В начале нынешнего века, из печати вышла первая книга писательницы и сценаристки Марии Гитаны Баталовой под названием «Быль и небыль». Когда это издание попало мне в руки, я уже знал об авторе, а, перечитывая книгу сегодня, вспомнил и один свой день из давнего журналистского прошлого.
…Я приехал в старую московскую квартиру – визировать интервью, которое брал у отца Маши – великого актёра Баталова, любимого миллионами зрителей. Когда мы прощались, Алексей Владимирович неожиданно приоткрыл дверь в одну из комнат и, повернувшись ко мне, сказал: «Маша занимается уроками. Ну, а ты помаши ей».
И я, застеснявшись, помахал рукой в глубь комнаты, где занималась Маша.
Догадывалась ли она тогда о своем приближающемся литературном пути, думаю я сегодня, о будущем киносценарии, о рассказах и детских сказках – вроде «Тропинки домой», – про девочку Алёнку и её приключениях в канун Рождества?
«…Придерживая за пазухой зверьков, Алёна смотрела вверх. Там, на макушках елок зажигались синие, зеленые, золотые звезды… Из-за бурелома вышел в потрепанных лаптях, с дубинкой за кушаком, Леший. Он оброс сухой травой. Леший заулыбался, заметив восторг в девичьих глазах.
– А вы совсем не страшный, – ласково сказала Алёна и протянула ему руку.
– Просто, Алёнушка, у тебя сердце не искорежено злобой. Вот тебе и не видно моего уродства, – и взял ее под руку. И тут девушка спросила, можно ли одним глазком посмотреть на лесной праздник. Владыка леса отозвался: – Не мной положен запрет. Твари возносят Создателю свои гимны, а люди – свои. И мы видим то, что в эту ночь совершается на небе, а люди тоже участвуют в празднестве, только в Его доме – церкви, – и повёл Алёну по волнистым сугробам…»
Отрывок из сказки «Тропинка домой» нам читала Елена Топникова. Как трогательно тут совмещение фольклорной и христианской линий, не правда ли?
А ещё я вспомнил, что именно «Быль и небыль» Марии Баталовой оказалась для меня самой первой художественной книжкой, написанной моим верующим ровесником – а я старше Маши всего на два года.
Эта книжка пропитана христианством, она дышит им тихо и нежно.
Когда мы узнаём о судьбах, подобных судьбе писательницы Марии Баталовой (а она – инвалид детства и почти обездвижена) – мы вспоминаем такие слова и понятия, как «подвиг» или «поступок». Других слов тут и нет.
А ведь и мы призваны к своему ежедневному подвигу (от слова «подвигать»)…
Но всегда ли это нам удается, – как удается многим героям прозы Марии Баталовой, например, маленькому мальчику Косте – из рассказа «Рождественский ужин»?
Вот он первым встречает своего отца, вернувшегося домой из тогдашней «горячей точки» - из Чечни.
«…Отец опустился на корточки, детские руки обвили его шею, и сын потонул в огромных, жестких складках пропахшей бензином и гарью робы.
– А мама в церкви, она уже скоро придет.
Это были первые слова их встречи.
– Она где? – отстраняя сына, растерянно проговорил капитан.
– Сегодня ночью праздник.
– Где? – тупо повторял отец.
– Везде.., ну Рождество везде! Идём, – и Костя потащил отца в дом.
Капитан освободил три пальца, которые с трудом помещались в руке сына, и стал раздеваться.
– Что это вы тут с мамкой надумали? – начал было он, стаскивая робу.
– Я принесу тебе белую рубашку!.. – прокричал Костя и исчез».
...В конце книги издатели поместили послание автору – от игумена Иосифа (Шапошникова). Приведу несколько слов из этого письма, вслушаемся в них.
«…Ваши произведения исполнены духовной чистоты, чего сейчас очень не хватает в нашей жизни». Конец цитаты.
«Общемосковский крестный ход». Архиеп. Савва (Тутунов)

У нас в гостях был председатель Синодального миссионерского отдела, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси архиепископ Зеленоградский Савва.
Мы говорили о дне памяти московских святых и о приуроченном к этому празднику общемосковском крестном ходе.
Все выпуски программы Светлый вечер
Псалом 80. Богослужебные чтения

Почему так непросто взять и начать жить по заповедям Творца? Почему так сложно всю свою жизнь подчинить Его Евангелию? На одну из причин указывает 80-й псалом, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 80.
1 Начальнику хора. На Гефском орудии. Псалом Асафа.
2 Радостно пойте Богу, твердыне нашей; восклицайте Богу Иакова;
3 возьмите псалом, дайте тимпан, сладкозвучные гусли с псалтирью;
4 трубите в новомесячие трубою, в определённое время, в день праздника нашего;
5 ибо это закон для Израиля, устав от Бога Иаковлева.
6 Он установил это во свидетельство для Иосифа, когда он вышел из земли Египетской, где услышал звуки языка, которого не знал:
7 «Я снял с рамен его тяжести, и руки его освободились от корзин.
8 В бедствии ты призвал Меня, и Я избавил тебя; из среды грома Я услышал тебя, при водах Меривы испытал тебя.
9 Слушай, народ Мой, и Я буду свидетельствовать тебе: Израиль! о, если бы ты послушал Меня!
10 Да не будет у тебя иного бога, и не поклоняйся богу чужеземному.
11 Я Господь, Бог твой, изведший тебя из земли Египетской; открой уста твои, и Я наполню их».
12 Но народ Мой не слушал гласа Моего, и Израиль не покорялся Мне;
13 потому Я оставил их упорству сердца их, пусть ходят по своим помыслам.
14 О, если бы народ Мой слушал Меня и Израиль ходил Моими путями!
15 Я скоро смирил бы врагов их и обратил бы руку Мою на притеснителей их:
16 ненавидящие Господа раболепствовали бы им, а их благоденствие продолжалось бы навсегда;
17 Я питал бы их туком пшеницы и насыщал бы их мёдом из скалы.
По мнению исследователей, только что прозвучавший псалом исполнялся на богослужении праздника Кущей, который по-еврейски называется Суккот. Он отмечался осенью, в период собирания плодов, и являлся напоминанием о тех событиях, которые произошли с Израилем после его избавления из египетского рабства. Тогда народ Божий сорок лет странствовал по пустыне и, соответственно, жил в походных шатрах, кущах. Поэтому во время праздника, который отмечался семь дней, евреи рядом со своими жилищами строили шалаши. В них они проводили праздничные дни. Кстати, эта традиция сохранилась в иудаизме до настоящего времени.
Содержание 80-го псалма — это напоминание о сорокалетнем странствовании по пустыне. Вообще, сам факт этого долгого путешествия весьма необычный. От Египта, где евреи были в рабстве, до Палестины даже пешком можно дойти за несколько недель. А тут целых сорок лет! Дело в том, что блуждания Израиля — это вынужденная мера. Господь запретил Моисею сразу вести евреев к границам Земли Обетованной. Люди не были к этому готовы. Они ныли и жаловались на неудобства, они вспоминали, как хорошо и комфортно им жилось в Египте, и роптали из-за того, как им тяжело сейчас. Более того, они постоянно сомневались в силе Творца и авторитете Моисея. И это несмотря на то, что им дали свободу, и на их глазах происходили поразительные чудеса. Начиная от десяти казней египетских, заканчивая чудесным спасением от войска Фараона и дарованием на Синае десяти заповедей.
Поэтому и говорит Господь в псалме: «Но народ Мой не слушал гласа Моего, и Израиль не покорялся Мне; потому Я оставил их упорству сердца их, пусть ходят по своим помыслам». Другими словами, видя, что евреи упорствуют в своём безумии и сопротивляются высокому призванию, Господь отступил от них. Они оказались предоставленными сами себе и навсегда остались в пустыне. В Землю Обетованную не вошёл никто, кто помнил рабство. В противном случае дух холопства и потакания своим старым привычкам обессилил бы и уничтожил молодую нацию. А потому и был необходим период карантина. В Палестину вошли те, кто вырос в пустыне, кто с детства научился доверять Богу, кто был независим от предрассудков и привычек своих отцов и для кого свобода не была тяжким бременем.
Несмотря на то, что 80-й псалом написан в далёкой древности, его послание напрямую касаются и всякого из нас. Это напоминание о том, что ту свободу, которую даровал нам Христос, сразу и целиком принять может не всякий. Не всякий с ходу может отказаться от старых привычек и всю свою жизнь подчинить Евангелию. Всегда будет период блуждания по пустыне. Это время, когда мы вынуждены приучать себя жить в состоянии независимости от прошлого. Вынуждены понуждать себя формировать в себе новые привычки. Учиться по-новому думать, говорить, действовать и чувствовать. И так день за днём. Причём не одну неделю. А годы. Это не просто. Ведь наша духовно нездоровая, зацикленная на себе натура очень инертна, она всячески противится новому. Однако по мере того, как старое мучительно умирает, новое нарождается. И Бог не откажется от нас, если мы сами своими действиями не откажемся от Него. Он рядом с тем, кто ищет и старается исполнять Его волю. И однажды Он доведёт его до той заветной границы, после которой начинается Обещанная Им Земля.
Псалом 80. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 80. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 80. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. На Гефском орудии. Псалом Асафа.
2 Радостно пойте Богу, твердыне нашей; восклицайте Богу Иакова;
3 возьмите псалом, дайте тимпан, сладкозвучные гусли с псалтирью;
4 трубите в новомесячие трубою, в определенное время, в день праздника нашего;
5 ибо это закон для Израиля, устав от Бога Иаковлева.
6 Он установил это во свидетельство для Иосифа, когда он вышел из земли Египетской, где услышал звуки языка, которого не знал:
7 "Я снял с рамен его тяжести, и руки его освободились от корзин.
8 В бедствии ты призвал Меня, и Я избавил тебя; из среды грома Я услышал тебя, при водах Меривы испытал тебя.
9 Слушай, народ Мой, и Я буду свидетельствовать тебе: Израиль! о, если бы ты послушал Меня!
10 Да не будет у тебя иного бога, и не поклоняйся богу чужеземному.
11 Я Господь, Бог твой, изведший тебя из земли Египетской; открой уста твои, и Я наполню их".
12 Но народ Мой не слушал гласа Моего, и Израиль не покорялся Мне;
13 потому Я оставил их упорству сердца их, пусть ходят по своим помыслам.
14 О, если бы народ Мой слушал Меня и Израиль ходил Моими путями!
15 Я скоро смирил бы врагов их и обратил бы руку Мою на притеснителей их:
16 ненавидящие Господа раболепствовали бы им, а их благоденствие продолжалось бы навсегда;
17 Я питал бы их туком пшеницы и насыщал бы их медом из скалы.