просто по желанию правителя. Впоследствии первосвященники стали назначаться также по указанию римских властей. В итоге во время земной жизни Иисуса Христа в Иерусалиме было несколько первосвященников.
Наиболее часто евангелисты упоминают двух из них — Анну и его зятя Каиафу. Оба они был саддукеями, то есть теми, кто сотрудничал с Римом и, среди прочего, не верил в бессмертие души. Анна являлся хитрым интриганом с мощнейшими связями. Он тайно управлял храмовой казной, распоряжался ритуальным имуществом. Действующим первосвященником был Каиафа. Но по факту он был марионеткой в руках своего тестя Анны. Однако именно Каиафа осуществил жест, ставший символом прекращения первосвященнического служения. Во время суда над Христом Каиафа в гневе разорвал на себе одежды. Тем самым он одновременно совершил богохульство и вынес пророчество — Иерусалимский храм будет разрушен, а ветхозаветное священство упразднено. Его заместило собой священство новозаветное, ведущее начало не от Аарона и Левия, а от Христа Спасителя — Божественного пастыря.
В первые века христианства Спасителя было принято изображать на иконах и фресках не в виде первосвященника или Небесного судьи. А в виде пастыря доброго, то есть заботливого пастуха, который охраняет стадо овец от различных опасностей и является тем, за кем не страшно следовать. В Евангелии от Иоанна Христос Сам называет Себя Пастырем, причём Пастырем добрым. И тут же поясняет, почему Его утверждение является верным. Пастырь добрый полагает душу свою за овец.
Слова Христа нашли подтверждение на практике. Спаситель пожертвовал Собой ради спасения человечества от власти греха и дьявола. Христос призвал быть добрыми пастырями и Своих учеников-апостолов. Все они впоследствии самоотверженно трудились на ниве христианской проповеди — основывали новые церкви, рассказывали о Евангелии разным народам. Причём, делали это бесстрашно — невзирая на многочисленные опасности. В итоге, почти все апостолы умерли мученической смертью. Пастырский пример Спасителя и Его учеников является основой для служения современных священников. Не столько в смысле переживания страданий, сколько в смысле самоотверженного служения Богу и Церкви. Православное понимание пастырского служения предполагает, что пастырь должен быть примером для мирян и в молитве, и в ежедневном исполнении заповедей Божиих. Не следует думать, что пастырь обладает какой-либо властью над прихожанами. Он не может и не имеет права замещать собой Христа. Пастырь — это проводник к Богу, спутник своих прихожан по пути духовной жизни — тот, кто помогает в трудных ситуациях, наставляет не только словами, но и поступками.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов