Илларион Прянишников. «Воробьи» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Илларион Прянишников. «Воробьи»

Поделиться Поделиться
Фото: Unsplash

— Специально прихожу в Ивановский художественный музей, чтобы увидеть картину «Воробьи». Ишь, как художник ловко ухватил и характеры мальчишек, и настроение. Вы только посмотрите — чудо!

— Да, это излюбленная тема Иллариона Прянишникова — сцены повседневной народной жизни.

— Вот именно, повседневной и народной. И единственной! Смотрю — и слёзы наворачиваются — это ж детство моё.

— Сомневаюсь, что на картине может быть изображено ваше детство, ведь она была написана в 1883 году.

— Я же не в буквальном смысле. Да и немного изменилось в облике русских деревень с конца девятнадцатого до шестидесятых годов двадцатого века. В нашем селе и плетень из жердей такой же был, как на картине. И те же избы дощатые, северные. Где ж это художник рисовал, интересно?

— Картину «Воробьи» Илларион Прянишников написал в Лальске Кировской области.

— То-то чувствую — родные места. И мальчишки на картине, видно, что северяне — светловолосые.

— Моя бабушка таких белыми груздочками называла.

— Я своих друзей-приятелей в этих сорванцах узнаю. Вот этот, любопытный, что прямо на нас смотрит — вылитый Санька Жуков, задира и хулиган. Троица в центре — точно братья Головкины, выдумщики, начисто лишённые злобы. А крайний справа, в расписной рубашонке — это ж как будто я! С какой любовью художник их выписал! И название дал картине душевное и меткое. Правда, мальчики, словно воробьи, сидят на заборе.

— Илларион Михайлович чуткий был человек, и к ребячьим радостям и горестям имел особое сочувствие. У них с женой не было детей, они воспитывали девочку из бедной семьи, звали её Машей. Годы, проведенные у Прянишниковых, она вспоминала позднее как самые счастливые в своей жизни.

— Доверяли дети художнику, держались при нём свободно, потому и на картинах у него удачно получались.

— Прянишникову и жанровые сцены с участием взрослых удавались. Он мог отразить и азарт охотника в весеннем лесу, и трепетное волнение невесты перед свадьбой, и молитвенное сосредоточение воинов накануне ночной атаки во время обороны Севастополя.

— Сердцеведец, значит.

— Пожалуй, можно так сказать. Прянишников искренне сопереживал простому люду и умел вызвать у зрителей сочувствие к героям своих картин. Он ведь был одним из основателей товарищества передвижных художественных выставок.

— Передвижником, то есть?

— Да, участников этого братства и так называли. В него входили такие таланты, как Репин, Суриков, Маковский, Саврасов. Этих художников объединяло подлинно христианское сострадание к людям, жизнь которых тяжела и безрадостна. Живописцы рассказывали в своих полотнах о бедняках в надежде, что такое свидетельство повлечёт за собой перемены к лучшему.

— Они, наверное, верующими были?

— У каждого из передвижников были свои, подчас сложные отношения с Богом. Прянишников — да, был православным. Ещё в юности они вместе с Василием Перовым по нескольку месяцев жили в Троице-Сергиевой лавре. А в зрелые годы Илларион Михайлович расписывал московский храм Христа Спасителя, уничтоженный позднее большевиками.

— Эх, жаль, не увидеть нам святые образы, написанные Прянишниковым — свидетельство его веры!

— Вы знаете, на мой взгляд вера художника отразилась во всём его творчестве. Вот даже в картине «Воробьи». Живописец здесь показал крестьянских мальчишек без прикрас — босыми, лохматыми, но, как вы верно заметили, с большой любовью и участием. Илларион Прянишников смотрел на них так, как Христос заповедовал людям смотреть друг на друга.

«Картину Иллариона Прянишникова „Воробьи“ можно увидеть в Ивановском областном художественном музее».

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем