Курс рубля заметно упал, и никто толком не знает, что с ним будет дальше. После долгих лет стабильности, к которой мы уже успели привыкнуть, это неприятно — люди вынуждены менять свои планы, кто-то должен отказаться от поездки за границу, кто-то — от давно намечавшейся покупки, а кому-то, увы, придется платить дороже за импортные лекарства. Почему это так с точки зрения политики и экономики, я не берусь говорить. Хочется посмотреть на происходящее с другой стороны — так, как на общественные неприятности люди смотрели раньше, когда они видели во всем происходящем промысел Божий. Промысел ведь никуда не делся — просто в наше время люди думают о нем гораздо меньше. Для чего нам попущено это несмертельное, но неприятное падение достатка? И как нам на него реагировать? Если это звонок, то о чем он — не в экономическом, а духовном смысле — предупреждает?
За прошедшие двадцать лет большинство из нас стали жить лучше. Мы работали и чего-то добились, привыкли к относительному комфорту — и вот происходит что-то, что этот уровень комфорта заметно снижает.
И это что-то абсолютно вне нашей власти — экономисты говорят какую-то заумь, но, судя потому, как сильно они расходятся во мнениях и прогнозах, они и сами не понимают. Оказывается, мы можем утратить наш достаток, довольно быстро и непонятно почему. Жизнь оказывается довольно непредсказуемой штукой.
Можно по-разному на это реагировать — можно искать виноватых, ныть и ругаться. А можно поблагодарить Промысел за то, что нас слегка, осторожно, можно сказать, нежно, тряхнули, чтобы пробудить. Да, жизнь непредсказуема. Человек может получить прекрасный урожай, запланировать новые житницы, и в ту же ночь умереть. Он может собрать себе сокровища на земле — а моль и ржа, или, в нашем случае, падение курса, их истребить, или биржевые спекулянты подкопать и украсть. Мы лишимся всего, что заготовили — да в конце концов, неизбежно лишимся, «в гробу карманов нет», мы ничего не возьмем с собой на тот свет.
А это значит, что мы должны найти цель, смысл и утешение в чем-то другом. Реклама долго и старательно внушала нам, что счастье — в потреблении. В самой последней модели смартфона или модной одежде или еще чем-то, что мы можем себе позволить — хотя бы в кредит. И вот потребление нам придется несколько сократить. И поискать счастья где-то еще.
Где? Что действительно делает людей счастливыми? Психологи в разных странах проводили исследования, чтобы понять это — и пришли к выводу, на что уровень счастья людей их достаток влияет мало. Голод, конечно, влияет — но те, кто имеет пищу и одежду, не несчастнее тех, кто имеет яхты и заводы. Вот что влияет — это отношения. Отношения с другими людьми — семейные люди счастливее одиноких, люди, у которых есть друзья, счастливее тех, у кого их нет. И отношения с Богом — люди, которые регулярно посещают богослужения, счастливее тех, кто не ходит в Церковь.
И Бог мягко подталкивает нас к нашему подлинному счастью — которое мы можем обрести в служении Ему и ближним. В том, чтобы употребить оставшиеся у нас средства не на новый смартфон, а на помощь другим людям, которые оказались в более трудном положении, чем мы. Нам повелено собирать сокровища на небе — а если мы решимся на это, Бог благословит и наши земные труды.
Праздник «Целования» на Святой земле
Святая земля производит на каждого приезжающего туда человека неизгладимое впечатление. А как же иначе? Ведь именно Палестину избрал для Своего воплощения Сын Божий Иисус Христос, чтобы жить здесь и проповедовать. Святая земля с центром в Иерусалиме связана исторически также со многими святыми личностями из библейского повествования. Например, Горненский женский монастырь расположен в селении Эйн-Карем рядом с тем местом, где по преданию произошла встреча Пресвятой Девы Марии с Ее двоюродной сестрой — святой Елисаветой.
Данная встреча описывается в Евангелии от Луки. После того, как Деве Марии явился Архангел Гавриил и возвестил Ей, что она станет Матерью Богочеловека Иисуса Христа, Пресвятая Дева отправилась в дом к Своей родственнице — Елисавете. Ведь в качестве доказательства истинности пророчества Архангел указал, что престарелая Елисавета беременна и скоро родит первенца — пророка Иоанна Крестителя. Богородица поспешила в дом двоюродной сестры, чтобы Самой убедиться в случившемся. Мария и Елисавета, встретившись, в знак приветствия поцеловали друг друга. В этот момент первенец Елисаветы радостно взыграл в ее чреве.
Рядом с местом, где стоял дом Елисаветы, и был построен Горненский монастырь. Обитель основал начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) в 1869 году. В 1883 году отец Антонин установил праздник «Целования», во время которого вспоминается встреча Девы Марии и святой Елисаветы. Он также составил для богослужения праздника Целования особые песнопения, которые исполняются и сегодня.
Праздник Целования ежегодно совершается 12 апреля. Исключение делается лишь в том случае, если 12 апреля попадает на Страстную седмицу, неделю перед Пасхой, во время которой Церковь молитвенно вспоминает страдания и смерть Иисуса Христа. В этом случае праздник Целования переносится на четверг после Пасхи.
Праздник Целования начинается в Троицком храме Русской духовной миссии. Там служится молебен, по окончании которого начинается крестный ход — его участники направляются в Горненский монастырь. Во главе крестного хода по традиции несут чтимую икону Благовещения. У колодца в селении Эйн-Карем, рядом с которым расположена обитель, крестный ход встречают монахини Горненской обители. По преданию из колодца Эйн-Карема Дева Мария брала воду, пока гостила у Елисаветы.
На дорогу от колодца до Казанского собора, главного храма Горненской обители, монахини предварительно выкладывают цветы в знак своего почтения перед иконой Благовещения. В Казанском соборе икону ставят на специальную подставку, украшенную длинным покровом на манер монашеской мантии. Рядом с иконой ставят игуменский жезл — символ управления монастырем. Икона Благовещения находится в Горней обители три месяца, до праздника Рождества святого Иоанна Предтечи — именно столько гостила Пречистая Дева у своей родственницы Елисаветы. Монахини верят, что в течение этих трех месяцев, пока икона находится в Горненской обители, сама Пресвятая Дева является здесь игуменией.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди