«Я сегодняшняя - точно такая же, как та маленькая девочка с белёсыми льняными локонами», - уверяла на склоне лет всемирно известная сочинительница детективов Агата Кристи. Про писателя Грэма Грина говорили, что в свои восемьдесят он напоминал осанистого юношу, загримированного под старика. А Корней Чуковский писал: «Никогда я не думал, что так радостно быть стариком!» Такова ли старость, как большинство из нас привыкло о ней думать? А, может быть, и вовсе – НЕ думать: мол, это случится, но когда-то потом, ещё не скоро… Игуменья Феофила (Лепешинская) – настоятельница Богородице-Рождественского монастыря в Калужской области и талантливая писательница, посвятила теме человеческого старения целую книгу под названием «Рифмуется с радостью».
Нет, о старости мы конечно думаем… Но как-то всё больше в материальном контексте – «скопить на старость», «обеспечить спокойную старость». А вот поразмышлять, перефразируя известного поэта, над тем, что если старость существует, - значит, это кому-нибудь нужно, – получается увы, нечасто. Автор книги взяла на себя смелость предпринять за многих из нас такую попытку, и утверждает: старость нужна… нам самим!
Игумения Феофила (Лепешинская) предлагает читателю посмотреть на старость не только как на увядание, но и как на один из самых глубоких периодов жизни, который, действительно «Рифмуется с радостью» - время покоя и созерцания, когда можно пристальнее вглядеться в мир вокруг, а главное, вглубь самого себя. Старость – это шанс. Шанс переосмыслить жизнь и провести «работу над ошибками». Ведь душа не стареет, и если Господь даёт нам возможность дожить до этих лет, значит, Он ждёт от нас того, о чём в суетливом беге молодости мы часто забываем: веры, молитвы, покаяния, - уверена писательница.
Изменить привычный взгляд на старость позволяют и многочисленные примеры из мировой культуры. Автор отсылает читателя то к стихам Шекспира, то к сюжетам мирового кинематографа, то к научным исследованиям. Обилие цитат и выдержек просто поражает, и, конечно, красноречиво свидетельствует об интеллектуальном багаже писательницы. При этом пишет она просто и доверительно, не поучая и не проповедуя, а побуждая читателя вести умственную работу, анализировать факты, и вникать в суть вещей.
В одном, по крайней мере, после прочтения книги игуменьи Феофилы (Лепешинской), сомнений не возникает: старости не стоит бояться. К ней просто надо спокойно готовиться, помня о том, что она «Рифмуется с радостью».
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема