В начале нынешнего века, из печати вышла первая книга писательницы и сценаристки Марии Гитаны Баталовой под названием «Быль и небыль». Когда это издание попало мне в руки, я уже знал об авторе, а, перечитывая книгу сегодня, вспомнил и один свой день из давнего журналистского прошлого.
…Я приехал в старую московскую квартиру – визировать интервью, которое брал у отца Маши – великого актёра Баталова, любимого миллионами зрителей. Когда мы прощались, Алексей Владимирович неожиданно приоткрыл дверь в одну из комнат и, повернувшись ко мне, сказал: «Маша занимается уроками. Ну, а ты помаши ей».
И я, застеснявшись, помахал рукой в глубь комнаты, где занималась Маша.
Догадывалась ли она тогда о своем приближающемся литературном пути, думаю я сегодня, о будущем киносценарии, о рассказах и детских сказках – вроде «Тропинки домой», – про девочку Алёнку и её приключениях в канун Рождества?
«…Придерживая за пазухой зверьков, Алёна смотрела вверх. Там, на макушках елок зажигались синие, зеленые, золотые звезды… Из-за бурелома вышел в потрепанных лаптях, с дубинкой за кушаком, Леший. Он оброс сухой травой. Леший заулыбался, заметив восторг в девичьих глазах.
– А вы совсем не страшный, – ласково сказала Алёна и протянула ему руку.
– Просто, Алёнушка, у тебя сердце не искорежено злобой. Вот тебе и не видно моего уродства, – и взял ее под руку. И тут девушка спросила, можно ли одним глазком посмотреть на лесной праздник. Владыка леса отозвался: – Не мной положен запрет. Твари возносят Создателю свои гимны, а люди – свои. И мы видим то, что в эту ночь совершается на небе, а люди тоже участвуют в празднестве, только в Его доме – церкви, – и повёл Алёну по волнистым сугробам…»
Отрывок из сказки «Тропинка домой» нам читала Елена Топникова. Как трогательно тут совмещение фольклорной и христианской линий, не правда ли?
А ещё я вспомнил, что именно «Быль и небыль» Марии Баталовой оказалась для меня самой первой художественной книжкой, написанной моим верующим ровесником – а я старше Маши всего на два года.
Эта книжка пропитана христианством, она дышит им тихо и нежно.
Когда мы узнаём о судьбах, подобных судьбе писательницы Марии Баталовой (а она – инвалид детства и почти обездвижена) – мы вспоминаем такие слова и понятия, как «подвиг» или «поступок». Других слов тут и нет.
А ведь и мы призваны к своему ежедневному подвигу (от слова «подвигать»)…
Но всегда ли это нам удается, – как удается многим героям прозы Марии Баталовой, например, маленькому мальчику Косте – из рассказа «Рождественский ужин»?
Вот он первым встречает своего отца, вернувшегося домой из тогдашней «горячей точки» - из Чечни.
«…Отец опустился на корточки, детские руки обвили его шею, и сын потонул в огромных, жестких складках пропахшей бензином и гарью робы.
– А мама в церкви, она уже скоро придет.
Это были первые слова их встречи.
– Она где? – отстраняя сына, растерянно проговорил капитан.
– Сегодня ночью праздник.
– Где? – тупо повторял отец.
– Везде.., ну Рождество везде! Идём, – и Костя потащил отца в дом.
Капитан освободил три пальца, которые с трудом помещались в руке сына, и стал раздеваться.
– Что это вы тут с мамкой надумали? – начал было он, стаскивая робу.
– Я принесу тебе белую рубашку!.. – прокричал Костя и исчез».
...В конце книги издатели поместили послание автору – от игумена Иосифа (Шапошникова). Приведу несколько слов из этого письма, вслушаемся в них.
«…Ваши произведения исполнены духовной чистоты, чего сейчас очень не хватает в нашей жизни». Конец цитаты.
Деяния святых апостолов

Деян., 19 зач., VIII, 18-25.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Церковь наша — святая, соборная и апостольская. Эти слова мы произносим всякий раз, когда исповедуем свою веру. В эти дни церковного года в православных храмах во время литургии читается книга Деяний святых апостолов, в которой содержатся свидетельства о жизни Христовых учеников и о том, с какими вызовами они сталкивались, какие решение принимали. Решения апостолов стали основой жизни Церкви на все последующие века, именно об этом мы упоминаем в Символе веры. Сегодня в храмах звучит отрывок из 8-й главы книги Деяний, этот отрывок также стал основной одного важного принципа церковной жизни — принципа безвозмездности раздаяния даров Святого Духа.
Глава 8.
18 Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги,
19 говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго.
20 Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги.
21 Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом.
22 Итак покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, отпустится тебе помысел сердца твоего;
23 ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды.
24 Симон же сказал в ответ: помолитесь вы за меня Господу, дабы не постигло меня ничто из сказанного вами.
25 Они же, засвидетельствовав и проповедав слово Господне, обратно пошли в Иерусалим и во многих селениях Самарийских проповедали Евангелие.
Симон, если судить по только что нами услышанному отрывку книги Деяний, был весьма своеобразным человеком, но его нельзя назвать совсем уж негодяем. Да, он хотел купить себе дары Святого Духа, однако услышав апостольское обличение он не стал ему противиться, не стал оправдываться, он поступил иначе — попросил молитв о себе. Если первое его действие — попытку подкупа апостолов — нельзя назвать христианским, то второе — смиренную просьбу молитв — можно.
Впрочем, первый поступок Симона был настолько возмутительным и дурным, что имя этого человека образовало название весьма специфического греха — симонии. Этот грех подразумевает покупку и продажу степеней священства, и он, согласно церковным канонам, карается самым строгим образом. Каноны же ориентируются на реакцию апостолов, засвидетельствованную книгой Деяний: апостолы прямо сказали, что сама мысль Симона о приобретении даров Святого Духа будет ему в погибель, если, конечно, Бог не смилуется над ним.
Симон был до своего крещения языческим волхвом. У волхвов не было тех нравственных принципов, которые мы знаем из Библии, вообще о нравственном облике волхвов говорить довольно непросто, с достоверностью можно сказать лишь о гигантской бездне между библейскими нравственными установками и моральными принципами язычников. Очевидно, что Симон, став христианином, не в полной мере сумел освободиться от привычных ему представлений о допустимом и недопустимом. Впрочем, это не самое страшное, страшнее другое: он попытался в христианскую среду привнести то, что ей совершенно несвойственно, — он попытался сделать христианскую жизнь источником обогащения. Симон не сумел понять, что спасение души не может приносить никаких земных «бонусов». Нельзя монетизировать спасение. Подобные попытки неизбежно обречены на провал, и задумавший пройти по этому пути человек не сумеет ничего приобрести ни в земной жизни, ни в жизни будущего века.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем сельскому батюшке возродить Никольский храм

В некоторых населённых пунктах священники служат по совместительству. Это значит, что на их попечении находятся несколько храмов. Там, где прихожан больше, совершают службы по воскресеньям, а между другими приходами делят прочие дни. Так и «странствует» батюшка между сёлами, наматывая десятки, а то и сотни километров. Один из таких священников — протоиерей Андрей Дяур. За долгие годы служения он сменил несколько приходов и не раз переезжал со своей семьёй. Сейчас они с матушкой живут в Нижегородской области и воспитывают девять детей. Сегодня отец Андрей продолжает духовно окормлять четыре села. А ещё находит время заниматься творчеством со своими и местными ребятишками. Во дворе дома он оборудовал мастерскую. Там батюшка вместе с юными помощниками изготавливает церковные подсвечники, посуду и нарядные вазы.
Трудолюбие и смекалка помогают отцу Андрею и в восстановлении храмов. Когда он начал возрождать церковь Святителя Николая Чудотворца в селе Монаково, здание находилось в плачевном состоянии. На его древних стенах и колокольне росли кустарники, кровля была разрушена. Но даже в таких условиях батюшка не отступил: он лично участвует в ремонте Никольского храма и даже сам установил на него крест. Конечно, у батюшки есть и помощники, среди местных жителей и не только.
В восстановлении этой сельской святыни священнику Андрею Дяуру помогает Фонд Архангела Михаила. Проект уже собрал средства на ремонт кровли, а сейчас ведёт сбор на ремонт крыльца. Если вы тоже хотите поддержать дело батюшки из Нижегородской области и помочь ему возродить Никольский храм, переходите на сайт фонда Архангела Михаила.
Или отправьте СМС на короткий номер 3434 с текстом «Монаково» и любой суммой через пробел, например, «Монаково 300».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Христианские мотивы в фильме «Солярис». Владимир Гурболиков

У нас в студии был первый заместитель главного редактора журнала «Фома» Владимир Гурболиков.
Разговор шел о христианских мотивах в фильме Андрея Тарковского «Солярис», как режиссер переосмыслил роман Станислава Лема, который был основой сценария фильма, и почему был сделан значительный поворот именно в духовные смыслы.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ о христианских смыслах в фильмах Андрея Тарковского.
Первая беседа с кинокритиком Львом Караханом была посвящена фильму «Андрей Рублев». (эфир 05.05.2025)
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер