Евангелие от Матфея, Глава 22, стихи 15-46; Глава 23, стихи 1-39. Комментирует - Дмитрий Барицкий
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 22, стихи 15-46

15 Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах.

16 И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице;

17 итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет?

18 Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры?

19 покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий.

20 И говорит им: чье это изображение и надпись?

21 Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.

22 Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли.

23 В тот день приступили к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его:

24 Учитель! Моисей сказал: если кто умрет, не имея детей, то брат его пусть возьмет за себя жену его и восстановит семя брату своему;

25 было у нас семь братьев; первый, женившись, умер и, не имея детей, оставил жену свою брату своему;

26 подобно и второй, и третий, даже до седьмого;

27 после же всех умерла и жена;

28 итак, в воскресении, которого из семи будет она женою? ибо все имели ее.

29 Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией,

30 ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах.

31 А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом:

32 Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых.

33 И, слыша, народ дивился учению Его.

34 А фарисеи, услышав, что Он привел саддукеев в молчание, собрались вместе.

35 И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря:

36 Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?

37 Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:

38 сия есть первая и наибольшая заповедь;

39 вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;

40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.

41 Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их:

42 что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов.

43 Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит:

44 сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?

45 Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?

46 И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его.

Евангелие от Матфея, Глава 23, стихи 1-39

01 Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим

02 и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи;

03 итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают:

04 связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их;

05 все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих;

06 также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах

07 и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!

08 А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья;

09 и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах;

10 и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник - Христос.

11 Больший из вас да будет вам слуга:

12 ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится.

13 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете.

14 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение.

15 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.

16 Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен.

17 Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото?

18 Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен.

19 Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар?

20 Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем;

21 и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем;

22 и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем.

23 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.

24 Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!

25 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды.

26 Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их.

27 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты;

28 так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.

29 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников,

30 и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков;

31 таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков;

32 дополняйте же меру отцов ваших.

33 Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?

34 Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город;

35 да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником.

36 Истинно говорю вам, что всё сие придет на род сей.

37 Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!

38 Се, оставляется вам дом ваш пуст.

39 Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!

Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Страстная седмица — это не только время особого молитвенного подвига, но и время размышлений. Сегодня можно задуматься над одним примечательным фактом из жизни Спасителя. Христос идёт на страдания не потому, что у Него случился конфликт с язычниками. Но потому, что против Него ополчились иудейское священство и другие ревнители иудейского благочестия. Задумайтесь об этом! На тот момент — это представители единственной на земле богодухновенной религии. Той религии, которую дал человеку Сам Бог. Той религии, которая являла людям доступную им на тот момент полноту Откровения о Творце. Почему же эти люди, которые посвятили свои жизни тому, чтобы дождаться Мессию, когда этот Самый Мессия приходит, восстают против Него? Только что мы услышали весьма объёмный отрывок, в котором рассказывается о целой череде столкновений Спасителя и религиозных лидеров еврейского народа. Все эти эпизоды говорят об одном: у Христа и Его оппонентов было разное отношение к Богу и религиозной традиции.

Ядром религиозной традиции иудеев является Тора, закон Моисея, а также писания пророков. Все эти священные тексты со временем обросли бесчисленным количеством комментариев, и уже эти комментарии наряду с самим законом и пророками стали рассматриваться как голос Бога. Неслучайно во времена Христа в ортодоксальном иудаизме сложилось такое представление, что Бог больше не говорит через Своих посланников, и всё, что осталось людям, — Его голос в тексте. А потому неслучайно иудейскую религию нередко называют религией книги. Книжные правила регламентировали духовную, семейную и социальную жизнь правоверного еврея. Буквально на каждый его шаг, даже, казалось бы, на самый нейтральный и незначительный, существовала скрупулёзная инструкция. Каждое даже бытовое действие можно было оценить как хорошее или плохое с точки зрения тщательности исполнения этой инструкции. Отсюда и странные вопросы, которые книжники и фарисеи постоянно задают Христу. Они хотят, чтобы Он вместе с ними увяз в богословской и юридической казуистике. И для них это жизненно важно. Они искренне боятся погрешить против традиции, которая хранится в бесконечных комментариях на священные тексты и сводах правил, где указывается, как правильно жить. Однако в их жизнях нет живого Бога. Творец превратился для них в священные свитки, растворился в ритуалах богослужения и формах обрядового благочестия. А духовная жизнь стала блужданием в этом лабиринте мёртвой буквы.

В ответ на это Христос и отвечает им, что Бог не есть Бог мёртвых, но живых. То есть Он Сам живой. Он Дух, который везде проникает и всё наполняет. И Он всегда говорит с человеком, если человек обращается к Нему. И на многие свои вопросы иудеи сами могли бы получить ответы, если бы научились сердечному разговору с Творцом. Если бы не цеплялись так судорожно за свою формальную казуистику.

Важно об этом помнить и нам. Христианство — не религия буквы, не религия книги. Это религия Духа. Наши священные тексты, наши правила, наши обряды — всего лишь Его отпечатки в истории. А потому наша духовная жизнь серьёзно пострадает, если мы не будем искать личного, молитвенного общения с Творцом. Ведь, как говорит апостол Павел, «буква убивает, Дух животворит». И не будем смущаться, что наш собственный голос слишком слаб и незначителен по сравнению с голосами святых, которые были до нас. Ведь Христос для того и стал человеком, для того и пострадал, для того и умалился, чтобы стать ближе ко всякому, даже самому немощному Своему ребёнку.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!