Гвидо д’Ареццо, известный как автор обучения певчих, сумел воплотить в музыке свои рационализаторские идеи, которые стали признанными во всем мире. Сегодня трудно представить, что когда-то не существовало нот, которые изобрел именно он.
Монах по имени Гвидо жил в одиннадцатом веке в Италии, где в городе Помпоза проводил уроки музыки в аббатстве святого Бенедикта. Нотного письма тогда не существовало, поэтому на уроки уходили долгие часы. Покинув аббатство после того, как придуманные им способы для исправления ситуации там не поддержали, Гвидо неожиданно нашел влиятельного единомышленника в лице Теодольда, епископа города Ареццо. Епископ пригласил монаха руководить монастырской капеллой и назначил начальником детского хора в школе при городском кафедральном соборе. Именно там Гвидо придумал ноты.
Что такое «Гвидова рука» и как она связана с дирижерским искусством? И какой международный конкурс назван в честь Гвидо?

Из окон аббатства святого Бенедикта в итальянском городке Помпоза доносилось пение. Там шли занятия музыкой. Урок вёл старший певчий хора — монах по имени Гвидо. Он пропевал строки церковного гимна, одну за другой. Остальные повторяли за ним. Хору нужно было запомнить мелодию со всеми её нюансами. Поэтому Гвидо пел очень терпеливо. Иногда братья ошибались, он поправлял их, и всё приходилось начинать сначала. Так — на слух — заучивали музыку в одиннадцатом веке. Почему? Да потому, что записывать на бумаге мелодию для целого хора в то время ещё не умели. Нотного письма попросту не существовало.
Заучивать музыку подобным образом было сложно. На занятия уходили долгие часы. Гвидо серьёзно переживал по этому поводу. Ведь получалось, что на распевки монахи тратили даже больше времени, чем на молитвы. Ситуацию нужно было исправлять. Сделать так, чтобы каждый сразу понимал, что и как ему нужно петь. Гвидо думал, искал разные способы. Он стал подсказывать хору высоту звуков с помощью движений руки — вверх или вниз, чтобы певцы могли быстро сориентироваться хотя бы в тональности. Однако монахи новшества не поняли. Да ещё и пожаловались аббату. Мол, где это видано, чтобы старший певчий руками, как мельница, размахивал. Аббат с монахами согласился, и наложил на новаторство строжайший запрет.
После этого Гвидо покинул аббатство. И через некоторое время неожиданно нашёл влиятельного единомышленника в лице Теодольда, епископа города Ареццо. Епископ пригласил монаха руководить монастырской капеллой — то есть, певчими. А кроме того, назначил начальником детского хора в школе при городском кафедральном соборе. Но самое главное — дал Гвидо полную свободу для воплощения его рационализаторских идей в музыке.
И вот на одно из занятий с хором Гвидо принёс лист бумаги. На нём были начерчены горизонтальные полосы. На них и между ними монах нарисовал квадратики. И подписал их буквами: ре, ми, фа, соль, ля. Значки Гвидо назвал нотами.
В таком виде его воспитанники из детского хора и певцы из капеллы удивительно легко схватывали мелодию. Как мы сегодня говорим — читали с листа. Не нужно было больше тратить время на изнурительные спевки с запоминанием на слух. А чтобы ученикам было ещё удобнее, Гвидо довёл до ума придуманную им ещё в аббатстве Помпозы особую систему управления хором с помощью движений руки. Впоследствии эта методика такое название и получила — «Гвидова рука». Эту технику по сей день используют преподаватели музыкальных школ. И именно она легла в основу дирижёрского мастерства.
Способ записи музыкальных произведений, который придумал итальянский монах Гвидо д’Ареццо — то есть, Гвидо из Ареццо, со временем распространился по всему миру. И сегодня сложно даже представить, что когда-то не существовало нот. В честь их изобретателя был назван известный международный конкурс исполнителей хоровой музыки, который ежегодно проходит на его родине, в Италии — «Конкурс хористов имени Гвидо д’ Ареццо».
При поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива — 2023»
Все выпуски программы Жизнь как служение
Музей Патриарха Тихона в Донском монастыре
Для сердца каждого верующего человека образ Святителя Тихона Патриарха Московского и Всея Руси является примером любви, доброты, милосердия, мужества, бесстрашия, верности Русской Православной Церкви и России, веры в Бога. Мы можем прийти сегодня в Донской ставропигиальный мужской монастырь в будний день и увидеть много людей. Одни из них прогуливаются по территории обители, рассматривая памятники одного из самых значительных Некрополей, где упокоилось столько людей, послуживших своими дарованиями нашему Отечеству. Другие заходят в Большой и Малый Донской Соборы — приложиться к чудотворной Донской иконе Божией Матери и, чтобы постоять у мощей великого Патриарха и помолиться на месте его погребения. Он почил о Господе 7 апреля 1925 года. В Донской обители к 100-летию этого события был открыт мемориальный музей в домике, где Патриарх Тихон провел последние годы своей жизни, и где с 19 мая 1922 года по 27 июня 1923 года он пребывал под арестом. Мы приглашаем вас в этот музей, чтобы узнать о том, как это было. Узнать о том времени, когда Русская Православная Церковь силой воли и мужества ее Первосвятителя, помощью Божией нашему великому Патриарху, верностью многих и многих его духовных детей выстояла, и позволила нам сегодня жить и молиться, верить и любить.








Все выпуски программы Места и люди
Гилберт Честертон «Белая лошадь»: «Христианство в великом и малом»

Фото: PxHere
В 1910 году английский поэт, писатель и христианский мыслитель Гилберт Честертон написал поэму «Белая лошадь». Эту поэму в Первую Мировую брали на фронт солдаты, в ней находили утешение солдатские жёны и вдовы. Произведение — о соотношении большого и малого, очевидно важного и того, что порой воспринимается как второстепенное.
Сюжет произведения строится на борьбе англосаксонского короля Альфреда Великого с викингами-захватчиками. В начале поэмы Альфред, потерпевший поражение, скрывается с горсткой воинов в чаще, и тут ему является Божия Матерь со словами утешения. Вот как описывает Честертон Её голос:
«Он был голосом человека, но раздавался он словно с небес.
Он звучал так, словно скромная хижина внезапно взмыла к облакам.
Или бедный крестьянин, сидя у убогого очага
внезапно услыхал, как на соломенной его крыше, ликуя,
загремел колокольный звон».
Удивительное сочетание: убогий очаг, скромная хижина — и колокола, небеса. Но разве не так было в Вифлееме, когда в пещеру вместился сошедший с небес Бог? Та же парадоксальность, то же сочетание великого и малого пронизывает всё христианство. Преподобный Амвросий Оптинский, один из самых известных русских святых девятнадцатого столетия, говорил, что заповеди Божии не имеют дна, они глубоки и до конца непостижимы. И, с другой стороны, настолько эти заповеди просты и удобны для исполнения, что сохранить их способен и ребёнок.
В поэме «Белая лошадь» Честертон напоминает: великое часто соседствует с малым, и в самых будничных наших занятиях мы можем встретить Бога.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
16 октября. О жизни христианина

В 1-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова: «Живите достойно благовествования Христова».
О жизни христианина — священник Захарий Савельев.
Достойность жизни христианина сообразуется с текстом Священного Писания: «Будьте совершенны, как Отец ваш совершен». Нет предела совершенству для каждого из нас.
Каждый человек призван Богом к тому, чтобы в своей жизни следовать двум самым главным заповедям: «Возлюби Господа Бога твоего всем твоим сердцем и возлюби ближнего твоего». И в общем-то, даже десять заповедей, которые мы с вами знаем из Ветхого Завета, могут также быть распределены на те, которые относятся к Богу, и на те, которые относятся к человеку.
Ну и, безусловно, конечно, духовная жизнь — это единое пространство, поэтому и одни, и другие заповеди могут быть отнесены и к любви божественной, и к любви человеческой. Поэтому каждому человеку необходимо следить за своей совестью: обличает ли она его или нет. Многие из нас умрут с теми грехами, в которых каются сейчас при жизни. Но это не означает, что следование по этому пути нужно оставить и забыть его. Нет.
Каждому человеку необходимо следовать за Спасителем, каждому человеку необходимо бороться со своими грехами, своими страстями и, конечно, согласно словам апостола Павла, сообразовывать свою жизнь с благоствованием Христовым.
Все выпуски программы Актуальная тема