Здравствуйте. С вами Алексей Дементьев.
В этой программе вы не услышите рассуждений профессионального киноведа. Я просто делюсь впечатлениями благодарного кинозрителя, регулярно пополняющего свою домашнюю видеоколлекцию. Это разговор о фильмах, которые посмотрев однажды время от времени пересматриваешь и каждый раз находишь для себя что-то новое. Итак, мотор.
«Замечая на своём пути забытых, заблудших детей, чтобы дать им другое будущее...»
В финале картины «Хористы» французского режиссёра Кристофа Барратье главный герой, подведя черту под очередным этапом в своей жизни, грустно подытожит: «Меня зовут Клеман Матьё. Я — неудавшийся музыкант и безработный воспитатель». Фраза, с которой вряд ли согласится неравнодушный зритель, наблюдавший за происходящим на экране. Не согласится — и будет прав.
Скромный учитель Клеман Матьё, отчаявшись найти работу, поступает на службу в закрытый интернат для трудных подростков. Мрачная обстановка, жесткая дисциплина и равнодушный персонал во главе со злобным директором напоминают скорее тюрьму, чем учреждение для перевоспитания детей. Не сложно быть «трудным» в такой обстановке. Но Матьё, благодаря чуткому сердцу, обнаруживает вокруг себя не преступников, а лишь одиноких сирот, обделённых любовью и вниманием. Закрывая глаза на детские шалости, порой очень обидные, добродушный Матьё проявляет удивительное смирение. Он не только прощает воспитанников, но и пытается подружиться с ними.
Однажды мальчишки похищают портфель учителя, после чего Матьё решается на кардинальные меры. Будучи музыкантом, он придумывает оригинальный метод взаимодействия с воспитанниками. В принудительном порядке он назначает ребятам внеурочные хоровые занятия.
«Они поют не очень хорошо, но они поют. Неужели с этими мальчишка ничего нельзя сделать. А я поклялся никогда больше не доставать свои ноты. Никогда не говори „никогда“. Всегда можно начать с начала».
Матьё, вдохновлённый детским расположением, вновь берётся за нотную тетрадь. Занятие любимым делом помогает ему обрести веру в себя.
Осознавая свою значимость и ответственность за общее дело, дети удивительным образом преображаются. Как просто, оказывается, договориться с человеком, действуя с любовью и добротой. А личным примером и вовсе можно изменить чью-то жизнь. Та истина, которую так и не смог понять директор интерната — Рашен, властный и жестокий человек, уверенный в том, что агрессию можно подавлять лишь агрессией.
«Детское счастье слишком быстро забывается.
Золотистый свет горит не угасая…»
Все песни в фильме «Хористы» режиссёра Кристофа Барратье исполнил детский ансамбль колледжа Святого Марка в Лионе. Пронзительное пение детского хора побуждает сопереживать героям с особой силой. Не случайно автор музыки к фильму стал обладателем престижной премии Европейской Академии кино.
«Хористы» — трогательная кинолента, поучительная, христианская по духу, простая для понимания и наполненная тонким юмором. В кругу семьи, с друзьями, или наедине с собой этот фильм захочется пересматривать снова и снова.
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»