«Я сегодняшняя - точно такая же, как та маленькая девочка с белёсыми льняными локонами», - уверяла на склоне лет всемирно известная сочинительница детективов Агата Кристи. Про писателя Грэма Грина говорили, что в свои восемьдесят он напоминал осанистого юношу, загримированного под старика. А Корней Чуковский писал: «Никогда я не думал, что так радостно быть стариком!» Такова ли старость, как большинство из нас привыкло о ней думать? А, может быть, и вовсе – НЕ думать: мол, это случится, но когда-то потом, ещё не скоро… Игуменья Феофила (Лепешинская) – настоятельница Богородице-Рождественского монастыря в Калужской области и талантливая писательница, посвятила теме человеческого старения целую книгу под названием «Рифмуется с радостью».
Нет, о старости мы конечно думаем… Но как-то всё больше в материальном контексте – «скопить на старость», «обеспечить спокойную старость». А вот поразмышлять, перефразируя известного поэта, над тем, что если старость существует, - значит, это кому-нибудь нужно, – получается увы, нечасто. Автор книги взяла на себя смелость предпринять за многих из нас такую попытку, и утверждает: старость нужна… нам самим!
Игумения Феофила (Лепешинская) предлагает читателю посмотреть на старость не только как на увядание, но и как на один из самых глубоких периодов жизни, который, действительно «Рифмуется с радостью» - время покоя и созерцания, когда можно пристальнее вглядеться в мир вокруг, а главное, вглубь самого себя. Старость – это шанс. Шанс переосмыслить жизнь и провести «работу над ошибками». Ведь душа не стареет, и если Господь даёт нам возможность дожить до этих лет, значит, Он ждёт от нас того, о чём в суетливом беге молодости мы часто забываем: веры, молитвы, покаяния, - уверена писательница.
Изменить привычный взгляд на старость позволяют и многочисленные примеры из мировой культуры. Автор отсылает читателя то к стихам Шекспира, то к сюжетам мирового кинематографа, то к научным исследованиям. Обилие цитат и выдержек просто поражает, и, конечно, красноречиво свидетельствует об интеллектуальном багаже писательницы. При этом пишет она просто и доверительно, не поучая и не проповедуя, а побуждая читателя вести умственную работу, анализировать факты, и вникать в суть вещей.
В одном, по крайней мере, после прочтения книги игуменьи Феофилы (Лепешинской), сомнений не возникает: старости не стоит бояться. К ней просто надо спокойно готовиться, помня о том, что она «Рифмуется с радостью».
9 сентября. Об Общемосковском Крестном ходе

7 сентября, в день Собора Московских Святых, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную Литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
По окончании Литургии предстоятель Русской Православной Церкви обратился к пастве с первосвятительским словом, посвященным началу Общемосковского Крестного хода.
С XVI века русские цари и московские митрополиты ходили Крестным ходом от Кремля до Новодевичьего монастыря в честь принесения иконы Божией Матери Смоленской Одигитрии, защитницы западных рубежей нашего Отечества. Богоборцы, поработившие на какое-то время нашу страну, прекратили, прервали эту замечательную духовную традицию.
И сегодня в обновлённой России, имея полную свободу совершать богослужения, исповедовать свою веру, мы восстанавливаем этот древний обычай. А почему? Да потому что Крестные ходы свидетельствовали о глубокой вере наших людей, в том числе, конечно, и москвичей, которые возглавили в то время историческое объединение Руси и её борьбу за самостоятельность и независимость.
Всё бы это было невозможно без помощи Божией, которая непременно приходит к тем, кто в молитве пребывает, совершая её за самого себя, за своих родных, близких и, конечно, за Отечество своё.
В наши непростые времена, когда брошен какой-то вызов исторической Руси, многие из нас это хорошо чувствуют, даже знакомясь просто с публикациями в средствах массовой информации, смотря новостные передачи. Действительно, такое впечатление, что кто-то снова пытается разделить Церковь, восставить её народы, российские друг против друга. Ну вот, так уж было неоднократно в прошлом в истории нашего Отечества.
Ну а чем же мы всегда отвечали? Отвечали не только решительными действиями, не только мобилизацией всех сил, не только мужеством в отражении нашествия иноплеменников, но и горячей молитвой к Богу.
Я очень радуюсь сегодня, мои дорогие, что вижу всех вас, ваши лица, по которым уже можно прочитать, что вы душой сопричастны с этим знаменательным историческим событием. Крестный ход — ведь это не только движение, не только прохождение по улицам города. Это выражение нашей готовности совершать прежде всего духовный подвиг, движение, но не по улицам только, а к Богу, к исполнению Его заповедей в нашей жизни. Без искреннего намерения измениться, без нравственного преображения, ведь нет подлинного движения к Богу.
Вот есть ещё нечто очень важное, что хотел бы сегодня сказать. В молитвенных шествиях такого рода издревле участвовали семьями. Семья — это ведь малая церковь. Если она ослабевает, то и жизнь народная ослабевает, то оскудевает и большая церковь.
Нынешний Крестный ход — это, кроме того, ещё и свидетельство того, что Москва — реально православная столица нашего Отечества.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 сентября. О том, почему Господь проповедовал в притчах

В 4-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все».
О том, почему Господь проповедовал в притчах — священник Николай Дубинин.
В Евангелии не раз упоминается о том, что Господь говорит притчами. Что такое притча? Это иносказание, это рассказ, который содержит в себе аналогии из жизни, примеры из жизни, для того чтобы человек по аналогии мог лучше понимать суть произносимого.
И, учитывая, что сами ученики были плоть от плоти того народа, к которому пришёл Христос (это были галилейские рыбаки), то и ученикам Господь наедине разъяснял всё, что Он говорил народу в притчах.
Это форма заботы, когда Господь, ну, буквально три года взращивал своих будущих апостолов, чтобы они пошли в мир и имели вот этот навык проповедования, в том числе в образах и притчах, для простого народа.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 сентября. О свидетелях о Христе

В 13-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «При устах двух или трёх свидетелей будет твёрдо всякое слово».
О свидетелях о Христе — игумен Назарий (Рыпин).
Апостол Павел говорит нам о реалиях ветхозаветного ещё закона или, скажем, реалиях делопроизводства судебного, которое производилось в Ветхом Завете. То есть если кто-то на кого-то свидетельствовал, обвиняя кого-то в чём-либо, то должно было быть два или три свидетеля, чтобы подтвердить его слова как истину.
А в силу того, что он в третий раз пришёл к коринфянам, обличая их в неких прегрешениях, то об этом он и говорит, что вот, даже в законе говорится, что при двух или трёх свидетелях будет твердо всякое слово; если по-русски, то тем самым его обличение, они тоже имеют особую силу в данном случае, потому что он приходит уже в третий раз свидетельствовать им.
Но для нас важно, чтобы мы не были ложными свидетелями, потому что зачастую это свидетельство, которое даётся нам от Бога, тоже подтверждено очень многими свидетелями. Это и святые: лик апостольский и сонм святых, поэтому важно укореняться в принятии Слова Божия, потому что оно для нас засвидетельствовано именно очень многими свидетельствами, чудесами, знамениями и имеет огромный авторитет в нашей с вами христианской духовной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема