
Сергей Комаров
Мне очень нравится, как Христос задает ученикам вопросы в Евангелии.
Например: «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?». И затем: «А вы за кого почитаете Меня?». У Филиппа Господь спрашивает о толпе голодных: «Где нам купить хлебов, чтобы их накормить?» Такие места особо замечательны, когда Иисус как будто бы спрашивает совета, но на самом деле проверяет, в каком направлении пойдет мысль учеников. Ему это интересно, представьте.
Больному при купальне Вифезда: «Хочешь ли быть здоров?». Прозревшему иудею: «Ты веруешь ли в Сына Божия?»
Иногда Он задает вопрос, и Сам на него отвечает: «Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего». Порой вопрос Христа звучит риторически, т.е. не предполагает ответа, ибо ответ есть в самом вопросе. Например: «Если в субботу принимает человек обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисеев, — на Меня ли негодуете за то, что Я всего человека исцелил в субботу?»
Иной раз вопросы Христа кажутся странными. Например, хочет ли быть здоров больной человек. Так и хочется ответить Христу: «ну какой же больной не хочет выздороветь?» Ведь это очевидно! Но вот, Он спрашивает об этом. Бог всегда желает услышать человека. Ему это важно.
Люди тоже вопрошают Христа в Евангелии. Некоторым Он дает понятные ответы. А иногда Христос вообще не отвечает. Вернее, отвечает молчанием. Молчание ведь тоже ответ. «И, встав, первосвященник сказал Ему: что же ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют? Иисус молчал».
Евангелие показывает, что духовная жизнь подразумевает вопрошание Бога, и вопросы от Него. Что значит задавать вопросы Богу, нам понятно. Но как слышать вопросы от Бога?
Конечно же, это не голоса, видения, или пророческие сны. Вопросы от Бога мы получаем через обстоятельства жизни, через поведение людей. Вопросы ставят перед нами болезни и скорби. Фраза из Евангелия, пронзившая сердце. Книга, фильм, картина, или даже музыка.
Какие вопросы задает Бог человеку? О, самые разные!
«В каком состоянии твоя душа? Почему ты не любишь Меня, убегаешь от Меня? Почему ты несчастен? У твоей жизни есть цель? Зачем любишь грех, ведь он мучает тебя? Осознаешь ли, что земная жизнь когда-то закончится и ты встанешь на суд передо Мною?»
А иногда откроешь Евангелие, и какой-то вопрос Господа войдет в тебя, и не отпускает, мучает, становится твоим личным вопросом. «Симоне Ионин, любиши ли Мя?» — «Ей, Господи, Ты веси, яко люблю Тя» — отвечает Петр. А в горле ком, и в глазах слезы. Говорят, Петр всю жизнь по ночам плакал...
А что же я? Господь любит меня, я это точно знаю. А я люблю Его? Отвечать страшно. Сказать «нет» сердце не позволит, а ответишь «да» — совесть проснется и скажет: «Уж я-то знаю, как ты любишь Господа. Себя любишь — и больше никого». Но сердце все равно говорит: люблю Господа... И тоже не лжет.
Непросто читать в Евангелии вопросы Христовы. Непросто отвечать на них. Но Бог желает говорить с нами, спрашивать нас и получать ответы, слышать вопросы от нас и давать ответы нам. Христианство — это богообщение, разговор с Богом через саму жизнь. Чтобы слышать, чувствовать этот диалог, нужно иметь очень чуткое сердце, направленное к Творцу. Об этом хочется просить Бога, когда встречаешь в Евангелии подобные места.
Автор: Сергей Комаров
Все выпуски программы Частное мнение
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема











