Когда у меня родился второй ребёнок, я поняла, что, по меньшей мере, ближайшие лет десять не смогу работать в офисе: соблюдая привычные с девяти утра до шести вечера. Трезво оценивая свои возможности, но одновременно чувствуя в себе внутренний протест вечного трудяги, мне было очень непросто свыкнуться с ролью домохозяйки. И, наверное поэтому, Господь очень скоро послал мне один телефонный разговор, после которого я с радостью вписалась в стройные ряды фрилансеров.
Уже к полутора годам сынишки у меня была стабильная работа, которая мне нравилась, и при этом я могла свободно лавировать между графиками, отпусками и дедлайнами. Через какое-то время стали поступать сторонние заказы. Потом ещё и ещё. Всё это приносило дополнительный доход в семью. Я очень гордилась собой: при деле, помогаю мужу, могу не брать у него лишний раз деньги на какие-то свои расходы.
Времени, конечно, фриланс отнимал очень много. Мой ежедневник был исписан заказами и сроками. Разными цветами я отмечала, кому и что должна, к какому числу, в каких количествах. И это – вперемежку с родительскими собраниями, походами по поликлиникам и другими домашними заботами.
Я приходила домой после очередного съёмочного дня – садилась писать статью до поздней ночи. Потом вставала рано утром, чтобы собрать дочь в школу и накормить сына. Если выпадал выходной, с моими детьми сидела мама или свекровь: я – отсыпалась до обеда, чтобы хоть немного собраться с силами, а потом снова уйти с головой в работу.
Надо ли говорить, что очень скоро от такого ненормированного графика, от объёма работ и от незнания чувства меры, я истощила свои физические и моральные ресурсы настолько, что однажды, здорово сорвав какие-то сроки по работе, я свалилась на несколько дней с сильнейшей мигренью. Сейчас, когда я вспоминаю тот период, мне понятно: в первую очередь меня тогда подкосила не работа, а угнетающее чувство вины перед детьми, которых я, от усталости, перестала замечать, выполняя свои обязанности мамы без понимания первостепенных чувств любви и радости.
Кое-как справившись с болезнью, мне вспомнился мигом пролетевший год и я спросила себя: и что теперь? Бросать работу и возвращаться в домохозяйки? Это был очень сложный вопрос, тяжёлый для меня выбор. Кто знает радость творчества, тот поймёт эти чувства. Но я не хотела слечь с чем-то ещё более серьёзным. Потерять контроль над собой или работать в ущерб детским потребностям. И тогда, как это часто бывает, я в полной растерянности, со слезами стала молиться: «Господи, подскажи, что же мне делать?».
Через некоторое время переживания улеглись. Я пересмотрела свой график работы, чётко разграничила своё время работы и отдыха. Вошла в ритм. И вот, недавно, под впечатлением от редактируемой биографии писателя Валентина Распутина, я открыла Интернет и кликнула на его первое попавшееся на глаза произведение. Им оказался рассказ «Что передать вороне?». Как открыла – так и не могла оторваться. В этом рассказе Господь спрятал для меня ответ на мой недавно заданный Ему вопрос.
Распутин в этой книге описывает эпизод из жизни писателя, который долго мучается угрызениями совести, потому что не может быть рядом со своей дочерью. Он торопится дописать какое-то произведение. Но дело не спорится, вдохновение не идёт. В конце к этому писателю приходит сообщение, что его дочка лежит с температурой.
Я закрыла книгу и заплакала: «Господи, спасибо Тебе за то, что в моём рассказе заболела я сама. Ведь… когда болеют дети, всё остальное уже не имеет никакого значения».
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 120 зач., XVI, 1-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Одна из глубоких истин, которую сообщило людям христианство, заключается в том, что Бог — это любовь, которая не может оставаться в стороне, видя страдания человека. А потому Бог любит нас не издалека. Он действует. Он идёт на крест. К подобной любви Христос призывает и Своих учеников. Как же сформировать любовь в самом себе и в окружающих людях? Замечательный способ нам предлагает отрывок из 16-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 16.
1 Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской.
2 Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому.
3 Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе
4 (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь.
5 Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа.
6 Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас.
7 Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.
8 Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе.
9 Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне.
10 Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова.
11 Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе.
12 Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.
13 Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою.
14 Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев.
15 Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.
16 Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.
Ещё древнегреческие мудрецы заметили, что любовь и ненависть можно целенаправленно взращивать как в самом себе, так и в окружающих людях. Античная риторика утверждала, что эта работа начинается уже на уровне нашего повседневного общения. Иначе говоря, любовь и ненависть можно формировать словом. И ораторы Древней Греции и Рима досконально изучали, как это можно сделать технически.
Так, например, если интонация моей речи тороплива и монотонна, если я излагаю материал на птичьем, непонятном для слушателей языке, если мои истории полны логических нестыковок и противоречий, если я говорю больше или меньше, чем от меня ожидают, не к месту и не ко времени, если в моей речи много сухой теории, сумбур, мало примеров, если она вызывает неприятные ассоциации, если я слишком назойлив в своих поучениях, или, напротив, сваливаюсь с ними на голову слушателям один раз в год — во всех этих случаях всё, что я говорю, вызывает негатив вплоть до ненависти и отвращения. Причём не любить будут не только меня. Слушатели невольно будут испытывать неприязнь и к тому предмету, о котором я говорю.
Апостол Павел получил замечательное классическое образование. Он прекрасно владел ораторским искусством. А потому избегал этих ошибок в деле проповеди Евангелия. Он знал, как именно при помощи слова формировать в людях верные чувства и эмоции. И прозвучавший отрывок — яркий тому пример. Павел поимённо перечисляет ключевых участников Римской общины. Причём не только называет их имена, но и сопровождает каждое имя каким-то тёплым комментарием. Чтобы никто не почувствовал себя обделённым. Чтобы каждый ощутил ту заботу, которой пронизано это краткое письмо.
Подобная речевая стратегия сама по себе очень эффективна. Она открывала людей апостолу. Более того, в самой общине это создавало атмосферу доверия и взаимопонимания. Слово Павла помогало людям ощущать себя братьями и сёстрами. Будучи внимательным к тому, как и что он говорит, апостол показывал, какой должна быть норма внутрицерковных отношений. Это братство, семья, в которой люди призваны быть открытыми друг ко другу, в которой не может быть места для подозрительности, соперничества или превозношения. Но самое главное — Бог скреплял это слово Павла Своей благодатью. Он видел усердие Своего апостола, видел, как он старается даже в своей речи быть работником Его Евангелия, и давал этим человеческим словам нечеловеческую силу.
Это пример и для каждого из нас. Не стоит недооценивать то, что мы делаем своим словом. Всё то, что мы говорим, понуждая себя проявить любовь и заботу к ближним, хорошо уже само по себе. Уже само по себе такое слово несёт тепло и объединяет. Если же всё это мы произносим с мыслью послужить людям ради Христа, наши слова приобретают силу свыше. Дух Божий действует через них. И нам самим, и тем, к кому мы обращаемся, Он приносит великое утешение и тихую радость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религиозная философия К.Н. Леонтьева». Юрий Пущаев

У нас в студии был старший научный сотрудник философского факультета МГУ Юрий Пущаев.
Разговор шел об известном религиозном мыслителе 19го века — Константине Леонтьеве, в частности о его размышлениях о том, что такое «страх Божий» и чем, по его мнению, опасно так называемое «розовое христианство».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Первая беседа с заведующим кафедрой философии и религиоведения Свято-Тихоновского университета Константином Антоновым была посвящена Алексею Хомякову и Ивану Киреевскому;
Вторая беседа с доцентом философского факультета МГУ Борисом Межуевым шла о Федоре Михайловиче Достоевском, как о религиозном мыслителе;
Третья беседа с деканом философского факультета МГУ Алексеем Козыревым была посвящена известному религиозному мыслителю Владимиру Соловьеву.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вера и дело». Мирослава Сергеенко

Гостьей рубрики «Вера и дело» была учредитель и президент благотворительного фонда «Онкологика» Мирослава Сергеенко.
Наша гостья рассказала о том, как сама прошла через борьбу с тяжелой болезнью, и как сейчас строит работу фонда, чтобы оказываемая помощь была наиболее эффективна и полезна.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело