Книга Исход, Глава 33, стихи 11-23
В сегодняшнем чтении мы слышим разговор Моисея с Богом. Эта беседа была очень личной и искренней, ведь Бог говорил с ним как с другом, лицом к лицу. И все же, несмотря на это, Моисей чувствует беспокойство. Сегодня для нас он великий пророк и друг Божий, но в тот момент он переживает и сомневается. Он не знает, кто будет сопровождать его в пути. Отвечая Моисею, Бог говорит, что никаких посредников не требуется, потому что Он Сам будет со Своим народом и Сам поведет людей. Для Моисея это оказывается настолько важным, что он просит: если Ты не пойдешь с нами — тогда и не выводи нас. Он знает, что впереди такие земли, на которых без помощи Божьей они не справятся. Доходя в своем дерзновении практически до предела, Моисей просит у Бога, чтобы Он показал ему Свою славу. Сегодня под славой мы понимаем добрую известность, силу, мощь, красоту... Но в еврейском языке слава означала скорее ценность, значимость, вес и авторитет. Надеясь, что Бог пойдет с ним, Моисей просит Его показать ему свою славу, то есть открыться во всем величии. Однако для человека это невозможно и Моисей может увидеть Бога лишь в самую малую меру, как будто бы посмотрев Ему во след и увидев Его спину. Совершенно очевидно, что это последнее выражение не буквально и говорит лишь об ограниченности человеческих возможностей. .
Чтение, которое мы услышали, читается на вечерне Страстной пятницы. Исходя из Евангельской хронологии вечер пятницы — это время, в которое Христос уже умер и Его тело висит на кресте. В этот момент Иосиф Аримафейский идёт и договаривается с Пилатом о теле, а ученики в страхе прячутся по домам...
В народе о смерти говорят, что она есть путь всей земли. Всякому человеку предстоит умереть, кроме, может быть, тех, кто будет свидетелем последних времен. Путь смертный — это неведомый, а потому страшный для человека. Те, кто сегодня задумывается об умирании, может увидеть, что православные авторы советуют не бояться смерти. Однако тот, кто внимательно читал Евангелие обязательно вспомнит, что в нем есть Гефсиманский сад и есть молитва об избавлении от креста. Христос не желал умирать и молился об этом до того напряженно, что у него выступил кровавый пот. Итогом этой молитвы были слова, обращенные к Отцу: но не Моя воля, а Твоя, да будет. Эту победу послушания Христос совершает в своей человеческой воле, чем ясно доказывает, что человек может быть послушен Творцу.
Но почему же это чтение читается именно сегодня? В день воспоминания Христовой смерти. Моисей боялся дальнейшего пути, как человек боится смерти. Он надеется, что Бог будет со своим народом, так же как верующие надеются, что Бог не оставит их в смерти. Однако Бог будет не просто со своим народом, Он будет вести его к месту покоя. Христос — Богочеловек, но Ему предстоит пережить реальность человеческой смерти. По человечеству Он этого не желает, но его природы нераздельны и значит Бог сойдет с Его человеческой душой во ад, пройдя весь смертный путь и этим его уничтожив.
Моисей видит лишь Божию спину, что является образом непостижимой тайны Божества, Его предводительства народом в трудное для него время. Именно такой тайной является для нас смерть Христа, благодаря которой Бог не только сопровождает нас в смертном пути, но и приводит к покою воскресения и жизни вечной.