Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Нередко, приходя в храм и начиная вести церковную жизнь, люди постепенно обретают не только знания, но и уверенность, что они могут учить других. Иногда это остаётся в рамках просто вежливой подсказки или даже просто готовности ответить на вопросы тех, кто совсем ничего не знает, иногда же приобретает формы учительства и обличения, которые при всей возможной правильности редко приносят добрый плод. Но что же делать, чтобы подобного избежать? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 22-й и 23-й глав Евангелия от Матфея, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
01 Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим
02 и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи;
03 итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают:
04 связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их;
05 все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих;
06 также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах
07 и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!
08 А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья;
09 и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах;
10 и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник - Христос.
11 Больший из вас да будет вам слуга:
12 ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится.
13 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете.
14 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение.
15 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.
16 Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен.
17 Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото?
18 Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен.
19 Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар?
20 Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем;
21 и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем;
22 и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем.
23 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.
24 Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!
25 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды.
26 Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их.
27 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты;
28 так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.
29 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников,
30 и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков;
31 таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков;
32 дополняйте же меру отцов ваших.
33 Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?
34 Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город;
35 да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником.
36 Истинно говорю вам, что всё сие придет на род сей.
37 Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!
38 Се, оставляется вам дом ваш пуст.
39 Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!
Помню, разговорился я как-то с одним знакомым священником, который рассказал мне о том, как менялось его восприятие себя и своего священства в течение жизни. Будучи молодым человеком, ещё до принятия сана, он увлёкся богословием. И если в области теории его увлечение никому особенно не вредило, в области практики оно привело к тому, что на любой жизненный вопрос у него всегда был готов формальный, правильный и чёткий ответ, который при этом совершенно не учитывал конкретных обстоятельств человеческой жизни. Впрочем, сам того не замечая, свои обстоятельства он учитывал всегда. В итоге для всех у него был готов так сказать железобетонный ответ, в то время как со своими слабостями и проблемами приходилось жить и договариваться, потому что деваться было некуда. И только став священником и начав всерьёз разбираться во всех сложностях жизненных ситуаций, он понял, что правила необходимо применять с умом. Не пренебрегая ими, но понимая, что каждый человек идёт к Богу своим путём, имея свой темперамент и свои трудности и к чему-то ещё не ощущая готовности. Понятное дело, что есть вещи однозначные, вроде супружеских измен или оккультизма, от которых отрекаться нужно сразу, но есть и те, в которых мы возрастаем постепенно.
В сегодняшнем евангельском чтении Христос предупреждает учеников об опасности фарисейского пути. Не будучи знакомы с обстоятельствами других людей, фарисеи были предельно строгими и требовательными к окружающим, при том, что свои недостатки всегда могли как-нибудь объяснить. То есть оправдавшись перед самими собой и прибавив к законам Божиим свои собственные толкования, они не сомневались в том, что могут учить жизни окружающих. И в своей самоуверенности фарисеи называли себя отцами, учителями, и наставниками, совершенно забывая о том, что единственный подлинный Отец, Учитель и Наставник с большой буквы для каждого человека — Бог. Зная гибельность подобной подмены, Спаситель запрещает ученикам воспринимать себя именно так и думать, что их собственные человеческие правила и требования можно приравнять к слову Божьему. Это не запрет бытовых обращений к учителю в школе, к родному отцу или даже отцу духовному, но запрет того, чтобы видеть в себе или в ком-либо другом источник мудрости, которым в конечном итоге для нас может быть только Бог.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееСтрастная седмица — это не только время особого молитвенного подвига, но и время размышлений. Сегодня можно задуматься над одним примечательным фактом из жизни Спасителя. Христос идёт на страдания не потому, что у Него случился конфликт с язычниками. Но потому, что против Него ополчились иудейское священство и другие ревнители иудейского благочестия. Задумайтесь об этом! На тот момент — это представители единственной на земле богодухновенной религии. Той религии, которую дал человеку Сам Бог. Той религии, которая являла людям доступную им на тот момент полноту Откровения о Творце. Почему же эти люди, которые посвятили свои жизни тому, чтобы дождаться Мессию, когда этот Самый Мессия приходит, восстают против Него? Только что мы услышали весьма объёмный отрывок, в котором рассказывается о целой череде столкновений Спасителя и религиозных лидеров еврейского народа. Все эти эпизоды говорят об одном: у Христа и Его оппонентов было разное отношение к Богу и религиозной традиции.
Ядром религиозной традиции иудеев является Тора, закон Моисея, а также писания пророков. Все эти священные тексты со временем обросли бесчисленным количеством комментариев, и уже эти комментарии наряду с самим законом и пророками стали рассматриваться как голос Бога. Неслучайно во времена Христа в ортодоксальном иудаизме сложилось такое представление, что Бог больше не говорит через Своих посланников, и всё, что осталось людям, — Его голос в тексте. А потому неслучайно иудейскую религию нередко называют религией книги. Книжные правила регламентировали духовную, семейную и социальную жизнь правоверного еврея. Буквально на каждый его шаг, даже, казалось бы, на самый нейтральный и незначительный, существовала скрупулёзная инструкция. Каждое даже бытовое действие можно было оценить как хорошее или плохое с точки зрения тщательности исполнения этой инструкции. Отсюда и странные вопросы, которые книжники и фарисеи постоянно задают Христу. Они хотят, чтобы Он вместе с ними увяз в богословской и юридической казуистике. И для них это жизненно важно. Они искренне боятся погрешить против традиции, которая хранится в бесконечных комментариях на священные тексты и сводах правил, где указывается, как правильно жить. Однако в их жизнях нет живого Бога. Творец превратился для них в священные свитки, растворился в ритуалах богослужения и формах обрядового благочестия. А духовная жизнь стала блужданием в этом лабиринте мёртвой буквы.
В ответ на это Христос и отвечает им, что Бог не есть Бог мёртвых, но живых. То есть Он Сам живой. Он Дух, который везде проникает и всё наполняет. И Он всегда говорит с человеком, если человек обращается к Нему. И на многие свои вопросы иудеи сами могли бы получить ответы, если бы научились сердечному разговору с Творцом. Если бы не цеплялись так судорожно за свою формальную казуистику.
Важно об этом помнить и нам. Христианство — не религия буквы, не религия книги. Это религия Духа. Наши священные тексты, наши правила, наши обряды — всего лишь Его отпечатки в истории. А потому наша духовная жизнь серьёзно пострадает, если мы не будем искать личного, молитвенного общения с Творцом. Ведь, как говорит апостол Павел, «буква убивает, Дух животворит». И не будем смущаться, что наш собственный голос слишком слаб и незначителен по сравнению с голосами святых, которые были до нас. Ведь Христос для того и стал человеком, для того и пострадал, для того и умалился, чтобы стать ближе ко всякому, даже самому немощному Своему ребёнку.
Читать далееТот, кто хотя бы немного интересовался изучением разных религий, не мог не заметить, что при всём многообразии существуют и общие места, например, универсальные символы — которые можно встретить практически в любой религиозной традиции. Одним их таких символов является — не поверите! — колесо.
Давайте послушаем отрывок из 1-й и 2-й глав книги пророка Иезекииля, где колёса — один из центральных символов. Этот отрывок читается сегодня в храмах за богослужением.
01 Такое было видение подобия славы Господней. Увидев это, я пал на лице свое, и слышал глас Глаголющего, и Он сказал мне: сын человеческий! стань на ноги твои, и Я буду говорить с тобою.
Почему именно колесо — в разных религиозных традициях — стало столь широко распространённым символом?
С колесом связан целый ряд очень важных идей. Прежде всего, колесо — солярный символ, указывающий на движение солнца и вообще планет. Всё в природе подчинено определённым ритмам, и эти ритмы — цикличны: всё движется по кругу. Ещё одна сторона — то, что колесо одновременно совмещает в себе идеи движения и покоя: обод находится в постоянном движении, но центр оси — неподвижен. Следующая сторона — о которой мы часто встречаем упоминание у святых отцов — то, что нижней частью колесо крепко опирается на землю, в то время как верхняя его часть — всё время обращена ввысь, к небу: в этом отцы видели образ правильного устроения жизни христианина — быть «крепко стоящим ногами на земле» — но при этом ум и сердце должны быть постоянно обращены не к житейским попечениям, а «зреть ввысь», к Небесам, к Богу.
Идея вращения — и соответственно, возвращения — ещё один важный аспект, который для многих религий стал центральным: всё — движется, но и всё — снова и снова возвращается «на круги своя». Однако для Иезекииля — в отличие от большинства восточных религий фатума — колёса, «исполненные очей», — вовсе не «главные действующие лица» невероятного по своему масштабу и грандиозности видения: они — лишь опора, основание для Того, Кто возвышается над всеми сводами из драгоценных камней; Того, Кого пророк именует «как бы подобием человека», вокруг которого — настолько сильное сияние, что сравнить его можно лишь с «огнём внутри огня», или, если говорить современным языком, «огнём в кубе». По единогласному истолкованию святых отцов, пророк в своём видении прозрел славу Сына Божия — Господа нашего Иисуса Христа, славу, в которой Он и пребывает после Своего Воплощения, Крестной смерти, Воскресения и Вознесения. За много веков до Боговоплощения пророк уже предвидел величие и славу Иисуса Христа — и то, что именно Он — центр и «ключ» ко всему мирозданию.
Сегодняшнее библейское чтение побуждает задуматься над тем, что только в христианстве мы встречаемся с очень важным утверждением: миром правит не какой-то безликий «закон» или «формула бытия», не безразличный «фатум» или «злой рок», не «хаос»: за всем, что происходит и в жизни каждого из нас, и в жизни всего мира — есть Живое, Сияющее лучами Своей Неземной Любви, Лицо! К нашему Богу можно и нужно обращаться, Он — слышит, Он — рядом, Он — никуда не исчезает, и каким бы бессмысленным и жестоким ни казалось порой происходящее с нами, мы, христиане, верим: силён Бог и из самого дна адова вывести любого, кто обращается к Нему!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееМожно ли познать Бога и как это сделать? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 1-й и 2-й глав книги пророка Иезекииля, который считается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
01 Такое было видение подобия славы Господней. Увидев это, я пал на лице свое, и слышал глас Глаголющего, и Он сказал мне: сын человеческий! стань на ноги твои, и Я буду говорить с тобою.
В только что прозвучавшем отрывке рассказывается о призвании пророка Иезекииля к пророческому служению. Он испытал очень высокие духовные переживания. Об этом красноречиво свидетельствуют те странные и удивительные образы, которыми наполнено видение. Мир, открывшийся Иезекиилю, не имеет ничего общего с нашей земной реальностью. Видение горнего мира вызвало у пророка священный трепет. Ощутив своё ничтожество и немощь, он падает ниц. Обращают на себя внимание два момента.
В конце описания удивительных существ, которые наполняют духовную сферу, Священное Писание резюмирует: «Такое было видение подобия славы Господней». Это очень важное и глубокое богословское утверждение. Человек не может видеть Бога, как говорится, лицом к лицу. Мы слишком ограничены и немощны. Для того, чтобы подчеркнуть эту непознаваемость Творца, Писание использует разные образы. Так, например, в рассказе о Моисее, величайшем пророке древности, Библия говорит, что ему удалось увидеть Бога лишь со спины. При помощи этой метафоры Писание указывает на ту гигантскую пропасть, которая пролегает между Творцом и Его творением. Или же Библия говорит, что Моисей беседует с Богом во мраке. Что это за мрак? Это наша неспособность до конца понять, Кто перед нами. У нас на это не хватает ни интеллектуального, ни эмоционального, ни духовного ресурса. Неслучайно в греческом языке слово Бог восходит к древнему корню со значением «бежать, убегать». Как только мы думаем, что нам удалось сформировать чёткое и окончательное понятие о том, кем является Бог по Своему существу, Творец мира тут же ускользает от нас. И мы понимаем, что всё совсем иначе. Бог постоянно превосходит все наши представления о Нём. А потому пророк Иезекииль видит не Самого Бога и даже не Его славу, но лишь подобие этой славы, её отблески, отражение.
Однако в следующем же эпизоде нам сообщается, что пророк слышит голос. И этот голос явно принадлежит Творцу. Это ещё одна глубочайшая богословская истина. С древнейших времен Бог взаимодействует с этим миром при помощи Своего Слова. Словом Он творит мир, Словом Он вершит суд, Словом Он общается со своими пророками. В этом мы видим величайшую тайну, которая скрыта от нашего ума. Ради Своего творения Неприступный Творец словно ограничивает Себя. Он вмещает Свою неприступную и необъятную славу в тесный сосуд нашей несовершенной человеческой речи. Христианские богословы называют эту тайну словом «кеносис», что означает «умаление, истощание». Бог будто перестаёт быть Богом. Но во всём становится подобным нам, чтобы открыть Свою волю. Это мы и видим в эпизоде с пророком Иезекиилем.
Своей кульминации это божественное истощание достигнет на Голгофе. Сын Божий, Которого ещё называют Божественное Слово, Логос, умалит Себя настолько, что станет человеком и умрёт на кресте ради всех нас. Так Творец спасает каждого из нас при помощи того Самого Слова, Которое в своём высоком духовном состоянии слышит пророк Иезекииль.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееВ только что прозвучавшем отрывке пророк Иезекииль продолжает рассказывать о том, как Господь призвал его к пророческому служению. Вообще, его книга поражает обилием разного рода видений, в которых автор вплоть до мельчайших деталей описывает то, что ему выпало пережить. Вот и сегодня пророк предлагает нам удивительные образы, которые передают его духовный опыт.
Обращает на себя внимание образ неба, которое было распростёрто над головами херувимов. Очевидно, что речь идёт не о простом небесном своде. Та твердь, которая открылась духовному взору пророка, была намного прекраснее, чем то, что мы можем наблюдать своими физическими глазами. Иезекииль сравнивает её со сверкающим, как лёд, кристаллом. При виде этого свода его охватил благоговейный страх. В этом мы видим перекличку с первой главой книги Бытия. Там говорится о творении мира, и в одном из стихов есть такие слова: «И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды». Некоторые утверждают, что речь идёт о создании земной атмосферы. Часть воды опустилась на землю и стало водоёмами, другая часть поднялась наверх и образовала атмосферу. Однако по мысли таких, толкователей как святитель Григорий Нисский и святитель Василий Великий, речь идёт о разделении между чувственным и умопостигаемым миром, миром человеческим и ангельским, духовным. Вот как раз-таки именно этот горний мир и мог созерцать пророк, и эта картина вызвала у него священный трепет. В итоге в результате всех этих потрясающих видений пророк, ощутивший своё ничтожество и немощь, падает ниц. И он едва ли мог подняться сам, если бы не воздействие на него силы Божией. Господь повелевает ему встать, и озвучивает Иезекиилю Своё повеление.
Читая эти строки, мы должны понимать, что перед нами не картина небесного быта, и буквально судить по ней о том, как конкретно устроено небесное жилище, нельзя. Язык Библии порой очень символичен. Особенно когда речь идет о духовных реалиях. Образы, которые показывает Иезекииль, — попытка пророка сделать свой мистический опыт доступным для восприятия простого обывателя. Мир Божественный — это тайна, скрытая от человека. Об этом ясно пишет апостол Павел. В послании к Коринфянам, описывая свой опыт сверхъестественного откровения, он говорит, что Дух Божий вознёс его на небеса, и он созерцал там величие славы Божией. Но что он именно видел, заключить в человеческие понятия и выразить словами невозможно. Поэтому Павел пишет: я «был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку невозможно пересказать». Это тайна, которая открывается человеку лишь в те моменты, когда он сам непосредственно соприкасается с этим миром. Открывается не посредством наших человеческих чувств, но в глубине нашего сердца.
Читать далееСегодняшнее чтение оказывается частью первой главы и, по сути, продолжает видение, которое явлено пророку в первой главе. Может показаться, что описание херувимов трудно для восприятия только на первый взгляд. Человек привыкший все понимать и стремящийся к рациональному восприятию думает: сейчас вчитаюсь повнимательнее или открою более полные толкования и все пойму, кто такие четырехликие животные, что за колеса, в которых пребывает дух животных... Но всем этим намерениям не суждено сбыться, потому что текст кажется просто нарочито запутан противоречивыми и несопоставимыми подробностями.
И все же, несмотря на всю невозможность понять эти образы, внимательный читатель заметит одну общую черту, которая есть и у четырехликих животных и у того, кто восседает на престоле: в них есть нечто человеческое. Так, о таинственных существах, которых описывает Иезекииль, кроме всего прочего, говорится, что подобие их было как бы подобие человеческое и более о том, Изекииль говорит, что над подобием престола «было как бы подобие человека». Бог не человек, но готов говорить с человеком на его языке.
Что же видит Иезекииль и для чего обращать эти тексты к оглашенным?
Иезекииль видит Бога, но описания их общения совершенно отличаются от тех, что мы встречаем в книге Бытия. До грехопадения Адам общается с Богом как бы друг Божий... Авраам встречает Господа и Исаак видит во сне престол его. Однако, постепенно эти отношения меняются, так что формируется мнение, что человек не может увидеть Бога и остаться жив. И вот в видении, которое открывается Иезекиилю непостижимый и неизъяснимый Господь готов говорить с человеком на его человеческом языке. Это не значит, что Он станет совершенно понятным и простым... Это совсем не значит, что этот язык можно будет сделать примитивным и приспособленным к простым человеческим нуждам. Но Бог заинтересован в человеке и у Него есть повеление, которое пророк должен передать. При этом есть еще одна важная деталь: сияние, исходящее от того, кто на престоле напоминает пророку радугу. Сам по себе этот символ в рамках библейской культуры имеет очень важное значение. Он напоминает о завете Бога с праотцем Ноем; завете, который был заключен после потопа. Израильтяне грешили и попали в плен по своим грехам... Бывшие язычники, которые заинтересовались христианством тоже могли иметь свои представления о том, как Бог относится к человеку. Можно было бы решить, что Бог намеревается еще больше наказывать людей, но в явлении Бога Иезекииль видит знак мира и значит это явление не того, кто обвиняет, но Того, Кто хочет спасти.
Читать далееЭтим отрывком заканчивается «видение подобия славы Господней», которое было дано Богом Иезекиилю перед началом его пророческого служения. Вообще, каждый из пророков переживал нечто подобное, каждому из них Бог открылся особым образом, но так, что усомниться в истинности полученного откровения было невозможно. К примеру, пророк Исайя описывал начало своего видения так: «В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм» (Ис. 6:1). Такие «видения подобия славы Господней» делали пророков совершенно иными людьми, после подобного опыта они не могли не верить Богу и делали то, что Бог им повелевал. А Бог повелевал делать, мягко говоря, не самые приятные вещи: надо было проповедовать покаяние и говорить о том, что случится, если народ не услышит пророческий голос. Такого рода информация всегда и везде воспринимается как попытка возмутить общественное спокойствие, как своего рода экстремизм. Неудивительно, что мало кто из пророков заканчивал свою жизнь естественной смертью. Автора сегодняшнего отрывка Священного Писания, к примеру, убили, причем убит он не самым гуманным способом: существует ряд свидетельств, что его протащили «за ноги по камням на гору», пока не разбили ему голову. Схожая участь постигла и многих других пророков. Но при всем при этом им не было страшно, ведь они соприкоснулись с подобием славы Господней. Не с Самим Богом лицом к лицу, а лишь с подобием Его славы. Сама же слава Господня невидима и непоказуема. Никто, находясь в теле, не может ее увидеть. Впрочем, в Евангелии от Иоанна есть удивительное свидетельство: «Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия, народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их. Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем» (Ин. 12:39–41). Апостол Иоанн здесь утверждает, что пророк Исайя видел не подобие славы Господней, а саму славу. Святитель Григорий Двоеслов комментирует это видимое противоречие таким образом: «так как Евангелист Иоанн прежде изложил повествование о чудесах Искупителя нашего, а потом присовокупил о неверии иудеев; то показывает, что Иcaия видел ту славу Искупителя нашего, которая проявлена в этом мире. Ибо все, что Божественно дивного совершается на земле, есть слава всемогущего Бога, и слава Его видна во всех делах. Следовательно Исаия видел славу на земле, а Иезекииль славы Его на небе не мог видеть, какова она есть; потому что инакова слава Его в вещах сотворенных, и инакова сама в себе».
Читать далееБытует мнение, что если человек, неверующий в Бога, сделал что-то хорошее, то это какое-то неправильное добро. Или не добро вовсе. Священное Писание подобное понимание если не опровергает, то во всяком случае ставит под сомнение. Как, например, отрывок из второй главы книги Исход, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Мы с вами стали свидетелями спасения будущего пророка и освободителя ветхозаветного Израиля — Моисея. Моисей родился во времена жестоких преследований евреев в Египетском царстве. Мать будущего пророка, опасаясь за жизнь сына, которого по закону должны были, как и прочих еврейских мальчиков, убить, отважилась на отчаянный шаг. Она положила сына в просмолённую корзину и отпустила её по реке. Так получилось, что корзину вскоре обнаружили. И спасительницей Моисея стала дочь фараона. Она пожалела младенца, воспитала его как собственного сына. Кормилицей же Моисея по решению принцессы оказалась родная мать пророка, хотя дочь фараона ничего об этом обстоятельстве не знала.
В результате, будущий освободитель иудеев из египетского плена был спасён египтянкой. Кто-то скажет — так проявил себя Промысл Божий. Конечно, без него тут не обошлось. Но Промысл, при всей своей силе, не упраздняет свободы воли человека. Господь не принуждал дочь фараона спасать Моисея. Она сделала это по собственному решению, сердцем откликнувшись на призыв Божий. И тут нет места для скепсиса. Ради интереса можно сравнить поведение дочери фараона с тем, как действовал правитель Египта, реагируя на просьбы повзрослевшего Моисея отпустить евреев назад в историческую Палестину.
В библейском тексте мы встречаем повторяющуюся, таинственную фразу «ожесточил Господь сердце фараона». Кому-то может показаться, что тут говорится о каком-то особом воздействии, принуждении правителя Египта стать жестоким гонителем. Но нет. Речь об ином. Чем больше Господь проявлял Себя, тем более ожесточённым становился фараон, не желавший смириться, принять правду Божию. Таким образом, речь идёт о диаметрально противоположном векторе поведения, способе проявления свободы воли.
Прозвучавшее чтение традиционно читается во вторник Страстной недели, когда мы молитвенно вспоминаем последние дни земного служения Господа Иисуса Христа. Святая Церковь, повествуя о спасении пророка Моисея дочерью фараона, указывает и на необходимость творить добро, и на такую же необходимость быть благодарным за добро, сделанное от чистого сердца. Даже если речь идёт о том, что добрый поступок совершен иноверцем и инородцем. Благодать Божия способна в качестве посредника и соработника избрать самого неожиданного для нас человека. Была бы на то его, если не воля, то хотя бы молчаливое согласие. Подобным соработником может, безусловно, стать и каждый из нас. Но только при одном условии — если будет руководствоваться не горделивым самомнением, а искренним стремлением исполнить не свою лукавую волю, а правду Божию. Как поступал в годы земного служения Господь Иисус Христос.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееНедавно мне встретилось очень интересное исследование одного иностранного социолога, который на материале бесед с разными слоями населения сформулировал основную тональность разговоров советского и постсоветского человека. И знаете, каким словом он описал эту тональность? «Литания». Это по-научному. А если простым языком — то это называется «нытьё», или словесное соревнование в собственной несчастности.
Сегодня в храмах за богослужением читается отрывок из 2-й главы книги Исход — и мы сможем узнать, как, оказывается, можно поступать в совершенно тупиковой ситуации — вместо того, чтобы впасть в столь любимое состояние «ноющей жертвы».
Сегодняшнее чтение из книги Исход побуждает задуматься вот о чём. В ситуации полной неизбежности — с житейской точки зрения — смерти замечательного младенца, его родителям оставалось, в общем-то, два выхода. Первый — разумный — по принципу «если не можешь изменить обстоятельства — измени своё отношение к ним». То есть — просто смириться с тем, что их сын будет убит, также, как и сотни других новорождённых еврейских мальчиков. Второй выход — не рациональный, но уже требовавший иной переустановки сознания с включением в него веры: отпустить ситуацию в прямом смысле в руки Божии — но со своей, человеческой стороны, найти хотя бы саму маленькую щёлочку возможности какой-то надежды — пусть и самой слабой. И мы слышали, как в эту невероятную «щелочку» вдруг просачивается мощный луч надежды — и обречённый умереть младенец вдруг становится приёмным сыном в семье фараона.
Как же важно нам в самой сложной, самой тупиковой ситуации научиться не впадать в позицию «жертвы» — с бесконечным «нытьём» и «соревнование в «нищасности» — а с верой искать любую даже самую микроскопическую возможность, самую незаметную трещинку — чтобы через неё суметь «положить в просмолённую корзинку» нашу беду — и с молитвой отправить её в руки Божии! Кто знает, возможно, если бы у нас было хотя бы чуть-чуть больше именно такой веры и доверия Богу — мы бы не оказались в первых рядах «жалобщиков» на свою жалкую жизнь — а свидетельствовали перед всем миром о том, что Бог — близ есть, и Ему любая проблема — по плечу!..
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееТроянский конь — легендарный образ из античной культуры, ставший со временем символом. Для одних — человеческого коварства, для других — продуктивной предприимчивости. Уставшие от войны с Троей древние эллины по совету хитрого Одиссея построили рядом с городом огромного деревянного коня, спрятав внутри него отряд вооружённых воинов. Остальные войска греков отошли от стен Трои и спрятались. Наивные троянцы, подумав, что греческая осада их города прекратилась, посчитали, что конь — прощальный подарок сдавшихся эллинов.
Деревянную статую затащили внутрь города. Ночью греческие диверсанты покинули своё убежище, напали на охранников и открыли ворота для основной армии. Троя пала, став жертвой собственной наивности и тщеславия. Прозвучавшее чтение из библейской книги Исход чем-то напоминает повествование Гомера, воспевшего Троянскую войну. Вот только речь в Библии идёт не о политических амбициях, а о действии промысла Божия.
Мы становимся свидетелями печальной страницы истории ветхозаветных евреев. Они оказались в плену у Египетского царства. И местный фараон решает подвергнуть избранный народ самому настоящему геноциду. Правитель приказывает умертвить новорождённых мальчиков-евреев. Одна из матерей, движимая отчаянием, положила своего маленького сына в просмолённую корзину и отправила её по течению реки Нил. Женщина решила, что такая участь для младенца будет лучше, чем смерть от меча египтянина.
Господь внял молитвам матери и спас её сына. Корзина приплыла ко дворцу дочери фараона. Та, увидев мальчика, взяла его к себе и нарекла сыном, дав имя Моисей. Что в переводе на русский означает — «взятый из воды». Впоследствии этот мальчик вырастет и станет освободителем еврейского народа от власти Египта. Но пока он оказался спрятанным от жестокого фараона под самым его носом.
Моисей в каком-то смысле стал Троянским конем для египетского царства. Он тоже тайно проник в самое логово врага и остался невредим. Но имелось существенное отличие жизни пророка Божия от действий хитрых эллинов. Те преследовали политические цели, гнались за трофеями и военной славой. Моисей же не стремился занять место фараона. Он исполнял волю Божию, которая состояла в том, чтобы сделать народ еврейский свободным и дать ему возможность вернуться в Палестину — землю обетованную.
Почему этот отрывок из книги Исход читается в дни Страстной недели — недели, посвящённой воспоминанию о страданиях и казни Христа Спасителя? Дело в том, что Церковь проводит определённую смысловую параллель между Моисеем и Господом Иисусом. Моисей был храним Богом, находясь во враждебной для себя среде. Христа тоже, фактически с момента Рождества, преследовали недруги. Сначала Ирод, затем вожди иудейские. Моисей осуществил вопреки всем препятствиям великую миссию — вывел еврейский народ из Египетского плена.
Спаситель, хотя по человеческой природе и был евреем, но действовал во благо всех людей, а не отдельного народа. Христос, приняв смерть на кресте и воскреснув, освободил нас от власти греха и дьявола. Нам была возвращена способность возможность вновь беспрепятственно общаться с Богом. Связь между землёй и Небом была восстановлена благодаря Спасителю.
Но вернёмся к образу Троянского коня. На самом деле, он (этот образ), как ни странно, приложим и ко Христу. Святитель Григорий Нисский называет Спасителя всехитрым. Он имеет в виду следующее. Господь Иисус умело скрыл Свою Божественную природу под человеческим естеством. Дьявол не распознал плана Сына Божьего и подумал, что перед ним очередной пророк Израильский. С которым получится расправиться через подвластных людей довольно легко. Беся, конечно, называли Иисуса Сыном Божиим, но это была не вера, а безуспешная игра на несуществовавшей гордости Христа. Дьявол добился крестной казни Спасителя, но победа обернулась сокрушительным поражением. Сын Божий душой сошёл в ад и лишил сатану его власти над людьми. Подобно тщеславным троянцам злой дух начал заранее торжествовать, оказавшись, в результате, жертвой Божественной хитрости. Так крест из орудия позорной смерти превратился в знамя нашей победы над злом!
Читать далееВ сегодняшнем чтении мы слышим историю спасения Моисея.
Книга Исход начинается с того, что дети Иакова со всеми своими семьями приходят в Египет. В их стране был голод, в то время как в Египте приближенным фараона был их брат Иосиф, благодаря которому египтяне приняли их благосклонно. Бежавшие от трудностей постепенно стали обживаться, забывая о своем призвании. Но кем они были и почему их призвание так важно?
Они были потомками Авраама, с которым Бог заключил завет. Смысл его был не в том, что Бог просто хотел наладить жизнь какого-то одного человека и его потомков. Тем более, что с точки зрения бытовой в жизни Авраама все было хорошо еще тогда, когда он жил в Уре халдейском. Бог призвал Авраама, чтобы выстроить с ним принципиально новые отношения, чтобы вернуть человеку не просто бытовое благополучие, и даже не просто райское состояние... на самом деле цель гораздо выше — возвысить человека да богоподобного состояния. Но люди были настолько далеки от Бога, и путь им предстоял совсем неблизкий, да и, кроме того, они периодически испытывали искушение сойти с него и жить вполне обычной жизнью, такой же как народы, живущие вокруг них. Когда в земле обетованной начался голод, потомков Авраама, которые хранили верность Богу, было совсем немного. Однако проходит время, и они становятся проблемой для местной власти. Фараон пытается идти на хитрость и губить еврейских младенцев мужского пола, чтобы остановить численное увеличение народа. Казалось бы, сколько может продолжаться голод в земле обетованной? И почему бы им просто не вернутся в свою страну? Вероятно потому, что из-за Иосифа они были приняты очень благосклонно, да и уровень жизни в Египте был несравним с их жизнью в Палестине. И пусть для них она была землей, которую завещал Бог Аврааму. И пусть на ней они должны были создать общество, живущее в совершенно особенных, новых отношениях с Богом... В Египте перед ними была комфортная и сытая жизнь... Зачем надеяться на Бога, если есть фараон? Зачем полагаться на Его защиту, если есть египетская армия, которая, защищая свою страну, защищает и их? Зачем помнить о своем призвании, когда можно расслабиться и жить как все? Однако отказавшись от Бога, они не учли одного, лишаясь Его защиты они оказывались один на один с миром, со всеми его безжалостными законами, с людьми, которые ищут своего и не намерены любить чужаков.
В сегодняшнем чтении мы слышим о чудесном спасении одного из еврейских младенцев мужского пола. Не желая, чтобы он попал в руки воинов, родители кладут его в подготовленную корзину и пускают по реке. Дочь фараона спасет его, а сестра, наблюдавшая за ним, приводит к ней его родную мать в роли кормилицы. И так Моисей, которому суждено стать великим пророком, не просто пленяется удобствами жизни в Египте, он вырастает внутри египетской культуры, получает египетское образование... Может показаться, что вернуться к своему призванию у него практически нет шансов. И все же мы знаем, кем он стал. Каждый из нас может быть воспитан в самых разных условиях, получить разное воспитание и образование... и все же нам стоит помнить, что мы призваны к жизни с Богом и можем вернуться, какой бы ни была наша прежняя жизнь.
Читать далееКак мы знаем из первой главы книги Исход, фараон дал указание умерщвлять всех новорожденных еврейских мальчиков. Но древние акушерки, которые названы в Исходе повивальными бабками, отчаянно сопротивлялись этому приказу, они говорили, что еврейские женщины настолько здоровы, что не нуждаются в их услугах, и что к моменту прихода повивальных бабок они самостоятельно разрешаются от бремени, а потому приказ фараона выполнить не представляется возможным. Тогда фараон дал новое указание: «всякого новорожденного [у Евреев] сына бросайте в реку, а всякую дочь оставляйте в живых» (Исх. 1:22). Из текста книги Исход можно сделать вывод, что этот приказ фараона не исполнять не получалось, а потому женщины вынуждены были расставаться со своими младенцами. Неизвестно, что происходило с новорожденными мальчиками дальше, но про одного мы знаем, о нем как раз и говорит сегодняшний отрывок: его забрала себе для воспитания дочь фараона. Книга Исход делает особый акцент на том, что младенец Моисей был красив, как ни странно это звучит, но именно красота Моисея долгое время мешала его матери расстаться с младенцем — «Жена зачала и родила сына и, видя, что он очень красив, скрывала его три месяца» (Исх. 2:2). Святитель Иоанн Златоуст видит в красоте новорожденного причину, по которой дочь фараона решила взять этого ребенка себе, при этом святитель Иоанн утверждает, что особая красота младенца была делом «не природы, а благодати Божией, которая подвигла и язычницу — египтянку, и воодушевила её так, что она взяла и приняла к себе младенца».
Толкователи расходятся во мнениях относительно того, каким образом дочь фараона поняла, что перед ней именно еврейский ребенок. Кто-то упоминает отличительные черты лица, кто-то говорит о том, что к этому моменту Моисей был уже обрезан, но самым очевидным кажется иное: дочь фараона не могла не знать о приказе отца бросать еврейских мальчиков в реку, поэтому плывущий в корзине ребенок попросту не мог быть египтянином, ведь в то время люди не пытались по собственной воле избавляться от своих детей.
Толкователи также указывают на то, что дочь фараона не только проявила милосердие, но и нашла в себе мужество ослушаться отца — жестокого гонителя потомков Иакова. Сам по себе этот факт напоминает нам о незыблемой истине, которую мы склонны время от времени забывать: нельзя судить детей по их родителям, нельзя судить и родителей по их детям, нельзя делать вывод о конкретном человеке на основании его принадлежности к тому или иному народу, ведь в противном случае мы открываем свое неверие в то, что Бог — Творец каждого человека, более того, отрываем свой атеизм, который предполагает, что в нас нет ничего, кроме банальной биологии.
Читать далееВеликий пророк Моисей родился в страшное время. Когда египетский фараон понял, что евреи стремительно умножаются в своей численности, так что начинают представлять угрозу для страны, он приказал умерщвлять новорожденных мальчиков-евреев.
Матери Моисея удается скрывать своего сына целых три месяца. По словам некоторых ученых, это было возможно благодаря разливу Нила, которое длится именно столько времени. Деревни расположены на возвышенностях и сообщение между ними затруднено. По истечении этого срока младенца больше нет возможности скрывать. Тогда женщина решается на серьезный шаг. Она оставляет корзинку с сыном в зарослях тростника рядом с тем местом, куда приходила купаться дочь фараона. Именно ее служанки и обнаруживают младенца. Девушка сжалилась над ребенком. Мариам, сестра мальчика, которая стояла в кустах и наблюдала за происходящим, воспользовалась моментом и предложила принцессе услуги кормилицы. Та согласилась. На это и был расчет. Так чудесным образом кормилицей ребенка становится его собственная мать. Именно дочь фараона дает будущему пороку имя — Моисей. Его происхождение не совсем понятно. Одни предполагают, что оно еврейского происхождения и переводится как «вынутый из воды». Другие говорят о его египетском происхождении и переводят его как «спасенный».
О том, что это было именно спасение, а не случайность, рассказывают и разные древние предания. Одно из них говорит о том, что, когда Моисея принесли о дворец для того, чтобы показать фараону, ребенок тотчас потянулся к короне правителя и бросил ее на пол. Было решено его убить, т.к. в этом увидели дурной знак. Однако «дочь фараона» со слезами заступилась за ребенка. Тогда призвали жрецов, чтобы они выяснили: представляет младенец опасность для фараона и его рода или нет. Принесли два блюда. Одно с золотом и драгоценными камнями, другое с горящими угольями. Если ребенок потянется к драгоценностям — он претендует на престол и его нужно убить; если — к угольям, он глуп и не представляет опасности. Только Моисей потянулся к золоту и драгоценным камням, как архангел Гавриил невидимо направил его руку к другому блюду. Младенец взял в рот горящий уголь и на всю жизнь остался косноязычным.
История рождения, спасения и воспитания Моисея египтянами яркий пример того, как таинственно совершается Промысл Божий в судьбе избранного народа: сами угнетатели вопреки своей воли становятся орудиями Творца. Господь устроил все так, чтобы Моисей попал во дворец, был научен «всей мудрости египетской» и стал бы искусным политиком и военачальником. Все это, безусловно, сыграло огромную роль в деле избавления еврейского народа из египетского рабства. Так Бог действует и в жизни каждого из нас. Совершает наше спасение вопреки всему, направляя оружие врага человеческого рода против него же самого. Потому с терпением и верой доверимся Ему, и Он не подведет.
Читать далееКак можно проверить, в каком духовном состоянии я нахожусь? И как вообще приобрести хорошую духовную форму? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 1-й главы книги Иова, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Беда не приходит одна. Эта пословица как нельзя лучше отображает ту ситуацию, которая описана в только что прозвучавшем отрывке. Один за одним к праведному Иову приходят гонцы с новостями, каждая из которых по отдельности способна загнать человека в глубокую депрессию. Часть имущества Иова разграблена, часть уничтожена стихийными бедствиями, но самое ужасное — погибли все его дети и наследники. Перед нами именно та ситуация, когда мир, который человек строил долго и упорно, при этом созидал его честно и терпеливо, этот мир рухнул в одно мгновение.
Давайте приглядимся к реакции Иова. В знак скорби и траура он разрывает одежду и остригает волосы на голове. Нестерпимая боль разрывает его душу. Естественно предположить, что Иов начинает оплакивать потерю. Однако в этих рыданиях мы не чувствуем отчаяния и разочарования в жизни. Он не сыпет проклятиями в адрес Бога. В его словах нет хулы. Вместо этого он благословляет Творца. Он произносит слова, которые свидетельствуют о его доверии к Богу: «Господь дал, Господь и взял; как угодно было Господу, так и сделалось». Мы можем уловить здесь даже нотки благодарности. И всё это в трезвой памяти и здравом уме.
Согласитесь, это может показаться довольно странным. Особенно если представить, как бы себя вёл я, если бы подобное произошло в моей жизни. Однако это яркое свидетельство душевного здоровья праведника. Произошедшие несчастья показали, что ни имущество, ни дети никогда не были для Иова подлинным богатством. Ни вещи, ни даже родные люди не были для него безусловной ценностью. Не в них заключался источник жизненной силы Иова. Даже испытывая душевные терзания, он продолжает твёрдо и уверено стоять на ногах. Несчастья не ранят его сердца до той степени, чтобы проклясть всё на свете и ввалиться в тяжёлое уныние. Иов словно наблюдает за происходящим со стороны. Его поддерживает особая связь с Богом. Он продолжает ощущать Его благость, заботу и то, что главное, действие Его таинственного Промысла. Именно эта связь является подлинным богатством праведника. Она вдохновляет его и поддерживает в тяжёлые минуты.
Для нас пример Иова — это пример человека, который находится в прекрасной духовной форме. В конечном счёте не внешнее благополучие, не успех в бытовых делах, в карьере, в общении с окружающими являются показателями нашего духовного состояния. Но то, как мы держимся в ситуации кризиса. Когда мы остаёмся со своей бедой один на один. Когда мы лишаемся всякой возможности хоть чем-то компенсировать нанесённый нам ущерб. А потому наша задача в духовной жизни — укреплять личную связь с Творцом. Приучать себя на протяжении дня все свои мысли, чувства, слова и поступки фокусировать на поиске Его воли и на исполнении заповедей Евангелия. Это должно стать нашей главной заботой. Тогда, с каким бы испытанием нам ни суждено было столкнуться, какую бы потерю мы ни пережили и какую бы боль ни испытали, это нас не разрушит. Но станет просто новым этапом на том пути, по которому Господь ведёт нас в Своё Небесное Царство.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее«Бог дал, Бог взял», — гласит народная мудрость. Но знали ли вы, что у этих слов библейское происхождение? Убедиться в этом можно, послушав отрывок из первой главы книги Иова. Данное чтение звучит сегодня в православных храмах во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Мы становимся свидетелями того, как на праведного Иова одна за другой сваливаются огромные беды. Начинается всё с потери материального имущества. Стада и поля Иова уничтожают грабители, захватчики. Но так выглядело лишь начало несчастий. Главная трагедия была впереди. Сильнейший ветер разрушил дом, в котором пировали дети Иова. Все они погибли под руинами жилища.
Почему же в жизни праведника началась такая страшная чёрная полоса? Причиной стало то, что Бог на время отдал жизнь Иова под управление сатаны. Для того, чтобы проверить и доказать — благочестие праведника не зависит от внешних обстоятельств. Иов ничего не знал о споре Бога и дьявола. Получив известия о крахе счастья, в котором он обитал до сегодняшнего дня, Иов в знак покаяния разорвал верхнюю одежду, остриг волосы, пал на землю со словами: «Господь дал, Господь и взял».
История праведника, конечно же, не обладает исключительно педагогическим значением. Иными словами — имеет целью не только напомнить нам о необходимости быть стойким в дни испытаний. В частности, подражать Иову в том, что он ничего богопротивного говорить не стал. То есть не начал роптать, ругаться, обвинять Бога в случившемся. Или даже хулить Господа. Это всё, конечно, очень важно. Но есть у прозвучавшей истории ещё одна важная деталь.
В страданиях Иова, праведника древности, христиане видели пророческое указание на испытания Христа Спасителя. У Сына Божьего, конечно, не было богатого имения, не было и детей. Господь Иисус часто подчёркивал, что Ему и главы преклонить негде. Но всё же имелось у Христа нечто, что, тем не менее, поддавалось разрушению. Это община Его учеников. Спаситель с любовью и заботой собирал апостолов, учил их, наделил благодатной силой. Но подул жестокий ветер жизни, в полной мере проявил себя князь мира сего, дьявол, и сообщество учеников оказалось разрушено.
Апостолы испугались и разбежались, предав Христа. Горько Ему было смотреть на это малодушие. Но реакция Спасителя, по сути, повторяла ту, что мы уже слышали из уст Иова. Господь дал, Господь и взял. Речь не идёт о каком-то фатализме. Так проявляло себя совершенное доверие к Отцу Небесному. А ещё мы получаем пример настоящего смирения. Заключается оно, в том числе, в принятии случившегося. Или вот как иллюстрирует это явление древний образ-притча.
Смиренный человек похож на молодое дерево. Оно гнётся, когда дует ветер, а когда он заканчивается, распрямляется. Гордый же напоминает дерево старое, сухое. Оно не склоняется перед ветром, а потому ломается, вырывается с корнем. Последуем же примеру Христа Спасителя, примеру Иова. Когда задуют в жизни ветра трудностей, страданий и боли, склонимся смиренно, молясь и повторяя: «Бог дал, Бог взял». А когда завершится период испытания, распрямимся и поблагодарим Господа за дарованный нам урок. Потому что в результате его прохождения мы станем опытнее, мудрее и крепче, да ещё сохраним память о том, что с Господом можно преодолеть в этой жизни, на самом деле, абсолютно и точно всё!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееПродолжается чтение потрясающей истории праведного Иова. Сегодня мы слышим о том, как в один момент Иов лишается всего, что было источником его благодарности Богу: всё имущество, все стада животных, все дети — в один момент погибают. Тот, кто ранее вызывал восторг и зависть явным наличием благословения Божия — вполне реально ощутимого — вдруг оказывается объектом предельной концентрации зла.
Реакция Иова — невероятна. Представить себе обычного человека в подобной ситуации, мы бы тотчас получили глубочайший шок, в котором человек как бы «выпадает» из новой реальности, он всеми силами ума и сердца пытается вернуться во время до этой роковой черты; в текущем времени такой человек присутствует лишь оболочкой своей плоти — но все его мысли, переживания, ощущения — остались там, в неминуемо исчезнувшем вчерашнем дне.
Но у Иова ничего подобного мы не видим. Он раздирает свои одежды — символически обнажая себя — остригает волосы и падает на землю ниц со словами «наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!»
Этот эпизод — великолепный образ того, как относится по-настоящему преданный Богу человек к внезапным изменениям в жизни. Нет ничего удивительного в том, что мы неизбежно «прилипаем» к тому, что становится привычным, обыденным, «нашим». Более того: именно это ощущение непосредственного владения чем бы то ни было «развязывает нам руки», даёт вдохновение и желание деятельно заботиться, развивать, оберегать. Но тут скрывается тонкая грань, переступив которую поступок Иова покажется нам откровенно безумным: всё, что мы воспринимаем как нашу собственность, есть дар свыше. В том числе и сама наша жизнь. Наше здоровье. Всё то, к чему мы привыкли как к неотъемлемой части жизни. И Тот, Кто всё это нам дал, — имеет полное и безоговорочное право затребовать обратно.
Боль от лишения чего бы то ни было — это всегда отрывание от сердца того, что в нём укоренилось. Разве Иов не любил своих детей? Ещё как любил — одни слова о его беспокойстве, как бы, где случайно они не погрешили против Бога — уже о многом говорят. И как же он мог так «легко» отпустить их? Разве здесь нет противоречия — если мы кого-то любим, то утрата — невосполнима?
С точки зрения житейской логики — да, всё так и есть. Именно этой «логикой» питается разрушающий шок острого горя утраты: то, что было дорого, — не вернуть и не заменить. Но вот логика веры — она иная.
Только вера может перебросить мостик между двумя кажущимися несовместимыми берегами — любовью и утратой. И дело здесь вовсе не в том, что человек верит, что ушедший продолжает свою жизнь где-то там, в загробном мире. Мы вообще ничего не знаем о том, были ли хоть какие-то представления о посмертной участи души у Иова — в тексте об этом нет ни слова. Речь о куда более важном: для Иова Бог — Абсолютный Господин, Который прав даже тогда, когда мы с этим решительно не согласны и вообще ничего не понимаем, что происходит. И если что-то причиняет нам боль — именно вера позволяет превратить эту готовую нас разрушить силу — в мощный импульс, вырывающий нас из плена обыденности в такое же, как у Иова, — обнажённое, открытое и искреннее предстояние Всевышнему.
«Бог дал — Бог взял». И — точка. Удерживание в сознании этой простой фразы легко проводит «детоксикацию» любого страстного увлечения, любого «залипания» на чём бы то ни было. «Бог дал — Бог взял». Пока об этом мы помним, мы достаточно устойчивы для того, чтобы пользоваться всеми благами — но не позволять им подменять собой самую высшую ценность — Того, Кто и является источником всего благого!
Читать далееКнига Иова предлагает нам провести мысленный эксперимент: есть абсолютный праведник, праведность которого засвидетельствована Самим Богом, и вдруг этот человек лишается всего, у него исчезает всё имущество, все стада, у него погибают все дети. Как поведёт себя тот, кто, будучи праведен, оказался в подобной ситуации? Ведь если человек ощущает своё несовершенство, если он видит за собой какие-либо грехи, то он может сказать, что все потери — следствие его грехов. А если человек праведен в высшей степени этого слова, то как он должен реагировать? Ответ нам подсказывает книга Иова: реакция должна быть аналогичной реакции Иова.
Но такая реакция возможна только в состоянии абсолютной праведности, и у нас нет других библейских примеров подобного отношения к потерям. Пожалуй, единственный человек, которого можно назвать исключением — это Авраам. Правда, это исключение с некоторыми оговорками: Авраам готов был по слову Бога принести своего сына в жертву, но Бог этого не допустил, то есть Авраам не пережил потерю, хотя и был к ней готов. Если сопоставить историю Иова и авраамову готовность пожертвовать сыном, то можно сделать вывод о том, что такое праведность с точки зрения Библии: это внутреннее стремление и способность принимать волю Божию о себе, причём принимать её безусловно, не торгуясь, не ожидая каких-либо «бонусов», принимать её лишь на том основании, что так сказал Бог. Даже история Священного Писания показывает, что это почти невозможно, мы устроены таким образом, что нам нужны какие-то гарантии, мы требуем чего-то взамен, как минимум, мы хотим спокойствия и уверенности в том, что если следовать словам Бога, то с нами не случится ничего плохого, а если трагедии всё же случаются, то это приводит к серьёзным личностным кризисам, которые неизбежно сказываются и на отношениях с Богом. Обычному человеку крайне сложно принять, что трагедия может быть попущена Богом, ведь мы знаем о Его благости, трагедии же в концепцию благого Бога никак не вписываются.
Иов и не пытался что-либо куда-либо вписывать. Он предельно прост, он, потеряв всё, не возносится умом в высоты богословия, он просто констатирует очевидный факт: человек приходит в этот мир ни с чем, покидает он его в том же самом состоянии. А всё, что у него есть в промежутке между этими двумя точками, — в воле Божией. Дал — хорошо. Забрал — неприятно, больно, обидно, но тоже хорошо, ведь и это также от Бога, и это — проявление Его воли. Логика Иова проста и прекрасна, но чтобы её в полной мере постичь необходимо иметь сопоставимый с его опыт праведности, именно к приобретению такого опыта и призывает нас нынешний отрывок Священного Писания.
Читать далееВ самой первой книге Библии, книге Бытия, мы находим историю о человеке, которого сам священный текст называет «отцом верующих». На протяжении многих столетий его подвиг вдохновлял миллионы людей. Так уже в XX веке известный датский мыслитель Сёрен Кьеркегор окрестил его «рыцарем веры», той веры, которая с обыденной точки зрения есть абсурд и парадокс. Речь идет о патриархе Аврааме. Как мы помним, Бог призвал его в довольно преклонном возрасте выполнить миссию. Он должен был оставить родную землю, дом, имущество общественное положение и идти в землю, которую Господь обещал ему и его многочисленным потомкам. Но вот беда в том, что наследника у Авраама не было. При этом ему было 75, а супруге всего лишь на десять лет меньше. При этом она была неплодна. Поверить Богу в этой ситуации и жить на протяжении долгих лет томительными ожиданиями, видя, как твоя жена стареет, а вместе с годами исчезает последняя надежда, требовала от праведника подлинной веры и верности. И вот за это Бог дает ему родного сына от любимой жены. Однако далее происходит непонятное. Господь призывает его принести этого единственного сына в жертву. Представьте, как чувствовал себя праведник. Это же был смысл его жизни. Какие мысли посещали его голову, когда он на протяжении трех дней шел к месту страшного ритуала? Бессмыслица. Сначала дать, а потом так жестоко забрать. Разрушить то, что так долго созидалось мечтами, надеждами, доверием. Мы помним, чем это закончилось. Как только Авраам занес нож над сыном, ангел остановил его. Зачем все это нужно было? Просто, чтобы проверить, насколько Авраам доверяет Творцу? Ответ находим в начале истории. Там говорится, что Бог искушал Авраама. Искушал, то есть делал искусным. Для того, чтобы человек что-то для себя понял, принял решение, смог пойти дальше, для того, чтобы все в его жизни встало на свои места, очень часто необходим толчок, кризис, как сказали бы психологи, триггер, то есть ситуация-спусковой крючок. Поэтому испытание было необходимо не Богу. Он и так все знал про своего слугу. Испытание было необходимо самому Аврааму, которому нужно было идти дальше, расти. Тогда его вера достигла совершенства. Теперь между ним и Творцом не осталось никаких преград.
Подобная ситуация — ключ к пониманию того, что происходит с Иовом. Его страдания нужны не Богу. Господь попускает их ради самого праведника. То, что он мучительно переживет — точка взлета.
Обо всем этом легко говорить, сидя у микрофона, или слушая приемник в кресле машины, когда жизнь вокруг тебя не рушится на глазах. Однако вряд в те страшные моменты в таком же благодушии находились Иов и Авраам. Они не знали, чем закончатся все их злоключения. Однако им хватило силы на главное. Писание говорит, что Иов переносил все «не произнося ничего неразумного о Боге». Стиснув зубы, он, как и еврейский патриарх, просто продолжал идти вперед. То есть, держать в голове мысль, что есть во всем этом безумии какой-то высший смысл. И что в итоге Бог каким-то чудесным, парадоксальным образом все обратит к благим последствиям. А потому дай же и нам, Господи, в минуты скорби, когда совсем нет уже никаких сил терпеть, сохранять хотя бы эту малую искру надежды, иметь абсурдную веру в то, что наша Голгофа в итоге приведет нас к радости Твоего Светлого Воскресения, к Пасхе Христовой.
Читать далееНередко о верующих складывается впечатление, что им нравится страдание и что они считают страдание чем-то положительным. На самом деле Писание говорит о том, что Бог смерти не сотворил и не радуется погибели живых. И конечно же Он не радуется не только смерти, Он не радуется боли, которую способно испытывать его творение. Однако это не значит, что ощущение боли всегда плохо. Если бы не было боли, что останавливало бы меня перед опасностью, что заставляло бы беречь руки от острого или раскаленного предмета? В итоге очевидно, что боль позволяет нам остановиться, сигнализирует о том, что впереди опасность. Однако иногда причинами боли оказываются не физические законы, но законы духовного мира. Эта боль сигнализирует о духовной опасности, она обращает внимание на проблему, если человек внутренне расслаблен и ведет себя беспечно.
В сегодняшнем чтении мы слышим продолжение истории Иова, который как мы знаем не был грешником и причины его боли были не в нем самом. По попущению Божьему у него отнимаются сначала волы и ослы, затем овцы и верблюды, гибнут слуги, которые за ними ухаживали. Наконец происходит самое страшное: из-за урагана разрушается дом, в котором пируют его дети: семеро сыновей и три дочери. Погибают те, кого он растил, о ком он молился, за кого приносил жертвы. Задумываясь о произошедшим важно помнить, что о каждом у Бога есть свой замысел. На самом деле мы не знаем почему погибли дети Иова, ведь они тоже свободные и ответственные люди, а не актеры второго плана. Может быть, в их смерти была своя духовная причина, но Библия ничего не говорит нам об этом. Все внимание рассказчика приковано к Иову, сконцентрировано на нем.
Он не знает причин происходящего, но это не значит, что он перестает доверять Богу. В то же время, доверие не означает, что он должен радоваться тому, что с ним происходит. При виде страдания ближнего ни у кого не возникнет желания сказать, что его страдания хороши. Они могут быть важны, могут иметь глубинный смысл, который непросто постичь, но они все равно реальность падшего мира, мира который во зле лежит. Итак, Иов раздирает на себе верхнюю одежду, остригает волосы, падает ниц — то есть всеми возможными способами выражает скорбь. Он понимает, что прах он и в прах вернется.
Несмотря на ужас происходящего, он произносит несколько слов: «Господь дал, Господь и взял как было угодно Господу, так и сделалось. Да будет Имя Господне благословенно». Он не знает причин происходящего. За один день он теряет все, что у него было, но не теряет доверия к Богу. Ведь все, что у него было — было дано ему в займы. Господь дал ему возможность жить праведно на этой земле и он жил именно так. По неведомым для него причинам обстоятельства изменились, но раз все Божье, и раз мы не способны охватить все своим умом, выбор смирения и доверия в качестве жизненной стратегии, оказался для него очевиден.
Читать далее
священник Стефан Домусчи