Книга пророка Исайи, Глава 52, стихи 13-15
Книга пророка Исайи, Глава 53, стихи 1-12
Книга пророка Исайи, Глава 54, стихи 1
Невозможно не удивляться той точности, с которой пророк Исайя предрекает Христа! Пророчество исполнилось в самых мельчайших деталях: даже место погребения Спасителя после Распятия было описано у Исайи. «Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его» — так и произошло, праведный Иосиф Аримафейский, будучи человеком богатым и знатным, положил Тело Христа в пещере на своей земле. Вообще, каждую фразу этого отрывка Священного Писания очень просто сопоставить с рассказом евангелистов. Если прочие пророчества о Христе могут быть истолкованы как-то еще, может даже показаться, что отнесение их к Спасителю не более, чем благочестивая христианская «натяжка», то здесь подобного ощущения быть не может. Все написанное Исайей — о Нем, о нашем Господе.
«Нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему» — такими словами в этом отрывке своего пророчества Исайя описывает Христа. Действительно, у нас нет апостольских свидетельств того, что Христос имел какую-то необычную и поражающую воображение внешность. Что у Него был, к примеру, чрезвычайный рост или небывалая сила. Нет свидетельств того, что кто-то, посмотрев на Него, был настолько воодушевлен Его внешностью, что оставлял все и следовал за Ним. Ничего подобного в Евангелии нет. Он был совершенно обычным средним человеком. Он не привлекал к Себе через какие бы то ни было внешние эффекты. Его сила была и есть в другом: в Его слове и в Его делах.
Примечательно, что и те люди, которых мы почитаем как святых, как правило, тоже были внешне совершенно обычными людьми. Если их облик и поражал, то уж точно не физическим превосходством и не каким-то особым блеском глаз.
Все это в очередной раз напоминает нам о том, что мы не должны подходить к христианству с чувственными или же эмоциональными мерками. Восторг от внешности, скажем, какого-то проповедника, восторг от его голоса или же умения красиво говорить и способности держать себя, — явления не духовного, а душевного порядка, такого рода переживания должны не вдохновлять, а настораживать. Ведь Христос таким не был! Его сила была исключительно духовная, но никак не душевная и уж тем более не физическая. Но при всем при этом упомянутый условный проповедник может быть в самом деле духовным человеком, правда, увидеть это можно лишь если смотрящий будет смотреть не на внешнее, а внутреннее, на красоту духа и сопоставлять ее с красотой Духа Христова.