Книга пророка Исайи, Глава 52, стихи 13-15
Книга пророка Исайи, Глава 53, стихи 1-12
Книга пророка Исайи, Глава 54, стихи 1
Пророк Исаия жил примерно в 8 веке до Рождества Христова. Тем не менее, через образы его пророчеств довольно чётко проступают события жизни Иисуса Христа. Яркий пример этого находим в отрывке из 52, 53 и 54 глав книги пророка Исаии, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
01 [Господи!] кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня?
02 Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему.
03 Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его.
04 Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом.
05 Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились.
06 Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас.
07 Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих.
08 От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь.
09 Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его.
10 Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его.
11 На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет.
12 Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем.
01 Возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, немучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа, говорит Господь.
В только что прозвучавшем отрывке Исаия упоминает о страданиях Раба Господня. Пророк делает намёк на то, что Этот Раб Господень — Сын той, которая не знала мужа, пророк говорит, что Этот Раб Господень претерпел страдания за всех людей, что мучили Его вместе со злодеями, что погребён Он в гробнице богатого человека и что благодаря этим событиям мы получили исцеление. Согласитесь, контуры евангельской истории очевидны. За это Исаию нередко называют ветхозаветным Евангелистом. Однако больше удивляет та двойственность, которая проходит через всё пророчество. С одной стороны, Исаия говорит о величии Раба Господня. С другой, о том, что парадоксальным образом это величие будет связано с Его унижением и презрением со стороны окружающих.
Иудеи читали эти пророчества сотни лет. Однако всё это время их сознание сопротивлялось им. А именно сопротивлялось двойственности образа Мессии. И это очень по-человечески. Ведь кому нужен страдающий Спаситель? Спаситель должен быть сильный. Он должен избавить свой народ от всех трудностей. Накормить его. Напоить. Дать свободу и справедливость. И желательно здесь и сейчас. А потому ко времени пришествия Христа еврейский народ был уверен, что их Мессия — это Мессия-победитель. Это тот, кто подарит им комфорт, уют, обеспечит благополучие, стабильность и процветание. Цена этих представлений оказалась высока. Господа распяли на кресте.
Не следует думать, что пророчества Исаии о пришествии Раба Господня адресованы только его единоплеменникам. Напрямую они касаются и нас. Они прямо напоминают нам о том, что Бог постоянно пытается войти в нашу жизнь, приняв образ раба. Это значит не только то, что Он приходит к нам под видом нуждающихся, сирых, убогих, отверженных, заключённых, а также всех тех, кто обращается к нам с просьбой о поддержке. Это означает, что Он нередко приходит к нам под видом скорбных и тяжёлых обстоятельств, под видом болезней и тягот. Он везде, где нам плохо. В эти мгновения Он к нам особенно близок. Именно в эти моменты Он с особым усердием и тщательностью готовит наше избавление. Наша задача пережить эти периоды с надеждой и доверием Богу. Ведь самое тёмное время, как известно, перед рассветом. А после всякой Голгофы неизбежно наступает Светлое Воскресение.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов