Книга Исход, Глава 33, стихи 11-23. Комментирует - Дмитрий Барицкий
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Книга Исход, Глава 33, стихи 11-23

11 И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим; и он возвращался в стан; а служитель его Иисус, сын Навин, юноша, не отлучался от скинии.

12 Моисей сказал Господу: вот, Ты говоришь мне: веди народ сей, а не открыл мне, кого пошлешь со мною, хотя Ты сказал: "Я знаю тебя по имени, и ты приобрел благоволение в очах Моих";

13 итак, если я приобрел благоволение в очах Твоих, то молю: открой мне путь Твой, дабы я познал Тебя, чтобы приобрести благоволение в очах Твоих; и помысли, что сии люди Твой народ.

14 [Господь] сказал [ему]: Сам Я пойду [пред тобою] и введу тебя в покой.

15 [Моисей] сказал Ему: если не пойдешь Ты Сам [с нами], то и не выводи нас отсюда,

16 ибо по чему узнать, что я и народ Твой обрели благоволение в очах Твоих? не по тому ли, когда Ты пойдешь с нами? тогда я и народ Твой будем славнее всякого народа на земле.

17 И сказал Господь Моисею: и то, о чем ты говорил, Я сделаю, потому что ты приобрел благоволение в очах Моих, и Я знаю тебя по имени.

18 [Моисей] сказал: покажи мне славу Твою.

19 И сказал [Господь Моисею]: Я проведу пред тобою всю славу Мою и провозглашу имя Иеговы пред тобою, и кого помиловать - помилую, кого пожалеть - пожалею.

20 И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых.

21 И сказал Господь: вот место у Меня, стань на этой скале;

22 когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду;

23 и когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо [тебе].

Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Язык Священного Писания очень богат и разнообразен. А поэтому, как и во многих литературных произведениях, в Библии нередко встречаются выражения, которые мы называем образными. Это слова и словосочетания, которые нельзя понимать буквально. Для того, чтобы увидеть их подлинное значение, их необходимо понимать исключительно в переносном смысле. Давайте рассмотрим некоторые из них.

Первое выражение — это «говорить с Богом лицом к лицу». Перед нами так называемый антропоморфизм. Это такие случаи, когда бестелесному Богу приписываются свойства человеческого тела. Например, «рука Божия», «око Господне», «уста» или «уши» Творца. Все эти выражения иносказательные. Их нельзя понимать в прямом смысле. Ведь Бог — существо духовное. В нем нет телесности. Но для того, чтобы указать на его действие в этом мире, неизбежно приходится использовать привычные нам понятия и образы. Причина в том, что мы привыкли думать о любом живом существе, как о существе материальном, которое действует во времени и пространстве. Поэтому и о духовном, нематериальном Боге мы не можем мыслить иначе. На самом же деле выражение «лицом к лицу» означает то, что между Творцом и Моисеем были предельно близкие отношения. Такие же, какие бывают между искренними, близкими людьми, лица которых постоянно обращены друг ко другу.

Еще одно интересное выражение — «Я знаю тебя по имени». Так Творец обращается к Своему избраннику. Если понимать его буквально, то можно подумать, что есть те, кого Бог по имени не знает. На самом же деле, имя обладала в древнем мире сакральным статусом. По вере древнего человека, оно выражало сущность предмета. Знать имя явления — знать его суть, глубинный, скрытый смысл. Применительно к человеку это означает видеть его сердце, его мысли, его желания. Но дело в том, что не всякий человек хочет, чтобы Бог видел, что происходит у него на душе. Многое мы делаем втайне от Творца. Это все то темное и скверное, что скрыто в подвалах нашей души, но то, что часто нам бывает приятно и привычно. И мы не желаем, чтобы Бог вмешивался в нашу жизнь и нарушал ее устоявшийся ритм. Поэтому и закрываемся от него. Поэтому Писание опять же образно говорит, что грешника Бог не видит, а потому и не знает его по имени. Моисей был иной. Все его мысли, желания, надежды были связаны с Богом. Он был Ему предельно открыт. Отсюда и такое выражение — я знаю тебя по имени. То есть, я вижу тебя, вижу твою сердце, твою суть. Ты не скрываешься от меня.

Наконец, еще одни таинственные слова. Моисей собирается подняться на гору Синай, где Господь обещает явиться ему. Однако, несмотря на то, что до этого говорится, что Моисей говорил с Богом «лицом к лицу», Господь предупреждает его: «лица Моего ты не увидишь, но ты увидишь Меня сзади». О чем идет речь? В данном случае Священное Писания хочет подчеркнуть идею непознаваемости Творца для человеческого разума. В каком близком отношении человек не находился бы с Богом, сущность Творца скрыта от него. Мы видим только отблески славы Божества, но То, Кто Он есть на самом деле, нашему пониманию недоступно. Поэтому человек может увидеть Бога только сзади, то есть получить лишь смутные представления, о Его природе.

Библия хранит в себе множество глубоких истин. И нередко для того, чтобы их увидеть, необходимо учитывать, что выражены эти истины при помощи особого языка, который, как и язык высокой художественной литературы очень богат и разнообразен.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!