
Фото: LUM3N / Unsplash
18 апреля 1974 года на Белорусском вокзале Москвы пожилая пара садилась в вагон уходящего в Париж экспресса. Игорь и Нина Кривошеины накануне раздали библиотеку, переправили во Францию семейный архив и реликвии и уже во второй раз, на этот раз окончательно, покинули любимую родину. Позади было пятьдесят лет скитаний, борьбы и всё преодолевающей супружеской любви.
Эмигранты первой волны Игорь Кривошеин и Нина Мещерская познакомились, полюбили друг друга и обвенчались в Париже в 1924 году. Первое время Нина Алексеевна переживала, что совсем не приспособлена к семейной жизни и ничего не понимает в домашнем хозяйстве. Ей предложили стать совладелицей маленького русского кафе, где она готовила, стояла за стойкой бара и выполняла много черновой работы. Это помогло Нине Алексеевне стать хорошей хозяйкой.
Игорь Александрович помогал супруге в кафе, а большую часть времени работал в должности инженера на заводе «Братья Лемерсье». К началу 1930-х годов жизнь Кривошеиных наладилась, они много путешествовали по Европе. В 1934 году у них родился сын Никита. Кривошеины были набожны и первое воспоминание Никиты связано именно с Церковью. «Мне четыре года, — рассказывает он, — Собор Александра Невского, в Париже. Каждое воскресенье папа, мама и я стояли за обедней, занимая место рядом с замечательным хором знаменитого регента Николая Афонского».
Размеренную жизнь русских эмигрантов сломала Вторая мировая война, которая пришла во Францию в мае 1940 года. Кривошеины сразу же после её начала заняли антифашистскую позицию. Игорь Кривошеин вступил в движение Сопротивления. Вместе с монахиней Марией Скобцовой он организовал Комитет помощи заключённым нацистского лагеря Компьень. Нина Алексеевна полностью поддерживала мужа. «Насколько это было возможно, я во всём помогала, — говорила она, — принимала деньги для Комитета, хранила их, передавала Игорю Александровичу пароли, которые кто-нибудь из его товарищей, зайдя ко мне днём на минутку, специально произносил при мне».
Деятельность Игорь Александровича стала известна гестапо. Кривошеина арестовали и отправили в лагерь смерти Бухенвальд. В мае 1945 года лагерь освободили американские войска, Кривошеин вернулся в Париж. Он был болен плевритом и скрытой формой туберкулёза. Нина Алексеевна выхаживала его. «Следуя совету врача, — вспоминала она, — я почти без перерыва готовила и как главное лечение давала Игорю Александровичу поесть в любой час, иногда до десяти раз за сутки. По утрам я ложилась на час вздремнуть и снова начинала готовить». Усиленное питание помогло организму справиться с болезнью.
В июне 1946 года Верховный Совет СССР выпустил указ, восстанавливающий в гражданстве бывших жителей Российской империи, проживающих во Франции. Кривошеины отправились в Советское посольство, получили советский паспорт и вскоре смогли вернуться на родину. Увы, она встретила их не радушно. Игорь Александрович пять лет провёл в лагерях, а Никита Кривошеин отсидел три года в тюрьме. В начале 1970-х Кривошеины, сначала Никита с супругой Ксенией, а затем и его родители, после мучительных раздумий и уговоров сына, вновь уехали в Париж.
Нина Кривошеина описала свою биографию в книге «Четыре трети нашей жизни». В 1999 году на экраны вышел фильм, снятый по мотивам этих мемуаров. Олег Меньшиков и Сандрин Боннер сыграли супружескую пару, прототипом для которой выступили Кривошеины. По сюжету фильма советская действительность разрушает брак главных героев. А вот в реальности испытания только укрепили семейный союз Нины и Игоря Кривошеиных. «Милость Божия, — говорил Игорь Александрович, — позволила нам пройти через все испытания, а их было немало».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Храм иконы Божьей Матери «Знамение» (Крым, Судакский район, село Грушевка)
Путешествуя по Крыму, порой открываешь для себя уникальные места, о которых мало кто знает. Вот, например, едешь себе по трассе «Феодосия-Симферополь» и вдруг — указатель. Скромный, маленький, можно не обратить внимания и проскочить. Но если заметил — мимо уже точно не проедешь. Надпись на нём гласит: «Храм Знамения, 1-й век — 1 километр». Подумать только: где-то здесь, совсем рядом, находится христианская церковь апостольских времён!
Дорога приведёт в село Грушевка — это Судакский район. Придётся немного попетлять между домами по холмистой, неровной местности — такова уж особенность неповторимого крымского ландшафта. И вот, почти на окраине, у кромки леса, перед нами встанет довольно неприметный приземистый домик из неотёсанного природного камня. Крест на плоской крыше заметен не сразу. На стене табличка с надписью: «Древний храм. Первый век».
Признак того, что храм относится к апостольским временам — это особое устройство его алтаря. Небольшое помещение перекрыто сферическим куполом, который держится на закладных камнях. Так действительно было принято при апостолах. Строго говоря, первым веком от Рождества Христова следует датировать именно алтарь. Предположительно, он был устроен в небольшой пещере. Позже, примерно в 4 столетии, над пещерой был возведён храм. Многое повидал он за полтора тысячелетия. Пережил нашествие кочевников-гуннов, османское владычество, а в конце 18 века был освящён в честь иконы Божией Матери «Знамение». Какому святому, иконе или празднику изначально, в древности, была посвящена церковь — увы, неизвестно. Храм разрушался и восстанавливался. Но древняя, пещерная его часть, дошла до нас в первозданном виде. Интересно, что даже в советское время Знаменский храм оставался действующим вплоть до 1958 года и закрылся по причине аварийного состояния здания. Когда в 1990-е храм вновь передали верующим, его пришлось буквально откапывать — настолько сильно он ушёл в землю. И сегодня, как два тысячелетия назад, здесь возносятся молитвы Богу, а камни помнят первых последователей Христа.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Храм Блаженной Матроны Московской (Комсомольск-на Амуре, Хабаровский край)
Комсомольск-на-Амуре расположен в четырёхстах километрах к северу от Хабаровска. Город был основан в 1860 году как село Пермское в рамках правительственной программы по укреплению дальневосточных рубежей России. Дома русские поселенцы поставили на берегу Амура — там, где сейчас возвышается над рекой деревянная церковь Блаженной Матроны Московской.
Это уже третий храм здесь, в районе современной Набережной. Первый, построенный в девятнадцатом веке, был посвящён Илье Пророку. Ту церковь закрыли после революции 1917-го. В здании разместили сначала клуб, потом — столовую. Колокольня долгое время служила пожарной каланчой. В шестидесятых годах двадцатого века Ильинскую церковь полностью разрушили. Село Пермское к этому времени уже считалось городом и носило имя Комсомольск-на-Амуре. Власти объявили его атеистическим.
Однако, в 1996 году горожане решили вновь поставить над Амуром церковь. В начале 1999 года деревянный храм освятили в честь Казанской иконы Божией Матери, но вскоре произошла беда — 7 марта здание загорелось из-за неисправности электропроводки. После пожара от церкви остался лишь каменный фундамент.
На этом история не закончилась. Жители Комсомольска-на-Амуре не оставляли надежду восстановить храм на набережной. Через 20 лет на собранные горожанами средства был изготовлен сруб из дальневосточной лиственницы — дерева, которому не страшны морозы. Церковь собрали на прежнем фундаменте по старинным технологиям, без единого гвоздя и освятили во имя блаженной старицы Матроны Московской. 4 сентября 2021 года под сводами храма состоялась первая литургия. С тех пор богослужения здесь не прекращаются.
А в 2024 году в Комсомольск-на-Амуре доставили из Москвы частицу святых мощей блаженной Матроны Московской. Помолиться у святыни в храм на Набережной пришли сотни горожан. Это событие стало важной страницей в летописи деревянной церкви, посвящённой блаженной старице.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Храм Благовещения Пресвятой Богородицы (посёлок Желнино, Нижегородская область)
Поселок Желнино — заповедный уголок в пятидесяти километрах от Нижнего Новгорода. С одной стороны его омывает величавая Ока, с другой — тихая, поросшая кувшинками речка Осовец. В окрестностях много озёр с чистой ключевой водой. Дубовая роща, обступающая стройные ряды домов, полна птиц. Здесь можно встретить даже редкого краснокнижного дятла — желну. Собственно, благодаря этому черному красавцу в красной шапочке Желнино и получило своё название.
Главная достопримечательность здешних мест — старинный храм Благовещения Пресвятой Богородицы. Из любой точки посёлка видны островерхие башенки шатровых куполов и колокольня из красного кирпича. Церковь построили в 1878 году, а прежде Желнино считалось деревней. Местные жители были прихожанами Успенского храма Дудина монастыря. Это совсем рядом, пара километров, но — на другой стороне Оки! Зимой, когда река замерзала, дорога до храма по льду занимала не больше часа. Летом и осенью прихожане добирались на службу на лодках. А вот весной, в половодье, пускаться в плаванье было опасно. Иной год даже на Пасху православные оставались без литургии.
Исправить положение вызвался уроженец здешних мест, купец Степан Солин. Он истратил на богоугодное дело большую часть своего состояния и построил в Желнино просторный храм на три придела. 29 июля 1879 года центральный престол освятили в честь праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. В этот день Нижегородский епископ Макарий преподнёс Степану Петровичу образ преподобного Сергия Радонежского с дарственной надписью на обороте. Икона многие годы хранилась в церкви Благовещения, но была утрачена, когда храм закрыли безбожники после революции 1917-го.
Великолепное здание из красного кирпича многие годы использовалось под овощехранилище. Когда в конце восьмидесятых годов двадцатого века церковь вернули православным, над её восстановлением пришлось немало потрудиться. Местные жители очистили замусоренное помещение. Художники-реставраторы из Ленинграда заново расписали стены. Вернулась под церковные своды и икона Сергия Радонежского, принадлежавшая Степану Солину. Как оказалась, её сохранила одна из прихожанок.
В 1988 году в храме Благовещения Богородицы вновь зазвучала молитва. С тех пор богослужения в Желнино не прекращаются.
Все выпуски программы ПроСтранствия







