
Фото: Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
В день Вознесения Господня мы вспоминаем, что Сын Божий покинул землю. Но это вовсе не грустный праздник. Христос прощается со своими учениками и уходит к Отцу Небесному. Но нам не стоит огорчаться этому обстоятельству.
Хотя, даже апостолы, собравшиеся на Елеонской горе, не подозревали, что настал момент разлуки. Как рассказывает евангелист Лука, перед вознесением кто-то из учеников спросил Христа: «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» Словно Спаситель не говорил раньше, что «Царство моё не от мира сего».
Победа Христова над смертью — не способ доказать бесполезность любого оружия против Сына Божия, а чудо жертвенности и любви ко всему роду человеческому. Эта победа не была показной, Спаситель не явился после Воскресения на многолюдной площади Иерусалимского храма. Господу не нужно было, чтобы за ним следовали из страха перед его могуществом, он ждал доброй воли от человека. Он не пришёл ни к Пилату, ни к первосвященникам. Христос был с теми, кто в нём больше всех нуждался — к своим ученикам, чтобы довершить начатый труд. Он пообещал им перед своими Крестными муками: «Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас». И как пишет об этом евангелист Лука, ученики, увидев Вознесение Господне, действительно, радостные вернулись в Иерусалим.
Что же произошло за эти несколько минут, разделявших растерянность от того, что Новый Иерусалим не появится прямо сейчас, и радость от расставания с Учителем? Господь благословил учеников и благословляя возносился. Он показал апостолам, что самый главный их дом, самый строгий суд и самая ценная награда там — в доме Отца Небесного. Царство Божие теперь открыто для людей, Господь ждёт всех в обители Отца Своего — только теперь ученики поняли весь смысл этих слов Христа.
И последнее заверение в том, что люди не остались сиротами. О нём говорит евангелист Лука в «Деяниях святых апостолов». После восхождения Спасителя ученики увидели двух ангелов, которые сказали: «мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим». Это обещание Второго пришествия наполняло смыслом всё дальнейшее служение апостолов.
Выполняя Своё обещание «не оставить сиротами», Господь через десять дней после Вознесения послал апостолам Святого Духа. Теперь Он утешает человека, наполняет благодатью, даёт радость и надежду.
«Пребывает в Духе», — говорят в Церкви о том, кто находится в мире с Господом, чьи мысли чисты и ясны, а душа цельна. Кто ценит и любит любого другого за отблеск Божественного света, живущего в каждом. Кто этой деятельной любовью укрепляет и поддерживает ближнего. Мы не чувствуем богооставленности, потому что в мире действует Промысл Божий о каждом. Потому что есть искренняя сердечная молитва и добрые дела.
25 октября. О надежде на Бога

В 1-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Сами в себе имели приговор к смерти для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых».
О надежде на Бога — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Есть несколько видов надежды. Так, мы можем надеяться на себя, это называется самонадеянностью. Неустойчивость такой надежды состоит в том, что человек может недооценить или переоценить свои силы. И в том и в другом случае он не добьётся нужного результата.
Можно возлагать надежду на окружающих, но, как показывает опыт, такая надежда тоже бывает призрачной. Окружающие, сердца и намерения которых мы не очень хорошо знаем, могут подвести, а иногда и предать. Поэтому Священное Писание доносит до нас истину: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения».
В противоположность этому Библия призывает в Боге спасения: «Надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше». И в других местах: «На Тебя, Господи, уповаю, да не постыжусь вовек. Господи сил, блажен человек, уповающий на Тебя».
Об этом, собственно, и говорит апостол Павел, что, надеясь на Бога, воскрешающего мёртвых, мы избираем правильный путь своего поведения и обязательно получим положительный результат.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 октября. О трудах преподобного Симеона Нового Богослова

Сегодня 25 октября. Церковь чтит память преподобного Симеона Нового Богослова, отошедшего ко Господу в 1021 году на берегу Босфора.
О его трудах — протоиерей Максим Горожанкин.
Когда мы вспоминаем о преподобном Симеоне Новом Богослове, сразу на ум приходит сборник его творений — это слова и божественные гимны. Преподобный Симеон открывает для нас важную страницу православного богословия, богословия мистического, мистического познания Бога, таинственного постижения невидимого и непостижимого.
Огромную работу по переводу творений преподобного Симеона на русский язык провёл святитель Феофан Затворник и его ученик, иеромонах Пантелеимон. И когда мы берем в руки трёхтомник творений преподобного Симеона, мы можем благодарно вспомнить и святителя Феофана, и иеромонаха Пантелеимона, и, не боясь, будем прикасаться к письменному наследию преподобного Симеона, которое лишь на первый взгляд может показаться сложным и непонятным. Но если мы вникнем в него, то перед нами откроются необозримые горизонты сокровища святоотеческой письменности.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 октября. О почитании Иконы Божией Матери «Иерусалимская»
Сегодня 25 октября. Иконы Божией Матери «Иерусалимская».
О её почитании — священник Вадим Бондаренко.
Иерусалимский образ Богородицы тесно связан с историей нашей страны и прошёл вместе с ней самые знаковые этапы: крещение Руси, просвещение светом Христианства северных областей, централизацию российской государственности вокруг единого центра в Москве.
К сожалению, в один из важнейших моментов нашей истории, во время Первой Отечественной войны, когда французская армия ненадолго вошла в покинутую Москву, образ был бесследно утрачен. Сейчас на территории России известны списки с Иерусалимского образа Богородицы. Один из них находится и в нашем храме Иерусалимской иконы Божией Матери в Москве на улице Талалихина.
Каждую среду мы совершаем перед образом молебен с акафистом о всех нуждах и печалях, с которыми люди обращаются к нашей общей Утешительнице.
Все выпуски программы Актуальная тема







