Из окон аббатства святого Бенедикта в итальянском городке Помпоза доносилось пение. Там шли занятия музыкой. Урок вёл старший певчий хора — монах по имени Гвидо. Он пропевал строки церковного гимна, одну за другой. Остальные повторяли за ним. Хору нужно было запомнить мелодию со всеми её нюансами. Поэтому Гвидо пел очень терпеливо. Иногда братья ошибались, он поправлял их, и всё приходилось начинать сначала. Так — на слух — заучивали музыку в одиннадцатом веке. Почему? Да потому, что записывать на бумаге мелодию для целого хора в то время ещё не умели. Нотного письма попросту не существовало.
Заучивать музыку подобным образом было сложно. На занятия уходили долгие часы. Гвидо серьёзно переживал по этому поводу. Ведь получалось, что на распевки монахи тратили даже больше времени, чем на молитвы. Ситуацию нужно было исправлять. Сделать так, чтобы каждый сразу понимал, что и как ему нужно петь. Гвидо думал, искал разные способы. Он стал подсказывать хору высоту звуков с помощью движений руки — вверх или вниз, чтобы певцы могли быстро сориентироваться хотя бы в тональности. Однако монахи новшества не поняли. Да ещё и пожаловались аббату. Мол, где это видано, чтобы старший певчий руками, как мельница, размахивал. Аббат с монахами согласился, и наложил на новаторство строжайший запрет.
После этого Гвидо покинул аббатство. И через некоторое время неожиданно нашёл влиятельного единомышленника в лице Теодольда, епископа города Ареццо. Епископ пригласил монаха руководить монастырской капеллой — то есть, певчими. А кроме того, назначил начальником детского хора в школе при городском кафедральном соборе. Но самое главное — дал Гвидо полную свободу для воплощения его рационализаторских идей в музыке.
И вот на одно из занятий с хором Гвидо принёс лист бумаги. На нём были начерчены горизонтальные полосы. На них и между ними монах нарисовал квадратики. И подписал их буквами: ре, ми, фа, соль, ля. Значки Гвидо назвал нотами.
В таком виде его воспитанники из детского хора и певцы из капеллы удивительно легко схватывали мелодию. Как мы сегодня говорим — читали с листа. Не нужно было больше тратить время на изнурительные спевки с запоминанием на слух. А чтобы ученикам было ещё удобнее, Гвидо довёл до ума придуманную им ещё в аббатстве Помпозы особую систему управления хором с помощью движений руки. Впоследствии эта методика такое название и получила — «Гвидова рука». Эту технику по сей день используют преподаватели музыкальных школ. И именно она легла в основу дирижёрского мастерства.
Способ записи музыкальных произведений, который придумал итальянский монах Гвидо д’Ареццо — то есть, Гвидо из Ареццо, со временем распространился по всему миру. И сегодня сложно даже представить, что когда-то не существовало нот. В честь их изобретателя был назван известный международный конкурс исполнителей хоровой музыки, который ежегодно проходит на его родине, в Италии — «Конкурс хористов имени Гвидо д’ Ареццо».
При поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива — 2023»
Все выпуски программы Жизнь как служение
Белые платочки. Анна Леонтьева
Рассказывали друг другу о «белых платочках» — женщинах, которые через годы безбожия пронесли христианскую веру. О том, как это было нелегко и порою опасно. Моя подруга, теперь матушка, то есть жена священника, рассказала удивительную историю о своей сестре, Галине.
Матушка с сестрой родились в семье неверующей, с суровым отцом — офицером военно-морского флота. Галина, старшая сестра, восприняла веру от своей прабабушки и бабушки. Прабабушка была раскулаченная, обедневшая дворянка, и вера ее была — как выразилась очень точно матушка — обоснованной. То есть, подкрепленной знанием Священного Писания и истории.
Мне понравилось это слово! Галина тоже обрела именно такую, «обоснованную», веру, глубоко изучала историю, богословие. Поэтому могла говорить с людьми неверующими убедительно, многих обращала, иных вытаскивала из сект. Когда домой к ней приходили комсомольцы из института — с заданием вернуть девушку на путь истинный — то, посидев и поговорив с ней в коридоре, уходили обескураженные. Не находили аргументов.
Однажды Галя пошла выручать подругу из секты кришнаитов, и главный кришнаит долго разговаривал с ней, а после сказал так: «К нам в гости пришло православие!». Большое уважение чувствуется в этой фразе. Жертву секты отпустили.
А вот отец не принимал ничего православного, наказывал Галю за походы в церковь, поэтому будущая матушка и ее старшая сестра ходили в церковь тайно. После каждого причастия сестра старалась устроить младшей маленький праздник: погулять по парку в Москве, купить мороженое или воздушный шарик. Все это очень запомнилось будущей матушке, навсегда легло в душу, проросло живой горячей верой.
Отец говорил старшей дочери: «Покажи мне своего Бога — тогда и поверю!». Галя взяла очень мудрую тактику: рассказывала семье об истории монастырей, об их святых. Рассказы были такими захватывающими, что отец начал иногда ездить в монастыри, проверять информацию. Однажды он отправился — на экскурсию разумеется — в Киево-Печерскую Лавру. И впоследствии рассказывал вот что.
Шел он в темноте по пещерам Лавры, под темными сводами, а впереди него шла верующая женщина со свечой и прикладывалась к святыням. Отца же очень заинтересовали мощи одного святого монаха, которому было уже триста лет. Руки монаха были открыты, и видно было, что они нетленны. Отец именно этими руками заинтересовался, внимательно начал их рассматривать. И тут — по его словам — ему вдруг пришла яркая, ослепляющая мысль: «А может Бог и правда есть?». И следом за ней — другая: «Да просто наверное тут особый климат в этих пещерах, вот и сохраняется все!». С этими мыслями он догнал идущую впереди верующую женщину и начал ее расспрашивать. Много проговорили они о чудесах и подвигах подвизавшихся тут монахов, и уехал в Москву отец-офицер очень крепко задумавшись. И чудо постепенно подействовало: отец осознанно принял православие, и ушел из жизни уже твердо верующим человеком.
Еще очень запомнился рассказ матушки о том, как совсем маленькой ей и ее сестре разрешили ночевать в Троице Сергиевой Лавре, прямо на ковре, недалеко от раки с мощами преподобного Сергия Радонежского. Галина накрыла ее большим цветастым платком, и девочка заснула, а проснулась очень рано: монах тянулся над ней к лампаде, чтобы ее зажечь. «Этот монах в свете свечей показался мне огромным, под самый купол храма!» — улыбается матушка.
Сколько мужества, мудрости, терпения и любви в этих непридуманных, тонких рассказах! Обоснованная вера — спасибо за прекрасное слово, матушка! Нам всем есть к чему стремиться, ведь эти наши «белые платочки» донесли и передали свою веру нам. Живую, живую веру!
Автор: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Частное мнение
12 октября. О служении ближнему
В 10-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Никто не ищи своего, но каждый пользы другого».
О служении ближнему, — протоиерей Андрей Ефанов.
12 октября. О свободе во Христе
В 10-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает».
О свободе во Христе, — священник Павел Гумеров.