Глинская пустынь – небольшой монастырь в Сумской области Украины. Стоит она возле соснового бора, тянущегося несколько километров до границы с Россией. В шестнадцатом веке на одной из сосен местным пчеловодам явилась икона Рождества Богородицы. С той поры здесь поселились иноки. Своё название обитель получила по фамилии князей Глинских, которые владели этой местностью.
Находясь на пограничье двух православных народов, в разные годы монастырь принадлежал то к Киевской митрополии, то к Курской епархии. В числе его благотворителей и гетман Иван Мазепа, и князь Александр Меньшиков, и цари династии Романовых. Но вошел он историю не благодаря именитым почитателям или уникальному архитектурному ансамблю.
Практически все храмы и здания монастыря были уничтожены в советские годы, и сейчас только отчасти воссозданы заново. Тем не менее, наследие Глинской пустыни живёт. Оно хорошо известно по всему православному миру и востребовано. А всё потому, что имеет не материальный характер. В девятнадцатом и двадцатом веках Глинская пустынь была одним из центров православного старчества.
Старчество – традиция духовного руководства, когда опытные монахи, просвещённые Божественной благодатью, занимаются наставлением неопытных. Руководство касается всех аспектов жизни, но прежде всего внутреннего состояния человека. Послушник открывает старцу все свои помыслы и движения души. Старец же, проверяя свои суждения молитвой и евангельскими заповедями, лечит греховные наклонности послушника, даёт советы и помогает избежать ошибок на пути ко спасению.
Глинская пустынь стала первой обителью на Руси, где старчество было официально утверждено монастырским уставом. Устав этот составил по образцу монастырей Святой горы Афон преподобный архимандрит Филарет в 1821 году. Все монахи, поступающие в пустынь, находились в послушании у старцев. Значительную часть суток братия проводила за богослужением. При этом каждый исполнял еще и келейное молитвенное правило. Высота жизни в обители уже скоро стала известна по всей Российской Империи. Церковное начальство специально выбирало глинских монахов на настоятельские должности в другие монастыри. Общественное мнение ставило Глинскую пустынь на один уровень с Валаамом и Оптиной.
Образ жизни глинских подвижников воскрешает в памяти древние сказания о святых отцах Египта, Палестины, Киево-Печерской лавры. Преподобный Феодот провёл в обители семьдесят лет и всё это время постелью ему служила куча угля на кухне, где он выполнял тяжёлую физическую работу. Преподобный Мартирий, работавший на мельнице по многу дней обходился без еды и ночи напролёт клал поклоны. Только чтобы скрыть свои суровые подвиги он, на правах мельника, иногда созывал братию на блины.
Отмечено множество случаев, когда глинские старцы могли провидеть будущее, знали сокровенное, а по их молитвам совершались исцеления. Преподобный Филарет, с которого начался расцвет обители, духовными очами видел, как возносится на небо душа святого Серафима Саровского. День в день он рассказал об этом братии.
В годы коммунистических гонений на веру Глинской пустыни было суждено стать островом, где сохранялись древние монашеские установления, посреди моря безбожия. В двадцатые годы обитель была совершенно разорена, но вновь открылась во время войны в сорок втором году. Почти сразу же сюда вернулись изгнанные монахи, и возродилось старчество. Многие из них уже были исповедниками, пройдя за свою веру лагеря, пытки и ссылки. Тысячи верующих потянулись в монастырь за духовным советом и утешением.
Увы, с наступлением хрущёвских гонений, Глинская пустынь была закрыта во второй раз. Часть подвижников ушла Грузию вслед за старцем Зиновием Мажугой. Преподобный Зиновий стал митрополитом Грузинской Православной Церкви и наставником будущего патриарха Илии. Часть братии ушла в другие обители России, Украины и Беларуси.
Старая Глинская пустынь словно растворилась. Но благодаря этому, лучшее, что было в глинской традиции, стало доступно для всех. Верой и правдой служат Церкви духовные чада глинских старцев. Жития и поучения глинских подвижников, собранные архимандритом Иоанном Масловым, стали настольной книгой современного монашества. Монахи возрождённой Глинской пустыни стараются жизнью соответствовать святости своих великих предшественников.
Поможем отремонтировать Ильинскую церковь (Рождества Христова) на костромской земле

В городе Костроме, на живописном берегу реки Волги возвышается белоснежный храм с зелёными куполами — в честь Рождества Христова. Один из его пределов освящён во имя святого пророка Илии. Поэтому храм в народе называют Ильинским. Это уникальный памятник костромского зодчества, возведённый 4 столетия назад и устоявший до наших дней. В 1941 году власти собирались его взорвать... Но чудесным образом этого не случилось, однако храм простоял закрытым несколько десятилетий, постепенно теряя былое великолепие.
Сегодня святыня находится под опекой священника Виталия Шастина и понемногу возрождается. Помимо Ильинского храма батюшка — настоятель ещё четырёх в разных сёлах Костромской области. Все они нуждаются в особой заботе и ремонте. Отцу Виталию 68 лет, и тем не менее он многое делает сам: красит, чинит и строит. При этом обычно обходится тем, что есть под рукой: кто краску ему принесёт, кто доски или чего-нибудь ещё. Батюшке часто приходят на подмогу добрые люди. Но бывают ситуации, когда только своими умениями и подручными средствами не обойтись. Необходима профессиональная помощь и качественные стройматериалы. Как в случае с Ильинским храмом. Он нуждается в ремонте кирпичной кладки и кровли, замене окон и внутреннем благоустройстве. И на это нужны немалые средства.
Понимая, что в данном случае без посторонней помощи никак не обострись, настоятель, отец Виталий, совместно с приходом обратился за поддержкой в благотворительный фонд «Мои друзья», где открыли сбор.
Если вы хотите присоединиться к помощи Ильинскому храму, что находится в городе Костроме, на улице Дачной, переходите на сайт фонда: Мои друзья.орг. Ваш вклад станет кирпичиком в стенах возрождающейся святыни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«4-е воскресенье по Пятидесятнице». Священник Стахий Колотвин

о. Стахий Колотвин
В нашей студии был клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Рим.6:18-23) и Евангельского (Мф.8:5-13) чтений в четвертое воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти рождества Иоанна Предтечи, святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица
«На чем основывается семейное счастье?». Протоиерей Федор Бородин

Гостем программы «Семейный час» был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Мы говорили о том, как молодым людям подходить к созданию семьи, почему часто возникают страхи и нерешительность, и как строить семейную жизнь, чтобы она была долгой и счастливой.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Семейный час