Книга пророка Захарии считается самой мессианской книгой. Причина этого заключается в том, что в ней звучат ясные пророчества о пришествии Мессии. Именно поэтому её так любили цитировать авторы Нового Завета. У них мы можем найти около 40 ссылок и намёков на этого пророка. Что касается самого Захарии, то он происходил из священнического рода и был священнослужителем. Родился пророк в Вавилонском плену, примерно в 6 веке до Р.Х., и нёс своё служение тогда, когда евреи вернулись домой в Палестину. Здесь он призывал своих единоплеменников к духовному обновлению и воодушевлял на восстановление Иерусалимского храма, который за несколько десятков лет до этого был разрушен вавилонянами. В том числе именно благодаря его деятельности храм был восстановлен, и евреи опять начали совершать богослужение. В том отрывке, который только что прозвучал, содержится пророчество Захарии о последних днях земной жизни Иисуса Христа.
Пророк называет Спасителя Добрым Пастырем, который заботится подобно пастуху о своём стаде, то есть еврейском народе. Однако из слов Захарии следует, что Израиль отвергнет Своего Мессию и за это на него прольётся гнев Божий. Этот гнев символизируется преломлением жезла. Так пророк обозначает расторжение завета, то есть союза между Богом и Израилем. По всей вероятности, речь идёт о разрушении второго Иерусалимского храма и Иерусалима римлянами в 70 году от Р.Х. в результате чего евреи рассеются по всей земле.
И далее идёт рассказ о том, как именно произойдёт это отречение. Захария говорит, что Израиль оценит своего Пастыря в тридцать серебряников. По закону Моисея именно такую сумму должен заплатить хозяин вола, если его животное забодало раба чужого человека. Некоторые толкователи полагают, что 30 серебряников для еврейского законодательства — это высшая цена человеческой жизни. Как бы то ни было, указание на эту сумму не случайно. Захария хочет показать, что иудеи не только отвернуться от Мессии, но и унизят Его. Они продадут его по цене раба. Более того, на эти деньги будет куплена земля горшечника. Дело в том, что в Иерусалиме занятие горшечным ремеслом считалось одним из самых презренных.
Это пророчество в точности исполнилось в судьбе Иисуса Христа. Иуда предает Спасителя именно за тридцать сиклей серебра. Однако, как мы помним, осознав, что натворил, предатель возвращает деньги. И представители религиозной элиты Израиля решают купить на них поле горшечника для того, чтобы хоронить там странников. Именно поэтому этот отрывок читается в храме сегодня, в день Страстной Пятницы. Так Церковь напоминает нам о страшных событиях ночи предательства Христа и о том, что известно о них было задолго до того, как они произошли, подчеркивая тем самым точность исполнения Божественного плана по спасению человека от власти греха, проклятия и смерти.
Читать далееТексты, которые мы слышим сегодня в храмах посвящены самым трагичным событиям во всей священной истории. В данном случае перед нами очень известный отрывок из книги пророка Захарии. Говоря о грядущих временах, Бог предрекает уничтожение завета, который Он заключил со всеми народами. И хотя Захария обращается к иудеям, эти слова явно имеют более широкий контекст, так как не ограничиваются народом Божиим.
Но что же это за зовет, который был заключен со всеми людьми? Очевидно, что перед нами указание на завет Бога с Ноем и его потомками, ведь только он относится ко всем людям. Это был завет милости и благоволения, и неслучайно именно этим словом именует посох, который Бог ломает в знак уничтожения этого завета.
При чтении этих строк трудно отделаться от ощущения, что происходит нечто неправильное. Заключая всякий завет с людьми: с Ноем, Авраамом и Моисеем — Бог всегда говорит о верности людям, которая никогда не будет нарушена. И вдруг сейчас мы слышим об уничтожении Завета, который заключен со всеми людьми.
Может возникнуть вопрос, неужели верность Божия и Его любовь к людям прекратились? Неужели мера этой верности и терпения переполнилась?
Чтобы понять смысл, ради которого Церковь читает этот отрывок именно сегодня — важно увидеть его не только в библейском, но и в богослужебном контексте. Сегодняшний день — это день распятия и смерти, день пролития Христом крови на кресте. При этом кровь Его называется в Писании кровью Нового Завета, как и Сам Он ассоциируется с жертвой, приносимой ради спасения человеческого рода. Причем не только избранных, но вообще всех людей, потому что Он умирает за всех.
В таком случае отрывок, в котором Бог уничтожает прежний завет, звучит не как знак мести. Конечно, в историческом контексте речь шла о наказании, которое надвигалось на народ, изменивший Богу. Однако в контексте истории спасения, прежний завет со всеми людьми уничтожается потому, что на его место приходит Завет совершенно иной, гораздо более совершенный. И если заветы прежние говорили о расположении Божием к человеку, о его милости и снисхождении, то завет, который приходит на смену прежним радикально отличается от всего, что было ранее, ведь Сам Бог приходит к людям, чтобы умереть за них.
Все, что совершает Господь оказывается открыто тем, кто ожидает Его, тем, кто следит за Ним и именуется Его именем. Вероятно, речь идет об иудеях, к которым Он обращается. Но как они отвечают Ему? Как оценивают Его заботу и любовь? Они платят ему 30 сребреников — сумму, которую платил хозяин вола, если тот забодал чужого раба. И дальше открывается то, что, может быть, было не вполне непонятно во времена пророка... ведь 30 сребреников — это цена, в которую старейшины иудейские, через 5 веков после пророчества Захарии, оценили Иисуса Христа. Жертву Богочеловека и Его крестный подвиг оценили как несчастный случай, который произошел с тем, чья жизнь очень мало ценится.
Сегодня мы постоянно слышим слово ценности. Понимают под ними обычно нечто важное и дорогое, значимое для всех. При этом совершенно очевидно, что ценности бывают истинные и ложные. Драгоценные камни называются ценностями, так же как вода и воздух... Но если без первых мы можем прожить, то без вторых прожить неспособны. Сегодняшнее чтение говорит нам о том, что дело Божье можно оценить по-разному. Народ, который должен был ждать Его так, как никто другой, выбрал в качестве главной ценности спокойную и сытую жизнь. При этом жертву Бога он оценил как случайную жизнь раба, которым можно пользоваться, пока это удобно, но который не так уж и дорог. Услышав отрывок из книги пророка Захарии, можно решить, что все это история о чужой неблагодарности. Однако это совершенно не так. Это чтение — вызов каждому человеку, который думает о Боге. Как мы воспринимаем дело Божье? Насколько оно ценно для нас? И готовы ли мы, в ответ на Христову жертву — ответить своей жертвой.
Читать далееНе надо быть глубоким знатоком Священного Писания, чтобы увидеть причину, по которой этот отрывок книги пророка Захарии читается в Великую Пятницу. Здесь пророк говорит об уплате тридцати сребреников, он говорит о той сумме, которая была дана Иуде, чтобы Он помог первосвященникам и старейшинам взять Христа под стражу. Дальнейшая судьба этих денег тоже известна, о ней повествует в своем Евангелии апостол Матфей: «Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что́ нам до того? смотри сам. И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился. Первосвященники, взяв сребреники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови. Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников» (Мф. 27:3–7).
Но было, конечно, в этом пророчестве и еще нечто, помимо практически буквального совпадения с тем, что произошло незадолго до Распятия Христа. Ранее, в тех стихах этой главы, которые не вошли в состав нынешнего богослужебного отрывка, Захария говорит о вполне обычных для пророка вещах: он упоминает различных бедствиях, которые должны постигнуть Израиль. Но несмотря на это, Бог не оставит Свой народ и пошлет ему доброго Пастыря, под которым пророк, судя по всему, подразумевает Самого Бога. Пастырь этот будет править народ двумя жезлами: «и назову один — благоволением, другой — узами» — такими словами Захария описывает эти жезлы. Далее говорится так: «истреблю трех из пастырей в один месяц» (Зах. 11:8). Мнения толкователей относительно упомянутых пророком трех пастырей разнятся, есть самое разные образы прочтения этого места книги. Но важно здесь то, что народ и после этого не проникнется благодарностью к Богу. Тридцать сребреников выступают в речи пророка в качестве иллюстрации того, насколько дешево будет оценена народом забота о нем Бога. Из Евангелия же мы знаем, что такой же суммой была оценена не только забота Бога, но и Сам Воплощенный Бог.
Нет смысла пытаться перевести тридцать сребреников в понятный нам денежный эквивалент. Проблема здесь не в сумме как таковой, а в том, что Бог и Его забота принципиально не могут быть оценены в какую бы то ни было сумму. Дело здесь даже не в том, что Бог не может иметь цены, точно также, как не могут иметь цену родители или же дети, те, кого мы любим. В отношении с Богом значительно более серьезную проблему представляет то, что все получаемое от Него мы склонны воспринимать как должное. Как то, что нам принадлежит по праву. Как нечто от нас неотъемлемое. Так бывает ровно до той секунды, пока Бог не решит самоустраниться. Или же просто как-то ограничить Свое присутствие. С этого момента начинаются проблемы, и проблемы немалые: самый наглядный пример такого рода — страдалец Иов, в истории с ним, как мы помним, Бог просто позволил диаволу делать то, что он хочет, просто убрал некоторые ограничения, не более того, но и этого хватило, чтобы жизнь Иова превратилась в самый жуткий из всех возможных кошмаров.
Богу не надо, чтобы мы Его как-то оценивали. В тридцать сребреников, в сто или еще в какую-то сумму. Через эти тексты Священного Писания Он пытается донести до нас очень простую, но крайне важную мысль, ту, которую предельно ясно выразил Господь наш Иисус Христос: «без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5). Центральная идея всех этих текстов предельно проста: человек должен жить в присутствии Бога, а не пытаться как-то откупиться от Него.
Читать далееПророк Исаия жил примерно в 8 веке до Рождества Христова. Тем не менее, через образы его пророчеств довольно чётко проступают события жизни Иисуса Христа. Яркий пример этого находим в отрывке из 52, 53 и 54 глав книги пророка Исаии, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
01 [Господи!] кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня?
02 Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему.
03 Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его.
04 Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом.
05 Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились.
06 Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас.
07 Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих.
08 От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь.
09 Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его.
10 Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его.
11 На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет.
12 Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем.
01 Возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, немучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа, говорит Господь.
В только что прозвучавшем отрывке Исаия упоминает о страданиях Раба Господня. Пророк делает намёк на то, что Этот Раб Господень — Сын той, которая не знала мужа, пророк говорит, что Этот Раб Господень претерпел страдания за всех людей, что мучили Его вместе со злодеями, что погребён Он в гробнице богатого человека и что благодаря этим событиям мы получили исцеление. Согласитесь, контуры евангельской истории очевидны. За это Исаию нередко называют ветхозаветным Евангелистом. Однако больше удивляет та двойственность, которая проходит через всё пророчество. С одной стороны, Исаия говорит о величии Раба Господня. С другой, о том, что парадоксальным образом это величие будет связано с Его унижением и презрением со стороны окружающих.
Иудеи читали эти пророчества сотни лет. Однако всё это время их сознание сопротивлялось им. А именно сопротивлялось двойственности образа Мессии. И это очень по-человечески. Ведь кому нужен страдающий Спаситель? Спаситель должен быть сильный. Он должен избавить свой народ от всех трудностей. Накормить его. Напоить. Дать свободу и справедливость. И желательно здесь и сейчас. А потому ко времени пришествия Христа еврейский народ был уверен, что их Мессия — это Мессия-победитель. Это тот, кто подарит им комфорт, уют, обеспечит благополучие, стабильность и процветание. Цена этих представлений оказалась высока. Господа распяли на кресте.
Не следует думать, что пророчества Исаии о пришествии Раба Господня адресованы только его единоплеменникам. Напрямую они касаются и нас. Они прямо напоминают нам о том, что Бог постоянно пытается войти в нашу жизнь, приняв образ раба. Это значит не только то, что Он приходит к нам под видом нуждающихся, сирых, убогих, отверженных, заключённых, а также всех тех, кто обращается к нам с просьбой о поддержке. Это означает, что Он нередко приходит к нам под видом скорбных и тяжёлых обстоятельств, под видом болезней и тягот. Он везде, где нам плохо. В эти мгновения Он к нам особенно близок. Именно в эти моменты Он с особым усердием и тщательностью готовит наше избавление. Наша задача пережить эти периоды с надеждой и доверием Богу. Ведь самое тёмное время, как известно, перед рассветом. А после всякой Голгофы неизбежно наступает Светлое Воскресение.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееВ сегодняшнем чтении мы слышим одно из самых поразительных пророчеств о Мессии, которое можно найти в Ветхом Завете. Пророк говорит о благоразумном рабе Господнем, в котором первоначально довольно трудно узнать помазанника Божьего. Ещё со времён грехопадения человек внутренне решил, что может действовать в мире своей силой. Так Ева дерзает помимо Бога вкусить запретный плод, Каин не находит ничего лучше, чем просто убить Авеля, люди, строившие Вавилонскую башню, делали это для того, чтобы показать свою силу и своё величие. И всякий раз, все они действовали так, как будто бы Бога нет в их жизни, как будто бы они не сотворены, как будто бы они сами себе творцы. Сталкиваясь с противником, люди всегда ассоциировали победу с собственной силой и поражением врага. Так было практически всегда. И не только в среде язычников, но и в среде иудеев. И всякий раз, когда им казалось, что они справились и победили, в далёкой перспективе они терпели поражение. Потому что в мире, сотворённом Богом, важна не сила, важно действовать в согласии с Его волей, потому что в подлинном смысле слова без Него победить невозможно.
Итак, раб Божий, о котором пишет Исаия, вызывает у людей изумление... Его облик — это совсем не облик победителя. Он вызывает недоумение у царей, которые теряют дар речи, потому что видят в его пути нечто совершенно новое, чего люди не знали до этого. Да и что говорить о царях, сам пророк удивляется своему пророчеству.
Раб Божий, о котором он пишет, не отличается каким-то особенным видом. Он не выгляди как Голиаф, которого воспринимали как непобедимого. Наоборот, он выглядит совершенно просто, обычно и был ничем не примечателен, так что им даже пренебрегают... Исаия многократно и подчёркнуто проговаривает то, что прямо противоречит всем представлениям о Мессии. Однако после всех этих слов, будто специально подчёркивавших унижение, он произносит нечто парадоксальное: «Но Он взял на Себя наши немощи и понёс наши болезни». Раб, о котором он пишет, оказался способен понести то, чего не смогли понести люди. Когда нам трудно, мы часто говорим: это что-то невыносимое, мы больше так не можем... Но Тот, о Ком пишет пророк, прошёл через все наши немощи, Его искушали нашими искушениями и ждали от него наших грехов... Он терпел наши раны и нёс на себе наши наказания, но во всём этом Он не изменил Богу, Он так и не сделал греха и не было лжи в устах Его. Но Богу было важно, чтобы в своей верности Мессия дошёл до конца, чтобы сама смерть была побеждена и род людской получил бы исцеление.
Пройдя все испытания, Раб Божий выходит из них победителем и вместе с Ним оказываемся способны побеждать и мы. Своей жизнью Он нарушает страшную человеческую логику, которая сводится к тому, что победить можно только силой и злом... Он показывает, что настоящая победа — это победа над злом — и совершается она через верность Богу. Это чтение читается сегодня не случайно, потому что в образе раба Господня Церковь с самого начала узнавала Иисуса Христа, который был унижен и распят, но воскрес и одержал победу.
Читать далееСтрадания Иисуса Христа, которым посвящен только что прозвучавший отрывок из книги пророка Исаии, — один из самых таинственных эпизодов человеческой истории. Когда апостолы в древние времена приходили к язычникам с проповедью и рассказывали им о том, что на земле родился Бог, стал похожим на нас человеком, проповедовал и творил чудеса, их слушали со вниманием и интересом. Однако, когда речь заходила о том, что Бога унизили, оплевали, избили и, наконец, распяли, а Он при этом молчал и никак не проявил Своего божественного могущества, — всякий разговор прекращался. Язычники отказывались верить в такого Бога. Как может защитить от страданий Тот, Кто не смог защитить Самого Себя? Почему же в христианской традиции такое внимание уделяется страстям Христа?
Как Священное Писание, так и Предание Церкви свидетельствуют, что страдания Христа самым тесным образом связаны с Его непреходящей славой. Это похоже на то, как земледелец проходит свою «страду». «Страда» — это древнеславянское слово, которое обозначает земледельческий цикл. Это и посевная, и прополка, и сбор урожая. Человек трудится в поте лица до изнеможения, терпит лишения, молчаливо смиряется перед трудностями, подчиняется суровой действительности, но все равно идет дальше. Почему? Он доверяет закону природы, согласно которому посеянное семя дает плод. А потому его страда, то есть, его страдания, оборачиваются в итоге радостью обогащения. Он собирает большой урожай. Поэтому страда — это не только тяжелый изнурительный труд. Это еще и обогащение. Наш мир устроен так, что без страданий, которые мы переносим с надеждой, доверием и смирением не бывает подлинной радости приобретения.
Вот так и Господь, идя на крест, с доверием исполняет волю Отца. Он покоряется Его Промыслу. «Не Моя пусть будет воля, а Твоя», — говорит Он в Гефсимании. А Промысл Божий, за какими бы скорбными обстоятельствами он ни скрывался, всегда выводит к благим последствиям. Благодаря тому, что Спаситель словно семечко был погребен в земле, стало возможным его сошествие во ад, победа над смертью и Его славное воскресение. Благодаря этому, каждый из нас теперь имеет возможность приобщиться этой пасхальной радости. Поэтому постараемся и мы терпеливо переносить все те трудности, которые встречаются нам на жизненном пути. С надеждой нести свой крест и помнить, что о каждом из нас у Бога есть свой замысел, который, как говорит апостол Павел, сводится к одной простой вещи: «Господь хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины».
Читать далееОтрывки из книги пророка Исаии, которые мы сейчас услышали читаются во время шестого часа… Как известно из Евангелия, в третий час после восхода солнца Христос был распят, в шестой же померкло солнце и Он продолжал мучительно страдать еще в течение трех часов. У людей, которые на это смотрят, в какое бы время они ни жили, рождается вопрос: в чем смысл всего происходящего? Зачем Богу это нужно?
Всю парадоксальность этих вопросов уже предощущал пророк Исаия, живший задолго до происходивших событий. Чтение начинается со слов изумления: Господи! кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня? То есть смысл того, что делает Бог.
Когда-то об этом думали апостолы, сегодня об этом же думаем мы.
Много раз Учитель говорил им, что власть, которую Он им дает — это власть любви. И много раз они отказывались это понимать. Это было так естественно, ведь мы — люди — привыкли ориентироваться на внешнее, а в Нем не было ни вида ни величия, который привлекал бы к Нему. Но Тот, Кто был презираем, Тот, Кого все видели немощным и опозоренным, умирал для того, чтобы все исцелись… Начиная с Адама, мы наполняем мир злобой и соперничеством, мы в ужасе бежим от смерти и на этом пути используем всех и все, чтобы хоть как-то ее отсрочить… Когда же пришел тот, о ком говорит Исаия, люди хотели использовать и Его, но Он пошел по другой дроге, позвал их за собой, хотя многие Его не поняли.
Есть неумолимый закон, который сказывается на тех, кто ушел от Бога: грех рождает смерть. Потому что грех — это уход от источника жизни, без которого мы умираем. И вот Христос, не знающий греха, страдает на кресте, чтобы этот закон разрушить изнутри. «Наказание мира нашего на Нем», потому что ужас смерти познает Тот, Кто смерти не сотворил… Мы исцеляемся Его ранами и смертью, потому что в своей любви Он нисходит к человеку, даже до ада, до самого последнего грешника, чтобы взять его за руку и предложить вернуться на истинный путь…
Именно поэтому мы слышим такие страшные слова: «Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению». Угодно не потому, что смерть и мучения Сына хороши сами по себе, но потому, что через них человек может быть спасен. Адам — это поводырь, который выбрал слепоту и смерть, а мы и естественным образом и своим выбором последовали за ним. Христос приходит как новый Адам, для того, чтобы вывести нас к свету.
Жертва, которую Он приносит называется жертвой умилостивления. Но умилостивляется не Отец, как будто бы Он был на нас зол… Это жертвой умилостивляемся, то есть исцеляемся мы, потому что мы были злы… но получаем свободу от этой злобы… Мы больше не сводимся к ней и Бог способен вывести нас из нашего собственного ада.
Стоя у креста Христова мы видим в Нем не только умирающего страдальца, но и того, Кто сокрушил свой дух, чтобы и сокрушение нашего духа обрело силу. Дело, которое Он совершает оканчивается победой и бесплодная земля оказывается способна принести обильный плод.
Читать далееНевозможно не удивляться той точности, с которой пророк Исайя предрекает Христа! Пророчество исполнилось в самых мельчайших деталях: даже место погребения Спасителя после Распятия было описано у Исайи. «Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его» — так и произошло, праведный Иосиф Аримафейский, будучи человеком богатым и знатным, положил Тело Христа в пещере на своей земле. Вообще, каждую фразу этого отрывка Священного Писания очень просто сопоставить с рассказом евангелистов. Если прочие пророчества о Христе могут быть истолкованы как-то еще, может даже показаться, что отнесение их к Спасителю не более, чем благочестивая христианская «натяжка», то здесь подобного ощущения быть не может. Все написанное Исайей — о Нем, о нашем Господе.
«Нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему» — такими словами в этом отрывке своего пророчества Исайя описывает Христа. Действительно, у нас нет апостольских свидетельств того, что Христос имел какую-то необычную и поражающую воображение внешность. Что у Него был, к примеру, чрезвычайный рост или небывалая сила. Нет свидетельств того, что кто-то, посмотрев на Него, был настолько воодушевлен Его внешностью, что оставлял все и следовал за Ним. Ничего подобного в Евангелии нет. Он был совершенно обычным средним человеком. Он не привлекал к Себе через какие бы то ни было внешние эффекты. Его сила была и есть в другом: в Его слове и в Его делах.
Примечательно, что и те люди, которых мы почитаем как святых, как правило, тоже были внешне совершенно обычными людьми. Если их облик и поражал, то уж точно не физическим превосходством и не каким-то особым блеском глаз.
Все это в очередной раз напоминает нам о том, что мы не должны подходить к христианству с чувственными или же эмоциональными мерками. Восторг от внешности, скажем, какого-то проповедника, восторг от его голоса или же умения красиво говорить и способности держать себя, — явления не духовного, а душевного порядка, такого рода переживания должны не вдохновлять, а настораживать. Ведь Христос таким не был! Его сила была исключительно духовная, но никак не душевная и уж тем более не физическая. Но при всем при этом упомянутый условный проповедник может быть в самом деле духовным человеком, правда, увидеть это можно лишь если смотрящий будет смотреть не на внешнее, а внутреннее, на красоту духа и сопоставлять ее с красотой Духа Христова.
Читать далееНедавно я прочитал один сюжет, напрямую связанный с сегодняшним библейским чтением. В сюжете речь шла о времени вскоре после полёта Гагарина в космос. На одном из торжественных приёмов в честь героя к Гагарину подошёл Никита Хрущёв и, чокаясь бокалом, спросил: «ну что, Юра, Бога-то не видел?» Гагарин, быстро поняв ёрничанье Хрущёва и будучи уже слегка навеселе, решил подыграть и спокойно, глядя прямо в глаза первому секретарю ЦК КПСС говорит: «Видел!» Хрущев тотчас помрачнел и говорит: «Смотри, никому про это не говори! ни-ко-му!»
Давайте послушаем отрывок из 33-й главы книги Исход, который сегодня читается в православных храмах во время богослужения, и затем снова вернёмся к истории с Гагариным и Хрущёвым.
Вот и ответ на вопрос Никиты Сергеевича. Ответ, который даёт Священное Писание: не может человек увидеть Бога — и остаться в живых. Хотя здесь, конечно же, надо сделать уточнение: речь шла о ветхозаветном времени, ещё до Воплощения Сына Божия. Нам, христианам, дана уникальная возможность: в лице Иисуса Христа, Сына Божия, мы видим подлинное отображение Самого Господа Бога — как об этом сказал Сам Христос в Евангелии от Иоанна: «Тот, кто видел Меня — видел Отца» (Ин.14:9). Во Христе Бог стал человеком — при этом не переставая быть Богом — но через это став открытым, доступным для каждого верующего. И теперь у нас есть не только иконы — но и потрясающая по силе своего свидетельства «словесная икона Бога» — явленная нам в жизнеописании Христа Спасителя и Его последователей в Новом Завете.
Но почему же всё так и свербит у людей неверующих эта потребность увидеть Бога, чтобы удостовериться в Его существовании? На мой взгляд, ответ здесь достаточно прост. Это всего лишь одна из разновидностей манипуляций, которыми человек пытается оправдать свой личный отказ от открытости в сторону веры. У святителя Феофана Затворника есть такая мысль: «Вера действительно дар Божий. Но неверующие — не безответны: нет преемника этого дара, он и не даётся». Манипуляция со словами «а покажите-ка мне Бога, и я в Него тотчас поверю» — на деле — безумная провокация заставить Бога играть в наши, человеческие игры, по нашим же правилам. Или другими словами — лукаво втянуть его в наши «напёрсточные игры». Но Бог — Творец, а не жертва манипуляций, и на подобные провокации отвечает всегда лишь улыбкой. Или — блестяще разыгранной шуткой, вроде той, которую сделал в своё время Гагарин.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееБог говорит с Моисеем, Бог вступил в общение с человеком, и прямо указывает, как необходимо поступать. Но удивительным образом Моисею этого мало, он в буквальном смысле требует, чтобы Бог представил доказательства того, что Он будет с народом Израиля и лично выведет его из пустыни. Но на этом требования Моисея не заканчиваются: он хочет не только слышать, но и видеть Бога.
Очень показательна фраза, которую Моисей произносит в начале этого диалога: «Итак, если я приобрёл благоволение в очах Твоих, то молю: открой мне путь Твой, дабы я познал Тебя, чтобы приобрести благоволение в очах Твоих». То есть уже после вступления в диалог с Богом — причём, далеко не в первый раз! — Моисей утверждает, что он ещё не познал Бога, и просит открыть ему Божий путь. Та же самая мысль в другом русском переводе выражена таким образом: «Если я приобрёл благоволение перед Тобой, яви мне Самого Себя, чтобы мне разумно увидеть Тебя».
Несмотря на все бывшие до этого момента богоявления, Моисею их недостаточно, он жаждет увидеть и узнать больше. Это желание пророка — не какая-то прихоть или простое человеческое любопытство, в стремлении Моисея постигнуть Бога заключается выражение его любви к Создавшему Его. Любовь же, как известно, не может насытиться пребыванием рядом с объектом любви, ей всегда мало и постоянно хочется большего. Она стремится к всестороннему познанию. Нет в словах Моисея и недоверия к Богу, ведь если бы он не доверял, то не оказался бы и в пустыне, не смог бы он вывести туда и народ Израиля, потому что для этого необходимо было убедить людей оставить всё и пойти в неизвестность, но сделать так можно было только при наличии личной глубокой веры, такой, которая способна менять сердца слушающих. Вера Моисея была именно такой. Поэтому и его требования к Богу — это не дерзость зеваки, а дерзновение любви, на которое Бог реагирует соответствующим образом — Он откликается на требование и делает максимально возможное, Он соглашается показать Моисею Свою славу. Как это понять, что означает словосочетание «слава Божия» — мы не знаем, хотя, конечно, существуют попытки прокомментировать эти библейские слова. Впрочем, сам автор книги Исход пророк Моисей, если судить по тексту его книги, тоже не знал, каким образом можно описать то, что он увидел, увиденное слишком сильно отличалось от всего того, с чем ему приходилось до этого сталкиваться, у него попросту не было подходящих слов, чтобы описать пережитое богоявление.
Читать далееВ сегодняшнем чтении мы слышим разговор Моисея с Богом. Эта беседа была очень личной и искренней, ведь Бог говорил с ним как с другом, лицом к лицу. И все же, несмотря на это, Моисей чувствует беспокойство. Сегодня для нас он великий пророк и друг Божий, но в тот момент он переживает и сомневается. Он не знает, кто будет сопровождать его в пути. Отвечая Моисею, Бог говорит, что никаких посредников не требуется, потому что Он Сам будет со Своим народом и Сам поведет людей. Для Моисея это оказывается настолько важным, что он просит: если Ты не пойдешь с нами — тогда и не выводи нас. Он знает, что впереди такие земли, на которых без помощи Божьей они не справятся. Доходя в своем дерзновении практически до предела, Моисей просит у Бога, чтобы Он показал ему Свою славу. Сегодня под славой мы понимаем добрую известность, силу, мощь, красоту... Но в еврейском языке слава означала скорее ценность, значимость, вес и авторитет. Надеясь, что Бог пойдет с ним, Моисей просит Его показать ему свою славу, то есть открыться во всем величии. Однако для человека это невозможно и Моисей может увидеть Бога лишь в самую малую меру, как будто бы посмотрев Ему во след и увидев Его спину. Совершенно очевидно, что это последнее выражение не буквально и говорит лишь об ограниченности человеческих возможностей. .
Чтение, которое мы услышали, читается на вечерне Страстной пятницы. Исходя из Евангельской хронологии вечер пятницы — это время, в которое Христос уже умер и Его тело висит на кресте. В этот момент Иосиф Аримафейский идёт и договаривается с Пилатом о теле, а ученики в страхе прячутся по домам...
В народе о смерти говорят, что она есть путь всей земли. Всякому человеку предстоит умереть, кроме, может быть, тех, кто будет свидетелем последних времен. Путь смертный — это неведомый, а потому страшный для человека. Те, кто сегодня задумывается об умирании, может увидеть, что православные авторы советуют не бояться смерти. Однако тот, кто внимательно читал Евангелие обязательно вспомнит, что в нем есть Гефсиманский сад и есть молитва об избавлении от креста. Христос не желал умирать и молился об этом до того напряженно, что у него выступил кровавый пот. Итогом этой молитвы были слова, обращенные к Отцу: но не Моя воля, а Твоя, да будет. Эту победу послушания Христос совершает в своей человеческой воле, чем ясно доказывает, что человек может быть послушен Творцу.
Но почему же это чтение читается именно сегодня? В день воспоминания Христовой смерти. Моисей боялся дальнейшего пути, как человек боится смерти. Он надеется, что Бог будет со своим народом, так же как верующие надеются, что Бог не оставит их в смерти. Однако Бог будет не просто со своим народом, Он будет вести его к месту покоя. Христос — Богочеловек, но Ему предстоит пережить реальность человеческой смерти. По человечеству Он этого не желает, но его природы нераздельны и значит Бог сойдет с Его человеческой душой во ад, пройдя весь смертный путь и этим его уничтожив.
Моисей видит лишь Божию спину, что является образом непостижимой тайны Божества, Его предводительства народом в трудное для него время. Именно такой тайной является для нас смерть Христа, благодаря которой Бог не только сопровождает нас в смертном пути, но и приводит к покою воскресения и жизни вечной.
Читать далееЯзык Священного Писания очень богат и разнообразен. А поэтому, как и во многих литературных произведениях, в Библии нередко встречаются выражения, которые мы называем образными. Это слова и словосочетания, которые нельзя понимать буквально. Для того, чтобы увидеть их подлинное значение, их необходимо понимать исключительно в переносном смысле. Давайте рассмотрим некоторые из них.
Первое выражение — это «говорить с Богом лицом к лицу». Перед нами так называемый антропоморфизм. Это такие случаи, когда бестелесному Богу приписываются свойства человеческого тела. Например, «рука Божия», «око Господне», «уста» или «уши» Творца. Все эти выражения иносказательные. Их нельзя понимать в прямом смысле. Ведь Бог — существо духовное. В нем нет телесности. Но для того, чтобы указать на его действие в этом мире, неизбежно приходится использовать привычные нам понятия и образы. Причина в том, что мы привыкли думать о любом живом существе, как о существе материальном, которое действует во времени и пространстве. Поэтому и о духовном, нематериальном Боге мы не можем мыслить иначе. На самом же деле выражение «лицом к лицу» означает то, что между Творцом и Моисеем были предельно близкие отношения. Такие же, какие бывают между искренними, близкими людьми, лица которых постоянно обращены друг ко другу.
Еще одно интересное выражение — «Я знаю тебя по имени». Так Творец обращается к Своему избраннику. Если понимать его буквально, то можно подумать, что есть те, кого Бог по имени не знает. На самом же деле, имя обладала в древнем мире сакральным статусом. По вере древнего человека, оно выражало сущность предмета. Знать имя явления — знать его суть, глубинный, скрытый смысл. Применительно к человеку это означает видеть его сердце, его мысли, его желания. Но дело в том, что не всякий человек хочет, чтобы Бог видел, что происходит у него на душе. Многое мы делаем втайне от Творца. Это все то темное и скверное, что скрыто в подвалах нашей души, но то, что часто нам бывает приятно и привычно. И мы не желаем, чтобы Бог вмешивался в нашу жизнь и нарушал ее устоявшийся ритм. Поэтому и закрываемся от него. Поэтому Писание опять же образно говорит, что грешника Бог не видит, а потому и не знает его по имени. Моисей был иной. Все его мысли, желания, надежды были связаны с Богом. Он был Ему предельно открыт. Отсюда и такое выражение — я знаю тебя по имени. То есть, я вижу тебя, вижу твою сердце, твою суть. Ты не скрываешься от меня.
Наконец, еще одни таинственные слова. Моисей собирается подняться на гору Синай, где Господь обещает явиться ему. Однако, несмотря на то, что до этого говорится, что Моисей говорил с Богом «лицом к лицу», Господь предупреждает его: «лица Моего ты не увидишь, но ты увидишь Меня сзади». О чем идет речь? В данном случае Священное Писания хочет подчеркнуть идею непознаваемости Творца для человеческого разума. В каком близком отношении человек не находился бы с Богом, сущность Творца скрыта от него. Мы видим только отблески славы Божества, но То, Кто Он есть на самом деле, нашему пониманию недоступно. Поэтому человек может увидеть Бога только сзади, то есть получить лишь смутные представления, о Его природе.
Библия хранит в себе множество глубоких истин. И нередко для того, чтобы их увидеть, необходимо учитывать, что выражены эти истины при помощи особого языка, который, как и язык высокой художественной литературы очень богат и разнообразен.
Читать далееГоворят, хорошие истории должны хорошо заканчиваться. Не уверен, но в отношении праведного Иова, пережившего множество испытаний, хочется порадоваться. Его история действительно закончилась хорошо. Об этом мы узнаём из последней 42-й главы книги Иова. Отрывок из неё читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Испытания Иова завершились. Праведник выздоровел от проказы, его имение восстановилось, друзья вернулись к праведнику, принеся с собой ощутимую компенсацию за причинённые обиды. При описании перечисленных событий автор книги Иова постоянно использует число 14. Иногда оно выглядит ещё как 140. Исключение составляет количество новых сыновей. Их оказывается семеро. Но только потому, что умершие семь, с точки зрения ветхозаветного, да и христианского вероучения, не погибли окончательно. Их души продолжили жить. Потому сыновей тоже оказывается в итоге 14.
14 — не случайное число. Оно имеет символическое значение и отсылает нас к древнему культурному коду, основанному на фазах луны. Луна за 14 дней сначала визуально вырастает, а потом за тот же срок визуально уменьшается. Евреи и другие народы Ближнего востока жили и отчасти живут по лунному календарю. Потому изменения луны стали образом значительных изменений или завершения цикла.
В отношении Иова 14 является символом достижения полноты и совершенства. Символическое значение имеют и имена дочерей Иова. В переводе на русский они звучат, как «чистота», «нежность», «красота». Праведник, достойно пройдя через испытания, украсил свою душу этими удивительными качествами. И духовное совершенство, обретённое Иовом, отразилось на его окружении.
Всё перечисленное не может не радовать. При этом некоторые святые толкователи книги Иова указывают на одну интересную деталь. Вместе со страданиями из жизни Иова ушёл и опыт общения с Богом. Господь больше не говорил с праведником так, как общался с ним в дни бедствий. Это не означает, что страдания сами по себе хороши. Мы не созданы Господом для того, чтобы испытывать боль. Речь об ином.
О том, что сытое, спокойное существование притупляет наш взор, расхолаживает ум. Вот почему Церковь призывает нас регулярно совершать подвиг поста. Не для того, чтобы посидеть на правильном питании и похудеть или всласть поплакать, и оправданно подепрессовать. Цель состоит в том, чтобы провести ревизию нашего внутреннего состояния. А ещё сознательно ввести себя в неудобные, противные нашему эгоизму условия, провести себя через путь сострадания Христу. И через этот, пусть небольшой, но всё же подвиг, открыть для себя возможность общения с Богом. Общения более тесного, глубокого, содержательного.
Мы с вами находимся уже почти на границе начала пасхального торжества. Наступает момент истины, момент проверки того, как мы потрудились в дни Великого поста и Страстной недели. Пусть же наши сердца и души будут готовы ко встрече со Христом воскресшим. Пусть пасхальные торжества порадуют нас не только возможностью наконец-то изменить пищевой рацион. Как праведный Иов, пройдя через испытания, порадовался полноте духовных даров, так и мы да возрадуемся о Христе умершем и воскресшем, вместе с Которым мы постарались умереть для зла и восстать для жизни в праведности Божией.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееКнига Иова, финальный отрывок, который только что прозвучал, поднимает очень важный вопрос, ответ на который человек пытается найти с глубокой древности. Каков смысл человеческих страданий? Ладно, если страдает грешник, можно сказать, что таким образом он искупает свою вину, но каков смысл страданий праведника или же человека, который не совершает в жизни явных беззаконий?
Христианская традиция утверждает, что состояние беспомощности и умаления, которое человек переживает во время скорбей, может привлечь к нему благодать Божию, сообщить новый духовный опыт и открыть путь в Царство Небесное. Иными словами, порой этот мучительный опыт, который рождается в нашей душе в результате столкновения с внешними и внутренними проблемами, жизненно необходим для того, чтобы спастись. И этому есть целый ряд причин.
Именно в эти скорбные моменты мы со всей очевидностью понимаем, как нам нужен Спаситель. Ведь никто из людей нам не может по-настоящему помочь. Ни опытный консультант-психотерапевт, ни даже духовный наставник. Они могут подсказать, в каком направлении нам двигаться, дать мудрый совет, но в конечном счёте не они решают проблему. Поэтому лишь в эти тяжелые моменты мы начинаем по-настоящему молиться. И лишь в ответ на эту молитву, молитву на грани отчаяния, Бог мгновенно входит в нашу жизнь. Так, например, к Богу обращался разбойник на кресте. Он совершил в жизни множества злодеяний, но лишь за свой вопль отчаяния на грани жизни и смерти, первый вошёл в рай.
Но это ещё не всё. В скорбные минуты страданий мы окончательно самоопределяемся. Мы решаем для себя, какое место в нашей жизни занимает Бог. Решаем, готовы ли мы довериться Ему и терпеть ради Него. Ведь легко доверять и терпеть, когда мы ощущаем Его рядом. Но тогда мы словно стоим на месте, мы не развиваемся. Когда же наступает скорбь, мы получаем прекрасный шанс проявить нашу веру и терпение и духовно в них возрастать. Так спортсмен возрастает в своём мастерстве. Он верит в свою победу и поэтому терпеливо переносит физические страдания. Поэтому и говорит Христос: «терпением вашим спасайте души ваши». Иными словами, если этих сложных периодов не будет, мы не сможем увидеть, как же нам нужен Господь. Наша вера останется немощной, а терпение хилым и неразвитым. Мы будем оставаться детьми в духовном плане.
Прекрасно это иллюстрирует образ змеи. Змея сбрасывает кожу. Для неё это жизненно необходимый цикл. Для того, чтобы это сделать, она проползает между двух камней, которые сильно сжимают её. Процедура далеко не из приятных и явно доставляет страдания. В эти моменты животное беспомощно. Но инстинкт самосохранения, тяга к жизни, заставляет её двигаться вперёд и терпеть. В результате она обновляется, начинается новый виток жизни. Поэтому Господь и говорит: «подвизайтесь войти сквозь тесные врата в Царство Небесное». В греческом оригинале слово «подвизайтесь» является однокоренным слову «агония», «сильная борьба». То есть процесс вхождения в Царство Божие — это всегда агония души, её болезненное, но необходимое обновление.
История праведного Иова ясно подтверждает эту духовную закономерность. Он был раздавлен и снаружи, и внутри. Окружающие насмехались над ним. Но лишь благодаря доверию Творцу и терпению узнал о Боге нечто, что не могли узнать все те, кто его окружал. Пройдя через скорби, испытав умаление и беспомощность, благодаря доверию Творцу и терпению, он вышел на новый духовный уровень.
Совершенно не случайно этот отрывок читается сегодня, в Страстную Пятницу. На кресте висит Тот, Кто по определению не должен был страдать. Ведь Бог совершенно безгрешен. Причем Христос страдает до такой степени, что таинственным образом ощущает даже богооставленность. Но при этом он демонстрирует абсолютное доверие Отцу и терпение. И благодаря этому сходит в самые глубины ада, побеждает его и спасает всех нас от греха, проклятия и смерти.
Это урок для каждого из нас. Какие бы скорби не выпали на нашу долю, какими бы беспомощными и униженными мы себя не ощущали в эти тёмные периоды, если переживём их с доверием Богу и терпением, в итоге каждый в свою меру испытает радость рождения в своей душе Царства Небесного и полноты Богообщения.
.
Читать далееБог испытывал Иова.
Иов с честью прошел через это испытание.
Иов на своем собственном опыте понял, что при столкновении со страданиями должно искать ответ не на вопрос «почему?», а на вопрос «зачем?». Зачем же страдания были попущены Иову? Если смотреть на финал книги Иова, то ответ кажется вполне ясным: «благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние» и далее идет перечисление того, что получил праведник в качестве награды. Но какими бы ни были новые богатства Иова, сколько бы не родилось у него детей, те дети, которые умерли ранее, не вернулись. А значит и все прочее — хорошо само по себе, но оно не способно полностью исцелить рану, которую нанесли Иову ниспосланные от Бога испытания. Так в чем же суть? Ради чего все это было?
Если оставаться в рамках этого отрывка книги, то ответ стоит искать в рассказе о трех дочерях Иова, в частности, во фразе «и дал им отец их наследство между братьями их». Иов сделал то, чего делать был не должен, то, что было немыслимым в его эпоху: дочери могли получить наследство лишь в том случае, если у них не было братьев, а у дочерей Иова братья были, причем были в достаточном количестве. Некоторые комментаторы видят в этом действии Иова лишь подтверждение наличия у него огромного имения, от которого он мог дать наследство всем своим детям, но богатые люди встречаются в Ветхом Завете довольно часто, а дал наследство своим дочерям только один из них — Иов. Он сделал то, чего не должен был делать ни по закону, ни по обычаю. Этим своим действием Иов показал, что после перенесенных испытаний он оказался вне любых человеческих установлений, более того, он вне того закона Божия, которому обязаны следовать все другие люди. Он оказался выше закона, потому что вступил в личные отношения с Богом, Иов стал другом Божиим, именно ради этого ему и были попущены страдания. С Иовом произошло то, что значительно позже станет доступно всем без каких-либо страданий: задолго до Христова Пришествия и наступления эпохи Нового Завета Иов вступил в такие отношения с Богом, которые доступны сегодня верующим во Христа и являются богатством новозаветной эпохи. Иов исполнился плодами Духа — «любовью, радостью, миром, долготерпением, благостью, милосердием, верой, кротостью, воздержанием». А потому оказался выше закона (см. Гал. 5:22).
Читать далееВечер страстной пятницы — это время, в которое Христос мертвый висит на кресте. Его смерть вполне реальна, она не кажущаяся. Однако, если мы посмотрим на средневековые распятия, мы увидим, что Спаситель на них совершенно не выглядит мертвым. Он не обвисает под тяжестью собственного тела, как на распятиях эпохи возрождения, но раскидывает руки, будто бы стремясь обнять мир. Христос спит смертным сном, но Он не побежденный, а победитель.
Окончание книги Иова, ее последние стихи, которые мы сегодня услышали, очень схожи по тональности с теми событиями, которые мы вспоминаем и в которых мы духовно присутствуем. Иов перенес очень сильные физические, но самое главное духовные страдания, однако вера его в них преобразилась. У него снова родились дети, хотя он никогда не забудет прежних… Как раны от гвоздей и копья на теле воскресшего Христа не исчезли, так не исчезнет память Иова, о том, что он пережил, но и он утешен Богом и умирает с миром в душе.
Писание говорит, что друзья утешали его после тех скорбей, которые навел на него Бог, здесь уже никакого упоминания о дьяволе нет. В то же время, для нас очевидно, что Бог лишь ослабил Свое присутствие рядом с безгрешным Иовом и он подвергся тому, чему подвергались обычные грешные люди, живущие в мире искаженном грехом. Иов оказывается ветхозаветной иконой Иисуса Христа, Бога, который стал человеком и во всем уподобился братиям, чтобы быть милостивым и верным.
Несмотря на то, что книга Иова, по традиции считается довольно древней, взгляд на соотношение праведности и страданий в ней изложен очень необычный. Мы знаем, что автор книги Притчей многократно говорит о том, что праведники приносят добрый плод и награждаются, в то время как жизнь грешников — это стремление к смерти. В глобальном смысле это, конечно, так, но существует большой соблазн решить, что так складывается судьба всякого праведника и грешника в этой земной жизни. Пример Иова ломает всю эту логику и позволяет увидеть путь человека во всей его сложности. Творец знает наши сердца и знает к чему мы идем… Но у Него для каждого свой путь, которым невозможно управлять просто соблюдая заповеди. Мы исполняем правила не для того, чтобы подкупить Бога и гарантировать себе спокойную жизнь… но для того чтобы любовью и милосердием исцелять мир в его бедственном состоянии. Победил ли Иов зло мира? Нет, не победил, да и было это ему не под силу. Но страдания его ненапрасны. Его друзья были очень благочестивы, но их отношения с Богом не сильно отличались от отношений с каким-нибудь царем или начальником. Иов думал о Боге совершенно иначе и оказался прав, научив своих друзей тому, каков Господь на самом деле. Это очень похоже на Христа, ученики которого считали, что путь Мессии — это путь на трон. В своих страданиях и своей победе Он являет им совершенно иной образ Отца, иной образ Его отношения к миру.
В конце чтения об Иове сказано, что он воскреснет со всеми, кого воскресит Господь. Сегодня мы знаем, что смерть и воскресение Христа открыли этот путь для всех людей. Конечно, в отличие от Христа Иов не победил смерть, но он смог преподать нам урок, который оказывается важен именно сегодня, даже если ты чего-то не понимаешь, следуй за Богом в словах и поступках и, самое главное, доверяй Ему.
Читать далее
cвященник Дмитрий Барицкий.