
Фото: Mikhail Pavstyuk / Unsplash
Признаюсь и покаюсь, друзья. Если бы книгу о самом, как мне казалось, скучном, точнее, о самом «книжном» поэте «Серебряного века» не написал бы — скажу по-домашнему — Гриша Зобин: славный поэт и человек, мой друг и коллега по Государственному литературному музею (а мы ещё были прихожанами одного храма), — я её внимательно читать бы сейчас не стал.
Ну, просмотрел бы, конечно, и — отложил на потом, скорее всего.
А тут позвонил выдающийся наш поэт Юрий Кублановский, — ему эту книгу тоже подарили, и горячо расхвалил её, и расспрашивал меня об авторе. И я, скрепя сердце, начал читать. На 8-й странице говорилось о маме Вячеслава Иванова...
«...Главной книгой для неё всегда оставалась Библия. Вера Александры Дмитриевны была живой и горячей, простой и сердечной. Каждый день она со слезами читала Псалтирь. Вспоминая о матери, сын отмечал её мистическую одарённость и вместе с тем трезвость и проницательность ума. Предмет особой гордости этой незаурядной женщины составляло то, что она родилась 19 февраля 1824 года. День, когда ей исполнилось 37 лет, принёс долгожданную свободу миллионам русских людей — был провозглашён Манифест об уничтожении крепостного права. К Царю‑Освободителю Александра Дмитриевна относилась с глубоким благоговением, гордилась тем, что была его тёзкой. В поэме „Младенчество“ портрет матери будет словно бы весь пронизан светом и теплом, как одно из самых прекрасных воспоминаний детства.
...Но в тишине сердечных дум
Те образы ей были сладки,
Где в сретенье лучам Христа
Земная рдеет красота.
А девой русскою по праву
Назваться мать моя могла:
Похожа поступью на паву, —
Кровь с молоком, — она цвела
Так женственно‑благоуханно,
Как сердцу русскому желанно.
И косы тёмные до пят
Ей достигали. Говорят
Пустое всё про „долгий волос“:
Разумница была она —
И „Несмеяной“ прозвана.
К тому ж имела дивный голос:
„В театре ждали б вас венки“ —
Так сетовали знатоки.
Именно такой женщине с её необычайно одарённой натурой, богатой внутренней жизнью и широтой интересов, впитавшей всё лучшее, что было разлито в самом воздухе XIX столетия, и выпало на долю сделаться матерью одного из крупнейших русских поэтов Серебряного, да и всего ХХ века...»
Из книги Григория Зобина «Вячеслав Иванов. Путь жизни» нам читал автор.
Надо ли говорить, что я открыл для себя поэта Вячеслава Иванова? Открыл через любовь к нему — автора повествования о его жизни; книги неравнодушной, умой, сердечной и актуальной. Больше того, я со стыдом достал с дальней полки подаренную мне когда-то другую, увы, так и непрочитанную, книжку об Иванове — пера нашего великого филолога Сергея Сергеича Аверинцева. Но это иная история.
С вами был Павел Крючков и ещё чуть-чуть из книги Григория Зобина о поэте и учёном Вячеславе Иванове, из 298-й страницы; из прощания автора с героем:
«...Именно классической гимназии Россия была обязана тем широким слоем интеллигенции (не „профессиональных интеллигентов“, умеющих только протестовать и „делать революции“, а настоящих работников высокого умственного труда), к которому принадлежал и Вячеслав Иванов».
Все выпуски программы Закладка Павла Крючкова
«Сила церковной общины»
В этом выпуске своими светлыми историями о том, как члены церковной общины оказались для человека той важной поддержкой, которая была ему так нужна, поделились ведущие Радио ВЕРА Анна Леонтьева, Кира Лаврентьева, Марина Борисова, а также наш гость — клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин.
Ведущие: Анна Леонтьева, Кира Лаврентьева, Марина Борисова
Все выпуски программы Светлые истории
Храм Рождества Богородицы. Владикавказ

В южной части Владикавказа есть исторический район Осетинская слобода. Здесь на улице Рождественской, в пятистах метрах от набережной реки Терек, стоит старейшая церковь города. Храм посвящён Рождеству Пресвятой Богородицы. Он был основан в 1814 году. На тот момент Владикавказ представлял собой военную крепость у входа в Дарьяльское ущелье. Форт построили в 1784 году по указу царицы Екатерины Второй для защиты южных рубежей Российской империи.
За мощными стенами русского укрепления нашли защиту от соседних племён осетины, прежде обитавшие выше в горах. Это были потомки аланов — христианского народа, пострадавшего от монгольских завоевателей в тринадцатом столетии. За многие века горцы утратили церковные традиции. Вернуться к вере им помогли русские миссионеры. Именно они построили в Осетинской слободе церковь Рождества Богородицы — вначале деревянную, а спустя несколько лет — каменную.
В дальнейшем в среде осетинского народа появились свои просветители. Так, в 1862 году настоятелем храма Рождества Богородицы стал священник Аксо, а в русском произношении Алексий Колиев. Он заботился о том, чтобы соотечественники имели возможность изучать Священное Писание на родном языке. Важнейшей задачей отец Алексий считал развитие женского образования на Кавказе. Он говорил, что грамотная мать сможет прочитать Евангелие и передать Благую весть своим детям. На собственные средства священник организовал школу для девочек и сам преподавал в ней. Миссионер перевёл на осетинский язык многие молитвы и писал духовные стихи. При нём церковь Рождества Богородицы стала духовным центром Владикавказа.
В храме сложилась дружная община. Когда после революции 1917 года старинное здание собирались снести, прихожане встали на его защиту. Церковь удалось спасти. Многие годы в ней размещался музей. Героем экспозиции стал поэт Коста Хетагуров — основоположник осетинской литературы.
В 1993 году храм Рождества Богородицы вновь стал действующим. Сегодня под его сводами регулярно совершаются богослужения. Голубое здание стоит на возвышенности и золотой крест над шатровым куполом виден за несколько кварталов. Со смотровой площадки у церкви открывается потрясающий вид на Кавказские горы. Этой панорамой любовались и первые жители Владикавказа.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Собор Вознесения Господня. Йошкар-Ола

В центре Йошкар-Олы, неподалёку от набережной реки Малая Кокшага, стоит белокаменный Вознесенский собор — величественный, двухэтажный, с мощным куполом-сферой. Он радует глаз резным декором — кажется, что стены оплетены тонким кружевом. Собор возвели в 1756 году, город тогда назывался Царёвококшайском. Еще раньше на этом месте стоял небольшой деревянный храм, также освящённый в честь праздника Вознесения Господня.
Обе церкви были построены на средства местных купцов Пчелиных. Это семейство поселилось в Царёвококшайске на заре его основания, в конце шестнадцатого столетия. Русская крепость появилась тогда в непроходимых лесах на левом берегу Волги после присоединения к России Казанского ханства. Предприимчивые торговцы разбогатели, скупая у местных крестьян-марийцев зерно, хмель, мёд, пушнину, рыбу и отправляя товар в другие регионы. При этом купцы заботились о христианском просвещении язычников и не жалели денег на храмы.
Деревянную Вознесенскую церковь поставил над рекой Малая Кокшага Андрей Пчелин в конце семнадцатого века. Чуть позже он приобрёл для храма колокольню. Сохранился документ — купчая, в которой сказано, что Андрей Иванович заплатил монахам Мироносицкой пустыни за звонницу четыре рубля. Строение раскатали на брёвна, перевезли за двадцать верст в Царевококшайск и собрали возле храма Вознесения.
Когда же город стал прирастать каменной застройкой, сын Андрея Пчелина, Иван, выделил средства на строительство собора на месте деревянной церкви. Об этом меценате сохранилось немало противоречивых историй. В целом они укладываются в рассказ о разбойнике, который покаялся и послужил людям своим богатством. Иван Пчелин не только построил великолепный Вознесенский храм, но и устраивал на его территории в праздничные дни благотворительные обеды.
В храме Вознесения Господня с самого момента основания сложились традиции просвещения. Изначально здесь существовала небольшая воскресная школа, а к началу двадцатого века при соборе действовало уже несколько училищ и женская гимназия. Все эти образовательные учреждения оказались закрыты после революции 1917 года. Прекратились тогда и богослужения.
За годы советской власти здание изменилось до неузнаваемости. Когда храм вернули православным в 1992 году, потребовалось немало усилий для его восстановления. Но прихожане справились! Сегодня Вознесенский собор — украшение Йошкар-Олы и один из духовных центров города!
Все выпуски программы ПроСтранствия