— Специально прихожу в Ивановский художественный музей, чтобы увидеть картину «Воробьи». Ишь, как художник ловко ухватил и характеры мальчишек, и настроение. Вы только посмотрите — чудо!
— Да, это излюбленная тема Иллариона Прянишникова — сцены повседневной народной жизни.
— Вот именно, повседневной и народной. И единственной! Смотрю — и слёзы наворачиваются — это ж детство моё.
— Сомневаюсь, что на картине может быть изображено ваше детство, ведь она была написана в 1883 году.
— Я же не в буквальном смысле. Да и немного изменилось в облике русских деревень с конца девятнадцатого до шестидесятых годов двадцатого века. В нашем селе и плетень из жердей такой же был, как на картине. И те же избы дощатые, северные. Где ж это художник рисовал, интересно?
— Картину «Воробьи» Илларион Прянишников написал в Лальске Кировской области.
— То-то чувствую — родные места. И мальчишки на картине, видно, что северяне — светловолосые.
— Моя бабушка таких белыми груздочками называла.
— Я своих друзей-приятелей в этих сорванцах узнаю. Вот этот, любопытный, что прямо на нас смотрит — вылитый Санька Жуков, задира и хулиган. Троица в центре — точно братья Головкины, выдумщики, начисто лишённые злобы. А крайний справа, в расписной рубашонке — это ж как будто я! С какой любовью художник их выписал! И название дал картине душевное и меткое. Правда, мальчики, словно воробьи, сидят на заборе.
— Илларион Михайлович чуткий был человек, и к ребячьим радостям и горестям имел особое сочувствие. У них с женой не было детей, они воспитывали девочку из бедной семьи, звали её Машей. Годы, проведенные у Прянишниковых, она вспоминала позднее как самые счастливые в своей жизни.
— Доверяли дети художнику, держались при нём свободно, потому и на картинах у него удачно получались.
— Прянишникову и жанровые сцены с участием взрослых удавались. Он мог отразить и азарт охотника в весеннем лесу, и трепетное волнение невесты перед свадьбой, и молитвенное сосредоточение воинов накануне ночной атаки во время обороны Севастополя.
— Сердцеведец, значит.
— Пожалуй, можно так сказать. Прянишников искренне сопереживал простому люду и умел вызвать у зрителей сочувствие к героям своих картин. Он ведь был одним из основателей товарищества передвижных художественных выставок.
— Передвижником, то есть?
— Да, участников этого братства и так называли. В него входили такие таланты, как Репин, Суриков, Маковский, Саврасов. Этих художников объединяло подлинно христианское сострадание к людям, жизнь которых тяжела и безрадостна. Живописцы рассказывали в своих полотнах о бедняках в надежде, что такое свидетельство повлечёт за собой перемены к лучшему.
— Они, наверное, верующими были?
— У каждого из передвижников были свои, подчас сложные отношения с Богом. Прянишников — да, был православным. Ещё в юности они вместе с Василием Перовым по нескольку месяцев жили в Троице-Сергиевой лавре. А в зрелые годы Илларион Михайлович расписывал московский храм Христа Спасителя, уничтоженный позднее большевиками.
— Эх, жаль, не увидеть нам святые образы, написанные Прянишниковым — свидетельство его веры!
— Вы знаете, на мой взгляд вера художника отразилась во всём его творчестве. Вот даже в картине «Воробьи». Живописец здесь показал крестьянских мальчишек без прикрас — босыми, лохматыми, но, как вы верно заметили, с большой любовью и участием. Илларион Прянишников смотрел на них так, как Христос заповедовал людям смотреть друг на друга.
«Картину Иллариона Прянишникова „Воробьи“ можно увидеть в Ивановском областном художественном музее».
«Семья и рождение детей». Священник Николай Катан
У нас в гостях был клирик храма Введения во храм Пресвятой Богородицы в Вешняках священник Николай Катан.
Разговор шел о том, какое значение имеет создание семьи и рождение детей, как принимать этот чудесный дар ответственно и с надеждой на Бога и как отношение к семье и детям меняется в современном мире.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Семейный час
Всегда ли нужно отвечать на вопросы и как правильно это делать
«Ну когда же наступит выходной?», «Есть ли что-то более прекрасное, чем музыка?» — подобные вопросы, как мы знаем, считаются риторическими, то есть не требующими ответа. Конечно, иногда в ответ на фразу «как дела?» хочется отвести собеседника в сторону и подробно изложить историю своей жизни. Однако обычно мы всё же ограничиваемся коротким вежливым ответом.
Но есть вопросы, которые задавать не стоит. Например, выяснять слишком личные подробности. Или выведывать у кого-то сведения о другом человеке. Одно дело, когда это спрашивают, чтобы помочь. Например, одному из знакомых или коллеге. Ведь не всегда уместно задать вопрос прямо: вдруг человек обидится.
Но другое дело, когда преобладает праздный интерес: «А ты не знаешь, Маша вышла замуж?», «А ты не слышал, Петя поступил в институт?», «Ой, а как там у Василия Ивановича с квартирой, ипотеку выплатили?» Вот на такие вопросы не стоит отвечать, хотя у вас, возможно, и есть ответ. Деликатно предложите вопрошающему узнать всё из первых рук. Ведь если даже вы дадите правдивую информацию, собеседник может интерпретировать её по-своему и после передать другим совсем не то, что вы сказали.
Как же отвечать на подобные неудобные вопросы? Есть несколько вариантов. Первый: сказать прямо, что у вас правило — не обсуждать другого человека у него за спиной. Это честный, но довольно жёсткий ответ.
Второй вариант: скажите, что вы не знаете всей информации. И затем поинтересуйтесь у собеседника: «Почему тебе это интересно?» Возможно, ему просто хочется поговорить. А может быть, действительно желает помочь. Третий вариант: переведите разговор на другую тему.
Вопросы личного характера — это попытка перейти на чужую территорию, узнать сведения о чужой жизни. Поэтому спрашивать и отвечать стоит аккуратно, чтобы не перейти грань уместности. Уверена, что тёплый душевный разговор может содержать такие вопросы, которые будут комфортны для собеседника.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
«Воспитание девочек». Жанна Трифонова
В программе «Пайдейя» на Радио ВЕРА совместно с проектом «Клевер Лаборатория» мы говорим о том, как образование и саморазвитие может помочь человеку на пути к достижению идеала и раскрытию образа Божьего в себе.
У нас в студии была Вице-президент Международной и Российской Макаренковской Ассоциации по международным отношениям Жанна Трифонова.
Разговор шел об особенностях воспитания девочек, на что особенно важно обращать внимание и как помочь девочке сохранить женственность и чистоту в современном мире.
Ведущие: Константин Мацан, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Пайдейя