«Храм Святителя Николая Мирликийского в Бирюлево». Игорь Гарькавый, Марина Васильева - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Храм Святителя Николая Мирликийского в Бирюлево». Игорь Гарькавый, Марина Васильева

* Поделиться

У нас в гостях были историк, краевед Игорь Гарькавый и краевед Марина Васильева.

Мы говорили с нашими гостями об истории и современности уникального Никольского храма в Бирюлёве, история которого началась в 1924 году и продолжилась после 1955 года.

Ведущий: Алексей Пичугин


А. Пичугин:

— Дорогие слушатели, здравствуйте, это «Светлый вечер» на Светлом радио, меня зовут Алексей Пичугин, я рад вас приветствовать. Сегодня четверг, у нас историческая тема, и мы вновь обращаемся к советскому церковному наследию, если так можно выразиться, и будем говорить про один уникальный, действительно уникальный храм, причём его уникальность, она не только для Москвы, где он находится, она вообще для всего Советского тогдашнего Союза сохраняется по сей день, — будем говорить про Никольский приход в Бирюлёво. И у нас в гостях здесь, в этой студии историк, москвовед Игорь Гарькавый. Добрый вечер.

И. Гарькавый:

— Здравствуйте, Алексей, здравствуйте, дорогие радиослушатели.

А. Пичугин:

— Краевед Марина Васильева, здравствуйте.

М. Васильева:

— Здравствуйте, Алексей, рада приветствовать наших дорогих радиослушателей.

А. Пичугин:

— И мы сразу хотим оговориться, что декабрь — это такой очень насыщенный по датам месяц для бирюлёвского прихода, сейчас там сразу несколько памятных дат, давайте их озвучим, Игорь.

И. Гарькавый:

— Вы знаете, действительно, так уж сошлось, что 14 декабря 1924 года, — я обращу внимание наших радиослушателей на эту дату, — был освящен храм в честь святителя Николая Чудотворца. Это не первый храм вообще в Бирюлёво, но вот первый храм на этом месте, и его первый настоятель, священник отец Василий Кана́рдов, был расстрелян 11 декабря 1937 года у нас на Бутовском полигоне. Но интересно, что через несколько десятилетий, 22 декабря, в день праздника иконы Божьей Матери «Нечаянная Радость», был освящен храм, о котором, собственно, сегодня мы по большей части, наверное, будем говорить. То есть вот если так очень пунктирно наметить общую историю этого прихода, то жители посёлка, который возник рядом с железнодорожной станцией Бирюлёво ходатайствовали о праве иметь молитвенный дом или церковь перед советской властью, потому что первый храм, который там стоял, он находился на территории училища и, как все домовые храмы, был ликвидирован советской властью. И несмотря на то, что это была власть советская, но всё-таки это было Подмосковье, там отношение к церкви было несколько более лояльным, чем в самой столице, и вот жителям железнодорожного посёлка пролетарии настоящие, вот кость от кости, плоть от плоти этого советского общества, те, кто, собственно, и строил это общество, можно так сказать, разрешили построить церковь на кладбище. И вот на кладбище небольшой деревянный храм святителя Николая был по благословению Святейшего патриарха Тихона освящён, там служил отец Василий Кана́рдов, которого мы ещё сегодня будем вспоминать, и, к сожалению, в 1956 году этот храм сгорел, сгорел 1 марта от замыкания электрической проводки. И это уже другая эпоха, это преддверие, так скажем, хрущёвских гонений, которые сами начнутся через несколько лет, но уже контроль ужесточается, а главное, что верующим не разрешают строительство храма по, знаете, такой, я бы сказал, даже несколько странной, абсурдной причине: потому что пожар уничтожил не всё вокруг. Сгорели многие кресты, сгорели многие хозяйственные постройки, но не сгорела сторожка — маленькое деревянное помещение...

А. Пичугин:

— Вот за неё-то и уцепились.

И. Гарькавый:

— Да, и поскольку это всё накануне Пасхи, верующие в этой сторожке совершали богослужение на Пасху. И власти сказали: «У вас есть сторожка, у вас есть четыре стены под крышей, зачем вам храм? Всё вам больше не нужно». И дальше начинается уникальная история превращения вот этого сооружения, может быть, не сарайного типа, наверное, это всё-таки было тёплое помещение, но вот этой небольшой избушки в один из красивейших храмов советской Москвы. Но я попрошу, наверное, Марину рассказать об этом подробнее, потому что она готовит книгу и изучала это на уровне документов. Можете, Марина, рассказать нам подробности, как верующие боролись за эту церковь, и что в результате у них получилось?

М. Васильева:

— Ну, во-первых, когда был пожар, многие верующие прибежали спасать свой храм, но откуда-то появился комсомольский патруль, который не пустил, не дал людям подойти. Храм деревянный сгорел быстро, и как раз, как Игорь упомянул, это было накануне Пасхи, что было большой трагедией для верующих, но очень быстро в церковной сторожке сломали перегородки и оборудовали для празднования Пасхи. И началась борьба прихода за строительство нового храма. Очень много было написано ходатайств за 1956 год, почти каждый месяц люди писали, но, к сожалению...

И. Гарькавый:

— Там не индивидуально, там даже с подписями, коллективные письма.

М. Васильева:

— С подписями, да-да-да.

А. Пичугин:

— Это очень частая история. Послевоенная действительность была такова, что я видел эти документы, там просто валом шли прошения — индивидуальные, коллективные, подписанные на пяти листах убористым почерком, все это фамилии, там сотни фамилий, имен, данных — открыть ту или иную церковь.

М. Васильева:

— Да. Копия такого документа вот лежит как раз передо мной, с подписями, на нескольких листах, но ответ был один — «отказать». И произошла как бы подмена понятий: власти посчитали, что у прихода уже есть молельный дом, им больше уже ничего не нужно, и поэтому в строительстве храма отказывали. Последнее ходатайство было уже в начале 1957 года.

А. Пичугин:

— Там уже кампания хрущёвская подоспела.

М. Васильева:

— Да. И когда настоятель храма, в то время был отец Василий Моисеев, и прихожане поняли, что новый храм строить не разрешат, они стали расширять вот эту церковную сторожку. Расширяли тайно, ночами, потому что это дело было очень такое рискованное, и отец Василий Моисеев, он, конечно, большую храбрость проявил с преданными прихожанами: ночами копали рвы, заливали фундамент, засыпали мусором, на следующую ночь приносили уже готовую бревенчатую стену и ставили на это место. И обязательно, вот почему-то во многих воспоминаниях прихожан того времени звучит, что красили в зелёный цвет, почему-то храм тогда был в зелёном цвете. И на следующий день утром люди шли, прихожане, и они просто не могли понять: вроде бы всё как было, зелёный храм стоит, вроде бы как-то по-другому, но и ничего не изменилось, и вот так постепенно этот храм расстроили. Сначала это была церковная сторожка 70 квадратных метров площадью...

И. Гарькавый:

— То есть, как квартира.

М. Васильева:

— Да. А потом, постепенно до 200 квадратных метров.

И. Гарькавый:

— И вот очень интересный план, вы знаете, ведь меня поразила церковь Бирюлёва тем, что это настоящая деревянная базилика. Или, скажем так, здание базиликального типа.

А. Пичугин:

— Так вышло.

И. Гарькавый:

— Это вот зал вытянутый, кто не был, я расскажу, что это зал, который разделён на три не́фа, как во многих римских базиликах, и там центральный зал больше, боковые не́фы меньше, но самое удивительное, то, что меня пронзило буквально — это то, что эти нефы разделены колоннами, деревянными колоннами, с этими желобами каннелюр и с прекрасными капителями, то есть вообще перед нами невероятной красоты очень простая деревянная архитектура. Там ведь ещё и удивительные иконы оказались, да, Мария, насколько я понимаю? По-моему, святителя Николая икону удалось спасти из старого храма, но ведь там и много других икон, древних прямо, я бы даже сказал, в интерьере?

М. Васильева:

— Эти иконы приносили потом прихожане после пожара, они делились своими домашними иконами. А иконостас уникальный, он был собран искусствоведом-реставратором Рыбаковым из частей иконостасов закрытых храмов. И, как вспоминал архиепископ Арсений, нынешний митрополит Липецкий и Задонский, он так говорил в своих воспоминаниях, что «в этом храме иконостас и иконы — мученики».

А. Пичугин:

— А митрополит Арсений сам родом оттуда как раз, вот он-то его и помнил из детства.

М. Васильева:

— Да, он был крещён в этом храме, он был алтарником в этом храме, и его бабушки в белых платочках потом провожали в армию и посылали в конвертиках ему, пока он служил, клали ему по три рубля, жалели солдатика. И поэтому такой вот иконостас замечательный.

И. Гарькавый:

— Но там есть иконы древние, я вот обратил внимание, Смоленская икона, она XVIII, а может быть, даже конца XVII века, уникальный иконостас.

М. Васильева:

— Это заслуга прихожан, многие не жалели, приносили свои домашние иконы.

А. Пичугин:

— Интересно, ведь все эти годы храм просуществовал, собственно, продолжает существовать, правда, уже в большом, построенном совсем недавно, что мы знаем про духовенство, кто там служил?

И. Гарькавый:

— Вот сам отец Василий Моисеев, какова его судьба?

М. Васильева:

— Его судьба, знаете, вот я документы такие не находила, но я знаю такую информацию, что он — один из последних обновленческих священников. Но храм никогда обновленческим не был.

И. Гарькавый:

— То есть он просто обновленец, который раскаялся и перешёл в Православную Церковь?

М. Васильева:

— Да, да. Очень смелый человек, долго служил.

А. Пичугин:

— До 1989 года аж.

М. Васильева:

— Да. Захоронен на территории храма, и супруга его тоже. До него ещё был настоятель, отец Николай Перехва́льский, митрофорный протоиерей.

И. Гарькавый:

— А вот судьба семьи отца Василия Канардова как сложилась?

М. Васильева:

— Очень печальна судьба этой священнической семьи.

И. Гарькавый:

— Вообще что мы знаем об этом следственном деле?

М. Васильева:

— У него супруга, матушка Клавдия Кана́рдова, она была тоже осуждена, репрессирована. Осуждена буквально где-то через полгода после того, как его арестовали, арестовали и её, и она до последнего не знала, что он уже расстрелян, обивала пороги везде, чтобы узнать его судьбу.

И. Гарькавый:

— А расстрелян всего лишь в восьми километрах от дома, на Бутовском полигоне, напрямую там рукой подать.

М. Васильева:

— Её арестовали, тоже препроводили в Таганскую тюрьму и приговорили к пяти годам заключения в Карла́ге.

И. Гарькавый:

— Карагандинский лагерь — один из самых страшных.

А. Пичугин:

— Она вернулась оттуда?

М. Васильева:

— Нет. Вот в её уголовно-следственном деле, копия у меня есть, там последняя запись о ней, что она была этапирована такого-то числа в этот лагерь, и всё, и дальше следы её теряются. Она уже была не молодым человеком, скорее всего, она просто умерла там. И личность её интересна ещё тем, что её двоюродный брат, а в девичестве она Архангельская, он новомученик Гавриил Архангельский.

И. Гарькавый:

— Тоже у нас на Бутовском полигоне лежит?

М. Васильева:

— Нет.

И. Гарькавый:

— А дочка его?

М. Васильева:

— Была единственная дочь — Людмила, которая умерла от скарлатины, и я судьбу её узнала из уголовно-следственного дела матушки Клавдии. Девочка заболела скарлатиной, а там рядом с храмом медицинская амбулатория находилась, они пригласили врача, но в помощи медицинской было отказано, как семье лишенцев, и девочка умерла в 11 лет. Похоронена была, ну, предположение наше, что, естественно, на Бирюлёвском кладбище рядом с храмом, где служил её отец, но в 70-х годах Бирюлёвское кладбище было ликвидировано, и могила её, естественно...

И. Гарькавый:

— Сейчас это такое пространство, такой парк небольшой рядом с храмом.

А. Пичугин:

— Друзья, мы напомним, что в гостях у Светлого радио сегодня историк, краевед, москвовед Игорь Гарькавый и краевед Марина Васильева. Мы говорим про храм святителя Николая в Бирюлёво, такой знаковый для Москвы храм, для истории советской, построенный в 1924 году, сгоревший, перестроенный уже на базе сторожки церковной в 50-е годы. А вот, действительно, храмов ведь поблизости не было. Ближайший храм, вот, знаете, я помню, у меня такая картинка из детства, там совсем неподалёку был, ну, сейчас, понятно, восстановлен уже, наш отец Павел Великанов, хорошо знакомый нашим слушателям, там настоятель — храм Покрова в Чертаново на Городне́. Я вот, когда был маленький, мы ездили на дачу на электричке, это одно из первых таких воспоминаний, я не знал, что это церковь, там какая-то башенка, и я вот маленький еду, я всё время ждал, что из-за гаражей покажется башенка. Ну, потом я уже подрос, потом вырос, потом к башенке что-то стали пристраивать, потом выяснилось, что это церковь, там крест появился, но вот я всегда ждал, у меня было несколько таких опорных точек от Курского вокзала, когда же появится эта башенка. То есть других храмов открытых поблизости там не было нигде.

И. Гарькавый:

— А там ещё интересно, что когда вы ехали, Алексей, на электричке, то вы этого храма не могли видеть, хотя он совсем рядом с дорожным полотном, потому что в 70-е годы построенные многоэтажные дома обступили храм святителя Николая со всех сторон, закрыли его визуально.

А. Пичугин:

— Это же Курское направление, а храм около Павелецкого.

И. Гарькавый:

— Если бы вы ехали через Бирюлёво, вы бы всё равно его не увидели. Вы знаете, там ведь ещё была такая подвижница — схимонахиня Серафима, и насколько я понимаю, крест с её могилы, он стоит сейчас с правой стороны от основного церковного здания, что это был за человек, что это была за подвижница?

М. Васильева:

— Это подвижница благочестия из Княже-Владимирского монастыря в Филимо́нках. Практически она не была ни одного дня в этом храме, но была большая духовная связь, уже перед блаженной кончиной её перевезли в деревню Жа́бкино, это недалеко от Бирюлёвского храма, и священники, и прихожане из храма приезжали к ней за духовной помощью. За её такую веру Господь одарил её дарами прозорливости, исцеления, и многие получали духовную помощь, духовный совет в житейских ситуациях, она помогала исцелять...

И. Гарькавый:

— И она предсказала отцу Василию то, что храм будет восстановлен.

М. Васильева:

— Да, и она предсказала отцу Василию, что храм сгорит, и именно он будет восстанавливать этот храм.

И. Гарькавый:

— Интересно, что она и упокоилась рядом с храмом, насколько я понимаю.

М. Васильева:

— Это было её желание, она просила похоронить её рядом с храмом, но она на Бирюлёвском кладбище была похоронена, не на территории храма.

А. Пичугин:

— Знаете, мы так говорим про Бирюлёво, нужно пояснить здесь, я понимаю, что люди, которые сейчас живут в Москве, для них Бирюлёво — это район Москвы, застроенный многоэтажными домами, район внутри МКАДа, долгое время он такой был несколько отделённый от основной Москвы одной железной дорогой, другой, промзонами, но всё равно это большой-большой район Москвы. А времена, о которых мы говорим: 50-е, 60-е годы, сначала это посёлок Бирюлёво, если посмотреть на фотографии, скажем, на портале PastVu, мы увидим, что Бирюлёвский храм, вот уже из сторожки перестроенный, он всё ещё стоит посреди остатков деревенских домов, невысоких бараков, там нет вот этого вот города, который сейчас со всех сторон его обступает. Более того, он сейчас даже во дворе дома стоит, и этот храм, о котором мы говорим, и новый, построенный, они стоят внутри такого большого-большого комплекса домов.

И. Гарькавый:

— Да, интересно, но с 60-го года эта ситуация изменилась принципиально, когда была построена Московская кольцевая автодорога, и эта часть Подмосковья вошла в состав Москвы. И вот мне кажется, что из истории этого уже храма московского ещё один эпизод, который нельзя не вспомнить, хотя он относится совсем уже к недавнему прошлому, это 2008 год, мы как-то это вот немножко уже забыли, а помните, Москва так содрогнулась из-за сообщения о том, что 30 ноября 2008 года в этом храме была попытка теракта? У нас, к сожалению, это не то чтобы уникальная ситуация, но вот расскажите, Марина, об этой истории.

М. Васильева:

— Да, потому что этот храм можно назвать трижды воскресшим. Вот именно в эту дату сектанты роднове́ры, они принесли сумку со взрывчаткой, причём они заранее посмотрели, когда бывает служба, принесли к этому времени, поставили около свечного ящика. В этот день читался акафист Николаю Чудотворцу, и служба немножко началась позже, и вот так вот по молитвам Николая Чудотворца взрыв произошёл в тот момент, когда верующие стояли на коленях, и осколки пролетели над их головами. При этом, когда пошёл дымок из этой сумки, одна из прихожанок, она стала ладошкой зачерпывать остатки святой воды и заливать эту сумку, и взрыв произошёл не на всю мощность, он был слабый.

И. Гарькавый:

— Ну да, там был запал, и была основная масса взрывного вещества, и, как потом говорили взрывотехники ФСБ: если бы взорвалась вся масса, то вообще от храма бы и от молящихся, скорее всего, ничего и не осталось, потому что язычники хорошо рассчитали мощность взрывного устройства, и действительно, это было чудо, потому что никто не погиб. Там женщина одна получила ранение, ещё несколько человек тоже были осколками ранены, но и храм устоял, и люди были спасены, это, конечно, чудо нашего времени, и всё это вот такая летопись истории, Алексей, мы видим, что всё это какая-то удивительная, уникальная, с одной стороны, а с другой стороны, общая для нас всех история.

А. Пичугин:

— Важно, конечно, что сейчас мы видим, что два храма рядом стоят, что есть и стоит, сохраняется тот храм, который впитал в себя эти исторические моменты, о которых мы говорим, это очень важно, очень хочется сохранить это, возможно, даже как-то законсервировать, музеефицировать, вот то, о чём мы тоже хотели бы сегодня поговорить.

М. Васильева:

— К сожалению, сейчас такая информация прошла об угрозе ликвидации вот этого храма с такой уникальной, героической буквальной историей. И прихожане храма радовались, когда начинали строить новое здание, но уже тогда опасались и переживали за свой любимый, такой тёплый намоленный деревянный храм, и переживают и сейчас.

И. Гарькавый:

— Это вообще большая проблема того, как мы, верующие люди, относимся к нашему историческому наследию.

А. Пичугин:

— Видите, я смотрю, что в разных храмах это решается очень по-разному. В Москве строятся храмы по «Программе-200», там она уже расширена была, но так вот в народе её называют в церковном «Программа-200». А рядом остаются часто стоять те храмы, в которых начиналась приходская жизнь, это по разным причинам важно, где-то там было временное здание было построено десять лет назад, и никакой ценности оно не несёт — ну, там не так важно, сохранили его или нет, но всё равно это начало, это первые труды общины, это возведение этого здания, это чья-то работа, это чьи-то силы потраченные. А здесь мы видим историю, здесь мы видим очень важную историю, которую мы переживали совсем недавно, нашу общую историю, здесь мы видим храм, созданный руками людей, которые жили в окрестных домах. Большинство из тех людей, которые это созидали, их уже нет, но это, безусловно, памятник их жизни, их вере, памятник, как вот мы говорим: «белые платочки спасли Церковь», как это сейчас просто говорить — «белые платочки спасли Церковь», но это памятник этим «белым платочкам», которые, невзирая ни на что, несли свою веру, несли свои копеечки, несли свои силы, молитвы, слёзы, и всё это вот так соединяется в историю Бирюлёвского храма, второго такого нет.

И. Гарькавый:

— Ночами строили, конечно. А вы знаете, вот интересный пример того, что вы сейчас упомянули: когда временный храм стоит рядом с новым каменным, но уже теперь на постоянной основе, как его спутник. Ведь у нас перед глазами храм Христа Спасителя, а рядом деревянная церковь Державной иконы Божьей Матери, которая, в общем-то, в этом смысле тоже теряет смысл, как архитектурный объект, потому что — ну вот когда рядом храм Христа Спасителя, то маленькая деревянная церквушка, она теряется, и даже не все, наверное, наши радиослушатели сейчас вспомнили о том, что этот храм находится вот так, совсем рядом, буквально в шаговой доступности от храма Христа Спасителя, но её было принято решение не разбирать, потому что это память о том, как храм Христа Спасителя возрождался. И я согласен абсолютно с Алексеем, что церковь в Бирюлёво — это очень важный для нас памятник той эпохе, которая вообще может остаться не задокументированной в нашей церковной исторической памяти, потому что, смотрите, складывается ситуация: есть 20-е, 30-е годы, годы «кавалерийской атаки на Церковь» , если цитировать Владимира Ильича. Действительно, там есть у нас своего рода памятники: это Бутовский полигон, это Сандармо́х, это ещё несколько объектов подобных, это следственные дела пострадавших, это воздвигнутые в память о них часовни, кресты, храмы и так далее. Потом другая эпоха, это уже наше время, а вот между этими двумя точками интересное время, которое почти никак не визуализировано, потому что — что можно рассказать предметно, показывая будущим поколениям, о церковной жизни, условно говоря, с 50-го года, даже с 43-го, до 88-го? Не так много можно показать, восстановленные монастыри, восстановленную Лавру, но там тоже новых строений было очень немного за это время. Вообще храмов в это время строилось очень мало по понятным причинам, некоторые удавалось возродить, но вот, собственно, след этого исторического периода в их архитектуре незначителен, поэтому Бирюлёвская церковь святителя Николая, я с Алексеем согласен, становится таким уникальным в масштабах всей нашей страны, не единственным, конечно, но одним из немногих памятников советской церковной архитектуры, архитектуры, которая развивалась не благодаря, а вопреки. Да, она вот такая скромная была, сейчас некоторые, наверное, наши с вами современники, они посмотрят на это церковное здание и скажут: «ну, какое-то убожество, вот какие-то тут деревянные колонны, какая-то тут масляная краска», но, вы знаете, если мы забудем этот исторический период, то у нас есть шанс столкнуться с его повторением в лице новых гонений, в лице новых каких-то пренебрежений, в лице нового кощунства, потому что Господь посылает нам историю для научения в том числе, и нам очень важно вот этот исторический этап представить, я бы ради этого только сохранил церковь святителя Николая в Бирюлёво, просто чтобы со всей страны, если угодно, туда привозить семинаристов, учащихся теологических факультетов, для того, чтобы они проходили через этот храм и смотрели, вот как Церковь выживала в обстановке хрущевских гонений в 50-е, 60-е годы...

А. Пичугин:

— ... про которые мы очень мало знаем.

И. Гарькавый:

— Да, очень мало знаем, потому что там у всех в памяти «красный террор», 37-й год, тут уже, действительно, нет таких потоков крови, но вот это изощрённое моральное насилие, о котором вы сегодня рассказывали, в том числе ссылаясь на документы Московского областного совета, Совета по делам религии, это же моральное насилие! Представляете, люди в сторожке на 70 квадратных метров молятся, а им говорят: «Нет, вам храма не положено, потому что вот обойдётесь этим, православные». И, конечно, то, как люди вышли из этой ситуации, как они построили церковь, как они её согрели, как они её обустроили, это дорогого стоит. Это исторический памятник.

А. Пичугин:

— Друзья, напомним, что в гостях у Светлого радио сегодня историк, краевед Игорь Гарькавый, краевед Марина Васильева, мы говорим про храм святителя Николая в Бирюлёво, и продолжим буквально через минуту, никуда не уходите.

А. Пичугин:

— Возвращаемся в студию Светлого радио. Друзья, напомню, что говорим мы сегодня о храме святителя Николая в Бирюлёво, это памятник, как Игорь выразился, «советской церковной архитектуре». Он, правда, был в 50-е годы расстроен из церковной сторожки, которая, правда, непонятно, когда была построена, но тоже, наверное, в промежуток между 20-ми и 50-ми годами. У нас в студии краевед Марина Васильева, историк, москвовед Игорь Гарькавый, я Алексей Пичугин, мы продолжаем говорить про храм в Бирюлёво, говорим о том, что, конечно, такие храмы, несмотря на то, что есть просторный, светлый рядом, необходимо сохранять, в любом случае музеефицировать, возможно, вот храм в Бирюлёво мог бы стать действительно таким первым храмом-музеем советского церковного быта, который обустроен внутри действующего храма. Марина, вы вот в конце прошлой части нашей программы все хотели что-то сказать, извините, мы вам так слова и не дали.

М. Васильева:

— Да я хотела дополнить, Алексей, ваши слова о потомках тех людей, которые отстаивали и строили свой храм — на самом деле, еще живы вот эти люди, и мне даже удалось побеседовать с внучкой Александра Протопопова, который как раз принимал активное участие в строительстве храма в 1924 году.

А. Пичугин:

— А, еще даже в 1924?

М. Васильева:

— Да, как раз он занимался сбором подписей и то, что писали прошения на имя святителя Патриарха Тихона и советским властям. И я беседовала с ее внучкой, и я думаю, что у жителей прихожан Бирюлёва уже где-то вот просто на генетическом уровне записана память о том, что свой храм любимый нужно отстаивать и бороться за него.

И. Гарькавый:

— Раз мы Протопопова вспомнили, Марина, а вы можете прокомментировать известную очень в Бирюлёво легенду о том, что храм этот был построен по разрешению, которое подписал сам лично Владимир Ильич Ленин?

М. Васильева:

— Да, это один из мифов.

А. Пичугин:

— Но очень живучий. Я помню, у Паламарчука в «Сорок сороков» он представлен, могу сейчас ошибаться, но даже не как миф, а как история, которая имеет какую-то реальную основу под собой.

И. Гарькавый:

— Там даже есть разные варианты этого мифа о том, что Ленин прятался будто...

А. Пичугин:

— Настоятель прятал, да, Ленина...

М. Васильева:

— Что первый настоятель ещё храма благоверного князя Александра Невского, будто бы он прятал Ленина, а зато потом, в эти годы, когда этот первый храм был закрыт, Ленин помог строительству нового. Но храм был закрыт первый в начале 1924 года, а Ленин уже умер и болел перед этим, поэтому здесь Ленин никак не мог помочь, если так логически помыслить.

И. Гарькавый:

— Скорее всего, и не хотел.

М. Васильева:

— Да.

А. Пичугин:

— Но тем не менее, мы таким образом погружаемся в пространство городских легенд, которые тоже формируют вот эту среду, а Москва, она полна легендами, далеко не всегда можно сразу понять, где вымысел, где правда, но, тем не менее, всё-таки московские легенды, много книг написано, они тоже формируют облик города, но мы-то как раз сейчас не про легенды, мы сейчас про реалии. И вот я просто всё время говорю про музеефикацию, потому что, мне кажется, это мог бы быть удивительный пример. Вот в храме Сергия Радонежского в Крапивниках, ну, не в храме, а рядом с храмом в Крапивенском переулке — музей «Советский союз: вера и люди», с которым Радио ВЕРА много сотрудничает, я там непосредственно принимаю участие в жизни этого музея, и мы там постарались сделать такую мемориальную квартиру советского верующего человека, где в интерьерах квартиры, обыкновенной квартиры 50-х годов, очень неприметно вписаны какие-то религиозные «маркеры», извините за такую терминологию, но это действительно не сразу бросается в глаза: вот где-то приоткрывается дверца шкафа, там иконы, вот здесь вот икона стоит явно, но тоже на неё сразу глаз не падает, и это действительно было у многих пожилых всё-таки, в первую очередь, людей, которые посещали храм в Бирюлёво, которые его сохраняли, которые его строили, вот их квартиры, может быть, в бараках бирюлёвских, может быть, кто-то ездил из Москвы, может быть, в их избах, но примерно плюс-минус вот выглядело похоже. Мы, конечно, постарались реконструировать городскую квартиру, но всё равно всё могло бы выглядеть примерно так, и вот Бирюлёвский храм мог бы стать прекрасным примером действующего храма, музея, в который вот такой верующий человек когда-то в те же самые 50-е, 60-е годы ходил, и одно дополняет другое, это очень важно, потому что мы должны сохранять эту память, у нас других примеров просто нет из того времени.

И. Гарькавый:

— Там уникальная ситуация, Алексей, вы знаете, в том смысле, что вот те иконы, о которых вы упомянули, которые когда-то, действительно, сберегались в комнатах, в квартирах местных жителей, может быть, и не совсем местных, они в этом храме стоят в «горках», вот в углах храма в западной его части монтированы такие «горки», это, может быть, не все наши даже слушатели знают — это вид мебели, где демонстрировалась посуда когда-то...

А. Пичугин:

— Это я представляю хорошо.

И. Гарькавый:

— И вот две такие интересные я обнаружил там горки, где просто стоят на полочках за стеклом маленькие иконы, вот эти иконы перенести в пространство каменного храма невозможно — в большом каменном храме, как ни странно, для этих маленьких личных икон, иногда очень простеньких, иногда даже каких-то самописных, ну, нет места. Это огромные проблемы, которые, к сожалению, мы уже теперь можем констатировать как наше катастрофическое упущение в масштабах всей Церкви, когда в 90-е годы стали строить храмы, открывать монастыри, люди несли в эти храмы и монастыри вот такие самодельные иконы, рукописные акафисты, и к сожалению, как мне многие священники с печалью теперь рассказывают, были там выделены в некоторых храмах специальные при входе лавочки или полочки, куда предлагалось людям все это складывать, это все приносилось, это все сжигалось, просто вот, понимаете, были сожжены тонны этих рукописных, уникальных экземпляров, этих самодельных артефактов, а ведь это все наша история. А вот теперь, когда мы рассказываем о том, как Церковь жила в церковное время, Прилепин или кто-нибудь подобный нам говорит: «Вот как все прекрасно было!» А было так, что невозможно Библию было купить, просто невозможно было купить. Когда была Олимпиада 1980 года, в некоторых храмах Москвы выдавались специальные экземпляры, которые клались на прилавок, но не продавались, потому что иностранцы должны были видеть, что будто бы Библия продается, а её не продавали обычным людям, понимаете? И вот люди переписывали от руки Евангелие, я нескольких людей знаю, которые вот так, полностью переписали четвероевангелие, акафисты молитвословы, это наша культура.

А. Пичугин:

— Да, мой товарищ, уходя в армию, в 84-м году переписал Евангелие от Иоанна и взял с собой.

И. Гарькавый:

— Понимаете, и вот теперь, если мы не сохраним это в интерьере подобных храмов Бирюлёвскому, то мы потеряем целый пласт церковной памяти, потому что память, она нуждается в интерьере, ей нужен фон, ей нужен контекст. Если мы будем рассказывать об исповедниках веры 50-х, 60-х годов, то мы не сможем подобрать интерьеры, ну, может быть, музейные, музеи-реконструкции квартиры, в том большом музее памяти исповедничества, который планируется создать на Бутовском полигоне, у нас тоже предполагаются реконструкции пространства и домашних храмов, например, тайного храма отца Глеба Каледы...

А. Пичугин:

— ... но это уже будет реконструкция.

И. Гарькавый:

— Но это будет реконструкция, а здесь живое пространство, которое вот пока можно просто взять и сохранить для будущего, просто как часть той эпохи.

А. Пичугин:

— Я считаю, что Андрей Битов придумал в свое время гениальный термин, назвал рассказ таким образом: «Человек в пейзаже», и вот это можно применить к очень разным вещам. Я, например, когда вожу где-то экскурсии, если речь идёт о Золотом кольце, о Суздале, о городах, где есть музей деревянного зодчества, рассказывая про тот или иной храм, я всё время говорю, вот вспоминаю этот термин «человек в пейзаже». Понятно, что там речь у Битова шла про конкретного человека, жившего в конкретном месте, в Коломенском, в Москве, а здесь я просто всегда обращаю внимание, что «вот, там Никольская церковь из села Глотово, она, конечно, в идеале должна стоять в Глотово и смотреться она будет не так, как она стоит в Суздальском Кремле, а будет смотреться так, как её задумали те, кто её ставил вот именно на этом месте, в селе Глотово, но нет уже того села Глотово и нет уже тех мест, откуда они все свезены и их сохранили», а здесь место осталось — да, оно перестроено много раз, да, здесь уже многоэтажные дома, а не маленький посёлок Бирюлёво рядом со станцией «Бирюлёво-Товарная», но всё равно место осталось, и место ему вот оно, и он настоящий, тёплый, тот храм, где горки, иконы, где стоит тот престол, возле которого молились священники, которые рисковали, пусть не жизнью, но рисковали карьерой, репутацией, служением, регистрацией, чем угодно, люди, которые к ним приходили, это всё судьбы и судьбы, это не просто учреждение, это живой храм, который пронёс в себе людей через десятилетия, и люди его пронесли.

И. Гарькавый:

— Да, очень важно, кстати, было бы сохранить, может быть, даже записать хор, потому что постепенно сменяются поколения, вот там есть у вас ведь хор такой, который ещё поёт так, как пели 20-30 лет назад, а сейчас современные православные учебные заведения выпускают прекрасных регентов, прекрасных певчих, но это унификация, это уже там где-то один композитор, где-то другой композитор, а здесь ещё есть случаи, когда передаются вот эти напевы местные, вот очень хорошо было бы это записать, потому что если вот эта мысль о том, что в этом храме когда-то будет музей, она будет осуществлена, то этому музею потребуется ещё и звуковое оформление, и это должна быть запись пения народного хора, может быть, такие записи были, кстати, сделаны раньше, надо обязательно это поискать. И вот соединение храма, помните, ещё Флоренский ввёл понятие храма как синтеза искусств, вот как синтез искусств, но для конкретной исторической эпохи: иконы того времени, интерьеры того времени, архитектура того времени вот эта вот самодельная, и одновременно пение того времени в совокупности с документами — это вот и есть то, что может стать вполне будущим музеем, как бы это дальше не оформлялось и не развивалось в какое-то там пространство образовательное или что-нибудь ещё. Музей сейчас — это живые пространства, это не просто мёртвые стены, это обязательно пространство для какого-то общения, для каких-то просветительских мероприятий.

А. Пичугин:

— Но здесь живое пространство с храмом, молитвой, со службами, которые здесь вполне...

И. Гарькавый:

— Нет, есть два варианта: есть вариант сохранения храма как храма, есть вариант, наверное, сохранения его интерьера, но превращение в какое-то уже музейное пространство отделённое от постоянных современных богослужений, но это всё будут, наверное, рассматривать те люди, которые возьмут на себя ответственность за судьбу этого уникального памятника нашей церковной истории в будущем.

А. Пичугин:

— Напомним, друзья, что сегодня мы говорим о храме святителя Николая в Бирюлёве. Игорь Гарькавый, историк, москвовед и краевед Марина Васильева у нас в гостях, и напомним, что храм в Бирюлёво — это такое, по нашему мнению, уникальное место для Москвы, для церковной истории нашей страны, поскольку он был построен в советские годы, в 50-е годы усилиями общины, причём самовольно — ну, там закрыли глаза на то, что они проводят службы в церковной сторожке, которая не сгорела, но в общем и целом это фактически самострой. А вот интересно, я даже не знаю, он как-то был зарегистрирован в своё время, в те годы, как храм, вот переход этот, был ли он зафиксирован?

И. Гарькавый:

— Надо ещё посмотреть, ещё пока документы не все обнаружены, но, конечно, позднее вся регистрация уже была. Я думаю, когда закончились хрущёвские гонения, в брежневскую эпоху просто уже... Тут ещё важный момент: шло переоформление, ведь это было Подмосковье, тут уже Москва пришла. Наверное, каким-то образом это всё повлияло.

А. Пичугин:

— Там и там был вечный Тру́шин, уполномоченный с 40-х по 84-й год, и я даже не знаю, как его судьба дальше сложилась.

И. Гарькавый:

— Ну, линия партии менялась.

А. Пичугин:

— Да, Трушин после войны, я слушал чудесный доклад одного церковного историка, он у нас бывал неоднократно, Вадим Вадимович Никонов, про то, как Трушин ездил после войны по этим приходам, собирал прошения об открытии храма, удовлетворялись они или не удовлетворялись, это другое дело, но вот он ездил, да. И в Бирюлёво наверняка он тоже приезжал, ну, просто потому, что это такое знаковое место было, хотя вот что мы там про Бирюлёво знаем, вот спросить у человека: ну, Бирюлёво, да, район Москвы, недалеко от МКАДа, теперь транспортная доступность лучше стала. Это ведь ещё, вы знаете, к локальной истории, которая очень важна и из которой рождается очень часто глобальная история, почему мы ставим памятники всегда каким-то людям всероссийски известного масштаба и очень редко ставим памятники людям, которые своей жизнью прославили то или иное место? Вот взять, я не знаю там, вот в Бирюлёво можно взять и поставить памятник настоятелю храма отцу Василию. А можно отцу Василию Кана́рдову, обязательно надо. А ещё я имею ввиду священника, который с 56-го по 89-й год был настоятелем храма...

М. Васильева:

— Отец Василий Моисеев.

А. Пичугин:

— Отец Василий Моисеев, да, спасибо большое, к которому шли все эти люди, который вот вёл их через эти годы.

И. Гарькавый:

— Конечно, это всё возможно. Я думаю, что тут ещё важный момент, Алексей: то, что вы затронули создание локальной идентичности. Бирюлёво не самый благополучный район Москвы, сейчас ситуация меняется в лучшую сторону, но мы помним события недавнего прошлого, которые всколыхнули и всю столицу, и не только, и вот часто спрашивают: «а как вот вообще в таких местах создавать как бы локальную идентичность, как людям объяснять, что вот здесь есть какие-то культурные традиции, корни?» А как это объяснишь, если у тебя не будет памятников? Вот как объяснить, что православие в Бирюлёво имеет корни? Советская власть не оставила ничего от того, что там было до 1924 года, понимаете? И всё, вот единственное, что осталось от православия в Бирюлёво, вы сказали справедливо, что там есть ещё другие храмы, а вот «Бирюлёво-Товарная», вот эта часть, там только храм святителя Николая и всё.

А. Пичугин:

— Интересно, что такие места появляются там вопреки, может быть: на Бауманской совершенно недавно возник Дурылинский сквер, вы его ни на одной карте не найдёте, но возле дома, где когда-то стоял дом, в котором родился священник Сергий Дурылин, скверик совсем небольшой, и при входе в сквер — табличка, которая повествует о кратких вехах жизни Дурылина, он там изображён, в рясе, с крестом, там какие-то выдержки из знаменитого его произведения «В родном углу». Его нет на карте, он не называется «Дурылинский сквер», но вот есть Дурылинский сквер в Москве, то есть вот всё-таки такие места появляются, это очень приятно.

М. Васильева:

— Я хотела дополнить, что в ГА РФ (Государственный архив Российской Федерации) я видела учётную карточку этого храма, потому что в 62-м году все культовые здания подлежали учёту, и вот там как раз все основные данные о храме содержатся, что вот площадь 200 квадратных метров, что вместимость 500 человек, об имуществе, но всё это называется всё равно «молитвенным домом». И если можно, я хотела бы об отце Василии Моисееве дополнить, ведь он не только взял на себя вот эту смелость и риск расстраивать храм, но он ещё сумел выхлопотать разрешения, когда уничтожалось Бирюлёвское кладбище, то там как раз были дорогие могилы матушки Серафимы, потом Николая Перехвальского и его супруги и ещё там несколько дорогих могил, он сумел выхлопотать разрешения, и вот эти могилы были перенесены на территорию храма. И вот как раз тогда, это был 1977 год, оказалось, что одежда матушки Серафимы полностью сохранилась, мощи нетленны, единственное, что у неё из руки выпал кипарисовый крест, и священник, который очень много лет служил в этом храме, отец Алексей Байко́в, митрофорный протоиерей, он аккуратненько поправил ей этот крест и вот перезахоронили её на территории храма.

А. Пичугин:

— В общем и целом, время у нас уже подходит к концу постепенно, подводя итог, что мы хотели сказать? Мы хотели сказать, что крайне важно сохранять память. Мы очень часто в наших программах говорим о трудной памяти. Действительно, память о 50-х, 60-х годах, она как трудная, для многих людей это было там светлое время «оттепели», юности, молодости, у нас очень много хороших фильмов и книг из этой эпохи, где нет тёмных сторон, которые, безусловно, были, которые, безусловно, сложные, трудные, и о них не всегда хочется помнить. История нашей церкви в XX веке, она всегда проходила через эти трудные страницы, вот я не знаю периода в XX веке, когда Церкви жилось хорошо: про 90-е годы говорят и свободу — были свои проблемы и трудности. 50-е годы — вот только сейчас церковные историки начинают постепенно переходить от таких хорошо изученных 20-х, 30-х, много документов закрыты, огромное количество персон, личностей, они не установлены, их биографии не установлены, это всё будет постепенно происходить, но церковная история движется дальше, вот сейчас активно осваиваются 40-е годы, новый курс, изменение отношений. Потом будет такой, может быть, не очень охотный переход к хрущёвской кампании, о которой пока ещё говорят мало. Понятно, что и учебники есть, и монографии выходят, и документы открываются, но всё равно про хрущёвскую кампанию в целом говорят немного, и Бирюлёвский храм, который был построен в преддверии этой кампании, просуществовал всё её время, расстраивался, расширялся во времена антирелигиозной кампании Никиты Сергеевича, это яркий тому пример, что люди могли пробивать эту стену, у них была такая возможность очень сильно постараться. Конечно, вот храм этот — памятник, в любом случае он уже памятник. Спасибо большое. Друзья, напомню, что в гостях у нас сегодня были историк, москвовед Игорь Гарькавый, краевед Марина Васильева, я Алексей Пичугин, мы прощаемся, до новых встреч, всего доброго.

И. Гарькавый:

— Всего самого хорошего.

М. Васильева:

— Светлого вечера.


Все выпуски программы Светлый вечер

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем