
Фото: Piqsels
В середине шестого века в монастыре святой Екатерины на Синае была создана мозаика, которая стала прототипом всех изображений Преображения Господня. Она почти дословно иллюстрирует евангельское событие. В центре композиции - Христос в сияющих белых одеждах, по сторонам от него - пророки Моисей и Илия, перед ними распростёрлись ниц апостолы Пётр, Иаков и Иоанн. Фигуры изображены на золотом мозаичном фоне. Он символизирует благодатный Божественный свет, который пронизывает и преображает всё мироздание.
Второе ключевое событие Преображения - момент, когда гору Фавор осенило светлое облако, из которого раздался глас Бога-Отца: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте". Это прославление Спасителя передаётся на иконах и мозаиках живописными средствами. Всю фигуру Христа окружает многослойный голубой ореол, он имеет форму миндаля, по-латыни - мандорлы. Это - нетварный свет Божественной славы, видимый только духовными очами.
Со временем на иконах Преображения Господня появились другие символы. Они более подробно иллюстрировали евангельский текст и придавали изображениям новую смысловую глубину. Часть пространства иконы теперь занимали отвесные скалы. На горе Фавор, где по преданию произошло Преображение, скал нет, там пологие склоны. Но в иконографии они символизируют собою крепкую веру и духовное восхождение каждого христианина.
Позы апостолов, упавших ниц перед величием увиденного, приобрели большую выразительность. Кто-то из учеников прикрывает в страхе глаза, кто-то всем телом вжимается в землю. Это аллегория той слабости и неготовности человека к тому чтобы предстать перед Господом, чтобы лицезреть духовными очами нетварный Фаворский свет.
Собеседники Христа изображаются в соответствии с принятым каноном, они наделены своей индивидуальностью. Илия предстаёт перед нами как старец, а Моисей - как молодой мужчина. Иногда сюжет обрастает подробностями и внутри иконы Преображения появляются дополнительные рисунки-клейма. На них ангелы выводят Моисея из гроба, а Илия на облаке переносится с неба. Ведь Моисей умер, а Илия был взят живым в Царствие Небесное. Иконописец словно говорит нам, что для Господа нет мертвых, но все живы. Встреча Моисея и Илии в день Преображения - это прообраз будущей встречи живых и мертвых в день Второго Пришествия Христова.
Святые пророки со вниманием и благоговением склонились ко Христу. Мы знаем из Евангелий, что они беседуют со Спасителем о предстоящих Ему Крестных страданиях. Кроме того, на иконе изображается, что окружающие скалы поросли деревьями. Это также напоминает нам о Крестном Древе Спасителя, о Его грядущей искупительной жертве. Таким образом Преображение становится важным этапом на пути к голгофскому подвигу Христа.
Иногда рядом с иконой Преображения появляются ещё два сюжета: Христос с учениками, поднимающиеся на Фавор и спускающиеся с горы Преображения. Спаситель указывает Петру, Иакову и Иоанну на оставшуюся внизу долину. Господь направляет апостолов на служение миру.
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема











