
Фото: LUM3N / Unsplash
18 апреля 1974 года на Белорусском вокзале Москвы пожилая пара садилась в вагон уходящего в Париж экспресса. Игорь и Нина Кривошеины накануне раздали библиотеку, переправили во Францию семейный архив и реликвии и уже во второй раз, на этот раз окончательно, покинули любимую родину. Позади было пятьдесят лет скитаний, борьбы и всё преодолевающей супружеской любви.
Эмигранты первой волны Игорь Кривошеин и Нина Мещерская познакомились, полюбили друг друга и обвенчались в Париже в 1924 году. Первое время Нина Алексеевна переживала, что совсем не приспособлена к семейной жизни и ничего не понимает в домашнем хозяйстве. Ей предложили стать совладелицей маленького русского кафе, где она готовила, стояла за стойкой бара и выполняла много черновой работы. Это помогло Нине Алексеевне стать хорошей хозяйкой.
Игорь Александрович помогал супруге в кафе, а большую часть времени работал в должности инженера на заводе «Братья Лемерсье». К началу 1930-х годов жизнь Кривошеиных наладилась, они много путешествовали по Европе. В 1934 году у них родился сын Никита. Кривошеины были набожны и первое воспоминание Никиты связано именно с Церковью. «Мне четыре года, — рассказывает он, — Собор Александра Невского, в Париже. Каждое воскресенье папа, мама и я стояли за обедней, занимая место рядом с замечательным хором знаменитого регента Николая Афонского».
Размеренную жизнь русских эмигрантов сломала Вторая мировая война, которая пришла во Францию в мае 1940 года. Кривошеины сразу же после её начала заняли антифашистскую позицию. Игорь Кривошеин вступил в движение Сопротивления. Вместе с монахиней Марией Скобцовой он организовал Комитет помощи заключённым нацистского лагеря Компьень. Нина Алексеевна полностью поддерживала мужа. «Насколько это было возможно, я во всём помогала, — говорила она, — принимала деньги для Комитета, хранила их, передавала Игорю Александровичу пароли, которые кто-нибудь из его товарищей, зайдя ко мне днём на минутку, специально произносил при мне».
Деятельность Игорь Александровича стала известна гестапо. Кривошеина арестовали и отправили в лагерь смерти Бухенвальд. В мае 1945 года лагерь освободили американские войска, Кривошеин вернулся в Париж. Он был болен плевритом и скрытой формой туберкулёза. Нина Алексеевна выхаживала его. «Следуя совету врача, — вспоминала она, — я почти без перерыва готовила и как главное лечение давала Игорю Александровичу поесть в любой час, иногда до десяти раз за сутки. По утрам я ложилась на час вздремнуть и снова начинала готовить». Усиленное питание помогло организму справиться с болезнью.
В июне 1946 года Верховный Совет СССР выпустил указ, восстанавливающий в гражданстве бывших жителей Российской империи, проживающих во Франции. Кривошеины отправились в Советское посольство, получили советский паспорт и вскоре смогли вернуться на родину. Увы, она встретила их не радушно. Игорь Александрович пять лет провёл в лагерях, а Никита Кривошеин отсидел три года в тюрьме. В начале 1970-х Кривошеины, сначала Никита с супругой Ксенией, а затем и его родители, после мучительных раздумий и уговоров сына, вновь уехали в Париж.
Нина Кривошеина описала свою биографию в книге «Четыре трети нашей жизни». В 1999 году на экраны вышел фильм, снятый по мотивам этих мемуаров. Олег Меньшиков и Сандрин Боннер сыграли супружескую пару, прототипом для которой выступили Кривошеины. По сюжету фильма советская действительность разрушает брак главных героев. А вот в реальности испытания только укрепили семейный союз Нины и Игоря Кривошеиных. «Милость Божия, — говорил Игорь Александрович, — позволила нам пройти через все испытания, а их было немало».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 122 зач., I, 1-9.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. У религиозной жизни много специфических черт, которые отличают её от жизни светской. Какова же важнейшая черта жизни христианской? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы первого послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
1 Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат,
2 церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас:
3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
4 Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе,
5 потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием,
6 ибо свидетельство Христово утвердилось в вас,
7 так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа,
8 Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа.
9 Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.
Как известно у всякого человека есть свой вкус, некоторая внутренняя расположенность, рационально объяснить которую можно с большим трудом. Объяснения, конечно, возможны, но всегда чувствуется, что дело глубже, чем любые слова. Как-то мне довелось попасть в одну молитвенную комнату и, надо сказать, я не сразу понял, представители какой религии в ней собираются. Я, конечно, несколько утрирую, потому что по множеству дополнительных признаков прекрасно понимал, что говорю с христианами, но какими-то своеобразными, потому что молитвенное пространство было организовано так, что собственно Христу места в нём практически не нашлось. Скажу проще: я долго и внимательно осматривал стены и не нашёл ни одной иконы Спасителя. Несколько позже, присмотревшись, обнаружил лежащую где-то на подоконнике икону Богородицы, у которой на руках был младенец Иисус. Передо мной были христиане, но был ли Христос центром их жизни, мне оставалось лишь догадываться.
Отрывок, который мы сегодня услышали, — это буквально первые строки первого же послания к Коринфянам. В нём на протяжении всего нескольких предложений имя Иисус Христос встречается девять раз. Кому-то это может показаться избыточным, кто-то обвинит апостола в ненужных повторах и несовершенной стилистике. Но мне кажется, что Павел прекрасно понимал, что делал. Сложной и раздираемой противоречиями общине, людям, которые делились на партии в зависимости от избранного пастыря и учителя, он указывал на главное: они христиане. Апостол отмечает, что, как сам он, так и люди, к которым он обращается, призваны и освящены в Иисусе Христе, имя Которого они призывают в молитвах. Даже говоря о Боге-Отце, апостол не просто называет Его Отцом, но подчёркивает, что Он Отец не только наш, но и Господа Иисуса Христа. Иными словами, он делает то, что на первый взгляд может показаться очень странным, напоминает христианам, что в центре их религиозной жизни должна быть личность Богочеловека Христа. Им стоит помнить, что благодать Божия дарована им не за их заслуги, не за набожность или молитвы... Она дана им во Христе, потому что только войдя в общение с Ним, они примирились с Отцом и стали способны к благодатной жизни. Город Коринф был богатым и известным культурным центром, и члены местной общины порой очень высоко себя ставили. Понимая это, апостол с самого начала напоминает им, что именно через Иисуса Христа они обогатились всем, всяким словом и всяким познанием. У них естественно были человеческие ресурсы, но спасение было для них возможно только в общении со Христом.
И вот со времени написания послания в Коринф прошло почти две тысячи лет, а многим из нас до сих пор приходится напоминать элементарную вещь — христианской нашу жизнь делает не специфический язык, не внешний вид, не набожность, не соблюдение нравственных принципов. Всё это, очевидно, есть в жизни всех верующих людей, к какой бы религиозной традиции они ни принадлежали. Христианской нашу жизнь в первую очередь делает вера в Иисуса Христа как в Сына Божьего.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем Марусе справиться с последствиями химиотерапии

Марусе Гадаскиной из Воронежской области скоро исполнится 2 года. Летние дни она проводит с семьёй в деревне, ест ароматные ягоды, играет с собакой и с интересом собирает полевые цветы. И если бы не помощь фонда «ДоброСвет» и отзывчивых людей, этих радостных моментов в жизни малышки могло и не быть.
У Маруси онкологическое заболевание — рак крови. Много времени она провела в больнице. «Мы всей семьей восхищаемся её рвением к жизни. Тем, как она переживала все трудности и боролась за каждый новый день», — делится мама. Маруся выдержала три блока химиотерапии. Однако после лечения возникли осложнения, затронувшие лёгкие.
При участии фонда «ДоброСвет» удалось приобрести лекарство, которое вовремя поддержало организм малышки. Сегодня она чувствует себя хорошо и может находится не в больничной палате, а дома, среди близких. У неё есть возможность развиваться и проживать своё детство весело. Но проблемы со здоровьем у Маруси всё ещё остаются. Каждый месяц ей необходимо приезжать к врачам на осмотр и ежедневно принимать дорогостоящее лекарство, которое помогает ей справляться с последствиями химиотерапии. Поэтому фонд продолжает поддерживать семью из Воронежской области и вновь ведёт сбор на несколько упаковок лекарства для двухгодовалой Маруси.
Если и вы хотите поддержать маленькую героиню, которая отважно противостоит всем невзгодам, переходите на сайт фонда «ДоброСвет» и сделайте любой благотворительный взнос. Пусть Маруся и дальше продолжает радоваться жизни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о сеятеле». Протоиерей Павел Великанов

У нас в студии был настоятель московского храма Покрова Богородицы на Городне в Южном Чертанове протоиерей Павел Великанов.
Мы говорили о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о сеятеле, о ее главных образах и о том, как сохранить и взрастить в себе посеянное слово Божие и принести достойный плод.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер