Многие из нас, и те, кто называют себя христианами, и те, кто пока не вхож в Церковь, но присматривается к ее жизни, уверены, что быть православным – это значит прежде всего воевать, быть в состоянии борьбы – с неверующими, с грешниками, со всем, что не вписывается в каноны церковные, практически чуть ли не со всем миром … Так ли это? Так, да не совсем. Конечно, и отстаивать свою веру в сложной современной жизни, и обличать грех – всё это нужно. Но не только это. И даже – не в первую очередь это. О том, что очень важно в жизни человека, считающего себя верующим, в его отношениях с Богом и ближними, напоминает нам случай из жизни одного из самых непримиримых ревнителей веры – пророка Илии.
Мало кому на Руси не знакомо имя Илии Пророка. Элийяху – это имя на иврите означает «Мой Бог» - жил в 9 веке до Рождества Христова. Пламенный Илия обличал грехи народа Израиля, в том числе и грехи главы народа – царя Ахава и его семьи. В те времена истинные ревнители благочестия были изгнаны из страны, и при дворе был учреждён штат жрецов Ваала. Грозным мстителем за попрание святыни явился пророк Илия, который совершил немало чудес, чтобы вразумить нечестивого царя-отступника и его жену.
По молитве пророка, землю Израиля поразила засуха, длившаяся три года. Когда народ изнемог от засухи, Илия предложил устроить состязание со жрецами Ваала, чтобы выяснить, чей бог истинный. Собрав народ на горе Кармил, пророк Илия предложил соорудить два жертвенника: один – от жрецов Ваала, другой – от пророка Илии для служения Истинному Богу. “На который из них спадет огонь с неба, тот будет указанием, чей Бог истинен, – сказал пророк Илия, – и все должны будут поклониться Ему, а не признающие Его будут преданы смерти”.
Жрецы Ваала плясали, молились и кололи себя ножами весь день, но ничего не случилось. К вечеру святой пророк Илия воздвиг свой жертвенник из 12 камней, по числу колен Израилевых, возложил жертву на дрова, приказал выкопать вокруг жертвенника ров и повелел поливать жертву и дрова водой. Когда ров наполнился водой, пламенный пророк обратился к Богу с горячей молитвой и прошением, чтобы Господь ниспослал с неба огонь для вразумления заблуждающихся и ожесточившихся израильских людей и обратил сердца их к Себе. Огонь пал с неба и возжег жертву пророка Илии.
Народ закричал: “Воистину Господь есть Бог Един и нет другого Бога, кроме Него!”. Тогда по повелению пророка Илии жрецы были убиты. По молитве пророка Илии Господь послал на землю обильный дождь, засуха кончилась.
Взятый живым на небо , пророк Илия и сегодня представляется нам грозным, глядя на небо во время грозы и слыша раскаты грома , русский человек говорит боязливо: «Это Илия-пророк в огненной колеснице катит по небу»… И вот именно в житии Илии-пророка есть удивительный эпизод. Он описан в Библии, в Третьей Книге Царств. Илия просил Бога, чтобы тот явился ему лично. Ответ ему был дан такой: «выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, и там Господь». По-славянски заключительные слова звучат еще ярче и загадочней: «Глас хлада тонка и тамо Господь».
Глас хлада тонка – так и видится, что Бог дунул тихим умиротворяющим ветерком на разгоряченный лоб своего служителя, чтоб немного охладить его рвение, его пыл, чтоб напомнить о том, о чем в Новом Завете Христос сказал во всеуслышание: Бог любит человека, не уничтожить во гневе Он хочет грешника – но спасти его Своей любовью и милосердием. И всякий раз, когда мы , считающие себя верующими, готовы пойти войной на неверующих, Бог напоминает нам, как некогда пророку Илии: они – твои ближние, которых заповедано любить. Войной наш мир и без того переполнен, и реальной, и виртуальной, войной, которую все ведут со всеми – у себя дома, в коллективе, на политических аренах и в сетях интернета. И среди грохота этой войны лишь тот сможет расслышать глас хлада тонка, голос Божий, кто вспомнит о прощении, милосердии и сострадании.
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. Об ожесточении сердец

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников».
Об ожесточении сердец — священник Родион Петриков.
Ожесточение — это не только исторический факт об Израиле. Это трагическая реальность и нашего современного мира.
В чём же его глубокая причина с точки зрения православия? Святые отцы однозначно говорят, что корень ожесточения человека — в его свободной воле, когда человек отворачивается от Бога. Это не Божья кара, а последствия упорства во грехе гордыни, нежелания смириться перед истиной.
Святитель Феофан Затворник писал так: «Сердце, долго сопротивляющееся благодати, может стать подобно окаменелому и нечувствительному». Ожесточение — это когда сама душа возводит стену между собою и Богом.
Лекарство же здесь одно — это покаяние. Бог никогда не оставляет человека, чьё сердце хотя бы чуть-чуть открыто. Он ждёт, как ждал обращения гонителя Савла, ставшего апостолом Павлом.
Поэтому, видя ожесточение в мире и, увы, порой и в собственной душе, будем каяться и молиться о даровании сердца, чуткого к Богу и милосердного к ближним, доверимся премудрому промыслу.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. О творчестве Павла Федотова

Сегодня 4 июля. В это день в 1815 году родился русский художник Павел Федотов.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Павла Андреевича Федотова называли Гоголем русской живописи. Этот талантливый художник-самоучка стал основоположником жанра, который не имел широкого хождения в России, а именно бытовой картины и сатирического рисунка.
Первым произведением, которое принесло ему широкую известность, стала картина «Свежий кавалер». А после были созданы картины, знакомые почти каждому, кто любит русское искусство:«Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!», «Игроки» — это подлинные шедевры русской живописи XIX века.
Не имея специального художественного образования, Павел Федотов удостоился звания академика живописи. К сожалению, жизнь художника была короткой. Он умер в 1852 году в возрасте всего 37 лет.
Несмотря на это, Павел Федотов оставил значительный след в истории отечественного искусства, став предтечей критического реализма в русской живописи и вдохновив творчество таких художников, как Василий Перов и Илья Репин.
Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».
Все выпуски программы Актуальная тема