Хвалите имя Господне — начало полиелея - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Хвалите имя Господне — начало полиелея

* Поделиться
Фото: https://flic.kr/p/25k58Bi

Православное богослужение складывалось веками и к настоящему времени впитало в себя различные традиции — прежде всего, обычаи древнейших монашеских центров. А именно, лавры святого Саввы Освященного в Палестине и Студийского монастыря в Константинополе. Две эти монашеские обители оказали на развитие православного богослужения огромное влияние. В частности, появилась традиция совершения полиелея. Полиелей — слово греческое и в переводе на русский язык означает «многая милость». Полиелей как обряд с самого начала был частью вечернего богослужения и продолжает ею оставаться. Название «многая милость» возникло потому, что во время полиелея поются и читаются молитвословия, которые говорят нам о пришествии в мир Спасителя — Иисуса Христа. То, что Спаситель родился на земле, это многая милость к нам от Бога. В древности полиелей совершался только на тех вечерних службах, которые предшествовали великим праздникам — например, посвященным событиям из жизни Христа. В остальных же случаях читались избранные библейские псалмы. В настоящее время такой особенности не существует и полиелей служится довольно часто — в том числе, в составе каждой вечерней службы накануне воскресенья. В начале этого священнодействия поется особое молитвословие, содержание которого прокомментирует священник Антоний Борисов.

Начинается полиелей с пения строк из 134-го и 135-го псалма пророка Давида: «Хвалите имя Господне, хвалите раби Господа, аллилуия! Благословен Господь от Сиона, живый во Иерусалиме, аллилуия! Исповедайтеся Господеви, яко в век милость Его, аллилуия! Исповедайтеся Богу небесному, яко благ, яко в век милость Его, аллилуия!» Слова эти говорят нам о том, что Бог всегда защищает и охраняет тех, кто верит в Него. Псалмы 134-й и 135-й были написаны во времена Ветхого завета в преддверии освящения Иерусалимского храма. Тогда в Единого Бога верил только еврейский народ. Единственный храм, где Богу служили, находился в центре древнего Иерусалима — на горе Сион. Поэтому-то в псалме и говорится: «Благословляется Бог на Сионе, живущий в Иерусалиме». Еще одна фраза, которая, заслуживает пояснения, выглядит так: «Исповедайтеся Господеви яко в век милость Его». Эти слова нужно понимать так: «Славьте Господа, потому что навсегда с нами милость Его». А слово «аллилуия», которое постоянно звучит во время всего песнопения, означает «хвалите бога».

С началом полиелея в храме зажигаются все свечи, светильники. Через открытые Царские врата (центральные двери иконостаса) в центр храма выходит священник. Он встает перед иконой, которая лежит на специальной подставке (она называет «аналой»). Затем священник начинает каждение всего храма — этим он показывает, что благодать Божия присутствует вокруг нас, охраняет и освящает каждого верующего. Давайте послушаем начало полиелея в исполнении Праздничного хора Свято-Елизаветинского монастыря г. Минска.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем