
Я с детства боялась грозы, почему — не знаю. Особенно, если раскаты грома раздавались совсем рядом. Смешно признаться, однажды я даже под кровать забилась, взрослая женщина. Зажмурилась изо всех сил и зажала ладонями уши. Гроза была сильная. Молнии, казалось, били в наш балкон, а дома я находилась одна. Навыка молитвы не было, я даже в церковь не ходила ещё.
Страх этот прошел в один момент. Мы с маленьким сыном лежали в больнице в одной палате с юной мамой Дашей и ее крохотным сыночком. Наши дети болели тяжело, но моя восемнадцатилетняя соседка по палате и подруга по несчастью относилась к ситуации гораздо спокойнее, чем я. «Поболеют и выздоровеют — а как же?» — говорила она.
И вот началась гроза. Мне стало очень неуютно, а Даша рассказала, как однажды ей пришлось во время грозы идти одной через поле. «Сначала мне стало страшно, а потом я подумала: ну, гром, явление природы. Бог мне недавно сына дал, так неужели оставит мальчишку сиротой?»
Сказано это было простодушно, но я была удивлена ходом мысли женщины, которая моложе меня лет на пятнадцать. Даша просто поразила меня своей простой логикой и безусловным доверием Творцу.
При том, что гром — естественное природное явление, сильный звук, возникающий в воздушных массах при прохождении через них электрического разряда, он не может оставить равнодушным человека, способного в любом явлении или жизненном событии видеть повод к размышлению о вещах духовных. В Библии, о чём я узнала много позже, гром выступает как образ гнева Божия и величия, всемогущества Творца.
Так, например, в двадцать восьмом псалме царя Давида есть такие строки: «Бог славы возгремел. Глас Господень силен, глас Господень величествен. Он высекает пламень огня, сокрушает кедры, кедры Ливанские. Потрясает пустыню».
А страх мой перед грозой ушёл навсегда. Ведь я и в церковь хожу уже давно, а от участия в богослужениях, в таинствах меняется внутренняя оптика, настрой души.
Вот и совсем недавно с восхищением любовались мы со взрослым уже сыном великолепной грозой. Сквозь оконные стёкла доносились до нас мощные раскаты грома, сверкали молнии, ливень обрушился на землю буквально стеной. И воспринималось это как знак присутствия Божия, близости Его и силы. И хотелось благоговейно восклицать вслед за любимым учеником Христа: «Ей, гряди, Господи!»
И не страшно было ни капельки. Не только потому, что мы в доме были. А потому, что бояться-то нужно греха, что от Бога нас отдаляет, и больше ничего.
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение
«Путь к священству». Священник Кирилл Беляев

У нас в гостях был клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери в Троицке священник Кирилл Беляев.
Наш гость расскажет о своем пути к священническому служению через сомнения и поиски и почему он не сразу решился пойти по стопам своего отца-священника.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Помощь людям с зависимостями». Игумен Иона (Займовский)
Гостем программы «Делатели» был руководитель программы помощи зависимым «Метанойя» при Свято-Даниловом монастыре в Москве игумен Иона (Займовский).
Наш гость рассказал, почему он стал заниматься помощью людям с зависимостями, по каким признакам можно определить, что проблема есть, почему важно помогать не только зависимому человеку, но и его родственникам, а также какую роль в исцелении от зависимостей играет духовная поддержка.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.