Фридрих Артурович Цандер — автор проекта полномасштабного ракетного двигателя «ОР-1», впервые поднявшего в воздух ракету в 1933 году. В 1926 году Фридрих Артурович стал сотрудником центрального конструкторского бюро Авиационного треста, где вместе со своим коллегой, Сергеем Королевым, начал вести работу над первым советским ракетным двигателем.
С детства зачитываясь приключенческими историями, он представлял себя в космическом пространстве, а в 1889 году поступил в техническое училище, где его уверенность в возможность покорения человеком космоса только укрепилась. Когда в Польше открылось Общество воздухоплавания, Фридрих Артурович стал его самым активным участником. Именно тогда он завел свою знаменитую тетрадь «Космические корабли», которую до сих пор не могут расшифровать до конца.
Фридрих Артурович был невероятно трудолюбивым человеком и посвятил свою жизнь служению науке. Как о нем вспоминал конструктор Виктор Андреев и труды каких известных людей вдохновляли Фридриха Артуровича?

Мальчик стоял у окна и смотрел в тёмное вечернее небо. Там, высоко, мерцали звёзды. Папа рассказывал ему, что на самом деле они огромные — как Солнце. Просто находятся очень-очень далёко. Человеку никогда не преодолеть такого расстояния. Даже до ближайшего к Земле небесного тела — Луны — никак не добраться... «Я был так огорчён, когда в детстве мне сказали, что до звёзд и Луны невозможно долететь, что даже заплакал», — вспоминал Фридрих Артурович Цандер, учёный, изобретатель, пионер исследования космоса и ракетной техники.
Мальчишкой он до дыр зачитывал роман Жюля Верна с длинным и захватывающим названием «С Земли на Луну прямым путём за 97 часов и 20 минут». И представлял себя летящим среди звёзд в космическом корабле. Тогда, в конце 19 века, и аэропланы-то были в диковинку. А Фридрих донимал родных и друзей рассказами о том, что скоро люди полетят на Луну. И рисовал похожие на длинные свечи крылатые летательные аппараты. Отец рассудил: парню самое место в техническом училище. Туда и поступил Цандер в 1889 году. Семья тогда жила в Риге. Фридрих Артурович рассказывал, что там впервые познакомился с работами Константина Циолковского. Они ещё больше вселили в него уверенность, что покорение космоса — не сказка, а реальность не такого уж далёкого будущего. Приблизить его было заветной мечтой Цандера.
Высшее образование он получил в Польше, на машиностроительном факультете Высшего технического училища города Гданьска. Когда там открылось Общество воздухоплавания, Цандер стал самым активным его участником. Пока все остальные с восторгом обсуждали дирижабли, Фридрих на полном серьёзе утверждал: в небо способны подняться аппараты тяжелее воздуха. Да что там в небо — в космическое пространство! Именно тогда Цандер завёл тетрадь, которую озаглавил «Космические корабли». Он записывал свои идеи, делал математические расчёты. Даже рассчитал траекторию полёта межпланетного корабля с Земли на Марс! Однако из осторожности Фридрих зашифровывал свои записи. Да так тщательно, что информацию из этой уникальной тетради до сих пор не могут полностью расшифровать.
В 1915 году Цандер переехал в Москву. Там и встретил Октябрьскую революцию. Пока другие ходили по улицам с красными флагами, Фридрих Артурович разрабатывал идею ракетного двигателя на жидком кислороде. Она легла в основу проекта космоплана, который Фридрих Артурович представил на авиационной выставке в 1920 году. Конечно, это был всего лишь макет. Однако впечатление он производил сильное и получил немало положительных отзывов. Воодушевлённый инженер подал в Комитет по изобретениям авторскую заявку на строительство межпланетного корабля. Однако комиссия сочла проект невыполнимым, и Цандеру отказала. Безусловно, своей гениальной научной мыслью он намного опережал время.
В 1926 году Фридрих Артурович устроился на работу в Центральное конструкторское бюро Авиационного треста. Там он познакомился с Сергеем Королёвым. Вместе учёные начали работу над первым советским ракетным двигателем. Здесь и пригодились прежние разработки Цандера. Полистав свою зашифрованную тетрадь, на основе обычного паяльника он собрал миниатюрную работающую модель ракетного двигателя, способную поднять груз весом до 5 килограммов.
Коллеги Цандера вспоминали, что он трудился без преувеличения круглыми сутками и часто попросту терял счёт времени. Конструктор Виктор Андреев рассказывал, как однажды утром пришёл в лабораторию пораньше. Цандер сидел за своим столом и что-то писал. Услышав шаги, поднял голову, оглядел пустой кабинет и удивлённо спросил: «А что, рабочий день разве уже закончился?».
Полномасштабный ракетный двигатель «ОР-1», собранный по проекту Фридриха Цандера, впервые поднял в воздух ракету в 1933 году. Самого изобретателя к тому моменту, увы, уже не было в живых. Цандер заразился тифом. На фоне общего переутомления от работы учёный не смог побороть болезнь. Всю свою жизнь он отдал служению науке и Отечеству. Имя Фридриха Артуровича Цандера сегодня носит одна из московских улиц неподалёку от Звёздного бульвара.
Все выпуски программы Жизнь как служение
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. Об ожесточении сердец

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников».
Об ожесточении сердец — священник Родион Петриков.
Ожесточение — это не только исторический факт об Израиле. Это трагическая реальность и нашего современного мира.
В чём же его глубокая причина с точки зрения православия? Святые отцы однозначно говорят, что корень ожесточения человека — в его свободной воле, когда человек отворачивается от Бога. Это не Божья кара, а последствия упорства во грехе гордыни, нежелания смириться перед истиной.
Святитель Феофан Затворник писал так: «Сердце, долго сопротивляющееся благодати, может стать подобно окаменелому и нечувствительному». Ожесточение — это когда сама душа возводит стену между собою и Богом.
Лекарство же здесь одно — это покаяние. Бог никогда не оставляет человека, чьё сердце хотя бы чуть-чуть открыто. Он ждёт, как ждал обращения гонителя Савла, ставшего апостолом Павлом.
Поэтому, видя ожесточение в мире и, увы, порой и в собственной душе, будем каяться и молиться о даровании сердца, чуткого к Богу и милосердного к ближним, доверимся премудрому промыслу.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. О творчестве Павла Федотова

Сегодня 4 июля. В это день в 1815 году родился русский художник Павел Федотов.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Павла Андреевича Федотова называли Гоголем русской живописи. Этот талантливый художник-самоучка стал основоположником жанра, который не имел широкого хождения в России, а именно бытовой картины и сатирического рисунка.
Первым произведением, которое принесло ему широкую известность, стала картина «Свежий кавалер». А после были созданы картины, знакомые почти каждому, кто любит русское искусство:«Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!», «Игроки» — это подлинные шедевры русской живописи XIX века.
Не имея специального художественного образования, Павел Федотов удостоился звания академика живописи. К сожалению, жизнь художника была короткой. Он умер в 1852 году в возрасте всего 37 лет.
Несмотря на это, Павел Федотов оставил значительный след в истории отечественного искусства, став предтечей критического реализма в русской живописи и вдохновив творчество таких художников, как Василий Перов и Илья Репин.
Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».
Все выпуски программы Актуальная тема