— Специально прихожу в Ивановский художественный музей, чтобы увидеть картину «Воробьи». Ишь, как художник ловко ухватил и характеры мальчишек, и настроение. Вы только посмотрите — чудо!
— Да, это излюбленная тема Иллариона Прянишникова — сцены повседневной народной жизни.
— Вот именно, повседневной и народной. И единственной! Смотрю — и слёзы наворачиваются — это ж детство моё.
— Сомневаюсь, что на картине может быть изображено ваше детство, ведь она была написана в 1883 году.
— Я же не в буквальном смысле. Да и немного изменилось в облике русских деревень с конца девятнадцатого до шестидесятых годов двадцатого века. В нашем селе и плетень из жердей такой же был, как на картине. И те же избы дощатые, северные. Где ж это художник рисовал, интересно?
— Картину «Воробьи» Илларион Прянишников написал в Лальске Кировской области.
— То-то чувствую — родные места. И мальчишки на картине, видно, что северяне — светловолосые.
— Моя бабушка таких белыми груздочками называла.
— Я своих друзей-приятелей в этих сорванцах узнаю. Вот этот, любопытный, что прямо на нас смотрит — вылитый Санька Жуков, задира и хулиган. Троица в центре — точно братья Головкины, выдумщики, начисто лишённые злобы. А крайний справа, в расписной рубашонке — это ж как будто я! С какой любовью художник их выписал! И название дал картине душевное и меткое. Правда, мальчики, словно воробьи, сидят на заборе.
— Илларион Михайлович чуткий был человек, и к ребячьим радостям и горестям имел особое сочувствие. У них с женой не было детей, они воспитывали девочку из бедной семьи, звали её Машей. Годы, проведенные у Прянишниковых, она вспоминала позднее как самые счастливые в своей жизни.
— Доверяли дети художнику, держались при нём свободно, потому и на картинах у него удачно получались.
— Прянишникову и жанровые сцены с участием взрослых удавались. Он мог отразить и азарт охотника в весеннем лесу, и трепетное волнение невесты перед свадьбой, и молитвенное сосредоточение воинов накануне ночной атаки во время обороны Севастополя.
— Сердцеведец, значит.
— Пожалуй, можно так сказать. Прянишников искренне сопереживал простому люду и умел вызвать у зрителей сочувствие к героям своих картин. Он ведь был одним из основателей товарищества передвижных художественных выставок.
— Передвижником, то есть?
— Да, участников этого братства и так называли. В него входили такие таланты, как Репин, Суриков, Маковский, Саврасов. Этих художников объединяло подлинно христианское сострадание к людям, жизнь которых тяжела и безрадостна. Живописцы рассказывали в своих полотнах о бедняках в надежде, что такое свидетельство повлечёт за собой перемены к лучшему.
— Они, наверное, верующими были?
— У каждого из передвижников были свои, подчас сложные отношения с Богом. Прянишников — да, был православным. Ещё в юности они вместе с Василием Перовым по нескольку месяцев жили в Троице-Сергиевой лавре. А в зрелые годы Илларион Михайлович расписывал московский храм Христа Спасителя, уничтоженный позднее большевиками.
— Эх, жаль, не увидеть нам святые образы, написанные Прянишниковым — свидетельство его веры!
— Вы знаете, на мой взгляд вера художника отразилась во всём его творчестве. Вот даже в картине «Воробьи». Живописец здесь показал крестьянских мальчишек без прикрас — босыми, лохматыми, но, как вы верно заметили, с большой любовью и участием. Илларион Прянишников смотрел на них так, как Христос заповедовал людям смотреть друг на друга.
«Картину Иллариона Прянишникова „Воробьи“ можно увидеть в Ивановском областном художественном музее».
«Детям о вере». Прот. Григорий Крыжановский
У нас в гостях был клирик храма всех святых в земле Русской просиявших в Новокосино протоиерей Григорий Крыжановский.
Разговор шел о том, как говорить с детьми о вере и как музыка, литература, кино и даже мультфильмы могут помочь раскрыть и понять важные духовные истины.
Центр социальной реабилитации «Турмалин» даёт работу людям с инвалидностью
Фёдору — 32 года, и у него множественные нарушения развития. Мужчина с трудом ходит, быстро утомляется и не может долго удерживать внимание. При этом Федя — интересный собеседник. Мужчина много читает и с удовольствием рассказывает другим о том, что узнал.
На протяжении 7 лет Фёдор посещает московский центр социальной реабилитации «Турмалин», где помогают взрослым с ментальными нарушениями. Здесь люди с различными нарушениями при поддержке педагогов и волонтёров развивают навыки самостоятельной жизни, посещают занятия в творческих мастерских и не только. Федя, например, создаёт восковые свечи, которые потом реализуют на благотворительных ярмарках. Сейчас в мастерской кипит активная деятельность, Федя изготавливает красные свечи — к Пасхе. Работа с воском для него непростая, требует полной концентрации сил — и физических, и моральных, но зато он всегда видит результат своего труда, что очень важно.
Помимо свечей люди с особенностями развития создают в мастерских изделия из керамики, дерева, стекла и шерсти, варят мыло. Они проводят в центре «Турмалин» почти весь день. Для них организуют не только трудовые и творческие занятия, но и кормят вкусными обедами, устраивают праздники, чаепития. Здесь особенные люди чувствуют себя в безопасности, они востребованы, у них есть друзья и любимое дело.
Всю помощь в центре социальной реабилитации подопечные получают бесплатно. Поэтому проекту важна поддержка, в первую очередь, финансовая. Но помогать можно не только деньгами, но и делами. Например, стать волонтёром и сопровождать особенных людей во время занятий. Узнать больше можно на сайте центра: turmaline.ru
Поддержать сбор на обеды для особенных людей: https://turmaline.ru/sbor2024/
Информация для волонтёров: https://turmaline.ru/volunteer/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Колочская икона Божией Матери
Колочская икона Божией Матери относится к иконописному типу Одигитрия, что переводится с греческого как Путеводительница. На изображении Богородица левой рукой удерживает Младенца Христа, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения. Пречистая Дева с нежностью и любовью склонилась над Сыном. Зная из пророчеств о грядущих страданиях Иисуса, Она хочет разделить Его боль.
Колочский образ был явлен в начале пятнадцатого века в окрестностях деревеньки Колоцкое, в двадцати верстах от подмосковного города Можайска. Обстоятельства обретения святыни описаны в древней Степенной книге, литературном памятнике шестнадцатого столетия. Икону Богородицы нашёл на берегу речки Колочи крестьянин по имени Лука. Он принёс находку домой. И в тот же день по молитвам перед Явленным образом исцелился родственник крестьянина, много лет тяжело болевший.
Слава о святыне распространилась по всему Можайскому княжеству. В дом Луки потекли богомольцы. Верующие молились Божией Матери, и Она щедро изливала на них Свою милость. В благодарность люди оставляли у иконы пожертвования. На эти деньги Лука построил в родной деревне церковь в честь Успения Божией Матери. Чуть позже он основал при этом храме монастырь.
В 1545 году на Соборе, который созвал Московский митрополит Макарий, было установлено празднование Колочской иконы 22 июля. В Успенском монастыре появилась традиция совершать в этот день крестный ход со святыней к источнику, который забил на месте обретения чудотворного образа. Благочестивый обычай прервался лишь после революции 1917 года. Большевики закрыли обитель, засыпали родник, Колочская икона была утрачена.
В 1993 году Успенский монастырь возродился, на этот раз как женский. Насельницы получили драгоценный подарок — древний список Колочской иконы Божией Матери, прежде хранившийся в Ильинской церкви города Можайска. С этой реликвией ежегодно 22 июля совершается крестный ход к целебному источнику. Сёстры расчистили родник на том самом месте, где в пятнадцатом веке крестьянин Лука нашёл первообраз Колочской святыни.
Все выпуски программы Небесная Заступница