
Фото: Олег Варов / Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Христианский календарь не всегда был таким, каким его знаем мы. Годичный круг праздников и постов складывался постепенно.
Долгое время праздники Вознесение и Троица — день сошествия на апостолов Святого Духа ещё не разносились между собой на десять дней. Эти события вместе вспоминали и чтили после Пасхи, карфагенский богослов Тертуллиан, живший во втором — третьем веках, называл это торжество общим словом — «радостнейший период».
В конце четвёртого века сложилась традиция двух праздничных дней — Вознесение Господне вспоминали на сороковой день после Пасхи, а Троицу чтили на пятидесятый. Таким образом, Вознесение всегда отмечается в четверг шестой недели после Пасхи.
Первое упоминание о том, как праздновали Вознесение, сохранилось в дневниках паломницы Эгерии. В четвёртом веке она побывала на Святой Земле и рассказала, что в Иерусалиме, на горе Елеон, с вершины которой вознёсся Спаситель, было несколько храмов. Один, Елеона, на месте пещеры, где Сын Божий проповедовал апостолам, другой, Имвомон, на самом месте Вознесения. Накануне праздника верующие собирались в Елеоне, а после вечерней и всенощной, уже под утро, поднимались на литургию к месту Вознесения.
Эти храмы не сохранились до наших дней, но похожая традиция осталась. Сейчас на месте Имвомона стоит часовня Вознесения Господня, построенная в двенадцатом веке, эпоху Крестовых походов. Земля принадлежит мусульманам и они берут плату с паломников. Православные священники могут служить здесь лишь раз в год, на праздник Вознесения Господня. Торжественное богослужение начинается накануне вечером. Во дворе рядом с часовней ставится походная церковь-палатка. Уже с полудня приходят верующие, чтобы помолиться у местной святыни — следа на камне, который по преданию принадлежит Сыну Божию. За два часа до заката, когда ослабевает зной, начинается вечерня. Богослужение совершает архиерей Иерусалимского патриархата вместе с греческими и русскими священниками. На службу стекаются русские богомольцы, греки, православные арабы.
После повечерия все направляются торжественным крестным ходом на северную вершину Елеона, где находится греческий монастырь в честь Двенадцати апостолов. По преданию на этом месте Воскресший Спаситель явился ученикам перед Своим Вознесением. На улицах уже темно, поэтому верующие идут с горящими свечами и светильниками. Река огня и света течёт по улицам Елеона совсем как в первые века христианства.
Традиция крестных ходов в день Вознесения есть во многих православных странах. Например, в Сербии к празднику Вознесения Господня приурочено торжество Крестной славы Белграда, своеобразный духовный день города. Проходят крестные ходы и в российских монастырях, приходах и благочиниях.
И пусть над головами богомольцев не жаркое небо Елеона, но по словам святителя Луки Войно-Ясенецкого важно «сердца свои устремить к небу вслед за Ним, ибо и нам надлежит вознестись за Ним на небо».
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер