В начале нынешнего века, из печати вышла первая книга писательницы и сценаристки Марии Гитаны Баталовой под названием «Быль и небыль». Когда это издание попало мне в руки, я уже знал об авторе, а, перечитывая книгу сегодня, вспомнил и один свой день из давнего журналистского прошлого.
…Я приехал в старую московскую квартиру – визировать интервью, которое брал у отца Маши – великого актёра Баталова, любимого миллионами зрителей. Когда мы прощались, Алексей Владимирович неожиданно приоткрыл дверь в одну из комнат и, повернувшись ко мне, сказал: «Маша занимается уроками. Ну, а ты помаши ей».
И я, застеснявшись, помахал рукой в глубь комнаты, где занималась Маша.
Догадывалась ли она тогда о своем приближающемся литературном пути, думаю я сегодня, о будущем киносценарии, о рассказах и детских сказках – вроде «Тропинки домой», – про девочку Алёнку и её приключениях в канун Рождества?
«…Придерживая за пазухой зверьков, Алёна смотрела вверх. Там, на макушках елок зажигались синие, зеленые, золотые звезды… Из-за бурелома вышел в потрепанных лаптях, с дубинкой за кушаком, Леший. Он оброс сухой травой. Леший заулыбался, заметив восторг в девичьих глазах.
– А вы совсем не страшный, – ласково сказала Алёна и протянула ему руку.
– Просто, Алёнушка, у тебя сердце не искорежено злобой. Вот тебе и не видно моего уродства, – и взял ее под руку. И тут девушка спросила, можно ли одним глазком посмотреть на лесной праздник. Владыка леса отозвался: – Не мной положен запрет. Твари возносят Создателю свои гимны, а люди – свои. И мы видим то, что в эту ночь совершается на небе, а люди тоже участвуют в празднестве, только в Его доме – церкви, – и повёл Алёну по волнистым сугробам…»
Отрывок из сказки «Тропинка домой» нам читала Елена Топникова. Как трогательно тут совмещение фольклорной и христианской линий, не правда ли?
А ещё я вспомнил, что именно «Быль и небыль» Марии Баталовой оказалась для меня самой первой художественной книжкой, написанной моим верующим ровесником – а я старше Маши всего на два года.
Эта книжка пропитана христианством, она дышит им тихо и нежно.
Когда мы узнаём о судьбах, подобных судьбе писательницы Марии Баталовой (а она – инвалид детства и почти обездвижена) – мы вспоминаем такие слова и понятия, как «подвиг» или «поступок». Других слов тут и нет.
А ведь и мы призваны к своему ежедневному подвигу (от слова «подвигать»)…
Но всегда ли это нам удается, – как удается многим героям прозы Марии Баталовой, например, маленькому мальчику Косте – из рассказа «Рождественский ужин»?
Вот он первым встречает своего отца, вернувшегося домой из тогдашней «горячей точки» - из Чечни.
«…Отец опустился на корточки, детские руки обвили его шею, и сын потонул в огромных, жестких складках пропахшей бензином и гарью робы.
– А мама в церкви, она уже скоро придет.
Это были первые слова их встречи.
– Она где? – отстраняя сына, растерянно проговорил капитан.
– Сегодня ночью праздник.
– Где? – тупо повторял отец.
– Везде.., ну Рождество везде! Идём, – и Костя потащил отца в дом.
Капитан освободил три пальца, которые с трудом помещались в руке сына, и стал раздеваться.
– Что это вы тут с мамкой надумали? – начал было он, стаскивая робу.
– Я принесу тебе белую рубашку!.. – прокричал Костя и исчез».
...В конце книги издатели поместили послание автору – от игумена Иосифа (Шапошникова). Приведу несколько слов из этого письма, вслушаемся в них.
«…Ваши произведения исполнены духовной чистоты, чего сейчас очень не хватает в нашей жизни». Конец цитаты.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер