— Специально прихожу в Ивановский художественный музей, чтобы увидеть картину «Воробьи». Ишь, как художник ловко ухватил и характеры мальчишек, и настроение. Вы только посмотрите — чудо!
— Да, это излюбленная тема Иллариона Прянишникова — сцены повседневной народной жизни.
— Вот именно, повседневной и народной. И единственной! Смотрю — и слёзы наворачиваются — это ж детство моё.
— Сомневаюсь, что на картине может быть изображено ваше детство, ведь она была написана в 1883 году.
— Я же не в буквальном смысле. Да и немного изменилось в облике русских деревень с конца девятнадцатого до шестидесятых годов двадцатого века. В нашем селе и плетень из жердей такой же был, как на картине. И те же избы дощатые, северные. Где ж это художник рисовал, интересно?
— Картину «Воробьи» Илларион Прянишников написал в Лальске Кировской области.
— То-то чувствую — родные места. И мальчишки на картине, видно, что северяне — светловолосые.
— Моя бабушка таких белыми груздочками называла.
— Я своих друзей-приятелей в этих сорванцах узнаю. Вот этот, любопытный, что прямо на нас смотрит — вылитый Санька Жуков, задира и хулиган. Троица в центре — точно братья Головкины, выдумщики, начисто лишённые злобы. А крайний справа, в расписной рубашонке — это ж как будто я! С какой любовью художник их выписал! И название дал картине душевное и меткое. Правда, мальчики, словно воробьи, сидят на заборе.
— Илларион Михайлович чуткий был человек, и к ребячьим радостям и горестям имел особое сочувствие. У них с женой не было детей, они воспитывали девочку из бедной семьи, звали её Машей. Годы, проведенные у Прянишниковых, она вспоминала позднее как самые счастливые в своей жизни.
— Доверяли дети художнику, держались при нём свободно, потому и на картинах у него удачно получались.
— Прянишникову и жанровые сцены с участием взрослых удавались. Он мог отразить и азарт охотника в весеннем лесу, и трепетное волнение невесты перед свадьбой, и молитвенное сосредоточение воинов накануне ночной атаки во время обороны Севастополя.
— Сердцеведец, значит.
— Пожалуй, можно так сказать. Прянишников искренне сопереживал простому люду и умел вызвать у зрителей сочувствие к героям своих картин. Он ведь был одним из основателей товарищества передвижных художественных выставок.
— Передвижником, то есть?
— Да, участников этого братства и так называли. В него входили такие таланты, как Репин, Суриков, Маковский, Саврасов. Этих художников объединяло подлинно христианское сострадание к людям, жизнь которых тяжела и безрадостна. Живописцы рассказывали в своих полотнах о бедняках в надежде, что такое свидетельство повлечёт за собой перемены к лучшему.
— Они, наверное, верующими были?
— У каждого из передвижников были свои, подчас сложные отношения с Богом. Прянишников — да, был православным. Ещё в юности они вместе с Василием Перовым по нескольку месяцев жили в Троице-Сергиевой лавре. А в зрелые годы Илларион Михайлович расписывал московский храм Христа Спасителя, уничтоженный позднее большевиками.
— Эх, жаль, не увидеть нам святые образы, написанные Прянишниковым — свидетельство его веры!
— Вы знаете, на мой взгляд вера художника отразилась во всём его творчестве. Вот даже в картине «Воробьи». Живописец здесь показал крестьянских мальчишек без прикрас — босыми, лохматыми, но, как вы верно заметили, с большой любовью и участием. Илларион Прянишников смотрел на них так, как Христос заповедовал людям смотреть друг на друга.
«Картину Иллариона Прянишникова „Воробьи“ можно увидеть в Ивановском областном художественном музее».
Второе послание к Тимофею святого апостола Павла
2 Тим., 290 зач., I, 1-2, 8-18.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Нет сомнений в том, что труд учителя благороден. Но в то же время это служение часто сопряжено с тяжестью переживаний и неблагодарностью. В первую очередь, со стороны учеников. Об этом говорится, в частности, в отрывке из первой главы второго послания апостола Павла к Тимофею. Данный отрывок читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 1.
1 Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, по обетованию жизни во Христе Иисусе,
2 Тимофею, возлюбленному сыну: благодать, милость, мир от Бога Отца и Христа Иисуса, Господа нашего.
8 Итак, не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием Христовым силою Бога,
9 спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен,
10 открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие,
11 для которого я поставлен проповедником и Апостолом и учителем язычников.
12 По сей причине я и страдаю так; но не стыжусь. Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день.
13 Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе.
14 Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас.
15 Ты знаешь, что все Асийские оставили меня; в числе их Фигелл и Ермоген.
16 Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня и не стыдился уз моих,
17 но, быв в Риме, с великим тщанием искал меня и нашел.
18 Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день; а сколько он служил мне в Ефесе, ты лучше знаешь.
Отчаяние — не просто тягостное состояние, это страшный грех, способный привести человека к непоправимым последствиям. Об опасности отчаяния неоднократно говорится не только в Священном Писании, но и в произведениях художественной литературы. Достаточно вспомнить, например, Родиона Раскольникова, героя романа Фёдора Достоевского «Преступление и наказание». Доведённый бедностью и гордостью до состояния отчаяния, Раскольников совершает убийство старухи-процентщицы. Отчаяние довело Катерину из пьесы Александра Островского «Гроза» до самоубийства. Фактически убийцей под воздействием греха отчаяния стал Германн, персонаж «Пиковой дамы» Александра Пушкина.
Слово «отчаяние» — славянского происхождения. Оно состоит в языковой родне с глаголом «чаяти», то есть ожидать, надеяться. Таким образом, от-чаяние — это отказ от надежды, ожидания чего-то нового, светлого. В корне отчаяния лежит неверие в Бога, в то, что Господь способен помочь преодолеть различные жизненные трудности. Казалось бы, отчаяться должен был в своё время апостол Павел — автор прозвучавших строк из второго послания к Тимофею.
Тем более, что Второе послание к Тимофею было написано перед казнью Павла. Святой, предполагая, что скоро будет лишён жизни, написал проникновенное письмо своему сподвижнику, где размышляет и о пройденном жизненном пути, и об итогах апостольского служения.
Святой пишет Тимофею, что часть его учеников — христиан провинции Асии — оставила его. Павел не вдаётся в подробности, но есть ощущение, что речь идёт о предательстве. И в отношении самого апостола, и возможно в отношении веры. Но наряду с печальными моментами отмечает Павел и радостные, за которые благодарит Бога. В первую очередь, апостол пишет о преданности Тимофея. Упоминает он и Онисифора — члена Эфесской церкви — который прибыл в Рим и поддержал Павла в дни заключения. Так что апостол не поддавался унынию, признавая, что не только из чёрных полос состоит наша жизнь.
Прозвучавшие строки из второго послания к Тимофею побуждают и нас с вами не опускать рук. Да, действительно, в наше бытие регулярно вторгаются те или иные неприятные обстоятельства. А люди, которых мы считали надёжными, проверенными друзьями, демонстрируют совершенно иные качества. То есть не оправдывают наших надежд и доверия. Но одно дело люди, а другое Бог. И Господь, в отличие от человека, никогда не прогибается под действием обстоятельств, потому что Он их неизмеримо выше. И Господь никогда не предаёт и не оставляет нас. Только если мы сами не отворачиваемся от Него, с пренебрежением относясь к Его поддержке.
Апостол Павел неоднократно убеждался в том, насколько помощь Божия превосходит все обстоятельства этого мира, компенсируя, в том числе, и последствия предательства со стороны друзей и близких. И это обстоятельство утешает и вдохновляет. В том числе и на то, чтобы продолжать жить в соответствии с заповедями Божиими, делясь милостью и радостью с окружающими людьми. При этом понимая, что они возможно ответят на наш дар неблагодарностью. Ничего. Главное, что это служение с благодарностью примет Господь Иисус.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержать болеющих детей, участников акции «Следуй за созвездием мечты»
Три года назад в результате болезни и сложной операции 9-летняя Лиза Журавская потеряла возможность ходить. С тех пор, при поддержке родных, она стремится вернуть себе свободу передвижения. Каждый день ребёнок старательно занимается на специальных тренажёрах, которые смастерил дедушка. Благодаря этому Лиза начала вставать с инвалидного кресла. Она мечтает однажды вернуться в спорт: раньше девочка занималась верховой ездой, баскетболом и акробатикой. Ещё одна её цель — когда-нибудь отправиться в увлекательное путешествие. Всё это придаёт девочке сил и мотивирует продолжать сложные занятия.
Чтобы процесс восстановления был наиболее эффективным, в дополнение к домашним упражнениям Лизе важно проходить реабилитацию в медицинском центре. Один из дорогостоящих курсов занятий со специалистами семье девочки помог оплатить фонд «Настенька». При участии благотворителей за короткие сроки фонд собрал необходимую сумму на помощь Лизе. И она уже побывала на восстановительном лечении.
После двух недель реабилитации девочка сделала несколько самостоятельных шагов, опираясь на трости. Врачи поражаются силе духа Елизаветы, которая упорно движется к своей мечте!
Чтобы и у других тяжелобольных детей была такая возможность, фонд «Настенька» проводит акцию «Следуй за созвездием мечты!». На странице акции размещены истории подопечных. Каждый загадал что-то очень важное — кто-то в будущем хочет стать пожарным или кондитером, а кто-то завести собаку, вместе с ней играть и гулять. Приняв участие в акции, вы поможете болеющим детям стать ближе к мечте. Собранные средства пройдут на оплату лечения, операций, реабилитаций и не только. Узнать об этом больше можно на сайте фонда «Настенька».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Взаимоотношения Древней Руси с другими государствами». Максим Дробышев
У нас в студии был кандидат исторических наук, доцент Государственного академического университета гуманитарных наук Максим Дробышев.
Разговор шел о взаимоотношениях Древней Руси с восточными и западными государствами и какое влияние на Русь оказывали Европа и Византия.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер