Имение Харакс получило свое название от римской крепости Харакс, располагавшейся на мысе Ай-Тодор во II–III веке. И сегодня можно осмотреть остатки древней крепости -- фундаменты помещений, использовавшихся в качестве казарм, жилых и хозяйственных построек, а также терм ( римских бань) — непременного атрибута жизни римского гражданина, остатки сторожевых башен и огромный бассейн, в котором хранилась питьевая вода.
В конце 60-х гг. XIX в. Великий князь Михаил Николаевич, последний сын Николая Первого, приобрел западную часть мыса Ай-Тодор. Через 30 лет его сын, Великий князь Георгий Михайлович, создал здесь свою летнюю резиденцию Харакс.
Дворец Харакс был построен выдающимся архитектором Красновым в 1905 году в стиле позднего модерна из местного известняка с применением мозаичной кладки. Архитектурный стиль фасадов един, но манера их исполнения разная. Очертания острых крыш из красной английской черепицы, элегантные формы и четкие пропорции здания в шотландском вкусе гармонично сочетаются с белоснежными зубцами горы Ай-Петри.
У Георгия Михайловича несколько раз гостила семья императора Николая II, который для строительства нового дворца в Ливадии тоже пригласил архитектора Краснова, по достоинству оценив его талант. Неоднократно гостил у Георгия Михайловича известный поэт Константин Константинович Романов (его племянница была женой Георгия Михайловича) вместе со своим многочисленным семейством. Многие его поэтические строки зарождались именно в «Хараксе».
Территория роскошного Харакского парка — одно из самых теплых мест на Южном берегу и поэтому здесь хорошо себя чувствуют теплолюбивые иноземные представители флоры. В парке насчитывается более 200 видов деревьев и кустарников, в том числе тис ягодный, кипарис, самшит, магнолия, лавр, османтус, зимоцвет. Все деревья были посажены одновременно с началом строительства имения.
В единство дворцово-паркового комплекса завершающим штрихом вписывается Харакская церковь Святой Нины, одна из самых последних построек имения. В данном храме Краснов умело сочетал два высокогорных стиля: грузинско-армянский и стиль шотландского горного замка.
В начале марта 1906 г. началось строительство храма святой Нины, к началу 1908 г. оно уже полностью завершилось, и церковь была так изящна и прекрасна, что сам архитектор считал храм равноапостольной Нины одной из лучших своих работ.
Церковь и звонницу Краснов расположил в отдалении от дворца на холме. Они как бы парили над Хараксом. К сожалению, не сохранилось самое главное украшение церкви - купол. Он был сложен из каменных плит в виде восьмигранного шатра, увенчанного каменным крестом. Поддерживал его также восьмигранный барабан в виде аркады с изумительным резным орнаментом, заимствованным из архитектуры Закавказья.
В 1993 году двери церкви равноапостольной Нины вновь открылись для прихожан.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема