Мне очень нравится, как Христос задает ученикам вопросы в Евангелии.
Например: «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?». И затем: «А вы за кого почитаете Меня?». У Филиппа Господь спрашивает о толпе голодных: «Где нам купить хлебов, чтобы их накормить?» Такие места особо замечательны, когда Иисус как будто бы спрашивает совета, но на самом деле проверяет, в каком направлении пойдет мысль учеников. Ему это интересно, представьте.
Больному при купальне Вифезда: «Хочешь ли быть здоров?». Прозревшему иудею: «Ты веруешь ли в Сына Божия?»
Иногда Он задает вопрос, и Сам на него отвечает: «Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего». Порой вопрос Христа звучит риторически, т.е. не предполагает ответа, ибо ответ есть в самом вопросе. Например: «Если в субботу принимает человек обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисеев, — на Меня ли негодуете за то, что Я всего человека исцелил в субботу?»
Иной раз вопросы Христа кажутся странными. Например, хочет ли быть здоров больной человек. Так и хочется ответить Христу: «ну какой же больной не хочет выздороветь?» Ведь это очевидно! Но вот, Он спрашивает об этом. Бог всегда желает услышать человека. Ему это важно.
Люди тоже вопрошают Христа в Евангелии. Некоторым Он дает понятные ответы. А иногда Христос вообще не отвечает. Вернее, отвечает молчанием. Молчание ведь тоже ответ. «И, встав, первосвященник сказал Ему: что же ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют? Иисус молчал».
Евангелие показывает, что духовная жизнь подразумевает вопрошание Бога, и вопросы от Него. Что значит задавать вопросы Богу, нам понятно. Но как слышать вопросы от Бога?
Конечно же, это не голоса, видения, или пророческие сны. Вопросы от Бога мы получаем через обстоятельства жизни, через поведение людей. Вопросы ставят перед нами болезни и скорби. Фраза из Евангелия, пронзившая сердце. Книга, фильм, картина, или даже музыка.
Какие вопросы задает Бог человеку? О, самые разные!
«В каком состоянии твоя душа? Почему ты не любишь Меня, убегаешь от Меня? Почему ты несчастен? У твоей жизни есть цель? Зачем любишь грех, ведь он мучает тебя? Осознаешь ли, что земная жизнь когда-то закончится и ты встанешь на суд передо Мною?»
А иногда откроешь Евангелие, и какой-то вопрос Господа войдет в тебя, и не отпускает, мучает, становится твоим личным вопросом. «Симоне Ионин, любиши ли Мя?» — «Ей, Господи, Ты веси, яко люблю Тя» — отвечает Петр. А в горле ком, и в глазах слезы. Говорят, Петр всю жизнь по ночам плакал...
А что же я? Господь любит меня, я это точно знаю. А я люблю Его? Отвечать страшно. Сказать «нет» сердце не позволит, а ответишь «да» — совесть проснется и скажет: «Уж я-то знаю, как ты любишь Господа. Себя любишь — и больше никого». Но сердце все равно говорит: люблю Господа... И тоже не лжет.
Непросто читать в Евангелии вопросы Христовы. Непросто отвечать на них. Но Бог желает говорить с нами, спрашивать нас и получать ответы, слышать вопросы от нас и давать ответы нам. Христианство — это богообщение, разговор с Богом через саму жизнь. Чтобы слышать, чувствовать этот диалог, нужно иметь очень чуткое сердце, направленное к Творцу. Об этом хочется просить Бога, когда встречаешь в Евангелии подобные места.
Автор: Сергей Комаров
Все выпуски программы Частное мнение
«Надо считать себя хуже всех. Хочется раздражиться, отомстить или другое что сделать — скорее смирись»
Прежде чем получить сан священника, праведный протоиерей Алексий Мечёв прошёл непростую жизненную школу. Он служил псаломщиком в московском храме на Знаменке. Ему приходилось топить печи, звонить, убираться в церкви и при этом часто получать незаслуженные выговоры от настоятеля. Юный Алексей Мечёв сносил всё с кротостью и благодарил Бога за уроки терпения. А своего настоятеля вспоминал с большой любовью. Став протоиереем и духовным наставником батюшка Алексий говорил своей пастве:
«Надо считать себя хуже всех. Хочется раздражиться, отомстить или другое что сделать — скорее смирись».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Надо считать себя хуже всех. Хочется раздражиться, отомстить или другое что сделать — скорее смирись»
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Явление Мхцетского креста — один из древнейших праздников Грузинской Церкви
Грузия приняла христианство ещё в четвёртом веке. Значительно раньше Руси. Христианство на грузинской земле появилось благодаря миссии святой Нины, которая своей проповедью и чудесами убедила грузинского царя Мириама креститься самому и крестить свой народ.
Мириам был убеждённым язычником и долгое время не соглашался принять христианство. Более того, однажды он решил даже убить Нину и всех её единомышленников. Но получил вразумление от Бога — во время охоты в окрестностях города Мцхеты Мириама объяла сверхъестественная тьма. Спастись от нее он смог, только призвав имя Христа. Затем царь увидел на небе сияющий крест, который вознесся на вершину горы. Гора была недалеко от Мцхеты — на месте слияния двух рек Арагви и Куры. Впоследствии чудесный крест на вершине той же горы видели и остальные жители Мцхеты.
