
Фото: Сергей Власов / Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Довольно часто от критиков христианства можно слышать, что вера принижает человека, неодобрительно отзывается о том, что сопутствует телесности. Ответом может служить праздник Вознесения Господня, и вот почему.
Не стоит путать преодоление телесности с её презрением. Действительно, в христианской антропологии существует иерархия: дух главенствует над телом. Её нарушение ведёт к искажению человеческой личности, самого замысла о человеке. Да, тело несовершенно, его можно и нужно ограничивать. Но Творец освятил и преобразил человеческую природу.
Господь воплотился от Девы Марии. Он претерпел страдания в полной мере, и Божественная природа не уменьшила Его боль и скорбь. Так же во плоти состоялось и Воскресение Христово.
После Воскресения Господь не раз являлся Своим ученикам. В Евангелиях перечисляются самые важные эпизоды: встреча Христа с Марией Магдалиной и женами-мироносицами, путешествие Сына Божия вместе с Лукой и Клеопой в селение Эммаус; совместная трапеза, уверение апостола Фомы, ловля рыбы с семью учениками на Тивериадском озере.
Спаситель показал учениками свои раны, призвал их дотронуться и убедиться, что Он всё тот же. Господь ел вместе с апостолами их пищу. Сын Божий сказал «блаженны невидевшие и уверовавшие», но не в укор ученикам. Ему было необходимо, чтобы у апостолов рассеялось всяческое недоумение, чтобы они доподлинно понимали происходящее. Потому что в этом же человеческом естестве Христос взошёл к Отцу Небесному.
Митрополит Сурожский Антоний описывает смысл произошедшего так: «теперь мы... смотрим и видим, что в сердцевине, в самых глубинах тайны Святой Троицы — человек... Человечество наше теперь покоится в недрах Господних. Разве не можем мы об этом ликовать?!»
Святитель Иоанн Златоуст восклицает:
«Мы были изгнаны из рая, а введены в небо; мы были осуждены на смерть, но даровано нам бессмертие; мы навлекли на себя неблаговоление и были отринуты, а теперь удостоены имени чад Божиих, и не только чад, но и... сонаследников Христовых».
Евангелист Марк, говоря о Вознесении, упоминает, что Христос «воссел одесную Бога». Этот образ не стоит понимать буквально. Его смысл проясняется из исторического контекста. Почётное место по правую руку от царя всегда принадлежало соправителю, тому, кто разделяет власть. То есть Христос во всей своей полноте, Божественной и человеческой, обрёл власть над всем миром.
Спаситель показал апостолам, что телесность не может помешать жить праведно, воскреснуть и вознестись к Отцу Небесному. Возможность человека повторить этот путь зависит лишь от состояния его души и духа, от мыслей и устремлений. Но главное — не расходятся ли возвышенные идеалы с делами, делает ли человек добро, преобразует ли его любовь окружающий мир.
15 сентября. О примере глубокой веры

В 5-й главе Евангелия от Марка есть слова кровоточивой женщины о Христе: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею».
О примере глубокой веры — игумен Назарий (Рыпин).
Перед нами трагедия человеческой жизни, потому что эта женщина не могла много лет исцелиться. По закону, она не имела права в этом состоянии никому прикасаться, хотя эта кровь была уже не тем очищением, которое происходит циклично в жизни каждой женщины в определённом возрасте, репродуктивном, а было уже именно болезненно с течением крови, как рана кровоточит.
И поэтому она, конечно же, в несколько ином состоянии была, но всё равно, по закону, она не имела права прикасаться ни к кому. Но здесь она, видя перед собой Спасителя и имея глубокую веру, сама себе сказала, что «если только прикоснусь, то выздоровею». И именно поэтому она прикасается ко Христу.
И Господь свидетельствует об этой вере её, когда Он увидел, то есть почувствовал силу, исшедшую из Него, как сказано в Евангелии, стал оглядываться для того, чтобы её веру объявить перед другими. Не потому, что Он не знал, кто это, Он прекрасно знал, но Он это сделал с тем, чтобы она стала видна и известна всем, как в пример и апостолам, и окружавшим его людям.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности

Во 2-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа».
О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности — игумен Лука (Степанов).
Для ветхозаветного человека было очень важно понятие праведности. Эта праведность достигалась, по их убеждению, исполнением божественных повелений. Те установления, заветы, которые были заключены Богом с Израилем, были облечены в определённые запреты или предписания. И от исполнения их и надеялись иудеи получить свидетельство своей праведности и принадлежности к богоизбранному народу и к вечному царству грядущего Мессии.
А вот новозаветные времена объявляют другой закон праведности. Не могли ни ветхозаветные жертвы животных, ни наблюдение каких-либо дней, когда надлежало что-либо делать или чего-либо не делать, сообщить душе святость. И является эта возможность только во Христе Спасителе.
Вера во Христа и благодать, даруемая Им Его ученикам и верующим в Него, оказывается способной к преображению человека и, таким образом, сообщению ему подлинной праведности. Потому и слова апостола Павла отсекают, как уже бесполезные дела закона, и утверждают необходимым для человека веру в Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О почитании Калужской Иконы Божией Матери

Сегодня 15 сентября. День памяти Калужской Иконы Божией Матери.
О её почитании — священник Захарий Савельев.
Пресвятая Богородица изображена в момент чтения. И действительно, это особенный образ Божией Матери, ведь даже на этой иконе виден процесс чтения. И, в общем, этот образ являет собой наказ читать, наказ просвещаться и, самое главное, конечно же, молиться. То есть такое чудотворное изображение Престо-Богородицы учит нас и труду, и молитве.
В наше непростое время образ Престо-Богородицы посетил всю Калужскую землю. В самые тяжёлые моменты истории нашего государства этот образ защищал калужан. Это случалось и во время 1812 года. Во время холеры в конце XIX века этот образ Божией Матери также избавил Калугу от этого страшного поветрия.
И в наше сегодняшнее непростое время также Пресвятая Богородица своим молитвенным заступничеством и чудом, явленным в этом иконографическом изображении, не оставляет верующие сердца и, опять же, призывает нас всех молиться, трудиться и просвещаться.
Все выпуски программы Актуальная тема