Царь Мириам вместе с семьей поспешил принять крещение. Таинство было совершено в речном потоке у подножия горы, на которой появился чудесный крест. В память о своем крещении, а также явлении креста Мириам распорядился поставить на вершине горы деревянный кипарисовый крест. Впоследствии вокруг креста поселились монахи, появилась обитель, которая так же, как и гора, стала именоваться Джвари — в переводе с грузинского «крест».
В поэме Лермонтова «Мцыри» есть такие строки: «Немного лет тому назад, Там, где сливаяся шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры, Был монастырь». Поэт описывает то, самое место, связанное с крещением Мириама — гору и монастырь Джвари. Говорится о Джвари и в одноимённой повести Валерии Алфеевой.
В наши дни Грузинская Церковь считает день памяти явления Мцхетского креста великим праздником. Он отмечается в среду, после дня Святой Троицы. Центром празднования является главный храм Джварийского монастыря — Крестовоздвиженский собор.
Богослужение в нём совершает сам Патриарх-Католикос всей Грузии. Начало службы предваряет традиционный и ставший в наши дни многолюдным крестный ход, который начинается в Мцхете. Во главе шествия несут большое распятие, в него вставлены частички Креста Господня и креста святой Нины, с которым она путешествовала по грузинской земле и проповедовала Христа. По окончании богослужения грузины устраивают вокруг монастыря Джвари народное торжество, которое проходит весело, но без разгула. Во всяком случае, ни одного пьяного грузина я на церковных праздниках никогда не видел.
Все выпуски программы Вселенная православия
Певчие из Москвы. Наталья Сазонова
Я — из молодёжи девяностых. В то время многие мои ровесники приняли Крещение . Стали ходить в храм. Кто тайно, кто открыто. Мы объединялись и сплачивались вокруг Церкви. Восстанавливались храмы. Церковь нуждалась в кадрах.
Мои друзья поступали учиться в духовные школы. По окончании становились священнослужителями, певчими, иконописцами.
Тогда я считала, что возрождение Церкви — дело молодых. И как будто не замечала в храме старшее церковное поколение. Но однажды...
Мне позвонил друг — молодой священник. Рассказал, что месяц назад получил назначение на далёкий сельский приход. Приехал, говорит, на место, а на станции встречают: главный агроном бывшего колхоза и местные бабульки — вот и вся община. Пошли первым делом храм осмотреть. От увиденного опустились руки. Здание громадных размеров, полуразрушенное . В советское время в храме был кинотеатр.
Бабульки заверили: «Соберём народ, расчистим место для службы». И расчистили. Первую службу назначили на кануне воскресного дня, в субботу вечером. К службе тщательно готовились: алтарь обустроили, иконостас поставили, купили нужные церковные книги. Осталось певчих найти.
Батюшка знал, что моя сестра училась на дирижёра церковного хора и пела в храме. Поэтому и позвонил мне с просьбой — найти певчих.
Мы нашли еще двух человека и в вчетвером отправились на тот приход. Батюшка, встретил, привез в храм. Повел показать, где будем петь. Народ с разных деревень собрался.
храм полон. Люди расступаются, пропускают, шепчутся: «Певчие из Москвы приехали. Батюшка певчих-то из Москвы привёз!» Мы невольно ощущали нашу значимость в этой службе.
Встали за загородку для хора- клирос. Там уже две бабульки стояли. Одна чтец — Вера Николаевна, лет 70. Другая, певчая баба Анна, маленькая худенькая старушка с узенькими, почти закрытыми глазами.
Места для хора мало. Мы ноты разложили. Сами встали впереди, бабе Анне встать сзади предложили. Началась служба. Пели слаженно. И вдруг, выясняется, что у нас нет нужной книги, в которой текст молитв воскресной службы. Нам по ней петь, а её батюшкины помощники забыли принести из церковной сторожки. Поздно спохватились. А Вера Николаевна как будто не заметила нашего замешательства. Прочла нужный стих по своей книге и ждёт. Дальше мы петь должны, а мы молчим...
И вдруг голос бабы Анны; поет нужный текст. Все обернулись на бабу Анну. Голова ее была приподнята вверх, глаза закрыты, голосочек тоненький. Поет наизусть. Мы потом узнали, что бабушка Анна — почти слепая.
Когда она поняла, что поёт одна, смутилась, замолчала. Мы зашептали: «Пойте, пойте». Так баба Анна пела все нужные тексты наизусть, пока книгу не принесли. Я смотрела на неё с благоговением.
Какая величина духа и веры в этой маленькой старушке. Вот она — настоящая певчая! Певчая из далёкой глубинки. Она знала наизусть всю воскресную службу. Никакой недуг, никакая немощь не стёрли из её памяти слов молитвы. Она славила воскресшего Христа в своём сердце.
Мы не раз ещё приезжали к батюшке. Пели на службе. Баба Анна была непременно в храме, на клиросе. Становилась, по-своему смирению, сзади нас. Словно ангел-хранитель...
Умерла баба Анна в субботу вечером, под воскресный день.
Мы приехали с ней проститься.
Я смотрела на неё в последний раз и думала: возрождение Церкви- не только дело молодых. Это общее дело! Ведь сохранили её для нас вот такие бабы Анны! Сохранили своей верой!
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение